Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. 3. Коллективный выбор. Из многочисленных задач выбора особый практический интерес представляет задача многостороннего принятия решения




 

3. Коллективный выбор. Из многочисленных задач выбора особый практический интерес представляет задача многостороннего принятия решения, когда выбор осуществляется не одним лицом, а группой лиц. При этом предполагается высшая степень согласия между членами группы относительно общей цели, выбор же приходится делать между вариантами средств достижения этой цели. Типичным примером являются выборы на руководящий пост. Такую операцию называют процедурой голосования.

Семь парадоксов голосования:

- коллектив не всегда прав: коллектив состоит из субъектов, каждый из которых может заблуждаться;

- возможность непринятия решения: любая процедура голосования может закончиться тем, что согласованные условия принятия решения не будут выполнены (например, голоса разделятся поровну) и, следовательно, решение не будет принято;

- парадокс Кондорсе. Суть парадокса в возможности цикличности графа предпочтений. Например, пусть каждая из трех фракций парламента, образующих большинство лишь попарно, выдвинула свой вариант законопроекта: a, b и с. Если у этой троицы индивидуальные предпочтения таковы: (а>b>с), (b>с>а) и (с>а>b), то они попали в парадокс Кондорсе;

- возможность победы меньшинства при мажоритарной системе голосования:

а) признание легитимными (законными) выборы при низкой (меньше 50%) явке избирателей. Решение автоматически предоставляется меньшинству;

б) "растаскивание" голосов. Пусть одна коалиция обладает 60 % потенциальных голосов, второй принадлежит 40 % электората. Если первые выдвинут двух кандидатов, да еще равноценных, а вторые одного - победит меньшинство;

в) пусть решение принимается большинством голосов в 2/3. Если в итоге победил представитель меньшинства, значит, на последнем этапе процедуры он набрал большинство. Если же участников последнего этапа голосования самих выбирали по тому же правилу, то возможна следующая ситуация:

Легко видеть, что победило меньшинство в 4/9 против 5/9. Для реализации такой возможности необходимо выполнение трех условий: выборы должны быть многоступенчатыми, меньшинство должно соблюдать дисциплину голосования, меньшинство должно быть достаточно многочисленным для обеспечения своего большинства на последнем этапе;

- парадокс подавляющего большинства: какой бы высокий процент большинства ни был назначен для легитимности принятия решения, решение не является демократическим. Данная процедура узаконивает принесение в жертву интересов одного всем остальным, а суть демократии состоит в том, чтобы на этапе исполнения решения были защищены интересы любого меньшинства, и прежде всего - основные права каждой отдельной личности;

- парадоксы единогласия. Если определить демократию как защиту интересов каждого, то единственной демократической процедурой голосования оказывается единогласное принятие решений. Однако и в этом случае возникают парадоксальные ситуации:

а) иногда принцип единогласия ("все за") подменяется принципом консенсуса ("никто не против"), тогда как это разные вещи: воздержавшиеся отождествляются с согласными, отсутствующие исключаются из принимаемых во внимание;

б) желательное решение никак не может набрать 100 % голосов. Существует по крайней мере два способа попытаться достичь согласия в такой ситуации: поиск компромисса, либо "способом лестницы" (можно попытаться подойти к желаемой, но никак сразу не достигаемой единогласно цели, мелкими шагами, каждый из которых реализуется единогласно);

- теорема Эрроу о невозможности. Требования «правильного» коллективного выбора по Эрроу:

а) все индивидуальные предпочтения должны как-то быть учтены; не должно быть такого индивида, чье мнение принимается обязательным для всех, независимо от мнения остальных (нежелательность диктаторства);

б) если в результате группового выбора предпочтение было отдано какой-то альтернативе, то это решение не должно меняться, если кто-нибудь из ранее отвергавших ее изменил свое мнение в ее пользу (условие монотонности).

в) если изменения индивидуальных предпочтений не коснулись каких-то альтернатив, то в новом групповом упорядочении порядок этих альтернатив не должен измениться (условие независимости альтернатив);

г) для любой пары альтернатив возможны такие два множества индивидуальных предпочтений, при которых порядок этих альтернатив противоположен ("условие суверенности").

Однако, указанные требования несовместны, т.е. не существует процедур голосования, удовлетворяющих всем этим требованиям. Причиной такого результата являются упомянутые выше парадоксы.

 

Вопрос №3

 

Анализ и синтез не противоположны, а дополняют друг друга. Более того, в анализе есть синтетическая компонента, а в синтезе - анализ метасистемы. Что из них или в какой последовательности их применять в конкретном случае - решать самому исследователю.

Аналитический подход направлен на выяснение, из чего состоит рассматриваемая система. Первую декомпозицию сделаем, отметив, что есть два типа материалов, из которых создаются модели: средства мышления и материальные средства - предметы и вещества. Соответственно этому модели разделяются на абстрактные и реальные.

Абстрактные модели являются как бы конечным продуктом мышления, приготовленным для передачи другим субъектам. Это модели, воплощенные средствами языка: они поддаются регистрации (тексты, аудиозаписи) и могут изучаться как объекты, отчужденные от непосредственно мышления, но являющиеся его продуктами, содержащими информацию о нем.

Язык является универсальным средством моделирования: говорить можно о чем угодно. Из многих свойств языка, обеспечивающих ему это свойство, обратим внимание на расплывчатость смысла слов.

Однако в случаях, когда необходимо произвести конкретный продукт, достичь конкретного результата, этой конкретности начинает мешать расплывчатость бытового языка. Поэтому всякая групповая деятельность требует выработки профессионального языка. Профессиональные языки более точны, чем разговорный, за счет большей определенности их терминов.

Очевидно, что к числу элементарных языковых моделей относятся слова.

Классификация - простейшая абстрактная модель разнообразия действительности. Распознавание, идентификация объекта в данном случае состоит в выяснении того, к какому классу он принадлежит.

Важно помнить, что любая классификация есть только модель разнообразия реальности, что реальность более сложна, что всегда найдется объект, который нельзя однозначно отнести к тому или иному классу.

Различают два вида классификаций: искусственную и естественную.

При искусственной классификации разделение на классы производится исходя из поставленной цели - на столько классов и с такими границами, как это диктуется целью.

Несколько иначе производится классификация, когда рассматриваемое множество явно неоднородно. Природные группировки (их в статистике называют кластерами) как бы напрашиваются быть определенными как классы (отсюда название классификации - естественная). Однако следует иметь в виду, что и естественная классификация - это лишь упрощенная модель реальности. Например, кажущееся очевидным деление органов на "живые" и "мертвые" наталкивается на трудности в определении законности изъятия органов из умершего человека для их пересадки живому: не всегда очевидно, что пострадавший не может быть возвращен к жизни.

В ряде случаев указанные недостатки однозначной классификации становятся неприемлемыми. Разработаны два типа обобщения классификации: статистическая и расплывчатая.

При классификации случайных объектов или величин вводят понятие перекрытия распределений и связывают ошибки классификации с этим перекрытием.

Иной тип неопределенности классификации описывается теорией расплывчатых (нечетких) множеств. Эта теория основана на допущении принадлежности одного объекта одновременно к разным классам. В этой модели не существует четкой границы между классами. Можно лишь говорить о степени принадлежности данного объекта к тому или иному классу. Эта степень выражается функцией принадлежности, принимающей значение от 0 ("точно не принадлежит") до 1 ("точно принадлежит").

Реальные модели - реальные предметы, используемые в качестве моделей.

Типы реальных моделей:

1. Модели прямого подобия. Прямое подобие между моделью и оригиналом устанавливается вследствие их непосредственного взаимодействия (следы, отпечаток пальца, печать и т.д.) либо вследствие цепочки таких взаимодействий (фотография, макет здания и т.д.).

2. Модели косвенного подобия (аналогии). Аналогичность двух явлений объясняется совпадением закономерностей, которым они подчиняются (аналоговые ЭВМ, следственный эксперимент в криминалистике, исторические параллели, жизни разлученных однояйцовых близнецов и т.д.).

Однако, кроме совпадающих закономерностей, у разных явлений есть и несовпадающие. Поэтому не все заключения о модели можно переносить на оригинал.

3. Модели условного подобия. Соответствие такой модели и оригинала устанавливается в результате соглашения между ее пользователями, носит культуральный, условный, информационный характер (буквы - модели звуков; деньги - модели стоимости; различные знаки, сигналы, символы, карты, чертежи).

Они работают до тех пор, пока известны и соблюдаются соглашения о их значении (денежная реформа, мертвые языки, секретные знаки и т.п.).

В соответствии с синтетическим методом объяснение природы моделей начинается с определения метасистемы, в которой модель является частью. Важная особенность модели состоит в том, что модель никогда не тождественна оригиналу. Часто в этом просто нет необходимости: каждая модель нужна для определенной цели, а для этого потребуется лишь некоторая (далеко не ноя) информация об оригинале.

Целевая предназначенность моделей имеет ряд важных следствий:

1. Цель моделирования определяется неким субъектом, который, следовательно, должен быть включен как еще один элемент в состав метасистемы;

2. Разнообразие целей ведет к множественности различных моделей для одного и того же оригинала.

Модели можно различать по типу целей:

1. Познавательные модели - обслуживают процессы получения информации о внешнем мире, они представляют имеющиеся знания, подвержены изменениям при присоединении к ним новых знаний. Познавательные модели не претендуют на окончательность, завершенность: всегда остается что-то непознанное.

2. Прагматические модели - обслуживают процессы преобразования реальности в соответствии с целями субъекта. Они отображают пока несуществующее, но желаемое (проекты, планы, программы, алгоритмы, нормы права и т.д.) и имеют нормативный, директивный характер. В отличие от познавательных моделей, "подгоняемых" к реальности, в преобразовательной деятельности реальность "подгоняется" под прагматическую модель.

Оригинал и модель - разные вещи. В оригинале есть много такого, чего нет в модели, по двум причинам:

1. Не все из того, что известно об оригинале понадобится включить в модель, предназначенную для достижения конкретной цели;

2. В оригинале есть всегда нечто непознанное, поэтому не могущее быть включенным в модель.

Истинное содержание - то общее, что имеется у модели и оригинала, благодаря чему модель может служить его частным заменителем.

Ложное содержание - собственные свойства модели, не имеющие отношения к оригиналу.

Следует подчеркнуть неточность, приблизительность модели по отношению к оригиналу. Даже те аспекты оригинала, которые намеренно отображаются, описываются приближенно. Иногда приблизительность носит вынужденный характер, а иногда вводится сознательно, ради упрощения работы с моделью

Иногда одну и ту же цель можно попытаться достичь с помощью разных моделей.При этом разные модели обеспечивают разную степень успешности в достижении цели. Адекватность - способностьмодели обеспечивать успех в достижении поставленной цели.

Адекватные модели - модели, используя которые субъект успешно достигает цели. Неадекватные модели - не обеспечивающие успеха модели.

Интересно обсудить отношение между такими свойствами модлей, как их адекватность и истинность. Оказывается, они не всегда совместны.

Для познавательных моделей, целевая принадлежность которых - накопление истинных знаний об окружающей действительности, адекватность и истинность являются, по существу, синонимами. Иначе обстоит дело с моделями прагматическими: в некоторых обстоятельствах ложные модели могут быть адекватными.

Для того, чтобы модель реализовала свою модельную функцию необходимо, чтобы модель была совместима с окружающей средой, которой для модели является культура пользователя. Это условие при рассмотрении свойств систем названо ингерентностью.

Степень ингерентности модели может изменяться: возрастать (обучение пользователя и т.п.) или убывать (забывание, уничтожение культуры) за счет изменения среды.

Таким образом, в состав метасистемы моделирования должен быть включен еще один элемент – культура, под которой понимается окружающая среда модели.

Таким образом, модель есть отображение оригинала: целевое (множественность моделей для одного оригинала; познавательные и прагматические модели); абстрактное (спектр языков; классификация как простейшая модель разнообразия реальности) или реальное (прямое, косвенное и условное подобие); упрощенное, приближенное: имеющее как истинное, так и ложное содержание; адекватное цели; ингерентное культуре пользователя.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.