Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии и методики профилактики наркозависимости среди детей и подростков




Цель, содержание, принципы антинаркогенного воспитания

Оценка эффективности профилактики употребления ПАВ в образовательной среде

Эффективность является важной интегральной характеристикой достигнутых результатов профилактики в образовательной среде и отражает их социальную значимость: вклад в решение государственной задачи предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью.

Определение эффективности осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая является обязательным этапом деятельности, связанной с предупреждением употребления ПАВ несовершеннолетними. Оценка эффективности выполняет важные для практики функции:

диагностики - определение сферы и характера изменений, вызванных профилактическими воздействиями;

отбора - выявление региональных и авторских программ, обеспечивающих достижение наиболее значимых позитивных результатов в профилактике употребления ПAB несовершеннолетними для дальнейшего широкого и повсеместного внедрения в практику;

коррекции - внесение изменений в содержание и структуру реализуемой профилактической деятельности с целью оптимизации ее результатов;

прогноза - определение задач, форм и методов организации профилактики при планировании новых этапов ее реализации с учетом достигнутого.

Общая оценка эффективности профилактики формируется из оценки организации процесса профилактики и оценки результатов профилактики.

При оценке организации процесса профилактики выявляется степень его соответствия положениям Концепции, определяющим цели, задачи, принципы профилактики употребления ПАВ, минимальный уровень и объем профилактических мер.

При оценке результатов профилактики определяются изменения в социальных компетенциях, нормативных представлениях и установках обучающихся, воспитанников, связанных с риском употребления ПАВ, а также изменения характеристик ситуации их социального развития, определяющих риск употребления ПАВ: наличие или отсутствие специального контроля, препятствующего употреблению ПАВ; наличие или отсутствие возможности для организации содержательного досуга, а также форм специальной психологической и социальной поддержки для групп риска; изменения в динамике численности обучающихся, воспитанников, употребляющих ПАВ.

 

Антинаркогенне воспитание - воспитательная деятельность, направленная н и формирование у молодежи невосприимчивости к наркогенного веществ (табака, алкоголя, наркотиков).

Профилактику наркогенного зависимости, борьбу с распространением наркогенного заболеваний следует проводить системно и последовательно, равноценно ввиду преодоления как социальных, так и психолого-педагогических предпосылок их распространения.

Задачи и содержание антинаркогенного воспитания.

Пусть первая задача антинаркогеннои воспитательной работы в школе - вооружить учащихся знаниями о пагубных последствиях употребления табака, алкоголя, наркотиков, выработать у детей психологические барьеры, которые удерживали их от употребления этих веществ, привить непримиримость к их употреблению сверстниками, своевременно выявлять учащихся, которые употребляют эти вещества, проводить с ними индивидуальную профилактическую работу.

Одним из главных аспектов содержания антинаркогеннои воспитательной работы в школе должно быть разъяснение ученикам не совместимости курение, употребление алкоголя и наркотиков с принципами общечеловеческой морали, со всем укладом общественной жизни. Молодой человек должен осознать, что под влиянием этих веществ теряются высокие духовные качества, человек деградирует, избавляясь своей сущности.

Школьники должны знать, что моральная деградация молодого человека под влиянием наркогенного веществ приводит к правонарушениям. Именно в состоянии алкогольного или наркотического опьянения несовершеннолетние совершают большинство преступлений. Поэтому учащуюся молодежь надо знакомить с действующими правовыми нормами по борьбе с пьянством и наркоманией. Они должны знать, что совершение правонарушения или преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения предусматривает повышение ответственности, поскольку суд при этом учитывает не только характер и степень общественной опасности преступления, но и учитывает особенности личности преступника. Ведь злоупотребление наркогенного веществами свидетельствует об аморальности лица, о том, что она не заслуживает снисхождения. Нужно также знакомить молодежь с законодательными актами, которые определяют административные, уголовные и медицинские меры воздействия на взрослых лиц, злоупотребляющих алкоголем или наркотиками.

Антинаркогенна воспитательная работа предусматривает и показ пагубного воздействия наркотиков на здоровье человека, особенно на молодой организм. Ведь табак, алкоголь и наркотики по своему химическому составу являются сильными ядами, истощают организм, нарушают его защитную функцию.

В беседах о вреде наркогенного веществ необходимо раскрывать и их негативное влияние на семью, поскольку они лишают любовь избирательности. Употребление этих веществ делает человека грубой, циничной, и эти качества передаются детям. В таких семьях исчезают общность интересов, взаимное уважение, часто вызывает их распад. Кроме того, пьянство или наркомания негативно влияют на состояние семьи, порождают материальные лишения. Особенно опасно влияние наркотиков на репродуктивную функцию (они пагубно действуют на половые клетки, которые затем передают патологическую генетическую информацию будущем плода).

В процессе антинаркогеннои воспитательной работы следует также подчеркивать вредности наркотиков для трудовой деятельности человека, в частности производительности труда, трудовых отношений. Молодой человек должен осознать, что современное производство требует умения принимать важные решения, четкости и внимательности. Продукция, которую выпускают заводы, нередко состоит из сотен деталей, и небрежное изготовление любой из них делает непригодным все изделие. Особенно сказывается такой недостаток на поточных и автоматизированных линиях, когда от работоспособности одного человека зависят производительность и конечный результат труда десятков и сотен других людей.

При осуществлении антинаркогенного воспитания важно учитывать мотивы, побуждающие несовершеннолетних употреблять наркогенного вещества. К таким мотивам относятся:

1. Удовлетворения любопытства. К употреблению наркотиков могут привести экспериментирования, желание пережить новые ощущения, все проверить на собственном опыте.

2. Мотив преодоления запрета, желание ощутить приятное чувство опасности.

3. Стремление быть принятым группой. Употребление наркотиков может стать символом определенной группы, способом проведения свободного времени и, соответственно, условием пребывания в группе, а «достижения» в наркотизации - критерием оценки со стороны группы.

4. Ориентирование на авторитет. Желание уподобиться человека, который является для несовершеннолетнего авторитетом, может быть средством, с помощью которого он стремится преодолеть неуверенность в себе.

5. Желание продемонстрировать свою независимость. Наркотики могут стать выражением протеста против действий родителей, учителей.

6. Стремление насладиться, достичь полного расслабления, покоя или активизироваться, избавиться эмоциональных барьеров, то есть изменить свое психическое состояние.

7. Желание избавиться мучительных переживаний. Для несовершеннолетних наркотики могут быть средством психической защиты.

Особого внимания требует антинаркогенне воспитания студенческой молодежи, ведь более 70% юношей и девушек привыкают к эпизодического употребления алкоголя еще во время учебы в общеобразовательной школе. В 90-х годах XX в. в сознании молодежи привычной стала психологическая установка на обязательное употребление алкоголя в различных жизненных ситуациях. Это привело к интенсификации употребление алкоголя в целом. Особое беспокойство вызывает алкоголизация девушек. К факторам, которые вызывают употребление алкоголя, относятся и условия проживания в общежитии, наличие собственных денег (стипендия), а также отсутствие родительского контроля и др.. Не меньшей проблемой является курение студентов и употребления ими наркотических веществ.

В антинаркогенний воспитательной работе с молодежью важную роль может сыграть религия. Вера в Бога способствует формированию устойчивой мировоззренческой позиции личности, выбора правильных жизненных ориентиров, дает силу противостоять негативному влиянию среды.

 

Как уже говорилось, профилактику наркомании принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезни, вторичная подразумевает способы сдерживания их развития и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных. В применении к подростковой наркологии эта классификация может быть расшифрована следующим образом. Первичная профилактика - предотвращение аддитивного поведения подростков, вторичная - предотвращение рецидивов после лечения ранних форм алкоголизма и наркомании, третичная - реабилитация в тяжких случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения.

При разработке программ следует помнить, что особенности профилактики наркомании у подростков заключены в самом ее предмете - в особенностях подросткового возраста.

В процессе профилактики необходимо решать следующие задачи:

1. Развитие рефлексивного компонента личности.

2. Эмоциональное развитие подростка (причем необходимо развивать у подростка эмоции не по отношению к музыке, природе, литературе и т.д., а по поводу самого себя).

3. Преобразование деструктивной тревожности, свойственной исследуемому возрасту, в конструктивную путем нахождения способов разрешения подростковых проблем [6,c.42].

Основными направлениями профилактики наркомании являются:

- своевременное выявление причин и условий, способствующих распространению наркомании, организация и реализация мер по их устранению или минимизации;

- формирование в обществе негативного отношения к наркомании и связанным с ней правонарушениям;

- антинаркотическая пропаганда и реклама, противодействие фактам пропаганды и незаконной рекламы наркотиков;

- психолого-педагогическая и медицинская диагностика наркотического поведения и своевременное выявление незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к их потреблению;

- повышение уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков;

- изучение и внедрение в практику наиболее эффективных видов и направлений профилактической работы, основанных на отечественном и зарубежном опыте организации профилактики наркомании;

- создание условий и формирование мотивации на лечение у лиц, больных наркоманией, повышение эффективности и доступности социально-медицинской и духовно-психологической реабилитации, развитие сети реабилитационных учреждений; снижение тяжести медицинских и социальных последствий наркомании; [6,c.125].

- организация мониторинга наркоситуации и осуществление постоянного контроля масштабов распространения незаконного оборота и потребления наркотиков в Российской Федерации;

- укрепление материально-технической базы и кадрового состава наркологических служб;

- обучение и переподготовка педагогов образовательных учреждений, родителей (иных законных представителей) и других специалистов, осуществляющих работу с молодежью (в том числе медицинских работников и психологов) современным формам, методам и средствам профилактики наркомании;

- популяризация массовых видов спорта и вовлечение детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом;

- формирование волонтёрского молодёжного антинаркотического движения;

- проведение научных исследований в сфере профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых;

- совершенствование законодательства в сфере профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых.

До настоящего времени акцент в профилактике делался на методе запретов и наказаний. Но эта технология не учитывала социально-психологических и возрастных особенностей подростков. Современные подходы заменяют "деструктивные методы", связанные с запугиванием, ориентируют на формирование таких установок и ориентации личности, при которых наркотики не являются ценностями.

В настоящее время в мире наибольшее распространение получили две модели обучающих программ первичной профилактики для подростков: программы достижения социально-психологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам. И та и другая программа включает в себя 3 основные задачи: 1) развитие личностной компетенции; 2) выработка и развитие навыков защиты; 3) предупреждение возникновения проблем.

Первая задача реализуется посредством обучения навыкам эффективного общения, принятия решений. Вторая - посредством обучения умению противостоять различным факторам риска. Третья реализуется посредством формирования навыков регуляции эмоций, разрешения конфликтов и т.д.

Предлагается следующая классификация факторов риска: индивидуальные факторы; факторы, берущие начало в семье; факторы, связанные с обучением в школе.

При обучении навыкам акцент делается на "диалогических" формах взаимодействия, а не информационно-назидательных, как в настоящее время в России. Процесс обучения включает совместный поиск решений жизненных проблем, предполагает обязательное владение специалистом методами групповой работы, что не всегда встречается в наших школах. Считается, что групповые дискуссии и совместное принятие решений являются наиболее эффективными способами разрешения проблемы. При обучении используются разнообразные психотехнические приемы, разработанные в моделях группового тренинга, что подчеркивает глубокую научную обоснованность используемых методов. Таким образом, программы базируются на диалогичном стиле воспитания, групповом методе построения занятий и психотехнических приемах формирования жизненных навыков.

Одной из неотъемлемых частей программы комплексной профилактики наркомании является участие подростков в психокоррекционных группах. При организации групп необходимо руководствоваться следующими положениями.

1. Каждый подросток изначально имеет отношение к наркотикам (он о них знает, он видит их последствия, он их боится и т.д.). С другой стороны, каждый подросток имеет право не употреблять наркотики и имеет право реализовать себя в этом мире независимо от того, принимал ли он раньше наркотические вещества или нет.

2. Каждый подросток является личностью, и как личность он имеет потребность в росте и развитии. Как известно, развитие в старшем подростковом возрасте происходит посредством установления межличностных контактов. Подростки группы риска обладают зачастую большим творческим потенциалом, но фактически они находятся в окружении, где отсутствуют межличностные отношения, близость, любовь, принятие одного человека другим. Возникает диссонанс между потенциальными возможностями и потребностями. Этот диссонанс приносит подростку глубокое страдание и, по нашим наблюдениям, зачастую является причиной, по которой он обращается к наркотикам и попадает в общество наркоманов.

3. При реализации программы профилактики следует обращаться именно к тому здоровому началу, что есть в подростке. Кроме того, проблему необходимо решать на том уровне, на котором она возникает.

Коррекционный эффект зависит от умения специалиста увидеть различия, особенности каждого подростка и суметь эти особенности поддержать. Сходство потенциальных наркоманов заключается в одинаковом пути побега от мира, но способы выживания и самовыражения у каждого глубоко индивидуальны. Подростки, участвующие в программах, еще не выработали другого способа существования в мире, кроме "ухода" от него посредством наркотиков. В соответствии с этим программа профилактики должна предполагать работу с личностью на всех ее уровнях - физическом, эмоциональном и когнитивном.

4. Большая часть того, что называется психической зависимостью, состоит из нерешенных психологических проблем, которые в подростковом возрасте приходится решать очень быстро. Однако подростки часто пытаются всеми способами уйти от их решения. Когда они это делают с помощью наркотика, то психологически застревают на подростковой стадии развития. Они употребляют наркотики, чтобы быть взрослыми, однако взрослыми (в психологическом смысле) так и не становятся. В том случае, если клиент в процессе участия в программе профилактики сможет активизировать механизмы разрешения собственных проблем, а в подростковом возрасте - это задачи взросления, он может превратиться из подростка группы риска в нормально развивающегося человека.

Именно для реализации этих положений целесообразно создавать психокоррекционные группы, являющиеся мощнейшим инструментом изменения человеческого поведения.

Несомненно, полностью изменить сущность подростка и его представление о себе практически невозможно, да и не имеет смысла, однако одним из направлений может быть работа по облегчению самопознания, т.е. минимизация деструктивной тревоги самораскрытия, свойственной данному возрастному периоду. Поэтому задачей групповой работы со старшеклассниками является создание условий для нейтрализации негативной тревоги и увеличения возможностей безопасного в данной ситуации риска самораскрытия. Наличие в группе атмосферы, где познание себя становится возможностью, побуждает подростка находить в себе новые ресурсы и овладевать ими, преодолевая, таким образом, различные препятствия на пути взросления.

Как известно, специфика групповой психокоррекционной работы заключается в целенаправленном использовании в терапевтических целях групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы. Группа является моделью реальной жизни, а внутригрупповые отношения - моделью тех отношений, которые каждый из участников группы строит с реальными людьми, составляющими его окружение. Возможность изменений личности подростка заключена в процессе самораскрытия на групповых занятиях. Тренинг - это место, где каждый может попробовать себя в новом качестве, не только не опасаясь за собственную жизнь и благополучие, но также и получив насыщенную и адекватную обратную связь.

В соответствии с этим, основные психокоррекционные задачи при работе с подростками заключаются в реконструкции и восстановлении нарушенной системы отношений личности, коррекции неадекватных форм поведения и эмоционального реагирования, иными словами - в психологической коррекции личности подростка посредством обучения его установлению отношений. Целью такого обучения является восстановление полного функционирования личности.

Групповая личностно-ориентированная психокоррекция достигает эффекта, с одной стороны, посредством осознания и понимания роли собственных личностных особенностей в возникновении межличностных конфликтов, а с другой - реальной коррекции неадекватных реакций и форм поведения.

В результате групповой работы подросток:

- расширяет область знания о себе как за счет того, что скрываемое делается открытым, так и за счет обратной связи;

- открывает с помощью других то, что сам о себе не знал;

- начинает видеть то, о чем ни он, ни другие и не подозревали, его "Я" начинает проявляться свободнее, и скрытая область его личности также начинает осознаваться.

Семья играет очень важную роль на всех этапах развития наркомании подростка. Результативная профилактическая работа невозможна вне работы с семьей. Для организации целенаправленной работы по первичной профилактике наркомании среди подростков, необходимо прежде всего понять, какие особенности семьи повышают риск наркотизации.

Работа с проблемными семьями должна быть направлена на решения нескольких задач:

- информирование родителей о роли и месте семьи в развитии наркомании у подростка;

- информирование родителей о возможных семейных причинах наркотизации и о признаках употребления подростком наркотиков;

- участие в разрешении латентного семейного кризиса;

- оптимизация системы внутрисемейного воспитания;

- нормализация родительско-детских отношений и снижение их конфликтности;

- повышение адекватности реагирования подростком на семейную ситуацию;

- повышение ответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение;

- создание позитивного эмоционального фона семейных отношений.

Таким образом, задача-минимум формулируется как активизация и обеспечение позитивной динамики семейных отношений; задача-максимум - участие и содействие в нормализации и реконструкции основных функций семьи, активизация личности, как субъекта ответственности за свою жизнь и судьбу.

Работа с семьей является важной составляющей системы профилактики молодежной наркомании. Она может осуществляться социальными службами в нескольких формах:

- индивидуальная работа с членами проблемных семей;

- работа с семьей в целом;

- специальные родительские группы;

- работа с массовой родительской аудиторией.

Индивидуальная работа с членами проблемных семей часто является единственно доступной формой профилактической работы с семьей. Как правило, привлечь к такой работе удается субъективно наиболее заинтересованного члена семьи. В подавляющем большинстве случаев - это женщины. Однако, по мере развития консультативно-терапевтического процесса, к нему в значительной части случаев удается привлечь и других членов семьи. В этом случае работа может продолжаться в режиме общесемейных встреч, индивидуальных встреч с членами семьи либо в обеих формах сразу.

Результатом индивидуальной работы также может быть готовность взрослых членов семьи посещать родительские группы. Здесь важен не столько какой-то конкретный результат, сколько готовность и желание продолжать работу и сотрудничество со специалистами социального центра.

Приоритетными формами профилактической работы с семьей считаются общесемейные встречи. Важным здесь является не столько полнота представленности семьи, сколько ориентация на работу с общесемейной проблемой, носителем которой является семья "как целое".

В структуре системного профилактического воздействия на семью важную роль играют групповые формы работы с родителями, которые могут вестись как параллельно с другими формами профилактики, так и независимо от них. Даже если подросток избегает участия в профилактических программах, родители, посещающие родительские группы, могут изменить свое отношение к наркомании, свое поведение в семье, свои реакции на ребенка. Клиническая практика подтвердила и необходимость, и полезность таких групп.

Поэтому в рамках модели психологического консультирования могут быть широко использованы следующие методы:

- методы по изменению привычного мышления;

- методы, направленные на познание происходящего;

- методы поддержки и помощи;

- методы, направленные на снятие напряжения;

- методы, вызывающие эмоциональные переживания и чувства;

- методы изменения поведения.

Что касается профилактической работы с массовой родительской аудиторией, то мы рассматриваем ее не только как основную форму просвещения родителей и сообщение им достоверной информации о наркотиках, способах приобщения к ним детей, признаках наркотизации и т.п. Одной из форм такой работы, хорошо зарекомендовавшей себя, является кинотерапия, заключающаяся в просмотре специально подобранного художественного фильма с его последующими обсуждениям. Сеансы кинотерапии вызывают высокую заинтересованность и позволяют успешно решать задачу привлечения проблемных семей к участию в профилактических программах.

Очевидно, что добиться значительных результатов возможно, если в деятельности реализуются различные формы работы с семьей, позволяющие гибко сочетать психологические методы работы и привлекать специалистов разных сфер социальной практики.

Наиболее удобным местом для превентивной работы является школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на протяжении ряда лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы профилактические программы включаются в учебный план.

Исследования доказывают, что педагогические условия профилактики наркозависимости должны быть ориентированы на формирование устойчивости личности, в том числе антинаркотической устойчивости. Выявление готовности подростков к употреблению психотропных веществ обусловливает необходимость нового подхода к предупреждению наркозависимости у несовершеннолетних: переноса акцента на личность. В связи с этим на первый план выходят вопросы педагогической профилактики наркозависимости подростков, содействия становлению личности, самореализации.

Цель педагогической профилактики наркотической зависимости у подростков заключается в формировании у них антинаркотической устойчивости личности, которая выступает, с одной стороны, как состояние активного неприятия наркотических веществ, а с другой, как механизм позитивного самоотношения и оптимальная стратегия самореализации подростка. Основными направлениями педагогической профилактики наркотической зависимости у подростков выступают обеспечение сберегающей здоровье направленности образовательного процесса; использование современных педагогических технологий, соответствующих новым жизненным реалиям и направленных на профилактику явлений аддиктивного поведения несовершеннолетних; создание благоприятных условий для личностного роста, реализации собственных возможностей и развития у подростка социальной компетентности и функциональной грамотности, позволяющих ему интегрироваться в социум; установление связей и осуществление взаимодействия со всеми институтами социального воспитания, в том числе с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Различные методы первичной профилактики предназначены для поддержания интереса у подростков и высокой учебной мотивации. Одни из них являются традиционными, другие предполагают менее привычное для российской школы активное взаимодействие и помощь детей друг другу. Наиболее часто используются:

- анализ конкретных историй жизни (случаев);

- индивидуальные и групповые выступления;

- просмотр видео материалов;

- ролевое моделирование;

- лекции учителя.

Программы Профилактики для подростков основаны не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях и т.д. Программы Профилактики должны включить родителей или авторитетных взрослых, которые могут помочь узнать детям новые факты относительно употребления наркотиков, легальных и нелегальных веществ. Программы профилактики должны быть долговременные, с элементами повторения и преемственности от одной возрастной группы к другой. Усилия профилактики, сосредоточенные на семье имеют больший эффект чем стратегии, адресованные только детям или только родителям. Программы общественных организаций могут включать кампании и акции изменения региональной политики, которые ограничивают доступ к алкоголю, табаку, лекарственным средствам и др. (например, вблизи учебных и рекреационных учреждений для детей и подростков). Объединения усилий учреждений образования и здравоохранения, общественных организаций предназначены для определенных субпопуляций риска злоупотребления наркотиками - у детей с проблемами поведения, низкой успеваемостью. Программы профилактики должны отвечать проблем злоупотребления в данном регионе (образцы поведения, виды наркотиков, способы употребления). Чем выше уровень риска, тем более интенсивной должна быть деятельность по профилактике и тем в более раннем возрасте она должна начинаться.

Программы профилактики должны быть адресованы определенным возрастным категориям, развиваться и дополняться при переходе к следующей возрастной ступени. Кроме того, они должны быть культурально адаптированы. Рентабельность профилактических программ может рассчитываться на основе затрат на лечение. Оценка эффективности профилактических программ может быть как непосредственной, кратковременной, так и отставленной во времени. Критериями оценки являются численность участников, отношение к программе, изменение информированности, намерений, отношения к ПАВ, изменения поведения, отношения к себе, а также в общении.

Вывод: надо разрабатывать действенные программы по профилактике наркомании, также делать основной упор на первичную профилактику.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 4536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.