Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивный уровень




Ассоциативно-вербальный уровень.

Ср.: Б. Акунин: персонаж во всех КС употребляет слово рожа, не имея в активе всего синонимического ряда: лицо, лик, рожа, морда, физиономия, рыло и др. Для него это нейтральные слова, выполняющие назывную функцию. Значимо отсутствие нейтрального и высокого вариантов. Это ведет к стиранию эмотивно-оценочного значения у слова рожа: оно уже не дифференцируется как стилистически сниженное. Затем наступает для героя период переучивания и воспитания: ему запрещено говорить неподобающие для воспитанного человека слова. Таким образом, все оценочные сниженные слова выметаются из употребления. Ср.: в пяти шагах ни хрена не разглядишь… даже рожу, в смысле лицо, сажей намазал… (внутренняя речь героя). Запрет распространяется и на внутреннюю речь.

Сенька башкой, т.е. головой, вправо-влево покрутил, провел ре-ког-но-сци-ров-ку. Ничего подозрительного не заметил… а ведь столько дней зря гузкой тряс (боялся).

Мы наблюдаем изменения в лексиконе ЯЛ: у слов меняется значимость, хотя надо отметить, что пока идет не размежевание значений лицо и рожа, голова и башка, но просто упразднение экспрессивной лексики. Это далеко не окончательный вариант овладения словом, но один из этапов: экспрессвно-сниженная лексика получила определенную характеристику: она не годится для всех КС, это грубые слова. Действительно, лицо и голова предпочтительнее и универсальнее.

Это наши понятия, знания, представления, воплощенные в языке.

В целом они складываются в ЯКМ. Мы можем рассматривать ее в целом и отдельные фрагменты. Ср.: мир эмоций (Вежбицкая) и его представление на языковой уровне.

СТРАХ - застыть, окоченеть, похолодеть, заледенеть от страха, кровь застыла в жилах, страх сковал ноги (как холод), не оторвать ног от пола, сжаться, съежиться от страха. СТРАХ -ХОЛОД.

Соотнесение эмоции с представлением о темном и светлом: с вет радости, любви, глаза сияют от счастья, горят восторгом, лицо озарилось от радости, радость осветила лицо; глаза потемнели от горя, гнева, он почернел от горя, лицо помрачнело. Нельзя: лицо потемнело от радости.

ВРЕМЯ идет, летит, ползет, замерло, уходит, приходит, остановилось. Это наше наивное представление о времени. В научной картине мира господствуют иные представления. Т.О., выделяются наивная и научная картины мира.

"ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ": ножка стола, ручка двери, носик чайника, ушко иголки, нос лодки, плечо электрического моста, головка цветка, палец (в гусеничном соединении), горный хребет, голова колонны, сердце долины). Мы видим мир "через себя", иногда даже жертвуя подобием (носик чайника, ручка двери).

По данным языка можно воссоздать портрет одного человека, социума, поколения. РАС: отец - мать, народов, сын, строгий и др. Красный - революция, октябрь, кровь, белые, армия, знамя… рябина, страсть и др.

Прагматический уровень - знания о том, как достигать разных целей с помощью языка: как попросить, как отказать, поблагодарить, как похвалить себя (ну очень хочется), как сказать комплимент и др. Для чего я цитирую чужую речь? В научном тексте, например? Как я пользуюсь или понимаю чужие прецедентные тексты? Ср.: "Под крылом самолета … чего-то дают"; "Здравствуй, оружие", "Я один. Все тонет в фарисействе…", "Москвичи - люди неплохие, но их испортил квартирный вопрос", "Я вспомнил вас. И все."

Есть коллективные стратегии и индивидуальные:

Все считают меня порядочным человеком; -Арцыбашев предложил мне роль Подколесина.- Что вы на это ответили? - Сказал, что у него хороший вкус (смеется).

 

Список литературы:

Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989.

Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения. Сб. Язык и личность. М.,1989. – С.3-8.

Яковлева Е.С. К описанию русской языковой картины мира// Русский язык за рубежом. 1996. №1-2-3. С.47-56.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.