Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания по подготовке контрольных работ 2 страница




Вариант 1.

1. Г-н Х. в частной беседе с автором Н. подсказал последнему идею и высказал свою концепцию будущего документального фильма. Впоследствии Н., находясь под впечатлением от услышанного, написал сценарий художественного фильма, который был принят публикой с большим успехом. Х. потребовал указать его имя как автора идеи в титрах фильма, в противном случае грозясь обратиться за защитой своих интересов в суд. Обоснованны ли требования Х.?

2. Больница заключила договор подряда со швейной фабрикой на пошив 1000 простыней размером 150см х 220см из материала подрядчика и оплатила стоимость работы. Фабрика пошила простыни размером 140см х 210см, а деньги, полученные от экономии, выдала своим работникам в качестве премии. Больница потребовала от фабрики возмещения разницы в цене работы или пошива для нее полномерных простыней, как это указано в договоре подряда. Подлежит ли удовлетворению требование больницы? На какое требование больницы может согласиться швейная фабрика?

Вариант 2.

1. В сентябре 2005 года Соловьев, выйдя после работы из проходной завода, увидел своего старого друга Маховникова, который предложил подвезти его до дома на собственной автомашине. Соловьев с радостью согласился. Но в пути Маховников не справился с управлением и врезался в столб. Несмотря на то, что Соловьев был пристегнут, он получил телесные повреждения, приведшие к значительной утрате трудоспособности, и вынужден был перейти на другую менее оплачиваемую работу. Но, учитывая дружеские отношения с Маховниковым, претензий в его адрес не заявлял. В мае 2009 года Соловьев поссорился с Маховниковым и предъявил ему иск о возмещении вреда, причиненный его здоровью за все время с момента аварии. Истек ли срок исковой давности?

2. Предприниматель Бульба обязался Струкову выложить своей плиткой ванную комнату. Работа была выполнена в срок. Через три дня несколько плиток отвалились от стен ванной комнаты, упали на кафельный пол и разбились. Одна плитка упала ребром на живот мывшегося в ванне Струкова и поранила его.Струков потребовал от Бульбы безвозмездно исправить дефект работы. Бульба согласился, но потребовал от Струкова оплаты новых плиток взамен разбитых. Струков отказался. Бульба же стоял на своем требовании. Струков подал в суд иск к Бульбе с требованием возврата 50% цены, уплаченной за работу, в связи с ненадлежащим ее исполнением, выразившемся в том, что клеящее вещество наносилось только на центральную часть плитки. Правомерно ли требование Струкова о возврате 50% цены, уплаченной за работу, в связи с ненадлежащим ее исполнением? Было ли правомерным требование Струкова к Бульбе о возмещении вреда здоровью, причиненного отвалившейся плиткой, если бы такое требование было заявлено в судебном иске?

Вариант 3.

1. Серов и Сомов были собственниками (в равных долях) жилого дома. После того как по вине Серова произошел пожар и дом пришлось ремонтировать, отношения между ними ухудшились настолько, что Серов решил продать принадлежавшую ему часть жилого дома и переехать жить в другое место. Через посредника он устно сообщил Сомову о своем намерении с указанием цены, за которую хотел бы продать свою часть дома. Реакции со стороны Сомова не последовало. Через некоторое время на части дома, на которой проживал ранее Серов, появился Андреев и заявил, что он заключил с Серовым договор дарения, по которому последний безвозмездно передал Андрееву принадлежавшую ему часть дома. Сомов обратился в суд с иском о передаче ему части дома, поскольку, по его мнению, он как сособственник имел преимущественное право на ее получение. Решите спор. Изменится ли решение, если бы между Серовым и Андреевым был заключен не договор дарения, а договор мены?

2. В соответствии с договором займа, заключенным между Лосевым и Сытиным, последний получил в долг 50 млн. рублей от Лосева. Для обеспечения возврата долга был заключен договор залога. Предметом залога являлся жилой дом, зарегистрированный в Бюро технической инвентаризации на имя Лосева. Договор залога и договор займа заключены в письменной форме, однако договор залога не был нотариально зарегистрирован. Не получив своевременно сумму долга, Лосев обратился с иском в суд с требованием об обращении взыскания на заложенный дом. В суд поступило заявление от жены Сытина, которая заявила, что дом был построен во время брака и поэтому является совместно нажитым имуществом. Согласия же на залог принадлежащей ей части дома она не давала. Решите спор.

Вариант 4.

1. Славкин, будучи одиноким и онкологическим больным, в письменном договоре пообещал своему старому другу Жванекову подарить дом, который перейдет в собственность одариваемого только после смерти дарителя. Станет ли Жванеков собственником дома после смерти Славкина?

2. Лосев подарил своему родственнику Сидорову дорогие швейцарские часы. Вскоре отношения между родственниками резко ухудшились, и во время очередной ссоры Сидоров грубо оскорбил Лосева, а также нанес телесные повреждения водителю последнего, за что и был осужден к лишению свободы. В отсутствие Сидорова Лосев забрал у него из дома часы, заявив, что отказывается от исполнения договора дарения. Жена Сидорова обратилась в суд с требованием возвратить ей подарок. Решите спор.

Вариант 5.

1. Волкова согласно письменному договору подарила ко дню свадьбы своей племяннице Нефедовой часть своего земельного участка. Та приняла этот дар. Весной выяснилось, что земельный участок сильно заболочен и требует больших денежных затрат для его окультуривания. Денег у Нефедовой не было и она в устной форме отказалась от земельного участка. Каковы юридические последствия такого поступка? Считается ли договор расторгнутым? Как следовало бы оформить расторжение договора дарения?

2. Общество с ограниченной ответственностью обратилось в бюро проката автомобилей при акционерном обществе «Второй таксопарк» и получило в возмездное пользование на 11 месяцев автомобиль «Волга». Через две недели общество передало указанный автомобиль в субаренду своему сотруднику Косолапову. В процессе эксплуатации обнаружилось, что двигатель автомобиля нуждается в капитальном ремонте. Косолапое потребовал от общества произвести капитальный ремонт, а общество решило переложить исполнение соответствующей обязанности на бюро проката. Последнее производить капитальный ремонт отказалось, ссылаясь на то, что арендатор нарушил условия договора проката и сдал автомобиль в субаренду. Кто должен произвести капитальный ремонт автомобиля?

Вариант 6.

1. Сводин подарил внуку Феде искусно инкрустированную старинную гитару, перешедшую ему по наследству от прадеда. Договор был оформлен в письменной форме. Внук принял дар. По истечении некоторого времени Сводин стал замечать, что внук обращается с гитарой неаккуратно, после игры бросает ее куда попало, на замечания не реагирует, а однажды во время встречи Нового года ударил ею своего товарища по голове. Сводин, видя, что такое обращение с реликвией создает угрозу безвозвратной ее утраты, обратился в суд с иском, в котором попросил расторгнуть составленный им с внуком Федей договор и вернуть ему гитару. Какое решение должен вынести суд?

2. В мае Проскуров продал принадлежащий ему мотоцикл Романкову. В ноябре того же года Романков обнаружил, что люлька мотоцикла пришла в состояние полной негодности. Как выяснилось, Проскуров перед продажей заменил люльку на продаваемом мотоцикле на старую, которую тщательно залатал и покрасил. Романков потребовал расторжения договора и возврата ему покупной цены. Проскуров ссылался на то, что если бы люлька была новой, он назначил бы за мотоцикл значительно большую цену. Кроме того, по его мнению, Романков пропустил срок для предъявления требования о недостатках проданного товара. Тогда Романков обратился в суд, но судья не принял от него исковое заявление, сославшись на пропуск срока обнаружения недостатков проданного товара. Какие последствия наступят, если из-за наличия дефектов в мотоцикле Романков попал в аварию и получил травму?

Вариант 7.

1. Предприниматель Самойлов пожертвовал онкологическому центру легковой автомобиль для выезда к больным по вызову, что и было записано в договоре. Однако работники центра стали использовать автомобиль для частных поездок. Самойлов вскоре погиб в автомобильной катастрофе, а его сын, узнав, что центр не выполняет условий договора, составленного его отцом, подал в суд иск с требованием отмены пожертвования и возврата ему автомобиля онкологическим центром. Имеет ли право сын умершего жертвователя требовать возврата пожертвованного имущества (автомобиля)? Какое решение должен принять суд?

2. Попова купила на рынке у индивидуального предпринимателя нарядное платье и показала его подруге. Последняя сообщила ей, что в соседнем магазине такое же платье стоит значительно дешевле. Попова отправилась на рынок, нашла предпринимателя и потребовала возвратить ей часть покупной цены или взять платье обратно, а ей возвратить деньги. Предприниматель отказался, и Попова обратилась с жалобой в юридический отдел администрации рынка. Какие разъяснения она должна получить? Каким будет разъяснение, если Попова, придя домой, обнаружила плохо обработанные швы, а продавец отказался принять платье обратно, сославшись на то, что качество обработки швов является обычным для подобных вещей турецкого производства?

Вариант 8.

1. Фокин, арендовав у Сивцова дом с ванной на три летних месяца, обнаружил, что в ванне был скол в месте слива воды, ванна не держала воду. Он заменил ванну, а ее стоимость и стоимость работы по замене ванны удержал из арендной платы. Сивцов с этим не согласился и потребовал от Фокина полной арендной платы. Вправе ли Фокин удерживать из арендной платы стоимость ванны и стоимость работ по ее установке?

2. В адрес покупателя, заказавшего 300 кг мясных полуфабрикатов и оплатившего в соответствии с договором 50% их стоимости, от поставщика поступило 500 кг неразделанного мяса. В соответствии с приложенным сертификатом срок реализации мяса истекал через две недели. Какие нарушения условий договора поставки допустил поставщик (количество, качество, ассортимент и др.)? Какие действия может предпринять покупатель?

Вариант 9.

1. Шульгин сдал Милюкову в субаренду на один год склад, арендованный им у Романова на полгода для складирования строительных материалов. Милюков установил в складском помещении швейные машины и организовал пошив пальто на продажу. Узнав об этом, Романов потребовал от Шульгина досрочного расторжения договора аренды. Законны ли действия арендатора Шульгина и арендодателя Романова?

2. Травкин заключил договор подряда с бригадиром строительной бригады Пузиковым на постройку и покраску сарая на своем земельном участке. Строительный материал для работы он предоставил. Пузиков после выполнения работы остатки строительного материала продал на сторону, а вырученные деньги пропил вместе с бригадой. Все это произошло на виду у соседей. Узнав об этом, Травкин уменьшил цену работы на величину стоимости похищенного материала и пригрозил Пузикову, что может подать на него в суд за воровство. Правомерны ли действия Травкина?

Вариант 10.

1. Предприниматель Золотов, выращивающий кукурузу, по договору обязался передать выращенную и кукурузу консервному заводу «Початок», осуществляющему закупки такой продукции для переработки. Какой договор заключили между собой предприниматель Золотов и завод «Початок»? Кто может быть продавцом, а кто – заготовителем в данном договоре? Кто может выступить в качестве покупателя в данном договоре в случае закупки кукурузы для государственных нужд? Каким условиям должна отвечать продукция, передаваемая по договору контрактации? В какой форме должен быть заключен договор контрактации по поставке кукурузы между предпринимателем Золотовым и заводом «Початок»?

2. Федоров - участник полного товарищества «Иванов и компания» - предложил акционерному обществу заключить выгодную сделку. В подтверждение своих полномочий на подписание договора Федоров представил:

1) нотариально заверенную копию договора, из которого следует, что Федоров наряду с Ивановым и фирмой «Юпитер» является его участником, и что ведение дел товарищества поручено Иванову;

2) доверенность на право совершения соответствующей сделки, выданную Федорову фирмой «Юпитер»;

3) собственноручное письмо Иванова, из которого видно, что он не возражает против заключения договора;

4) визитную карточку, в которой указаны домашний адрес и телефон Федорова. Подтверждают ли указанные документы полномочия Федорова? Если нет, то какие документы необходимы для подтверждения его полномочий?

Задания для самостоятельной работы студентов

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы. Количество часов/баллов.
Блок 1.Тема Гражданское право как отрасль права, наука и учебная дисциплина     Подготовка докладов по вопросам, дискутируемым в научной литературе: -предмет и метод гражданского права -принципы гражданского права -гражданское и предпринимательское право.
Тема Гражданское право зарубежных государств.   Проработка учебного материала, поиск и обзор научных публикаций, работа с нормативными документами и законодательной базой: составить сравнительную таблицу по гражданскому праву зарубежных стран, с указанием: страны, гражданско-правовой системы, источников правового регулирования, структуры и основных разделов и институтов гражданского кодекса(при кодифицированном законодательстве), наличие общих и отличительных черт с российским гражданским правом.
Тема Источники гражданского права. Работа с нормативными документами и законодательной базой: -привести примеры диспозитивных, императивных норм и норм с обратной силой. -перечислить статьи ГК РФ, в которых есть ссылка на обычай как источник права. -сравнить понятия "обычай", "обычай делового оборота", "деловое обыкновение".  
Блок 2. Тема Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений.   Проработка учебного материала, выполнение творческих заданий: -составить схему юридических фактов, подкрепив каждый практическим примером. -составление тестов по видам, субъектному составу и содержанию гражданских правоотношений.
Тема Физические лица как субъекты гражданских правоотношений.     Работа с нормативными документами и законодательной базой; оиск и обзор научных публикаций; выполнение творческих заданий; моделирование проблемных ситуаций: -сравнить нормы действующего законодательства по основаниям и правовым последствиям безвестного отсутствия и объявления умершим с дореволюционным российским законодательством и законодательством Германии и Франции. -составить проект договора патронажа. -разработать фабулу для деловой игры по признанию лица недееспособным(ограниченно дееспособным).
Тема Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений.     Проработка учебного материала, обзор научных публикаций, работа с нормативными источниками: составление -проекта учредительных документов (раздела таких документов) по различным организационно-правовым формам юридических лиц; -таблицы классификации юридических лиц с указанием отличительных особенностей каждой организационно-правовой формы; -сравнительной характеристики полномочий арбитражного управляющего на различных этапах банкротства. .
Тема Публично-правовые образования как участники гражданских отношений.   Проработка учебного материала, обзор научных публикаций для подготовки докладов: -Гражданская правосубъектность публично-правовых образований; -Особенности участия публично-правовых образований в гражданском обороте; -Иммунитет государства как участника гражданских правоотношений.
Тема 8. Объекты гражданских правоотношений.     Работа с тестами и вопросами для самопроверки, моделирование проблемных ситуаций: -что понимают под фактической и правовой иммобилизацией имущества? -каковы отличительные признаки ценной бумаги? -проблемные вопросы бездокументарных ценных бумаг; -дайте понятие и раскройте признаки недвижимого имущества; -нематериальные блага как объекты гражданских правоотношений; -классификация вещей и ее значение для гражданского оборота. Разработать фабулу для деловой игры.
Тема 9. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.   Работа с тестами и вопросами для самопроверки, выполнение творческого задания: 3. Какова правовая природа сделки? Что такое основание и мотив сделки. Каково значение воли и волеизъявления при заключении сделки? Назовите известные вам виды биржевых сделок. Перечислите условия действительности сделки. Чем ничтожные сделки отличаются от оспоримых? Как определяются мнимые и притворные сделки? Назовите сделки с пороками субъектного состава. Что такое сделки с пороками воли? Каковы их виды? Подготовить вопросы для дискуссии по проблемам недействительных сделок и их правовых последствий; составить пять тестов по недействительным сделкам.
Блок 3. Тема Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей.     Проработка учебного материала, обзор научных публикаций, работа с вопросами для самопроверки: 4. -Как изменяются полномочия представителя в зависимости от вида представительства? 5. Каковы правовые последствия представительства без полномочий? В чем заключается значение доверенности в гражданских правоотношениях? Каковы существенные условия доверенности? -Составить проект доверенности и договора коммерческого представительства.
Тема Сроки осуществления и защиты гражданских прав и исполнения обязанностей.     Работа с нормативными документами и законодательной базой, проработка учебного материала, творческое задание: -выписать из ГК РФ (либо иных нормативных актов) статьи по всем видам сроков, существующих в гражданских правоотношениях; -составить таблицу требований, на которые не распространяется исковая давность, подкрепив каждое требование практическим материалом. -подготовить 3-5 проблемных вопросов по теме для проведения диспута.
Тема Ответственность по гражданскому праву.     Проработка учебного материала, работа с нормативными документами: 6. Как соотносятся понятия «вред», «ущерб», «убытки»? Когда ответственность возникает без вины? В каком случае можно ограничить объем гражданско-правовой ответственности? В чем особенности ответственности предпринимателя? -Составьте схему санкций гражданско-правовой ответственности.
Блок 4. Тема Право собственности. Общие положения. Ограниченные вещные права.   Проработка учебного материала, обзор научных публикаций, работа с нормативными актами и вопросами для самопроверки: 7. В чем отличие права абсолютного от ограниченного вещного права. Дайте понятие обременения имущества и обременения права. В чем отличия? Расскажите о правовом режиме сервитута и охарактеризуйте каждый вид. Расскажите об эволюции ограниченных вещных прав на имущество публичных юридических лиц? В чем особенности правового режима имущества учреждения? Составить схему "способы возникновения права собственности". Составьте сравнительную таблицу «Право хозяйственного ведения и право оперативного управления». Выпишите все известные вам ограниченные вещные права, указанные в ГК РФ.
Тема Право собственности граждан.   Работа с вопросами для самопроверки: 1.Назовите объекты права собственности граждан и способы их приобретения. 8. В чем отличие частной собственности граждан от личной собственности граждан? В чем особенности правового регулирования права собственности на землю? Что такое жилое помещение? Как регулируется осуществление права собственности на них? Каковы права членов семьи собственника жилого помещения?  
Тема Право собственности юридических лиц.   9. Работа с вопросами для самопроверки: Как изменилось содержание права собственности граждан и юридических лиц с принятием ГК РФ? Составьте сравнительную таблицу «Объекты права собственности граждан и юридических лиц». Сравните способы приобретения и осуществления права собственности юридическими лицами в зависимости от организационно-правовой формы и цели деятельности.  
Тема Право публичной собственности.     Работа с нормативной базой, научной и учебной литературы для подготовки докладов, с вопросами для самопроверки: -Понятие и значение публичной собственности; -Особенности осуществления прав собственника в отношении имущества, находящегося исключительно в государственной собственности; 1. Дайте понятие казны. 2. В чем заключаются особенности приватизации государственного (муниципального) имущества? 3. Каковы специфические основания возникновения и прекращения права публичной собственности?
Тема Право общей собственности. Проработка учебного материала, работа с нормативными актами, творческое задание: 10. В чем особенности правового режима общей совместной собственности? Какие особенности осуществления права собственности в браке? Раскройте особенности режима собственности супругов, используя нормы ГК и проведите сравнительно-правовой анализ зарубежного законодательства по правовому режиму имущества супругов. Разработать фабулу для деловой игры по режиму общей собственности.  
Тема Защита права собственности и других вещных прав.   Проработка учебного материала, обзор научных публикаций, работа с вопросами для самоконтроля: 1. Что понимается под владельческой защитой? 2. Раскройте способы защиты права собственности. 3. Как соотносятся понятия "реституция", "виндикация" и "кондикция"? 4. Укажите отличительные признаки виндикационного и негаторного исков. 5. Каковы правила расчетов при виндикации?
Блок 5. Тема Система обязательственного права. Понятие и виды обязательств.   11. Проработка учебного материала, обзор научных публикаций, работа с нормативными актами: -выписать из ГК РФ и (или) иных нормативных актов статьи с долевой, солидарной и субсидиарной ответственностью; -охарактеризовать обязательства с активной, пассивной и смешанной множественностью, подкрепив их примерами (ссылками на НПА); -составить схему "Виды гражданско-правовых обязательств".
Тема Гражданско-правовой договор.     Работа с вопросами для самоконтроля, творческое задание: -составить таблицу основных признаков по всем видам гражданско-правового договора; -составить проект договора, на примере которого охарактеризовать отличия обычных, существенных и случайных условий; -раскрыть отличия недействительного и незаключенного договора; -в чем состоят особенности заключения договора на торгах?
Тема Исполнение обязательств.   Работа с вопросами для самоконтроля, творческое задание: 12. Дайте понятие исполнения обязательства. Назовите принципы исполнения. Что такое надлежащее и реальное исполнение? Кто является субъектами исполнения обязательств? Когда происходит переход прав на основании закона? Когда происходит переход прав на основании договора? Разработать фабулу для деловой игры и вопросы для диспута по принципам исполнения обязательств.
Тема Способы обеспечения исполнения обязательств.     Работа с вопросами для самоконтроля, творческое задание: 13. Какие виды залога вы знаете? Каковы источники правового регулирования ипотеки. Что такое закладная, каковы ее реквизиты? Каков порядок обращения взыскания на предмет залога? Составьте закладную. Подготовить пять вопросов для круглого стола по способам обеспечения исполнения обязательств.
Тема Прекращение обязательств.     Работа с вопросами для самоконтроля, творческое задание: 14. Что такое прекращение обязательства? Чем отступное отличается от новации? Что такое надлежащее применение нормы о прощении долга? В чем суть прекращения обязательства за невозможностью исполнения? Каковы особенности прекращения личных обязательств? Составить тест по каждому основанию прекращения обязательств.  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.