Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые меры охраны атмосферного воздуха




Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Федеральный закон РФ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Законодательство РФ в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Законодательство субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха. Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством.

Задачи по охране атмосферного воздуха и мероприятия по предупреждению и устранению причин загрязнения и других вредных воздействий на него, а также по улучшению состояния атмосферы предусматриваются в соответствующих планах.

В целях оценки состояния атмосферного воздуха Минздравом РФ установлены нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровни вредных физических воздействий на него. Эти нормативы отвечают интересам охраны здоровья людей и окружающей среды, являются едиными для всей территории Российской Федерации; в необходимых случаях устанавливаются более строгие нормативы для отдельных районов.

В целях охраны атмосферного воздуха устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ) стационарными и передвижными источниками загрязнения, а также нормативы предельно допустимых вредных физических воздействий в РФ, утверждаемые органами Комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ и Минздрава РФ по каждому стационарному источнику и по каждой модели транспортных и иных передвижных средств и установок. При этом должно выполняться условие, что выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию, превышающую их предельно допустимую концентрацию (ПДК) для населения, растительного и животного мира. При установлении ПДВ учитывают перспективу развития предприятия, физико-географические и климатические условия местности, расположение промышленных площадок и установок существующей и намеченной жилой застройки, санаториев, зон отдыха и т. д. Важное значение в решении проблемы охраны атмосферного воздуха имеют ГОСТ 17.2.3.02—78 «Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», введенный в действие с 01.01.1980 г:, и Постановление Совета Министров СССР от 16.12.1981 г. «О нормативах предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и вредных физических воздействий на нее».

В том случае, когда по объективным причинам установление ПДВ для данного населенного пункта невозможно, предусматриваются временно согласованные нормативы выбросов (ВСВ).

В данном случае используется принцип поэтапного снижения объемов выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ. На период реализации мероприятий, обеспечивающих соблюдение нормативов ПДВ, предприятия, имеющие стационарные источники загрязнения, должны разработать, согласовать с местной администрацией и представить на утверждение в соответствующие органы проекты нормативов ВСВ и планы поэтапного снижения этих выбросов по установленным нормативам.

Выброс загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения допускается лишь на основании разрешения, выдаваемого на основе утвержденных нормативов ПДВ и ВСВ, и заключения указанных органов.

В разрешении предусматриваются нормативы ПДВ, а также условия и требования по охране атмосферного воздуха, которые должны выполняться предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу. В случае их нарушения при возникновении угрозы населению выброс загрязняющих веществ должен быть ограничен, приостановлен или запрещен по решению органов Комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ или санитарного надзора Минздрава РФ. Особый порядок выбросов установлен при аварийных ситуациях и в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями.

Государственный учет осуществляется за счет государства по единой для Российской Федерации системе соответствующими органами: министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями (Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух от 12.08.1982 г.).

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Согласно ст. 3 Закона об охране атмосферного воздуха, в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха, обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного мониторинга окружающей среды и осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальными органами; специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, его территориальными органами; специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, его территориальными органами; специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора, его территориальными органами; другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном Правительством РФ.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами мероприятий по охране атмосферного воздуха, соблюдению условий выбросов загрязняющих веществ и других вредных воздействий на атмосферу, а также иных правил, установленных законодательством РФ, ее субъектов, об охране атмосферного воздуха.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение:

- условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;

- стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе при проведении производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

- режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- выполнения федеральных целевых программ по охране атмосферного воздуха, программ субъектов РФ по охране атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по их осуществлению;

- иных требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха.

Наряду с государственным контролем за охраной атмосферного воздуха указанный Закон предусматривает производственный и общественный контроль за охраной атмосферного воздуха.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, отвечающих за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством РФ в области охраны атмосферного воздуха. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в территориальные органы специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды, законодательством РФ и законодательством субъектов РФ об общественных объединениях.

Должностные лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, его территориальных органов являются государственными инспекторами по охране природы, осуществляющими контроль за охраной атмосферного воздуха на основании положения, утвержденного Правительством РФ.

Статья 28 Закона об охране атмосферного воздуха предусматривает, что за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ.

Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха В соответствии со ст. 31 Закона лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии — в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей природной среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с принципами, установленными международными договорами РФ в области охраны атмосферного воздуха.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Основанием для ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха являются правонарушения, предусмотренные в Законе. В соответствии с действующим законодательством должностные лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, или предупреждению за совершение следующих правонарушений:

нарушение нормативов предельно допустимых выбросов или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов;

вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов в случаях, когда получение такого разрешения необходимо в соответствии с законодательством (ст. 8.21 КоАП РФ);

нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу (ст. 8.21 КоАП РФ);

ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха;

выпуск в эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы (ст. 8.21, п. 2 КоАП РФ);

нарушение правил складирования промышленных и бытовых отходов, несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при сжигании указанных отходов (ст. 8.21, п. 3 КоАП РФ);

нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов роста, минеральных удобрений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха (ст. 8.22 КоАП РФ);

эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств, установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы (ст. 8.21 КоАП РФ);

невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, об устранении нарушений правил по охране атмосферного воздуха.

Административная ответственность наступает в случае, когда совершенные правонарушения не влекут уголовной ответственности. Административные взыскания налагаются административными комиссиями при органах местного самоуправления, а также, в определенных случаях, по решению главных врачей Санитарно-эпидемиологической службы Минздрава РФ.

Уголовная ответственность за загрязнение атмосферного воздуха предусмотрена ст. 251 УК РФ и соответствующими статьями уголовных кодексов республик. Данные статьи предусматривают ответственность за загрязнение воздуха вредными для здоровья людей отходами промышленного производства, а также за действия, причинившие существенный вред здоровью людей.

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха, в размерах и порядке, устанавливаемых законодательством.

Международное право охраны окружающей среды – это система норм, содержащихся в медлународных договорах, регулирующих использование и охрану природжных объектов и благоприятную окружающую среду. Предметом охраны экологического международного права являются Мировой океан, воздущный бассейн, озоновый слой, Космос, Антарктида, Арктика, мигрирующие животные и т.д. Важнейшей конвенцией можно назвать “Конвенция о биологическом разнообразии”, подписанная в Рио-Де-Жанейро в 1992 году и рафитицированная в 1995 году. Конституция РФ установила приоритет общепризнанным принципам и нормам международного права в правовом регулировании экологических правоотношений в Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятию экологического права.

2. Что является предметом экологического права.

3. Назовите методы и принципы экологического права.

4. Определите источники экологического права.

5. Какие элементы входят в структуру экологических правоотношений?

6. Что означают экологические права человека?

7. В чем заключается государственное регулирование в сфере охраны окружающей среды.

8. Назовите виды юридической ответственности за нарушение экологического законодательства.

9. В чем заключается гражданско-правовая ответственность в сфере охраны окружающей среды?

Рекомендуемая литература:

1.Федеральные законы «Об охране окружающей природной среды» 1992, “О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения” 1992;

2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. 1993;

3.Бринчук М.М. Экологическое право(право окружающей среды). Учебник. 2005.

1. Бринчук М.М. О достоинствах нового ФЗ “Об охране окружающей среды” Экологическое право. № 3. 2002.

2. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник. М. 2000.

3. Бурмистрова Т. Охрана окружающей природной среды: правовые основы и экологические нормы. Право и экономика. № 4. 2002.

4. Горелко Н.А. Ответственность за нарушение экологического и трудового законодательства. Экологическое право. № 1. 2001.

5. Ерофеев В.В. Экологическое право. Учебник. М. 1992.

6. Петров В.В. Экологическое право. Учебник. М. 1996.

7. Муллануров А. Прокуратура – орган защиты прав граждан в сяере экологии. Экологическое право. № 1. 2001.

 


[1] Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. –М., 1995.-с.56.

[2] Бринчук М.М. Экологическое право(Право окружающей среды). М.,1998.

[3] Бринчук М.М. /Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для Вузов. –М.: Юристъ, 2000.-с.442-444.

[4] Горельцев С.Б.

[5] Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. – М.: Юристъ, 2002. –С.

[6] Бринчук М.М. Экология. Юридический энциклопедический словарь. М., 2000, с.279.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.