Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-территориальное устройство субъектов РФ




Российская Федерация в Содружестве Независимых Государств.

Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров РФ.

Сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Компетенция Российской Федерации (понятие и виды).

Виды автономий в Российской Федерации.

Конституционный статус края, области в составе Российской Федерации.

Конституционный статус республики в составе Российской Федерации.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Грядущие нам открывают года.

Широкий простор для мечты и для жизни

Раскинулись наши леса и поля.

От южных морей до полярного края

Могучая воля, великая слава -

Россия - любимая наша страна.

Россия - священная наша держава,

Знание текста Государственного гимна Российской Федерации.

 

УТВЕРЖДЕН Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года

ТЕКСТ Государственного гимна Российской Федерации (слова С.Михалкова)

 

Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

 

Так было, так есть и так будет всегда!

 

Составной частью российской государственности явл нац.государственность, т.е. в РФ общая государственность связана с нац.государственностью, которая является не только формой нац.самоопределения, но и совокупность органов, осуществляющих управление там. Республика – это гос-во, которое обладает на своей территории всей полнотой гос.власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по пределам совместного ведения.

В РФ 21 республика (ст.65) и каждая отличается величиной территории, соц.составом, нац.характер определяется тем, что на ее территории проживает большинство той нации, которая дала имя республики. Все республики являются гос-вами, но не обладают суверенитетом и находятся в составе РФ на конституционно-договорных началах, что и закреплено в их конституциях.

Государственно-правовые признаки:

1. учредительные органы власти.

2. своя территория, которая вместе с другими субъектами образует РФ, и право территориального верховенства.

3. обладает гражданством, но не имеет права приема в гр-во.

4. имеет свою систему гос. органов, которые устанавливает самостоятельно.

5. имеет свою государственно-правовую нормативную систему.

6. самостоятельно распоряжается принадлежащей ей собственностью.

7. вправе устанавливать свой язык, который употребляется наряду с русским языком.

8. обладает ограниченной международной правосубъектностью, т.е. она вправе осущ. межэкономические связи.

9. имеет свою гос.символику. Конституция республик также определяет компетенцию республик.

 

Одной из особенностей РФ является разновариантность ее субъектов. В настоящее время в составе России 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Гос.-правовой статус определяется Конст.РФ, федеративным договором, а также Уставом соответствующего края, области. Гос-правовые признаки, характеризующие край (область) субъектами РФ:

1. учредительность власти (сами принимают Уставы, акты и т.д.). 2. вправе решать все вопросы, отнесенные к ее компетенции (ст. 73 КРФ и Уставы). 3. имеет свою территорию, которая не может быть изменена без их согласия. 4. образуют свои исполнительные, представительные, суд.органы, которые относят к органам гос. Власти. 5. Эк-кую основу жизнедеятельности края (области) составляет собственность, если она не попадает под статус федеральной.6. русский язык в качестве государственного.7. являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, пределы которой определяются законом.8. могут временно делегировать друг другу на договорной основе часть своих полномочий.9. вправе иметь свою символику.

 

 

В составе РФ 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города фед.значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Автономный округ — национальное гос. образование, отличающееся особым нац.составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. В КРФ указывается (ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться ФЗ и договором между органами гос.власти авт.округа и, соответственно, органами гос.власти края или области. В ней также указывается (ст. 67), что границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия. Авт.округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные НПА. Авт.округа имеют свой административный центр. Являясь субъектами РФ автономные округа располагают своей территорией, кот не м.б.изменена без их согласия. Авт.округа образуют органы законодательной, исполнительной и суд.власти, которые функционируют на основе КРФ, Федеративного договора; уставов. Действующая К РФ обеспечивает непосредственное участие представителей автономии в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого от автономий избираются депутаты в Гос.Думу и входят по два представителя в Совет Федерации.Авт.округа являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области и автономных округов осуществляется федеральными органами гос. власти РФ. Конст.РФ и уставы авт.округов определяют предметы ведения авт.округов. Часть из них составляет предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе. Эти вопросы решаются как фед.органами, так и органами авт.округов. Вопросы, относящиеся к ведению самих автономий и, следовательно, находящиеся вне пределов ведения и полномочий РФ, решаются ими самими.

 

 

Принципы разграничения предметов ведения и полномочий гос.власти РФ и ее субъектов уст-ся в Конст.РФ,в кот.выделяются 3группы вопросов: 1. фед.ведения, 2. совместного ведения и 3. ведения субъектов РФ.

В ст.71 К РФ опр-ся ведение РФ:

1.принятие и изменение Конст.РФ и ФЗ,контроль за их соблюдением.

2.федеративное устройство и терр.РФ.

3.регулирование и защита прав и свобод человека и гр-на, гр-во в РФ, регулирование и защита прав нац.меньшинств.

4.установление системы фед.органов законодат,исполнит и суд.власти, порядка их орг-ции и деят-ти, формирование фед.органов гос.власти.

5.фед.гос.собственность и управление ею.

6.установление основ фед.политики и фед.программы в области гос,эк-кого,экологич,соц,культурного и нац развития Рф.

7.фед.бюджет,фед.налоги и сборы.

8.внешняя политика и междунар.отношения РФ,вопросы войны и мира.

8.оборона и безопасность.

9.защита гос.границы.

10.судоустройство, прокуратура, уголовное, уг-процессуальное и уг-исполнительное законодат-во и др.вопросы ст.71,отнесенные исключительно к ведению РФ.

 

Сфера совместного ведения в отличие от предметов, находящихся в исключительном ведении федерации, предполагает, что центр и субъекты действуют, реализуют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, с использованием институтов, процедур, механиз­мов согласования своих действий, в том числе путем взаимного деле­гирования полномочий.

Предметы совместного ведения, закрепленные в 14 пунктах ст. 72 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп.

1. вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод:

  1. обеспечение соответствия Конституции и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Феде­рации Конституции России и федеральным законам;
  2. защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав на­циональных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, об­щественной безопасности, режим пограничных зон;
  3. защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  4. установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

2.вопросы ы регулирования экономики, социального и культурного развития:

  1. разграничение государственной собственности;
  2. установление общих принципов налогообложения и сборов в России;
  3. общие?ы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
  4. охрана памятников истории и культуры;
  5. координация?ов здравоохранения;
  6. защита семьи, материнства, отцовства и детства;
  7. социальная защита, включая социальное обеспечение.

3.вопросы охраны природы и экологической безопасности:

  1. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, нед­рами, водными и другими природными ресурсами;
  2. природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  3. особо охраняемые природные территории;
  4. осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

4.вопросы деятельности правоохранительных органов и функцио­нирования правовой системы:

  1. кадры судебных и правоохранительных органов;
  2. адвокатура, нотариат;
  3. административное, административно-процессуальное, трудо­вое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательст­во, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Если международный договор РФ затрагивает вопросы, отнесенные к ведению субъекта, то требуется согласование с его органами власти. Субъекты вправе представлять Федерации реко­мендации о заключении международных договоров.

Реализация сферы совместного ведения включает издание по ука­занным в ней предметам федеральных законов и принятие в соот с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектами Федерации.

 

 

В статье 79 КРФ Россия вправе участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соот с международ­ными договорами, но при двух условиях:

во-первых, это не должно влечь за собой ограничения прав и сво­бод человека и гражданина;

во-вторых, не должно противоречить основам конституционного строя РФ.

Подобным условиям соответствует участие РФ в образованном в 8 декабря 1991 г. Содружестве Независимых Государств. СНГ определяется как межгосударственное образование с координа­ционными полномочиями. В настоящее время СНГ объединяет 12 го­сударств — ранее союзных республик СССР (не участвуют в СНГ толь­ко три государства Балтии).

Юридическая природа СНГ характеризуется следующими чертами:

  1. создано самостоятельными государствами и основано на прин­ципе их суверенного равенства;
  2. имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов;
  3. ему присуща четкая организационная структура, разветвлен­ная система органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных
    институтов.

Цели СНГ — сотрудничество государств-членов в политической; экономической, гуманитарной, культурной и других областях; сбалан­сированное экономическое развитие; обеспечение прав человека, со­действие гражданам в свободном общении и контактах.

Устав Содружества Независимых Государств предусматривает во­семь сфер совместной деятельности государств-членов:

  1. обеспечение прав и свобод человека;
  2. координация внешнеполитической деятельности;
  3. сотрудничество в формировании общего экономического про­странства;
  4. сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
  5. охрана здоровья населения и окружающей среды;
  6. вопросы социальной и иммиграционной политики;
  7. борьба с организованной преступностью;

8) сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
При угрозе безопасности членам СНГ возможно с овместное использование вооруженных сил.

В структуре СНГ существуют, специальные органы: Совет глав го­сударств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и др. Для сотрудничества парламентов создана Межпарламентская ассамблея с центром в Санкт-Петербурге. Постоянно действующие органы СНГ находятся в Минске и Москве. Рабочим языком Содруже­ства является русский язык.

Выход из СНГ свободный — необходимо лишь письменное заявле­ние о таком намерении государства за 12 месяцев до выхода.

 

Административно-территориальные единицы - край, область; они делятся на районы и населенные пункты, а районы на сельские советы. Населенные пункты, находящиеся на территории РФ, делятся на городские и сельские.

К городским населенным пунктам относятся города областного и районного значения, рабочие, курортные и дачные поселки, к сель­ским — все остальные населенные пункты.

К городам областного значе ния могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность, с численностью населения не менее 50 тыс. человек. В отдельных случаях к категории городов обла­стного значения могут быть отнесены населенные пункты с числен­ностью населения и менее 50 тыс. человек, имеющие важное про­мышленное, социально-культурное и историческое значение, перс­пективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.

К категории городов районного значения могут быть отнесены на­селенные пункты, являющиеся промышленными и культурными цент­рами, с численностью населения не менее 12 тыс. человек, из которых крестьяне (лица, занятые в сельском хозяйстве) и члены их семей со­ставляют 15 и менее процентов.

К рабочим поселкам (поселкам городского типа) относятся насе­ленные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические со­оружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяй­ственной продукции и другие экономически важные объекты, с чис­ленностью населения не менее 3 тыс. человек, из которых крестьяне и члены их семей составляют 15 и менее процентов, а также населенные пункты, на территории которых расположены высшие учебные заведе­ния и научно-исследовательские учреждения.

В отдельных случаях к рабочим поселкам могут быть отнесены на­селенные пункты с численностью населения и менее 3 тыс. человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения.

К категории курортных поселков могут быть отнесены населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее 2 тыс. человек при условии, что ко­личество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляет не менее 50% постоянного населения.

К категории дачных поселков могут быть отнесены населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание го­родов в качестве пунктов или мест летнего отдыха. Дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно про­живает в них.

Особым статусом обладает закрытое административно-территори­альное об разование, которым признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовле­нию, хранению и утилизации оружия массового поражения, перера­ботке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функциони­рования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Решение о создании или об упразднении закрытого администра­тивно-территориального образования принимается Президентом РФ. Многие из них расположены в Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах.

 

 

63. Выборы в России: понятие, конституционные функции.

Выборы -это установленная законом гос-правовая процедура,во время которой гр-не отдают свои голоса за партию или кандидата,в рез-те чего формируется выборный(представительный) орган власти или избирается конкретное должностное лицо-президент. Выборы явл.элементом такого полит.режима как демократия. Выборы выступают в роли публично-правовой структуры взаимодействия гр.общ-ва и гос-ва. Посредством выборов обеспечивается участие гр-н в разработке и принятии важнейших гос.решений. Свободное волеизъявление гр-н на выборах явл.условием законности власти,обеспечивает сменяемость и преемственность ее выборных органов.

Выборы как политико-правовой институт основываются на след.принципах:

1.обязательность(в демократ.гос-вах выборы это осн.способ формирования органов гос.власти поэтому не допускается необоснованный перенос или отмена выборов).

2.периодичность.

3.свобода участия в выборах.

4.открытость(гласность выборов).

5.альтернативность(свобода выбора между неск.кандидатами).

Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принад­лежащей ему государственной власти.

Однако нельзя считать, что путем выборов народ передает своим избранникам суверенитет, так как народный суверенитет неотчужда­ем. Путем выборов передается лишь право на его реализацию в уста­новленных конституцией пределах. Смысл выборов состоит в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а государственная власть — быть созданной и действовать в соот с этой волей. Выборы отражают определенный тип политической системы и непо­средственно влияют на нее.

Выборы бывают прямые и косвенные и многоступенчатые.. При прямых выборах вопросы об избрании решают сами граждане, а при косвенных — избранные ими лица: выборщики, депутаты и др.

Они могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения
всеобщих выборов в них участвуют все избиратели (например, выборы
президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо по­полнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.

Кроме того, выборы бывают общенациональными (проводятся по всей стране), региональными (на территории субъекта федерации) и местными (выборы органов местного самоуправления). Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого может потребоваться два голосования, то в два тура, это на­зывается повторным голосованием.

Наконец, различают выборы очередные — проводимые в установ­ленные законом сроки и вн еочередные — назначенные в случае досроч­ного роспуска парламента или отставки президента а также повторные и дополнительные.

В зависимости от того кого выбирают:парламентские, президентские, муниципальные.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.