Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения конституционных поправок 2 страница




Будучи одним из видов общественных объединений граждан, по­литические партии являются тем инструментом, посредством кото­рого может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны. От других общественных объ­единений, действующих на политической арене (профессиональных, предпринимательских союзов), партии отличаются тем, что открыто, борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него — всем обще­ством. В июне 2001 г. впервые в советской и российской истории принят Федеральный закон о политических партиях. Ныне Российским госу­дарством гарантируется равенство политических партий перед зако­ном независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Вышеназванный Закон под партией понимает «общественное объ­единение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выраже­ния их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления ин­тересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления» (ст. 3). Законодательными нормами установлены конкретные органи­зационно-правовые требования, которым должна отвечать любая российская политическая партия (существование определенного числа региональных отделений, наличие минимального числа чле­нов и др.). Основными целями политической партии являются: формирова­ние общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым?ам обществен­ной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой обществен­ности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов на выборах в представительные органы местного самоуправления, учас­тие в выборах в указанные органы и в их работе. О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух полити­ческих партий. Партия организуется по инициативе учредителей (фи­зических или юридических лиц) и может начать легальную деятель­ность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции РФ. Принцип добровольности является основополагающим для создания и функционирования любых политических партий. Однако законами РФ устанавливаются ограничения права на член­ство в политических партиях для судей, работников правоохранитель­ных органов, военнослужащих и государственных служащих. Конституция запрещает создание и деятельность партий и иных об­щественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооружен­ных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиоз­ной принадлежности.

 

25. Экономические основы конституционного строя. Экономические основы представляют собой базис конституцион­ного строя и складываются из отношений собственности, обмена, рас­пределения и потребления материальных и духовных благ. Экономические отношения, как правило, возникают и развивают­ся объективно, но общество и государство, используя законодательст­во и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влия­ние. Известны две возможные модели экономической системы: ры­ночная и планово-регулируемая. Составляющими элементами экономических основ конституци­онного строя являются: отношения собственности (существуют две основные формы собственности — частная и публичная, все остальные формы производны от них); производство материальных благ, в основе которого лежит со­зидательный труд человека. Публичная собственность является в отличие от частной неделимой. Субъектами права публичной собственности могут являться государство в целом, его составные части (в федерации — субъекты, в унитарном госу­дарстве — административно-территориальные единицы), самоуправляю­щиеся местные территориальные общности или их органы. От имени РФ и ее субъектов права собствен­ника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса РФ (см. также ч. 3 ст. 214 этого Кодекса). Следует подчеркнуть, по мнению ряда исследователей и полити­ков, что Гражданский кодекс РФ — второй по значению после Консти­туции РФ законодательный акт, поскольку, в частности, он содержит важнейшие институты и правила, необходимые, для регулирования основных экономических отношений. Ныне действуют первая, вторая и третья части ГК РФ. Право частной собственности охраняется законом, это специально подчеркивается в ч. 1 ст. 35 Конституции. Субъектами права частной собственности признаются граждане и юридические лица. Возможен переход из частной собственности в публичную — на­ционализация, а также из публичной в частную — приватизация. Российское государство признает и защищает равным образом ча­стную, государственную, муниципальную и иные формы собственно­сти. При этом земля, другие природные ресурсы также могут находить­ся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собст­венности (ч. 2 ст. 9 Конституции). Другим важным элементом экономической основы конституцион­ного строя является материальное производство. Ни одно общество не способно существовать, ничего не производя, поэтому оно заинтере­совано в создании благоприятных условий для труда человека. Право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду является основой трудовых отношений. Большое значение придается также предприниматель­ской деятельности, свобода которой гарантируется государством. В РФ обеспечивается единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поощряется добросовестная конкуренция.

 

26. Понятие и содержание права собственности. Формы собственности. Термин «право собственности» понимается в двух значениях: право собственности в объективном смысле и право собственности в субъективном смысле. Право собственности в объективном смысле — совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственнос­ти. Право собственности в субъективном смысле — юридически обес­печенная возможность лица осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения принадлежащей им вещью. Содержание права собственности — совокупность входящих в него правомочий. Эта совокупность включает три правомочия: вла­дения, пользования и распоряжения. Право владения — право фак­тически обладать вещью, содержать ее в собственном хозяйстве. Поскольку такое владение основывается на законном основании (титуле) его называют титульным. Право пользования — право из­влекать из вещи ее полезные свойства, удовлетворять свои потреб­ности, получать выгоду. Правомочие пользования вещью собствен­ник может передать другому лицу на основании заключенного до­говора. Право распоряжения — право определять юридическую и фактическую судьбу вещи. Оно включает в себя прежде всего воз­можность отчуждать вещь в собственность другим лицам, переда­вать правомочия владения и пользования другим лицам, отдавать вещь в залог и т.д. В соот с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ и ст. 212 ГК в РФ существуют три основные формы собственности: частная, государственная и муниципальная. Этот перечень не являет­ся исчерпывающим и некоторые юристы выделяют такую форму соб­ственности, как собственность общественных объединений. В составе частной собственности выделяют собственность граждан и собственность юридических лиц. В составе государственной — соб­ственность РФ в целом и собственность субъек­тов РФ. Если один объект принадлежит несколь­ким субъектам, то независимо от того, какую форму собственности они представляют, возникает общая собственность.

 

27. Понятие, сущность и принципы российского гражданства. В юридической науке понятие «гражданство» имеет различные значения: субъективное право гражданина принадлежать к определенно­му государству; правоотношение, содержание которого составляют взаимные права и обязанности государства и гражданина; правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства. Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государст­вом, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных Прав и свобод человека. Основные принципы российского гражданства закреплены в Кон­ституции РФ и Федеральном законе «О гражданстве РФ». При этом они не могут содержать положения, ограничиваю­щие права граждан по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Гражданство РФ приобретается и прекращается в соот с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Это означает, что все лица, имеющие рос­сийское гражданство, обладают одинаковым конституционно-право­вым статусом независимо от времени и способов его приобретения.

?ы гражданства относятся к исключительному ведению РФ, что гарантирует единство российского граждан­ства. Российское гражданство — гражданство открытое и не зависит от расы, языка, национальности и других обстоятельств. Приобретение или утрата российского гражданства связаны с волеизъявлением граж­данина, а не с политической обстановкой в стране или желания долж­ностных лиц государственных органов. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ). Закрепление в конституци­онных нормах принципа политического и идеологического многооб­разия (ст. 13) исключило возможность высылки по политическим мо­тивам, так как граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры к ее пропаганде и реализации. Гражданин не может быть выслан за пределы страны или выдан другому государству (ст. 61 Конституции РФ). РФ гарантирует своим гражданам защиту и по­кровительство за ее пределами. Это одно из главных преимуществ гражданина государства перед лицом без гражданства: государство за­ботится о своих гражданах, оказывает им всяческую помощь как внут­ри страны, так и за ее пределами. Кроме того, поощряется приобрете­ние гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на тер­ритории России. После долгих лет отрицания в России признается двойное граж­данство, означающее, что гражданин РФ одновре­менно может иметь гражданство другого государства. Все вышеперечисленные конституционные принципы российско­го гражданства являются основой для.всего законодательства о граж­данстве.

 

28. ФЗ о гражданстве состоит из 9 глав и 45 статей. В настоящем ФЗ содержатся принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ (ст 1).?ы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соот с ними другими нормативными правовыми актами РФ (ст 2). Гражданство РФ - устойчивая правовая связь, лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их, взаимных прав и обязанностей (ст 3). В ст 4 закреплено, что принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие?ы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. ФЗ включает статьи как: приобретение гражданства, прекращение, гражданство детей и др.

29. Приобретение российского гражданства. Российское гражданство приобретается следующими способами:по рождению; в результате приема в гражданство; восстановлением в гражданстве; выбором гражданства (оптацией) при изменении государствен­ной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмот­ренным международными договорами РФ; 5)по иным основаниям, предусмотренным законом. Приобретение гражданства по рождению называется филиацией. Гражданство приобретается на основе принципов «права крови» или «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство роди­телей независимо от места рождения, а во втором — ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился, вне за­висимости от гражданства родителей. В законодательстве большинства современных государств предусматривается смешанная система, при которой преобладающее значение «права крови» сочетается с извест­ным влиянием «права почвы». К таким государствам относится и РФ. Ребенок приобретает гражданство по рождению: если оба родителя являются российскими гражданами, незави­симо от места его рождения; когда один родитель — гражданин РФ, а другой — лицо без граж­данства, независимо от места его рождения; когда один родитель — гражданин РФ, а другой — иностранец, а ребенок родился на территории России, в ином случае он станет ли­цом без гражданства; оба родителя, проживающие на территории России, являются иностранцами или лицами без гражданства, ребенок родился на терри­тории России, а иностранное государство не предоставляет ему свое гражданство. Ребенок, который находится на территории России и родители его неизвестны, также будет считаться гражданином РФ, если его родите­ли не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Широко распространенным во всем мире способом приобретения гражданства является прием в гражданство. Прием в гражданство России производится как в общем, так и в упрощенном порядке. В общем порядке допускается прием в гражданство иностранцев и лиц без гражданства, достигших 18 лет. Это называется натурализа­цией. Натурализация осуществляется на основе личного ходатайства лица о предоставлении ему гражданства. В России такое ходатайство подается на имя Президента РФ и прием в гражданство оформляется в каждом отдельном случае актом главы государства. Условиями приема в гражданство являются: проживание на территории России на законных основаниях в течение пяти лет непрерывно; обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство; обладание законными средствами к существованию; отказ от прежнего гражданства иностранного государства; владение русским языком. Сроки проживания лица, ходатайствующего о приеме в гражданст­во, при определенных условиях могут быть сокращены. В упрощенном порядке допускается прием в гражданство тех лиц, которые имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя — гражда­нина России, а также если они имели гражданство Союза ССР, прожи­вали или проживают в тех государствах, которые входили в состав Со­ветского Союза и не получили гражданства этих государств. Кроме того, упрощенный порядок применяется в отношении детей, если хотя бы один из родителей имеет российское гражданство и ходатайствует о приобретении его ребенком. Одним из способов приобретения российского гражданства явля­ется восстановление в гражданстве лица, которое его имело, но по ка­ким-то причинам утратило, при этом срок проживания на территории России сокращается до трех лет.

 

30. Прекращение российского гражданства. Кроме отношений по приобретению гражданства, федеральное за­конодательство регулирует и порядок прекращения гражданства РФ. Прекращение гражданства допускается только на основе доброволь­ного желания лица. Гражданство РФ прекращается вследствие выхода из него по хо­датайству гражданина. Закон устанавливает обстоятельства, препят­ствующие выходу из гражданства: невыполнение перед Российской Федерацией обязательств, установленных федеральным законом; привлечение лица компетентными органами в качестве обви­няемого по уголовному делу, либо наличие в отношении него всту­пившего в законную силу и подлежащего исполнению обвинительного приговора суда; — отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения. Гражданство РФ прекращается также в ре­зультате негативной оптации, т.е. когда гражданин выбрал гражданст­во другого государства. Выход из гражданства может осуществляться в упрощенном, т.е. в регистрационном порядке. Основанием для рас­смотрения?а в таком порядке является иностранное граждан­ство одного из родителей. Только в одном случае закон предусматривает прекращение граж­данства без согласия лица. Это относится только к натурализованным гражданам России, которые получили гражданство РФ на основе заве­домо ложных сведений или фальшивых документов. Факт обмана устанавливается судом. Однако в соот с принципом индиви­дуальной ответственности за вину решение об отмене предоставления российского гражданства не распространяется на членов семьи лица, которое было уличено в предоставлении фальшивых документов, если они не знали об этом.

 

31. Гражданство детей РФ. Ребёнком по семейному законодательству признаются дети не достигшие 18 лет. Гражданство ребёнка в РФ определяется гражданством родителей. ФЗ предусмотрено 5 вариантов решения? о гражданстве ребёнка в ситуации когда российское гражданство приобретается или прекращается только одним из родителей, а другой остаётся в гражданстве иностранного государства: 1) один из родителей имещию иностранное гражданство приобретает гражданство РФ их ребёнок проживающий на территории РФ может приобрести гражданство РФ по заявке родителя приобретающего гражданство РФ, 2) их ребёнок проживающий за пределами РФ может приобрести гражданство РФ по заявке обоих родителей, 3)если один из родителей приобретает рос-ое гражданство, а другой остаётся лицом без гражданства их ребёнок может приобрести гражданство по заявлению родителя приобретающего гражданство, 4) если один из родителей приобретающий гражданство РФ является лицом без гражданства, а другой родитель имеет гражданство иностранного государства, их ребёнок может приобрести рос-ое гражданство по заявлению обоих родителей, 5) если гражданство РФ у одного из родителя прекращается, а другой остаётся гр-ном РФ их ребёнок сохраняет рос-ое гражданство. Гражданство ребёнка может быть прекращено с прекращением гражданства одного из родителя при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя являющимся гражданином РФ и при условии, что ребёнок не станет лицом без гражданства. Ребёнок гражданин РФ, усыновлённый иностранным гражданином сохраняет ро-ое гражданство. Гражданство этого ребёнка может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или одного, при условии, что ребёнок не останется лицом без гражданства. Ребёнок гражданин иностранного государства приобретает рос-ое гражданство в следующих случаях усыновления: оба усыновителя граждане РФ; один из усыновителей гражданин РФ, другой лицо без гражданства; один из усыновителей гражданин РФ, а другой иностранец

 

32. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. С точки зрения правового положения жителей государства обычно различают следующие их категории: собственно граждан, т.е. лиц, имеющих документальное под­тверждение гражданства данного государства; иностранных граждан, т.е. лиц, имеющих документальные до­казательства принадлежности к другому государству; лиц без гражданства (апатридов), т.е. лиц, не имеющих доку­ментов о принадлежности к какому-либо государству; лиц, имеющих двойное гражданство (бипатридов), т.е. лиц, об­ладающих наряду с гражданством данного государства гражданством другого государства в соот с национальным законом или меж­дународным договором. Во многих демократических государствах иностранцы по своему пра­вовому положению в основном приравниваются к собственным гражда­нам (национальный режим), за отдельными изъятиями. В России 19 ап­реля 2002 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О пра­вовом положении иностранных граждан в РФ». Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются права­ми и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом. Например, они не подлежат призыву на военную службу, не могут занимать государст­венные должности, не имеют права проводить и участвовать в публич­ных мероприятиях на территории РФ и т.п. В соот с международными договорами РФ и упомянутым Федеральным законом иностранные граждане, достигшие 18 лет и обладающие активным избирательным правом, мо­гут принимать участие в местном референдуме и выборах в органы местного самоуправления, если они проживают на территории данно­го муниципального образования. Законодательно определены три правовых режима пребывания иностранных граждан в нашей стране: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание. Иностранные гражда­не могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при на­личии российской визы. Однако Россия имеет право в ряде случаев от­казать в получении визы. Срок временного пребывания иностранного гражданина на территории РФ определяется сроком действия выдан­ной ему визы. Без визы иностранец может находиться в России на за­конных основаниях в течение 90 суток. Временное проживание осу­ществляется по специальному разрешению в рамках квоты, устанавли­ваемой Правительством РФ, и не может превышать трех лет. Вид на жительство выдается сроком на пять лет иностранному гражданину, прожившему в России не менее одного года. По окончании срока дей­ствия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен еще на пять лет. Апатризм (состояние без гражданства) представляет собой нежела­тельное явление, поскольку отсутствие у лиц гражданства ставит их в невыгодное положение тем, что они не могут претендовать на защиту их прав каким-либо государством. В новом российском законе об ино­странцах понятие «иностранный гражданин» подразумевает и понятие «лицо без гражданства» за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства установлены специальные правила, отличающиеся от правил, действующих для иностранных граждан. Политика мирового сообщества направлена на сокращение числа лиц без гражданства, а потому в настоящее время многие государства признали необходимость защищать апатридов, находящихся на их тер­ритории. Апатризм возникает у беженцев, которых вынуждают поки­дать родину. Причинами апатризма могут быть также борьба за власть внутри страны, вмешательство иностранных государств, вооруженные конфликты, антигуманные акты собственного правительства и демо­графическая ситуация. Ко всем категориям населения относятся обязанности соблюдения законов страны пребывания, уважения прав и интересов окружающих лиц. Новый российский закон о правовом положении иностранных граждан должен способствовать сокращению нелегальной миграции, которая ухудшает социально-экономическую и криминогенную ситу­ацию в России.

 

33. Правовое положение лиц с двойным гражданством. Данный институт закреплён в КРФ. Двойное гражданство означает наличие у гражданина РФ одного и более гражданства иностранного государства. Право на двойное гражданство может быть реализовано а порядке предусмотренном ФЗ и договором РФ. На сегодняшний день в РФ нет ФЗ регулирующего условия и порядок приобретения двойного гражданства.? двойного гражданства решает президент РФ, предварительно его заявление рассматривает комиссия по? гражданства при Президенте РФ. В соот с ФЗ «о гражданстве», гражданин РФ имеющий иное гражданство рассматривается РФ как гражданин РФ, за исключением случаев предусмотренным международным договором РФ. Приобретение гражданином РФ иностранного гражданства не влечёт за собой прекращение гражданства РФ, уменьшение объёма его конституционных прав и свобод. Приобретение иностранных граждан российского гражданства возможно лишь при условии отказа его от другого гражданства. Исключение составляют случаи когда заключён международный договор РФ и иностранного государства возможно двойное гражданства.(Туркменистан, Таджикистан)

 

34. Право политического убежища. Иностранным гражданам и лицам без гражданства российское го­сударство может предоставить право политического убежища, которое состоит в гарантии безопасности лица на территории государства убе­жища, в не высылке и невыдаче его стране, где оно будет подвергнуто преследованию, в предоставлении этому лицу основных прав и свобод человека. Государство само определяет, кому и на какой срок оно пре­доставляет убежище, с учетом своих национальных интересов. В России убежище предоставляется лицам, преследуемым у себя на родине за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в РФ преступлениями. Политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым в стране своей гражданской принадлежности за общественно-полити­ческую деятельность и убеждения, которые не противоречат демо­кратическим принципам, признанным мировым сообществом, нор­мам международного права. Предоставление политического убежи­ща производится по ходатайству заинтересованного лица указом Президента РФ. Такое предоставление убежища означает обязанность государст­венных органов не выдавать лиц, которым оно предоставлено, пре­следуемых за политические убеждения и за действия, не признавае­мые в РФ преступлением, поскольку передача иностранному государству инакомыслящих может подвергнуть их репрессивным мерам, вплоть до лишения жизни. Однако лицо мо­жет быть лишено предоставленного ему политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принци­пам ООН, либо совершило преступление.? утраты политиче­ского убежища решается Президентом РФ на основании предложе­ний Комиссии по?ам гражданства при Президенте РФ, по представлению органа по миграции, на основании заключений МИД, МВД и ФСБ. По действующему законодательству политическое убежище не предоставляется лицам, прибывшим из стран, с которыми Россия име­ет соглашение о безвизовом пересечении границ, а также тем, кто при­был из страны с развитыми и устоявшимися демократическими инсти­тутами в области защиты прав человека.

 

35. Оптация. В ст 21 ФЗ о гражданстве закреплён выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы РФ. Существует способ приобретения гражданства, как опта­ция. Выбор гражданства (оптация) имеет место в случае, когда какая-то территория переходит в соот с международным договором от одного государства другому. Жителям такой территории обычно предоставляется право выбрать гражданство того или другого государ­ства. Различается позитивная оптация, т.е. сохранение прежнего граж­данства, и негативная оптация — отказ от бывшего гражданства и по­лучение нового.

36. Общие признаки института основных (конституционных) прав и обязанностей граждан России. Нормы института основных (конституционных) прав и обязанно­стей граждан регламентируют отношения, которые определяют место и роль человека и гражданина в обществе и государстве, характер реализации индивидом своих возможностей и пределы ограничений для них, установленные государством, а также способы защиты и обеспе­чения указанных прав. Будучи комплексным, институт прав человека содержит нормы различных отраслей права. При этом каждая из них затрагивает лишь одну грань многообразных отношений (семейных, земельных, трудо­вых, гражданских, экологических, налоговых, административных и др.), связанных с осуществлением человеком своих прав. Только КП рассматривает права человека в целом, а не в отраслевом ракурсе. Конституция регулирует наиболее важные отношения между ин­дивидом и государством. Нормы других отраслей права регламентиру­ют эти отношения более детально. Конституционный статус личности является исходным, базовым, а все остальные статусы производны от него и дополняют его. Для института основных (конституционных) прав и обязанностей граждан России характерен ряд признаков: 1) конституционные права, свободы и обязанности являются основными; они составляют юридическую базу для всей системы прав, сво­бод и обязанностей; обладают наивысшей юридической силой; подлежат усиленной защите. Конституционный статус личности, включающий в себя основные права, свободы и обязанности, представляет собой сложный и много­гранный конституционно-правовой институт, состоящий из различ­ных элементов. Ядром этого конституционного института являются признаваемые Конституцией основные права, свободы и обязанности. Исходное начало формирования правового статуса человека — при­надлежность лица к гражданству определенного государства, из кото­рого непосредственно вытекает его право дееспособность. Определяю­щая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит кон­ституционным принципам прав и свобод человека и гражданина. Реализация прав и свобод человека невозможна без системы установ­ленных государством гарантий, главное место среди которых принад­лежит юридическим. Пределы реализации прав и свобод человека установлены в их конституционных ограничениях.

 

37. Декларация прав человека и гражданина. Включает в себя 40 статей. Право человека — это охраняемая законом мера возможного пове­дения, направленная на удовлетворение интересов человека. Права человека — универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. Правам человека присущи следующие признаки: они возникают и развиваются на основе природной и социаль­ной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества; существуют объективно и не зависят от государственного при­ знания; принадлежат индивиду от рождения; имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные; являются непосредственно действующими; признаются высшей социальной ценностью; выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания; представляют собой принципы и нормы взаимоотношений меж­ду людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага; их признание, соблюдение и защита являются обязанностью го­сударства. Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достой­ное существование, достаточно лишь факта рождения и совсем не обя­зательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был гражданином, личностью. Право гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой право­вой связи с конкретным государством. В отличие от прав человека пра­ва граждан всегда выступают как юридические категории, а не только как моральные или социальные. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения (1). Все равны перед законом и судом (3). Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (4). Каждый имеет право на приобретение и прекращение гражданства (5) Каждый имеет право на жизнь (7). Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (8).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.