Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монопольное положение на рынке и злоупотребление им




Функционирования рыночных отношений, в основе которых лежит многоукладная экономика, предусматривает создание равных возможностей для субъектов хозяйственной деятельности, а также их конкуренцию, под которой понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требует потребитель.
Антимонопольное законодательство определяет понятие «монопольное положение», под которым понимается доминирующее положение субъекта хозяйствования, дающее ему возможность самостоятельно или совместно с другими субъектами ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Согласно законодательству Украины монопольным признается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке определенного товара превышает 35 процентов. Вместе с тем решением Антимонопольного комитета может определяться монопольным положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке определенного товара менее 35 процентов.
Само по себе монопольное положение того или. Иного предприятия не признается нарушением антимонопольного законодательства. Таким нарушением Закон «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» признает злоупотребление монопольным положением на рынке. Согласно ст. 4 указанного закона злоупотреблениями монопольным положением считаются:
• навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, не относящихся к предмету договора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;
• ограничение или прекращение производства, а также изъятие из оборота товаров, которые привели или могут привести к созданию или поддержанию дефицита на рынке или установления монопольных цен;
• частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта, которые привели или могут привести к созданию или поддержанию дефицита на рынке или установления монопольных цен;
• другие действия, которые привели или могут привести к созданию препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) других предпринимателей;
• установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, ограничивающих права отдельных потребителей;
• установление монопольно высоких цен (тарифов, расценок) на свои товары, что привело или может привести к нарушению прав потребителей;
• установление монопольно низких цен (тарифов, расценок) на свои товары, что привело или может привести к ограничению конкуренции.
Злоупотребление монопольным положением на рынке составляют первую группу нарушений антимонопольного законодательства. Ко второй группе нарушений входят анти-конкурентные согласованные действия. Такими действиями в. 5 Закона «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» признает согласованные действия (соглашения), которые привели или могут привести к:
• установление (поддержки) монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
• распределения рынков по территориальному принципу, ассортименту товаров, объемом их реализации или закупок или по кругу потребителей или по другим признакам, которые привели или могут привести к их монополизации;
• устранение с рынка или ограничение доступа к нему продавцов, покупателей, других субъектов хозяйствования.
Антимонопольное законодательство под органами государственной власти понимает министерства и другие центральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Автономной Республики Крым, государственных органов, осуществляющих регулирование деятельности субъектов естественных монополий, регулирование рынка ценных бумаг, государственные органы приватизации, местные органы власти. Дискриминацией субъектов хозяйствования признается также заключение соглашений между органами государственной власти, органами местного самоуправления и органами административно-хозяйственного управления и контроля, а также между этими органами и субъектами хозяйствования; предоставление этими органами полномочий физическим или юридическим лицам для осуществления указанных действий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.