Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации преподавателю. Дисциплина изучается студентами всех форм обучения, занимающимися по программе получения высшего профессионального образования




Дисциплина изучается студентами всех форм обучения, занимающимися по программе получения высшего профессионального образования, а также студентами, получающими второе высшее профессиональное образование по специальности «Юриспруденция». Преподавание дисциплины осуществляется кафедрой гражданско-правовых дисциплин Ижевского юридического института (филиал) ГОУ ВПО Российская правовая академия Министерства юстиции РФ.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При проведении семинарских занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы.

Одной из форм контроля является проведение семинарских занятий.

Семинар начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушивается доклад студента. Обсуждение доклада совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения рассмотренных вопросов и объявляет оценки выступавшим студентам.

В качестве контроля уровня подготовленности студента, развития и закрепления у них навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике в ходе семинарских занятий предусмотрено проведение контрольных работ, а также индивидуальное собеседование.

Преподаватель может осуществлять индивидуальный контроль работы студентов, знакомиться с их конспектами лекций, оценивать выполнение индивидуальных заданий, давать рекомендации, в случае необходимости оказать помощь в составлении индивидуального плана работы над курсом.

Семинары могут проводиться в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления студентов с заранее подготовленными докладами. Основу доклада, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов.

Результаты контроля качества учебной работы студентов преподаватель оценивает, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

 

 

Методические указания студенту

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «экологическое право» являются лекции и семинарские занятия. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачету или экзамену.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных и проблемных тем учебной дисциплины. Они служат для контроля преподавателем уровня подготовленности студентов, закрепления изученного материала; развитию умений и навыков подготовки докладов, сообщений; решения практических вопросов; приобретению опыта публичных выступлений, ведению дискуссий; аргументации и защиты выдвигаемых положений или суждений.

В процессе подготовки к семинару студент может воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих рекомендациях.

Семинары могут проводиться и в форме учебных конференций. Конференции включают в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным темам дисциплины «экологическое право». Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

В целях максимального приближения студентов к практической деятельности юриста-цивилиста необходимо проведение практических занятий, которые включают в себя решение задач.

При подготовке к семинару следует иметь ввиду, что список нормативных правовых актов в данном комплексе носит лишь примерный характер и не исключают выявления студентами иных, в частности новейших, нормативных актов. Для этого студенты должны обращаться к официальным изданиям, таким как «Российская газета», «Собрание законодательства РФ», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти РФ», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Законодательство», «Российская юстиция», «Российский судья» и др. При изучении рекомендованных нормативных актов необходимо учитывать, что со времени их принятия во многие из них внесены изменения и дополнения. Поэтому необходимо пользоваться актуальными текстами правовых актов, содержащимися в справочных правовых системах «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др. В связи с этим, в списках нормативных актах не указываются источники их первоначального опубликования.

При подготовке к занятиям студенты должны изучить конспекты лекций, основную рекомендованную литературу, относящиеся к данной теме нормативные правовые акты и материалы судебной практики. Лишь после этого можно приступить к подготовке ответов на теоретические вопросы и к решению казусов. Дополнительную литературу следует использовать в ходе подготовки рефератов, обзоров судебной практики, курсовых и дипломных работ.

Результаты контроля качества учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставлять текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право знакомится с выставленными ему оценками.

Выполнение курсовой работы является необходимым элементом обучения, который начинается с выбора темы курсовой работы. Для того, чтобы выбрать тему курсовой работы, студент должен прослушать лекции и обратиться к учебному и справочному материалу (прочитать соответствующие главы учебников, учебных пособий, нормативные правовые акты и др.). Затем необходимо внимательно ознакомиться с предложенными темами, которые приведены в настоящих материалах. Однако студенту предоставляется право изменить формулировку темы или предложит собственную, соответствующую направленности его научных и практических интересов. В этих случаях фор­мулировку темы следует согласовать с преподавателем.

Непосредственная подготовка к зачету (экзамену) осуществляется по вопросам, представленным в данной Программе. Студент должен тщательно изучить формулировку вопроса, понять его сущность, в соответствии со смыслом вопроса составить план ответа. План ответа должен включать в себя теоретические аспекты рассматриваемой проблемы, урегулированность данной проблемы в нормативно-правовых актах, а также анализ практики применения положений нормативно-правовых актов (в том числе, судебной практики).

К экзамену допускаются студенты, систематически работавшие над дисциплиной в семестре, показавшие положительные знания по вопросам, выносимым на групповые занятия.

 

Самостоятельная работа студента

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Экологическое право» является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, нормативных правовых актов, судебной практики, подготовку докладов, сообщений, выступлений на групповых занятиях, написание рефератов, выполнение заданий преподавателя.

Для студентов очной формы обучения на самостоятельную работу отводится практически 50 % общего времени дисциплины. В связи с этим правильная организация самостоятельной работы будет являться залогом успешного освоения изучаемого предмета. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекции или семинарских занятий, - необходимо закрепить его и расширить свои знания в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т.е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к зачету или экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов является низким, а главное недолговечным.

Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа является основным видом работы по изучению дисциплины. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя (домашних контрольных заданий, рефератов). Особое внимание следует обратить на выполнение курсовой и контрольной работы, предусмотренной учебным планом.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения настоящего комплекса, который содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Ознакомившись с разделами и темами, указанными в учебной программе и получив представление об их содержании, студенту необходимо приступить к изучению данных тем по материалам представленным в учебнике. Затем можно ознакомится с материалами правоприменительной практики (как судебной, так и практики судебных приставов-исполнителей).

Получив представление об основном содержании темы, необхо­димо изучить материал с помощью учебника и учебных пособий, а также внимательно ознакомиться с текстами нормативных правовых актов. Обязательно следует записывать возникающие вопросы, на кото­рые не удалось ответить самостоятельно.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется пре­подавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы (аудитории Академии, библиотеки) выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельная работа носит творческий и планомерный характер.

Целью выполнения самостоятельной работы по курсу «экологическое право» является овладение студентом навыками:

- работы с правовыми актами, устанавливающими нормы экологического права;

- анализа правовых явлений, правовых норм и правовых отношений, связанных с вопросами применения и совершенствования экологических норм;

- анализа правоприменительной практики;

- разрешения проблем, вытекающих из правоотношений, возникающих в экологическом праве, по поводу использования и охраны природных ресурсов и объектов, а также природно-антропогенных объектов и антропогенных объектов;

- применения норм материального и процессуального права при разрешении споров, вытекающих из правоотношений, возникающих в экологическом праве;

- принятия мер защиты прав природопользователей и интересов государства.

Студент должен знать основные положения экологического права, сущность и содержание основных понятий, категорий экологического права, правовых статусов субъектов экологического права, правовое регулирование использования и охраны объектов экологического права и права природопользования, законодательство регулирующее экологическое права, ответственность, которая возникает за неисполнение или неправильное исполнение требований экологического законодательства.

Студент должен уметь оперировать юридическими понятиями и категориями экологического права, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения, давать квалифицированные юридические заключения и консультации по проблемам, вытекающим из правоотношений, возникающих в ходе использования и охраны объектов экологического права и права природопользования.

 

 

ВОПРОСЫ (ЗАДАНИЯ) ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Каково современное состояние окружающей среды в мире и России?

2. Вспомните основополагающие понятия курса «Экологическое право».

3. Почему экологическое право рассматривается как комплексная отрасль российского права?

4. Раскройте понятие о предмете, методе и системе экологического права.

5. Перечислите принципы экологического права.

6. Каково соотношение экологического права с другими отраслями российского права?

7. В чем выражается экологическое право как учебная дисциплина и как отрасль правовой науки.

8. Раскройте понятие и особенности источников экологического права.

9. Перечислите основные конституционные основы экологического права.

10. Раскройте содержание вопроса «закон как источник экологического права».

11. Каково значение Федерального закона «Об охране окружающей среды» в системе источников экологического права.

12. Каковы современное состояние и тенденции развития экономического законодательства России?

13. Каковы место и роль международных договоров в области охраны окружающей среды в РФ?

14. В чем состоит содержание понятие экологического правоотношения и его видов?

15. Кто может быть субъектом экологических правоотношений?

16. Что относится к объектам экологических правоотношений?

17. Каковы особенности возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений.

18. Что означает право граждан на благоприятную окружающую среду.

19. Раскройте содержание экологических прав граждан.

20. Каковы права общественных объединений граждан в области охраны окружающей среды.

21. Каковы юридические гарантии реализации экологических прав граждан.

22. Раскройте понятие и значение права собственности на природные ресурсы.

23. Перечислите формы права собственности.

24. Перечислите объекты и субъекты права собственности.

25. Охарактеризуйте право государственной собственности на природные ресурсы.

26. Что представляет собой проблема разграничения государственной собственности на природные ресурсы.

27. Охарактеризуйте право муниципальной собственности на природные ресурсы.

28. Что включает в себя юридическая защита собственности на природные ресурсы.

29. Раскройте понятие права природопользования.

30. Охарактеризуйте право общего природопользования.

31. Что представляет собой право специального природопользования.

32. Субъекты права природопользования.

33. Перечислите права и обязанности природопользователей.

34. Объекты права природопользования.

35. Возникновение, изменение и прекращение правоотношений природопользования.

36. Раскройте понятие и функции управления природопользова­нием и охраной окружающей среды.

37. Что включает в себя соотношение экономических и административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды.

38. Перечислите виды управления. Государственное управление. Управления природопользованием и охраной окружающей среды на предприятиях.

39. Что включает в себя система органов управления природопользованием и охраной окружающей среды.

40. Что включает в себя оценка воздействия на окружающую среду.

41. Раскройте понятие экологической экспертизы.

42. Что включает в себя законодательство в области экологической экспертизы.

43. Охарактеризуйте виды экологической экспертизы.

44. Принципы и порядок проведения экологической экспертизы

45. Охарактеризуйте объекты государственной экологической экспертизы.

46. Заключение государственной экологической экспертизы и его юридическое значение.

47. Что включает в себя общественная экологическая экспертиза.

48. Раскройте понятие и задачи экологического контроля.

49. Охарактеризуйте виды экологического контроля.

50. Охарактеризуйте органы государственного контроля и их полномочия.

51. Раскройте понятие юридической ответственности за экологические правонарушения.

52. Что включает в себя понятие экологического правонарушения. Виды экологических правонарушений. Объект, субъект, объективная и субъективная сторона.

53. Перечислите виды ответственности. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.

54. Что представляет собой материальная ответственность за экологические правонарушения.

55. Что представляет собой административная ответственность за экологические правонарушения.

56. Что представляет собой уголовная ответственность за экологические правонарушения.

57. Что представляет собой гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.

58. Охарактеризуйте роль правоохранительных органов в обеспечении охраны окружающей среды.

59. Что включает в себя природоохранительная деятельность прокуратуры.

60. Что включает в себя природоохранительная деятельность органов внутренних дел и органов безопасности.

61. Что включает в себя природоохранительная деятельность Конституционного Суда РФ.

62. Что включает в себя природоохранительная деятельность судов.

63. Что включает в себя природоохранительная деятельность таможенного контроля.

64. Что представляет собой земля как объект правовой охраны.

65. Раскройте содержание понятия охрана земель.

66. Охарактеризуйте правовые меры охраны земель.

67. Что включает в себя государственный контроль над использованием и охраной земель.

68. Охарактеризуйте воды как объект правовой охраны.

69. Водное законодательство.

70. Перечислите правовые меры охраны вод.

71. Государственный контроль над использованием и охраной вод.

72. Что представляет собой атмосферный воздух как объект правовой охраны.

73. Законодательство об охране атмосферного воздуха.

74. Перечислите правовые меры охраны атмосферного воздуха.

75. Что включает в себя государственный контроль над охраной атмосферного воздуха.

76. Охарактеризуйте недра как объект правовой охраны.

77. Что представляет собой законодательство о недрах.

78. Перечислите правовые меры охраны недр.

79. Что включает в себя государственный контроль над использованием и охраной недр.

80. Что представляет собой лес как объект правовой охраны.

81. Что включает в себя лесное законодательство.

82. Охарактеризуйте право лесопользования и его виды.

83. Перечислите правовые меры охраны лесов.

84. Что представляет собой животный мир как объект использования и охраны.

85. Законодательство об охране и использовании животного мира.

86. Виды права пользования животным миром.

87. Что представляет собой правовое регулирование охоты.

88. Перечислите правовое регулирование рыболовства.

89. Перечислите правовые меры охраны животного мира

90. Раскройте цели создания и понятие особо охраняемых территорий.

91. Состав особо охраняемых территорий и объектов.

92. Охарактеризуйте правовой режим государственных природных заповедников.

93. Охарактеризуйте правовой режим государственных природных заказников.

94. Охарактеризуйте правовой режим национальных природных парков.

95. Охарактеризуйте правовой режим памятников природы Охарактеризуйте правовой режим природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

96. Раскройте понятие и источники международного права окружающей среды.

97. Перечислите принципы международного права окружающей среды.

98. Назовите международные экологические организации.

99. Назовите основные международные конференции по охране окружающей среды.

100. Что включает в себя международная ответственность за экологические правонарушения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.