Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 19. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества 4 страница




В примечании к ст. 275 УК РФ предусматривается специальный случай освобождения от уголовной ответственности. Нужно назвать условия такого освобождения.

Понятие шпионажа раскрывается в ст. 276 УК РФ. Нужно воспроизвести его при ответе, сказать о двух формах преступной деятельности, различаемых законом по предмету преступления, назвать конкретные действия, образующие понятие шпионажа, и назвать адресатов, в пользу которых совершается преступление. Особое внимание должно быть обращено на предмет преступления и на характеристику субъекта. Предметом преступления могут быть не только сведения, составляющие государственную тайну, но и любые иные сведения, если они передаются или собираются по заданию иностранной разведки для использования их в ущерб внешней безопасности РФ. Субъектами данного преступления являются иностранный гражданин или лицо без гражданства. Нужно также сказать о том, что положение об освобождении от уголовной ответственности, о котором говорится в примечании к ст. 275 УК РФ, распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших шпионаж.

При рассмотрении признаков состава посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, предусмотренного ст. 277 УК РФ, следует иметь в виду, что данная статья предполагает ответственность как за убийство, так и за покушение на убийство. В обоих случаях данный состав преступления будет являться оконченным

Из ст. 105 УК РФ рассматриваемый состав выделен в самостоятельный в связи с тем, что при его совершении посягательство происходит, в первую очередь, на основы конституционного строя. Жизнь человека является в данном составе преступления дополнительным объектом посягательства. Для уяснения понятия «государственный деятель» необходимо обратиться Закону о системе государственной службы Российской Федерации и Закону о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Непосредственным объектом диверсии является экономическая безопасность государства. Следует пояснить, что экономическая безопасность, о которой речь идет в ст. 281 УК РФ, является составной частью государственной безопасности в целом, понятие которой раскрывается в Законе о безопасности. Анализируя признаки объективной стороны диверсии, нужно указать, что диверсия совершается активными действиями, которые могут привести к разрушению или повреждению жизненно важных материальных ценностей. Необходимо подчеркнуть цель совершения данного преступления - подрыв экономической безопасности и обороноспособности РФ. Нужно дать отличие диверсии от сходных преступлений, предусмотренных ст. 167 и 205 УК РФ.

Рассматривая проблемы квалификации возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства, важно понять содержание признаков данного состава (в частности, понятие вражды, розни, социальной группы, публичности), а также обратить особое внимание на необходимость отграничения этого преступления от оскорбления, призывов к осуществлению экстремисткой деятельности, от стадии приготовления к насильственным экстремистским преступлениям против личности и оконченных насильственных преступлений. При анализе проблем уголовно-правовой борьбы с экстремизмом важно ознакомиться с антиэкстремистским законодательством в части определения основных понятий и направлений деятельности государства по предупреждению экстремизма. Далее следует изучить признаки преступлений, предусмотренных ст. 280, 282.1, 282.2 УК РФ, опираясь при этом на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». Надо уметь отграничивать экстремистское общество от экстремисткой организации, их вместе от преступного сообщества; различать преступления, предусмотренные ст. 280 и ст. 205.2 УК РФ; важно понять, что преступлением экстремисткой направленности согласно УК РФ может быть признано практически любое посягательство.

Раскрывая признаки преступлений, предусмотренных ст. 283 и 284 УК РФ следует дать понятие отношений по сохранности государственной тайны. При характеристике признаков объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ, следует сказать о том, что способы разглашения государственной тайны могут быть различными (назвать их), но общим для всех является то, что сведения, составляющие государственную тайну, становятся достоянием других лиц, т.е. государственная тайна перестает быть тайной. При характеристике субъективной стороны нужно сказать, чем данное преступление отличается от государственной измены в форме выдачи государственной тайны. Особо следует выделить признаки субъекта преступления.

Характеризуя признаки преступления, предусмотренного ст. 284 УК РФ, нужно подчеркнуть особенности структуры этого состава. Объективная сторона преступления описана в норме двумя взаимосвязанными действиями (бездействием): нарушение правил обращения с документами или предметами, содержащими государственную тайну, и утратой этих документов или предметов, а также общественно опасными последствиями в виде тяжких последствий. Субъективное отношение лица, имеющего допуск к государственной тайне, к утрате документов или предметов, предполагает только неосторожную вину.

Тема 16. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. При изучении данной темы, студенту следует знать, что объектом преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления выступает совокупность общественных отношений по осуществлению нормальной (т.е. соответствующей закону) деятельности аппарата публичной власти: органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений.

Отличительными признаками преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, являются следующие: а) все они совершаются в связи с осуществлением должностными лицами их полномочий либо с исполнением служебной деятельности иными государственными и муниципальными служащими, т.е. с исполнением или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей либо путем противодействия их осуществлению; б) они совершаются вопреки интересам службы, т.е. в ущерб интересам нормального функционирования аппарата публичной власти, государственной или муниципальной службы; в) они влекут существенное нарушение прав или законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства либо создают реальную угрозу такого нарушения; г) они совершаются специальным субъектом, за исключением ст. 291 УК РФ, ответственность по которой могут нести любые лица.

Вопрос о субъекте преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является наиболее важным и сложным для характеристики данной группы преступлений. Субъектом подавляющего большинства рассматриваемых преступлений может быть только должностное лицо. В четырех составах преступления (ст. 285, 286, 287 и 290 УК РФ) квалифицирующим признаком является совершение соответствующих деяний лицами, занимающими государственные должности РФ или государственные должности субъектов РФ, а также главой органа местного самоуправления (кроме ст. 287 УК РФ). Все эти лица являются должностными, но они занимают особо ответственное должностное положение.

Понятие должностного лица приведено в примечании 1 ст. 285 УК РФ и относится к нормам, включенным в главу 30 УК РФ. Для квалифицирующего признака должностного лица необходимо, чтобы оно временно или постоянно или по специальному полномочию осуществляло функции представителя власти либо выполняло административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции. Кроме того, закон связывает наличие должностного лица с определенным органом или учреждением, где субъект занимает соответствующую должность. Понятие представителя власти раскрывается в примечании к ст. 318 УК РФ.

Студентам следует усвоить категории должностных лиц в зависимости от уровня занимаемых ими должностей. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к категории должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 УК РФ только в случаях специально предусмотренных соответствующими статьями.

Должностное лицо необходимо отличать от лиц, выполняющих сходные функции. В частности, это касается лиц, выполняющих управленческие или иные функции в коммерческих или иных организациях (см. примечание 1-3 к ст. 201 УК РФ).

Понятие должностного лица употребляется и в нормах других глав УК РФ (например, ст. 140, 149, 304 УК РФ). Поэтому следует учесть, что понятие, приведенное в примечании 1 ст. 285 УК РФ распространяется и на эти случаи.

Для более глубокого уяснения понятия должностное лицо целесообразно обратиться к постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 от 16 октября 2009 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». Злоупотребление должностными полномочиями характеризуется тем, что должностное лицо совершает формально правомерные, находящиеся в границах его компетенции действия (или бездействует), которые направлены против интересов службы, им противоречат, не обоснованы и не вызываются необходимостью. Побудительной причиной к такому поведению выступают специальные мотивы - корыстная или иная личная заинтересованность. Должностное злоупотребление причиняет общественно опасные последствия, описываемые в законе с использованием оценочных признаков. Идентично последствия описываются в ст. 286 УК РФ, весьма схоже - в ст. 288 УК РФ.

Требуется понять отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления ими. Злоупотребление должностными полномочиями необходимо отграничивать от хищений, совершенных с использованием служебного положения. Основным критерием разграничения здесь будет являться то обстоятельство, что при злоупотреблении должностными полномочиями не происходит неправомерного безвозмездного изъятия чужого имущества.

Норма, устанавливающая ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ) включена в УК РФ впервые. Изучая этот состав преступления, следует обратить внимание на такой квалифицирующий признак, как тяжкие последствия. Этот признак не раскрывается в законе. Он является оценочным. В каждом конкретном случае следственные или судебные органы должны установить наличие или отсутствие тяжких последствий.

Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, других предприятий, учреждений и организаций предоставлять информацию Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Счетной палате РФ установлена в соответствующих законодательных актах.

Изучая объективные и субъективные признаки незаконного участия в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), целесообразно знать, что служащим государственного аппарата, в том числе должностным лицам, запрещено выполнять иную оплачиваемую работу в других учреждениях на условиях совместительства за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

В случае если незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности не было связано с предоставлением какой-либо организации льгот, преимуществ или покровительством в иной форме, в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 289 УК РФ.

При изучении нормы об ответственности за получение взятки (ст. 290 УК РФ), студенту следует учесть, что взяточничество самый опасный вид преступления из числа предусмотренных данной главой, представляющий собой наиболее острую и весьма распространенную форму коррупции. Анализируя данный состав преступления, нужно иметь в виду, что:

а) по общему правилу привлечение к уголовной ответственности одного лица за получение взятки немыслимо без обвинения другого лица в ее даче. Исключения из этого правила предусмотрены в примечании к ст. 291 УК РФ;

б) взяткой может считаться лишь такое предоставление в пользу должностного лица, которое имеет имущественную природу (например, передача ценных, бумаг или бесплатный ремонт автомобиля);

в) в составах получения и дачи взятки необходимым признаком является связь между фактом ее вручения и ответным поведением должностного лица, осуществляемого с использованием занимаемого служебного положения в широком смысле слова. Разновидности служебного поведения, которое обеспечивается (обусловливается) взяткой, предусмотрены в ч. 1 и 2 ст. 290 УК РФ и истолкованы в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Для признания дачи и получения взятки оконченными преступлениями вовсе не требуется фактического совершения этих действий (бездействия);

г) если должностное лицо за взятку совершает какое-либо преступление, содеянное им следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 290 УК РФ и соответствующей статьей Особенной части (например, ст. 299, 300 УК РФ);

д) вымогательством взятки (п. «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ) признается не любое требование ее дачи под угрозой совершения действий (бездействия) по службе, а только то, которое подкрепляется угрозой нарушить именно законные интересы потерпевшего.

Посредничеством во взяточничестве является непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере (ст. 291.1 УК РФ).

Изучая служебный подлог (ст. 292 УК РФ), целесообразно обратить внимание на предмет преступления. Им могут служить только официальные документы, то есть документы, представляемые или издаваемые федеральными органами государственной власти или государственного управления, органами власти и управления субъектов Федерации, органами местного самоуправления, иными государственными или муниципальными учреждениями. Аналогичные документы коммерческих или некоммерческих организаций предметом данного преступления не являются.

Наличие состава преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, обусловлено, наряду с другими обстоятельствами тем, что должностное лицо не исполняет или ненадлежаще исполняет свои обязанности. Сами обязанности в законе не указаны. Они устанавливаются ведомственными нормативными правовыми актами, приказами, трудовыми соглашениями. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо обращение к этим подзаконным актам с тем, чтобы установить имело ли место неисполнение обязанностей и каких именно.

Тема 17. Преступления против правосудия. Осуществление правосудия является важнейшим атрибутом государственного суверенитета. В современных демократических государствах правосудие функционирует независимо от законодательной и исполнительной властей и имеет строго очерченную в конструкции и специальных законах компетенцию.

Ст. 118 Конституции РФ устанавливает, что правосудие осуществляется только судом. Однако в систему органов, участвующих в уголовном процессе, входят и другие органы. К ним относятся органы полиции, прокуратуры, службы безопасности, таможни, органы, исполняющие наказание и другие. Все правоприменительные органы в совокупности образуют систему, позволяющую отправлять правосудие. Поэтому нормы главы 31 УК РФ устанавливают уголовную ответственность за посягательства на нормальную деятельность всех перечисленных органов. Понятие правосудия в главе 31 УК РФ употребляется в широком плане. Кроме того, необходимо учесть то обстоятельство, что правосудие отправляется различными судебными органами: конституционными, арбитражными, административными, гражданского и уголовного судопроизводства. Уголовно-правовой защите подлежит нормальная деятельность каждого из них.

При изучении данной темы студенту следует знать, что объектом преступлений против правосудия выступает правосудие, которое представляет собой деятельность суда, а также деятельность органов, способствующих осуществлению правосудия - прокуратуры, предварительного расследования, органов и учреждений, исполняющих вступившие в законную силу приговоры и решения. Непосредственным объектом отдельных преступлений против правосудия является нормальная деятельность суда, а также органов и лип, способствующих осуществлению правосудия. Дополнительныйнепосредственный объект имеется в ряде преступлений: например, жизнь судьи, лиц, участвующих в отправлении правосудия, прокурора, следователя, их близких (ст. 295 УК РФ), честь и достоинство судьи, участников судебного разбирательства и лиц, участвующих в отправлении правосудия (ст. 297 УК РФ) и др.

Следует учесть, что большинство составов преступлений против правосудия в качестве обязательного признака предусматривают потерпевшего(ст. 295-297, 302, 311 УК РФ).

Многие преступления против правосудия совершаются путем действия (ст. 294-313, 316 УК РФ). Объективная сторона трех составов преступлений характеризуется бездействием: уклонение от отбывания лишения свободы, уклонение от административного надзора, неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 314, 314.1, 315 УК РФ).

Исключительно все составы преступлений против правосудия являются формальными.

Необходимо исходить из того, что рассматриваемые преступления являются умышленными. Субъективная сторона некоторых составов преступлений против правосудия включает в себя цель воспрепятствовать законной деятельности по осуществлению правосудия или мотив мести за такую деятельность (ст. 294, 295 УК РФ).

Следует уяснить, что преступления против правосудия могут совершаться работниками правосудия (ст. 299, 300, 301, 302, ч. 2 ст. 303, 305 УК РФ), лицами, к которым применены меры правового принуждения (ст. 313, 314, 314.1 УК РФ), лицами, нарушающими или не выполняющими общегражданские обязанности содействовать правосудию и не препятствовать его осуществлению (ст. 294-297, ч. 1 и ч 3 ст. 303, 304, 306-312, 315, 316 УК РФ).

Тема 18. Преступления против порядка управления. При изучении данной темы студенту следует знать, что родовым объектом преступлений, предусмотренных гл. 32 УК РФ, является нормальная деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления, т.е. отношения, возникающие между органами управления и гражданами по поводу осуществления первыми властных полномочий в отношении граждан, а вторыми - исполнения обязательных требований и соблюдения правопорядка.

Глава 32 УК - начинается с самого опасного преступления - посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких - ст. 317 УК РФ.

К сотрудникам правоохранительных органов относятся сотрудники органов внутренних дел, службы безопасности, государственной охраны, прокуратуры и другие категории лиц. С целью получения полного перечня лиц, относящихся к категории сотрудников правоохранительных органов студентам следует обратиться к содержанию Федерального закона 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». К числу военнослужащих относятся граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу (Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Под посягательством на жизнь следует понимать убийство или покушение на убийство. Так как убийство или покушение на убийство указанных в ст. 317 УК лиц по субъективной стороне выделено в самостоятельный состав преступления, оно в соответствии с ч. 3 ст. 17 УК РФ не требует дополнительной квалификации по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Не требуется также делать ссылку при квалификации покушения на убийство названных лиц на ч. 3 ст. 30 УК РФ, учитывая, что покушение на убийство предусмотрено ст. 317 УК РФ как оконченное преступление. В том числе и в этом, а не только в более суровой санкции по сравнению с санкцией ч. 2 ст. 105 УК РФпроявляется усиление ответственности за посягательство на жизнь указанных в ст. 317 УК РФ лиц. Поскольку покушение на убийство в указанном случае является оконченным преступлением, то на него при назначении наказания не распространяются ограничения, предусмотренные ч. 3 и 4 ст. 66 УК РФ. Необходимо обратить особое внимание на субъективную сторону преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, учитывая, что вопрос о виде умысла, с которым совершается преступление, решается в литературе различно. Покушение на убийство может быть совершено только с прямым умыслом, оконченное убийство - как с прямым, так и с косвенным.

При изучении состава преступления, предусмотренного ст. 321 УК РФ, необходимо вспомнить о понятии места лишения свободы, места содержания под стражей. Для этого необходимо обратиться к УИК РФ. При анализе данного состава преступления надо обратить внимание на то, что преступление является двухобъектным: основной объект - нормальная деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, дополнительный - личность.

Понятие сотрудника места лишения свободы определено в Законе РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». О лицах, относящихся к сотрудникам места содержания под стражей, говорится в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Их правовой статус студенты должны знать.

Анализируя составы преступлений, посягающих на неприкосновенность Государственной границы РФ (ст. 322, 323 УК РФ), следует иметь в виду, что они совершаются только с прямым умыслом, а для состава преступления, предусмотренного ст. 323 УК РФ, обязательна и цель - противоправное изменение Государственной границы РФ. Если же лицо не знает, что пересекает Государственную границу РФ, например, из-за отказа соответствующих приборов, установленных на судне, то в его действиях нет и состава преступления, предусмотренного ст. 322 УК РФ. Нет ответственности по данной норме и при наличии оснований, указанных в примечании к ней, или когда пересечение границы было вынужденным, в условиях крайней необходимости.

Изучение составов преступлений, предусмотренных ст. 322, 323 УК, требует обращения к Закону РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями.

Изучая признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 324 и ст. 325 УК РФ - приобретение или сбыт официальных документов или государственных наград, студентам следует уяснить понятие документа. Определение документа дано в Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».

В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Детально вопросы несения военной службы регламентируются Законом о воинской обязанности и военной службе и Законом об альтернативной гражданской службе. Данные обстоятельства следует учесть при изучении такого преступления как уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ). Необходимо также помнить, что субъект этого преступления является специальным. Им может быть только лицо, достигшее 18 возраста ко дню призыва, гражданин РФ, не имеющий права на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу.

При применении ст. 330 УК РФ надо иметь в виду, что преступным будет такое самоуправное деяние, когда оно совершено: а) вопреки установленному законом или иным нормативным актом порядку; б) правомерность совершения его оспаривается организацией или гражданином (любого государства либо лицом без гражданства); в) его совершением причинен существенный вред.

Тема 19. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества. Раздел XI «Преступления против военной службы» состоит из одной главы 33 УК РФ. В ней сосредоточены преступления, посягающие на порядок прохождения военной службы. В отличие от других разделов и глав Особенной части, в главе 33 УК РФ раскрывается понятие преступлений против военной службы. В соответствии со ст. 331 УК РФ преступлениями против военной службы признаются предусмотренные главой 33 УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершаемые военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения военных сборов.

Таким образом, следует обратить внимание на то, что воинские преступления отличает специфичность объекта посягательства и субъекта преступления. Диспозиции норм этой главы УК РФ предусматривают деяния, характерные для преступлений против военной службы. Военнослужащими могут быть совершены любые преступления. Однако в этом случае они не будут отнесены к числу воинских преступлений, а действия виновных будут квалифицированы по другим статьям УК РФ.

При изучении уголовно-правовых норм главы 33 УК РФ студентам следует обращаться к ряду законодательных актов, регламентирующих отношения в сфере военной службы. В частности, необходимо изучить положения Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» и др.

Рекомендуется обратить внимание на то, что объективная сторона преступлений против военной службы характеризуется теми же признаками, которые присущи общеуголовным преступлениям, т.е. они могут совершаться как путем действия (например, насильственные действия в отношении начальника - ст. 334 УК РФ), так и путем бездействия (нарушение правил кораблевождения - ст. 352 УК РФ). Составы воинских преступлений сформулированы или как формальные (ст. 338 УК РФ), или как материальные (ст. 334 УК РФ), или как формально-материальные (ст. 341 УК РФ).

При изучении преступлений против военной службы студентам следует обратить внимание на разграничение таких преступлений, как самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК РФ) и дезертирство (ст. 338 УК РФ). Их основное отличие заключается в том, что при дезертирстве виновный имеет цель вообще уклониться от военной службы. При самовольном оставлении части такая цель отсутствует. Кроме того, дезертирство будет оконченным преступлением с момента оставления части или места службы, а равно неявки на службу.

Субъектами преступлений против военной службы являются две категории граждан: военнослужащие и военнообязанные граждане, находящиеся в запасе, проходящие военные сборы.

Раздел ХII УК РФ, как и предыдущий, состоит из одной главы. В указанный раздел и главу 34 УК РФ включены преступления, объединенные общим объектом. Объект преступлений против мира и безопасности человечества специфичен по сравнению с объектами других групп преступлений - им являются мир и безопасность человечества.

Эти преступления в своем большинстве имеют огромную общественную опасность. Особенность норм рассматриваемой главы состоит и в том, что многие из них являются продуктом не только национального, но и международного права. Изучение составов преступлений, помещенных в 34 главу УК РФ, потребует от студентов обращения не только к Российскому уголовному законодательству, но и к международным правовым актам.

Преступления против мира и безопасности могут быть разделены на две группы - преступления, посягающие на мир и мирное сосуществование государств (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, применение запрещенных средств и методов ведения войны, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, наемничество) и преступления против безопасности человечества (разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения, геноцид, экоцид).

Анализируя составы конкретных преступлений против мира и безопасности человечества, необходимо уметь раскрыть содержание каждого их элемента (объекта, объективной стороны, субъективной стороны и субъекта). При подготовке к занятиям студенты при изучении составов преступлений данной главы должны изучить те международные договоры, конвенции, соглашения, на основании которых раскрывается сущность того или иного преступления.

При анализе геноцида следует показать его отличие от военных преступлений, обратив внимание на специальную цель, с которой совершается преступление, предусмотренное ст. 357 УК РФ. При характеристике экоцида (ст. 358 УК РФ), нужно уяснить содержание объективной стороны и момент окончания данного преступления.

Проводя анализ наемничества (ст. 359 УК РФ), следует выяснить отличие первых трех форм его совершения от использования наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях. Кроме того, следует обратить внимание на ч. 3 ст. 359 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за действия, совершенные специальным субъектом - наемником.

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

При изучении дисциплины «Уголовное право» особая роль отводится самостоятельной работе студентов. Современный юрист обязан быть подготовлен к самостоятельной профессиональной деятельности, требующей аналитического подхода, в том числе и в нестандартных ситуациях. Именно поэтому студенты в результате обучения должны прежде всего научиться творчеству, умению приобретать имеющиеся и создавать новые знания. Теоретическая база, которую обеспечивает прежде всего самостоятельная творческая работа, является фундаментом, на котором стоит здание правовых знаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.