Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство количественных и качественных изменений в развитии науки




Преемственность научного познания не есть однооб­разный, монотонный процесс. В определенном срезе она выступает как единство постепенных, спокойных коли­чественных и коренных, качественных (скачки, научные

1 Эйнштейн А., Инфелъд Л. Эволюция физики. С. 63. 90


________________________________ Глава Ш

революции) изменений. Эти две стороны науки тесно связаны и в ходе ее развития сменяют друг друга как сво­еобразные этапы данного процесса.

В развитии науки «эпохи относительной стабильнос­ти отделены друг от друга краткими периодами кризи­сов, во время которых под давлением фактов, ранее мало известных или вовсе неизвестных, ученые вдруг ставят под сомнение все принципы, казавшиеся до этого впол­не незыблемыми, и через несколько лет находят совер­шенно новые пути. Такие неожиданные повороты всегда характеризуют решающие этапы в прогрессивном разви­тии наших знаний»1. Этап количественных изменений науки — это постепенное накопление новых фактов, на­блюдений, экспериментальных данных в рамках существу­ющих научных концепций. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформулированных теорий, понятий и принципов.

На определенном этапе этого процесса и в определен­ной его «точке» происходит прерыв непрерывности, ска­чок, коренная ломка фундаментальных законов и прин­ципов вследствие того, что они не объясняют новых фак­тов и новых открытий. Это и есть коренные качественные изменения в развитии науки, т. е. научные революции.

Во время относительно устойчивого развития науки происходит постепенный рост знания, но основные тео­ретические представления остаются почти без изменений. В период научной революции подвергаются ломке именно эти представления. Революция в той или иной науке представляет собой период коренной ломки основных, фундаментальных концепций, считавшихся ранее незыб­лемыми, период наиболее интенсивного развития, про­никновения в область неизвестного, скачкообразного уг­лубления и расширения сферы познанного.

Примерами таких революций являются создание ге­лиоцентрической системы мира (Коперник), формиро-

Бройлъ Луи де. По тропам науки. М., 1962. С. 9.


Общие закономерности развития науки _______________

вание классической механики и экспериментального ес­тествознания (Галилей, Кеплер и особенно Ньютон), ре­волюция в естествознании конца XIX — начала XX в. — возникновение теории относительности и квантовой ме­ханики (А. Эйнштейн, М. Планк, Н. Бор, В. Гейзен-берг и др.). Крупные изменения происходят в современ­ной науке, особенно связанные с формированием и бур­ным развитием синергетики (теории самоорганизации целостных развивающихся систем), электроники, генной инженерии и т. п. Научная революция подводит итог предшествующему периоду познания, поднимает его на новую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений, она открывает новые объекты и методы исследования, ускоряя тем самым темпы развития науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.