Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жан Боден о суверенитете власти и о формах государства




Жан Боден (1530–1596) – выдающийся французский политический мыслитель. Его взгляды на государство, на пути и методы упрочения централизованной монархической власти изложены в главном его труде «Шесть книг о республике» (1576). «Республикой» здесь называется то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т. е. государство вообще. По Бодену, «государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». Фактически все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла и содержания этого определения. В первой – рассматриваются основы социальной общности. Во второй – формы государства. В третьей – институты. В четвертой – перемены в устройстве государства и контроль за ними. В пятой – приспособление к обстоятельствам и задачи государства. В шестой, последней, – средства власти и вопрос о лучшей государственной форме. Ячейкой государства у Бодена выступает семья (домохозяйство). По своему статусу глава семьи – прообраз и отражение государственной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы, гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Последнее традиционно заключается в познании бога, человека и природы, а в конечном итоге – в почитании бога. Разработка проблемы суверенитета государства – крупнейший вклад Бодена в развитие политико-теоретического знания. Абсолютность суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение неопределенно долгого срока; временная власть не может сохраняться в качестве верховной силы. Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них – издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. Второй – решение вопросов войны и мира. Третий – назначение должностных лиц. Четвертый – действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. Пятый – помилование. По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида: законные, вотчинные (сеньоральные), тиранические. Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен – законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность. Вотчинные государства суть те, в которых суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей. В тиранических государствах суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью – как своей. Лучшим, по мнению Бодена, является такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией. Идеальным для страны является такой монарх, который боится бога, «милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастье, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив». Боден стремится к гармонической справедливости. Она для него есть распределение наград и наказаний и того, что принадлежит каждому как его право, совершаемое на основе подхода, включающего в себе принципы равенства и подобия

40.Вопросы государства и права В «утопии» Томаса Мора

Его труд, полное название которого «Золотая книга, столь же полез­ная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом ос­трове Утопия, получила известность под сокращенным названием «Утопия» (1516). В произведении отразились представления Мора-гума­ниста. Мор принадлежит к кругу христианских (или северных) гумани­стов, лидером и идеологом которых стал Эразм Роттердамский.В отличие от своих собратьев из Италии и Южной Франции, резко критиковавших католическое духовенство, северяне, отдаленные от папского престола, превратившегося в центр коррупции и развращения католицизма, оставались ревностными христианами. В то же время они сознавали грехи папства и стремились к возрождению идеалов раннех­ристианских общин. В сознании Мора-гуманиста древние греки ужива­лись с отцами церкви, в частности, с Августином. Влияние жизнелюби­вой философии греков придало гуманистический характер религии Мора. В основе его общественно-политических рассуждений лежат от­ношения между людьми (а не отношения между человеком и Богом). Несмотря на религиозность Мора, его учение часто является мирским, проникнуто верой в прогресс и возможности рационального переуст­ройства жизни, что было довольно редким для Средних веков.

«Утопия» писалась в эпоху великих географических открытий, когда путешествия, новые земли привлекали внимание многих людей в Евро­пе. И Мор написал свое политическое сочинение в форме рассказа о странствиях некоего Рафаила Гитлодея, который открыл остров под на­званием Утопия. В названиях отражается новый литературный подход, характеризующий жанр, доселе не имевший места. Утопия переводится с греческого как «место, которого нет», столица острова Аморот — «го­род-призрак», река Анадрис - «река без воды», имя короля Адемос — «государь без народа», а имя Гитлодей означает «пустомеля».Книга делится на две части. В первой Мор устами Гитлодея крити­кует современное ему общество, называя его, как правило, европейским и даже французским, хотя это не может скрыть настоящий объект кри­тики. Эразм Роттердамский отметил: Мор «описывает Англию, которую он видел и глубоко знал». Во второй части описано административное устройство, организация жизни на острове

Основные положения «Утопии»:

1. Суровое осуждение феодального общества. Мор разоблачал пара­зитизм королей, аристократии, духовенства, многочисленных слуг и роскошь при полном отсутствии забот о тружениках («...Государи с го­раздо большим удовольствием заботятся о том, как бы незаконными пу­тями приобрести себе новые царства, нежели о том, как надлежаще уп­равлять приобретенным»; «...существует большое число знатных, которые живут в праздности, будто трутни, трудами других, например, держателей своих земель, которых для увеличения доходов они стригут до живого мяса»).

2. Критика нарождавшегося капитализма. Мор прозорливо всматри­вался в первые проявления капитализма в Англии, где развилось сукноделия, что делало чрезвычайно выгодной продажу шерсти. Для разведе­ния овец, которым очень подходил климат страны, английские лендлорды сгоняли крестьян с общинных земель и превращали послед­ние в пастбища, что было названо «огораживанием». Семьи крестьян превращались в бродяг и нищих, в предпролетариат, причем слабо еще развитая промышленность не могла их поглотить. В «Утопии» Мор оха­рактеризовал этот безжалостный процесс крылатым выражением: «овцы пожирают людей».

3. Доказательство социальной обусловленности преступности. Пре­ступность порождается эксплуатацией людей, их нищетой («Если...со­ветники полагают, что нищета народа служит охраной мира, то они же­стоко ошибаются по самой сути дела»). Как говорил Мор, европейское общество само создало воров для того, чтобы наслаждаться зрелищем их повешения. Он видит решение проблемы преступности в устранении социальных контрастов, заботе о тружениках, охране их земельных на­делов, в обеспечении работой безземельных. Он выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание должно перевоспитывать, а не устрашать, о соразмерности преступления и наказания, о замене смертной казни принудительными работами.

4. Определение государства как орудия эксплуататоров. Мор выска­зывает догадку о зависимости государства от интересов эксплуататоров (под предлогом и под именем государства богатые думают о своих вы­годах): «И, конечно, допускать, чтобы кто-нибудь один жил среди изо­билия удовольствий и наслаждений, а другие повсюду стонали и плака­ли, - это значит быть сторожем не королевства, а тюрьмы»

5. Определение частной собственности как причина социальной не­справедливости: «Именно, если каждый на определенных законных ос­нованиях старается присвоить себе сколько может, то, каково бы ни бы­ло имущественное изобилие, все оно попадает немногим; а они, разделив его между собой, оставляют прочим одну нужду, и обычно бывает так, что одни вполне заслуживают жребия других: именно, первые хищны, бесчестны и никуда не годны, а вторые, наоборот, люди скромные и про­стые и повседневным трудом приносят больше пользы обществу, чем се­бе лично».

6. Обоснование необходимости уничтожения частной собственности. «...Распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо уп­равлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность». На острове Утопия нет частной собственности, отмене­ны деньги и сделки между частными лицами, царит полное имуществен­ное равенство, запрещено всякое проявление роскоши и излишеств.

7. Обоснование обязательности производительного труда. Каждый гражданин осваивает какое-нибудь ремесло и некоторое время занима­ется земледелием. Для этого все поочередно проводят по два года в сель­ской местности. «Главное и почти исключительное занятие сифогрантов (начальников) состоит в заботе и наблюдении, чтобы никто не сидел праздно и чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом, но не с раннего утра и до поздней ночи и не утомлялся подобно скоту». Утопи­сты бережливы и все участвуют в производительном труде, за исключе­нием должностных лиц и небольшого числа талантливых людей, специ­ально освобожденных для занятий наукой. Эти меры позволяют обеспечить общество всем необходимым, сделать труд не слишком из­нурительным и оставить время для отдыха, занятий науками и искусст­вами.

8. Семья - основа общества. В то же время она является трудовым коллективом. Каждая семья имеет в городе свой дом. Один раз в 10 лет, по жребию, семьи обмениваются домами. Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов.

Чувство общности воспитывают и совместные трапезы граждан. Ус­тройство общества у утопистов напоминает жизнь платоновских стражей, но Мор не только сохраняет семью, но и делает ее главной ячей­кой общества. В семье царят патриархальные нравы, оберегаются устои традиционной морали. Внебрачные связи и прелюбодеяния наказыва­ются.

9. Демократизм политического правления. Все должностные лица на острове - выборные, от филарха (главного среди сифогрантов), из­бираемого каждыми 30 семействами, до принцепса (князя), который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных наро­дом. Принцепс избирается пожизненно, однако может быть смещен, ес­ли будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящий из самых старых и опытных граждан, избира­ются ежегодно. Их функция - наблюдение за соблюдением законов и организация общественных работ, а также надзор за ними (исполни­тельная власть и судебная совмещаются). Важнейшие вопросы - про­должительность рабочего времени, количество продуктов, необходимых для общества, их распределение - решаются народным собранием. Во­обще ни одно значительное дело не решается без сената и народного со­брания: «Уголовным преступлением считается принятие решения по общественным делам, помимо сената или народного собрания». По всем крупным вопросам филархи советуются с главами семей. Таким образом, представительная система сочетается с элементами непосред­ственной демократии.

10. Гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Коренной принцип строя утопистов - не подчинение личности обществу как части целому, а гармоничное сочетание личных и обшественных интересов. Известный историк, академик Е.В. Тарле писал: «Томас Мор старательно избежал необходимости прямо высказаться по вопро­су, чьи интересы - государства или личности - должны быть принесе­ны в жертву в случае их столкновения; Мор так построил свой трактат, что столкновения между интересами государства и индивидуума у него немыслимы». Тем не менее. Мора обвинили в том, что описанный им режим будто бы сковывает развитие личности, губит всякую индивиду­альность, что каждый шаг граждан регламентируется. Легко продемон­стрировать необъективность подобной критики на примере отношения утопистов к религии. А ведь религия - это сфера, где в Средние века су­ществовали очень жесткие каноны и веротерпимость не поощрялась. На острове Утопия в отношении религии царит общая гуманность, терпи­мость и мягкость политического режима проявляются достаточно ярко.

11. Веротерпимость - условие социальной гармонии. На острове множество религий, и каждый свободен в выборе любой из них. Все ре­лигии окружены равным уважением, оскорбление религиозных чувств не допускается. Утописты говорят о коренной общности всех верований. Специфические для отдельных сект священнодействия исполня­ются дома. Однако утописты осуждают полное неверие, сказывающееся в отрицании бессмертия души и провидения. Атеистам они отказывают в уважении и не доверяют никаких должностей, так как считают, что их ничто не может удержать от нарушения законов в угоду своим страстям. Им запрещено проповедовать свои взгляды перед народом, но они не должны их скрывать и вправе обсуждать их со священниками и серьез­ными людьми. Такие диспуты даже поощряются. Это мало похоже на ту монополию власти на философию, на изгнание или умерщвление ина­комыслящих, о которых говорил Платон.

Миролюбие и признание справедливых войн. Утописты «сильно гнушаются войной как деянием поистине зверским». Не желая, однако, обнаружить, в случае надобности, свою неспособность к ней, они по­стоянно упражняются в военных науках. «Они никогда не начинают войны зря, а только в тех случаях, когда защищают свои пределы или прогоняют своих врагов, вторгшихся в страну их друзей, или сожалеют какой-либо народ, угнетенный тиранией, и своими силами освобожда­ют его от ига тиранов или от рабства; это они делают по человеколю­бию». Т.Мор оказал большое влияние на последующих представителей социалистической мысли. Он ввел понятие и жанр утопии не только как форму выражения идеала, но и как средство критики существующего строя.

 

41. Политико Правовые идеи раннего Социализма в книге Кампанеллы «Город Солнца».

При описании общественного строя Города Солнца Кампанелла во многом следует “Утопии” Томаса Мора. Город находится где-то на острове около экватора. Он основан народом, решившим “вести философский образ жизни общиной”. Здесь нет частной собственности, все трудятся в соответствии со своими природными склонностями, труд почетен. Воспитание и обучение связаны с производительным трудом, организуются и регулируются государством.

Мысли Кампанеллы о наилучшем общественном строе отличаются от взглядов Мора тем, что Кампанелла, подобно Платону, пытался распространить принцип общности на брачно-семейные отношения; соответственно этому производственной ячейкой в Городе Солнца является не семья, а мастерская или бригада. Всячески подчеркивая вслед за Мором почетность труда, Кампанелла осуждает рабство; поэтому преступников в Городе Солнца не присуждают к общественным работам. Вместе с тем в описании порядков Города Солнца значительно резче, чем в “Утопии”, сказались уравнительность и грубый аскетизм. Вся жизнь соляриев (жителей Города Солнца) тщательно регламентирована. Они носят одинаковую одежду, получают одинаковую пищу (только в общественных столовых), военным строем отправляются работать, питаться, отдыхать, развлекаться.

Кампанелла полагал, что в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство. Однако государство, им описанное, резко отличалось от всего, что было известно истории политической мысли и государственных учреждений. Власть и управление в Городе Солнца основываются на трех принципах: 1) главными задачами нового государства будут организация производства и распределения, управление воспитанием граждан; 2) эти задачи государства обусловливают значительную роль ученых в осуществлении власти и управления; 3) новый общественный строй требует участия народа в управлении государством. Мор, наметивший эти принципы, считал возможным их осуществление в рамках соответствующим образом модифицированной смешанной республики, воспроизводящей ряд характерных черт античных и средневековых городских республик. Кампанелла же изображает совершенно новую организацию государственной власти, не имеющую аналогии в истории.

Ученые и лица, сведущие в какой-либо отрасли знания или искусства, образуют централизованную иерархию должностных лиц. Во главе Города стоит верховный правитель – “Солнце” (“Метафизик”) – всесторонне образованный человек, сведущий во всех науках, искусствах, ремеслах. Соответственно трем главным атрибутам бытия (мощь, мудрость, любовь) ему помогают три соправителя: “Пон” (“Сила” – ведает военным делом), “Син” (“Мудрость” – руководит развитием наук), “Мор” (“Любовь” – управляет воспитанием, деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов питания, одежды и др.).

Коллегии высших должностных лиц подчинены лица, ведающие узкими специальностями (таковы, в частности, Агроном, Скотовод, Воспитатель, Экономист, Перспективист, Геометр, Поэт, Астроном). Имеются начальники отрядов, главные мастера; существуют и такие должности, как Правосудие (уголовное и гражданское), Мужество, Великодушие, Усердие, Бодрость, и т. д. Власть должностных лиц опирается на всеобщее уважение и добровольное подчинение; они распоряжаются при производстве работ, решают споры, наказывают нарушителей порядка, поощряют достойных, воспитывают и обучают подрастающее поколение.

В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете, как называется это собрание, каждому предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. На Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства.

Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания демократии и правления ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и другими должностными лицами, знающими, кто из соляриев к какой должности более пригоден; в Большом Совете каждый может высказаться за или против избрания; решение о назначении на должность выносится коллегией должностных лиц (четыре главных правителя, руководители соответствующих наук или ремесел, начальники отрядов).

Большому Совету принадлежит право поддержать или, наоборот, предотвратить назначение какого-либо лица; еще обширнее права Совета в контроле, критике и смене должностных лиц – здесь ему принадлежит решающее слово. Как видно, Кампанелла, считавший, что для исполнения той или иной должности необходимы специальные познания, четко понимал, что даже и наличие таких познаний не дает права оставаться в должности лицу, не завоевавшему популярности у сограждан.

Должностным лицам помогают советом так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями (в том числе модной тогда астрологией, которую Кампанелла в духе времени считал важной наукой).

В Городе Солнца существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. “Они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы”. Процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять свидетелей (это определяется тем, что солярии всегда ходят и работают отрядами). Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.

Кампанелла порицал аморализм политиков и тиранов, придумавших понятие “государственная необходимость”, которое сводится к выгодному только им правилу – “для сохранения и приобретения власти можно преступить любой закон”. Кампанелла с горечью писал:

“Государи почитают Макиавелли за Евангелие. Ведь никто не верит ни в Библию, ни в Коран, ни в Евангелие, а все ученые и государи суть политики – макиавеллисты”.

Представления Кампанеллы о путях утверждения нового общества туманны. Город Солнца основан неким мифическим народом, сведущим в философии и астрологии. По мере распространения необходимых познаний весь мир придет к тому, что будет жить согласно их (соляриев) обычаям. Порядки Города Солнца он называет, как и Утопию Томаса Мора, “образцом для посильного подражания”, государственным устройством, “открытым посредством философских умозаключений”.

42 Г. Гроцкий о видах права, о понятии и предписаниях естественного права, о происхождении государства.

Гуго Гроций (1583–1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей ранне буржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени. Гроций был энциклопедически образованным и плодовитым автором, создавшим более 90 произведений по истории и теории государства и права. Его основной труд – это фундаментальное произведение «О праве войны и мира». Для Гроция как одного из ранних представителей формировавшегося буржуазного «юридического мировоззрения» существенный интерес представляли как теоретическое обоснование того нового правопонимания, которое соответствовало бы социально-историческим реалиям эпохи перехода от феодализма к капитализму и утверждения буржуазного общества, так и систематическая научная разработка на базе такого правопо-нимания основных начал, принципов и форм внутригосударственной жизни и международного общения. По Гроцию, предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза. Для того чтобы придать юриспруденции «научную форму», согласно Гроцию, необходимо тщательно отделить то, «что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы», ибо в научную форму может быть приведено лишь то, что вытекает из природы вещи и всегда пребывает тождественным самому себе (т. е. естественное право). Поэтому, отмечал Гроций, в юриспруденции следует различать «естественную, неизменную часть» и «то, что имеет своим источником волю». В соответствии с таким пониманием предмета юриспруденции существенное значение Гроций придавал предложенному еще Аристотелем делению права на естественное и волеустановленное. Естественное право при этом определяется им как «предписание здравого разума».

Согласно этому предписанию то или иное действие – в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека – признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо воле-установленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета). На основе своей концепции естественного права Гроций стремился создать такую нормативно значимую, аксиоматическую систему юриспруденции, общие начала и положения которой можно было бы легко применить к конкретным реальным ситуациям внутри отдельных государств и к отношениям между государствами. Возражая против представлений о том, что справедливость – это лишь польза сильных, что право создается силой, что именно страх побудил людей изобрести право, чтобы избежать насилия и т. д., Гроций в своей договорной концепции стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием бытия естественного права. Политико-правовое учение Гро-ция как во внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение правовых начал и достижение мира. Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений, и прежде всего проблем войны и мира, Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом. Учение Гроция о праве войны и мира было ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 2032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.