Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Понятие, предмет, система и источники римского права




Пояснительная записка

По дисциплине Римское право

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 
 


специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение

национальной безопасности»

 

Разработчик Бортенев Александр Иванович, кандидат юридических наук, доцент

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
Протокол №1 от «28» августа 2014 г.
 
Зав. кафедрой _____________________А.И. Бортенев
(подпись заведующего кафедрой)

 

 

Волгоград 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА № СТР.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины  
1.1. Пояснительная записка  
1.2. Тематический план учебной дисциплины  
1.3. Содержание учебной дисциплины  
1.4. Организация самостоятельной работы  
1.5. Список литературы  
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов  
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса  
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса  
2.3. Рекомендации по работе с литературой  
2.4. Разъяснения по работе с тестовой системой курса  
2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)  
Раздел 3. Учебно-методические материалы лекционного курса  
Раздел 4. Материалы практических заданий по темам  
Раздел 5. Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля  
Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий)  

РАЗДЕЛ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Роль и место учебной дисциплины в структуре учебного плана (междисциплинарные связи) Учебная дисциплина «Римское право» относится к дисциплинам профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция». Изучение данной учебной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Латинский язык». Учебная дисциплина тесно связана и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как «Обществознание», «Правоведение». Для изучения дисциплины необходимы знания в области права. Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для изучения дисциплин «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право».  
Соответствие учебной программы требованиям ФГОС   Данная программа построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (квалификации: академический бакалавр, прикладной бакалавр).
Цель и задачи учебной дисциплины «Римское право»   Целью настоящей учебной дисциплины является является формирование у студентов фундаментальных знаний о закономерностях возникновения и развития частноправовых институтов, их сущности и содержании, влиянии на правовое регулирование имущественных и личных неимущественных отношений в современной России и в Европе в рамках рецепции римского права, и на этой основе высокого уровня правосознания, необходимых для исполнения профессиональных обязанностей умений и навыков, соответствующих требованиям к компетенциям государственных образовательных стандартов нового поколения. В ходе ее достижения решаются задачи: 1) сформировать у студентов умение работать с правовыми категориями на латинском языке, лежащими в основе цивилистической науки; 2) разъяснить сущность институтов римского права и их влияние на формирование современного гражданского права; 3) ознакомить студентов с учебной и научной литературой по дисциплине, с источниками римского права; 4) расширить познания студентов в области методологии гражданского права, позволяющие верно усвоить суть действующих нормативно-правовых актов, их толкование и применение; 5) развить навыки творческого отношения к пониманию правовых проблем, умение самостоятельно решать сложные правовые задачи, используя правовой опыт римских юристов и практику правового регулирования имущественных и личных неимущественных отношений в ходе рецепции римского права.
Требования к результатам обучения   В результате изучения дисциплины студент должен знать: Природу и сущность римского права; Основные закономерности возникновения и развития римского права, его систему; Особенности правового положения римских граждан, других категорий лиц в римском праве, их участия в имущественных и личных неимущественных отношениях; Сущность и содержание основных правовых категорий и институтов; Сущность, характер и взаимодейс­твие гражданско-правовых явлений, основные проблемы частноправового регулирования, видеть их взаимосвязь с современной юридической практикой. Уметь: 1. Оперировать юридическими понятиями и категориями, в том числе на латинском языке; 2. Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения, толковать и правильно применять правовые нормы гражданского права; 3. Давать квалифицированные юридические заключения и консультации; 4. Принимать правовые решения и совершать иные юридические действия, связанные с ре­ализацией гражданско-правовых и процессуальных норм, в точном соответствии с законом и профессиональной компетенцией; 5. Анализировать судебную и арбитражную практики, опираться на нее при решении юридических вопросов; 6. Ориентироваться в специальной литературе; Приобрести следующие навыки: 1. Владения юридической терминологией, работы с правовыми актами, анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и гражданско-правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; 2. Анализа имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений; 3. Установления фактов гражданских правонарушений, опреде­ления мер ответственности, а также необходимых мер к восстановлению нарушенных прав. По окончанию изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями: Общекультурные компетенции: способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); Профессиональные компетенции: способностью неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации (ОПК-1); способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-5); способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6).
Объем и сроки изучения учебной дисциплины, отчетность.   Учебная дисциплина «Римское право» общим объемом 108 часов/3.0 з.е. изучается в течение одного (первого) семестра. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом в первом семестре.  

 

1.2 Тематический план учебной дисциплины «Римское право» (108 час.)

на 2014 – 2015 учебный год

Наименование тем Количество часов
Лек Лаб Пр СРС Всего
Очная форма обучения (БкЮ-100)
1 Понятие, предмет, система и источники римского права   -      
2 Деятельность римских юристов - - -    
3 Приобретение права и его защита   -      
4 Лица в римском праве   -      
5 Брак и семья в римском праве   -      
6 Вещное право   -      
7 Обязательственное право   -      
8 Отдельные виды обязательств   -      
9 Правовое регулирование наследования   -      
Экзамен - - - -  
Итого по курсу:   -     (3 ЗЕ)
Заочная форма обучения (БкЮЗ, БкЮЗв)
1. Понятие, предмет, система и источники римского права   - -    
2. Деятельность римских юристов - - -    
3. Приобретение права и его защита - -      
4. Лица в римском праве   -      
5. Брак и семья в римском праве - - -    
6. Вещное право - -      
7. Обязательственное право - -      
8. Отдельные виды обязательств - - -    
9. Правовое регулирование наследования - - -    
Экзамен - - - -  
Итого по курсу:   -     (3 ЗЕ)

 

1.3 Содержание учебной дисциплины «Римское право»

 

Зарождение права. Деятельность понтификов. Переход к светскому праву. Популяризация права римскими юристами.

Периодизация исторического развития римского права: древнеримское право (с VIII в. до н.э.), классическое римское право (I-III в.н.э.), постклассическое право (с сер. III в.н.э.).

Альтернативные научные классификации этапов исторического развития римского частного права.

Деление права на частное (ius privatum) и публичное (ius publicum).

Система римского права: цивильное право(ius civile), преторское право (ius praetorium), право народов (ius gentium).

Римское право как совокупность исков.

Значение римского права. Рецепция права Рима. Деятельность глоссаторов и постглоссаторов по популяризации римского права. Влияние на правовую систему Германии, Франции, России и др. стран.

Источники римского права: обычаи (usus), законы (leges). Виды законов. Законы XII таблиц. Постановления Сената. Конституции императора и их виды: эдикты, декреты, рескрипты, мандаты.

Кодификации римского права. Кодификация Юстиниана (VI в.н.э.): ее структура и значение.

Эдикты магистратов. Постоянный эдикт Юлиана.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.