Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная экономическая социология 1 страница




К 30-м гг. 20 века классически этап развития экономической социологии приходит к своему логическому завершению. Наступает время «новых классиков». В 1937 году выходит в свет «Структура социального лействия» Т.Парсонса, которая свидетельствует о новом осмыслении наследия социологии. Но собственно экономико-социологическая теория Парсонса была разработана в 1950-х гг., когда была опубликована его совместная работа с Н.Смэлсером «Экономика и общество», которая положила начало традиции американской экономической социологии. Здесь были новый метод, новая теория, новое понимание экономики как социальной системы. В 1960-е гг., эта традиция была продолжена Смэлсером, в 1963 году вышла его работа «Социология экономической жизни», а в 1965 – сборник текстов по экономической социологии. Этот период 1950-1960х по праву считается неоклассическим: 1) границы и теоретические основы эконом.социологии уже были определены, предметная область уже сформирована классиками, поэтому эконом.социология данного периода развивалась на своей собственной основе; 2) это был этап не формирования и создания эконом.соц.теории, а её развития; 3) эконом.социология становится одной из признанных (во многом благодаря Парсонсу и Смэлсеру) отраслей социолог.знания, становится академической дисциплиной. В 70-е гг. наступает период «депарсонификации» - структурно-функциональное направление уже исчерпало себя, начинается поиск новых путей развития и опять в Гарварде. С конца 60-х Харриссон Уайт на основе математической социологии развивает сетевой метод анализа - и затем он применяется к исследованию экономики. Этот период характеризуется также наступлением экономистов на фронте изучения социальных проблем, открывается эпоха «экономического империализма» - развиваются неоинституциональный подход (О.Уильямсон), новая экономическая история (Д.Норт), теория общественного выбора (Дж.Бьюкеннен), теория человеческого капитала (Г.Беккер). И работы эконом.социологов представляют собой некоторый ответ на это наступление. М.Грановеттер в Гарварде занимается соцолог.исследованием рынка труда на основе сетевого подхода, У.Бейкер публикует работу о социальной структуре рынка облигаций, В.Зелизер исследует соотношение социальных ценностей и рынка. Наступил этап, когда необходимо обобщить историю своего развития и появляются работы по истории эконом.социологии. Вторая половина 1980-х и 1990-е гг. характеризуются новым всплеском интереса к эконом.социологии, неоклассический этап уступает место американской новой экономической социологии. Формирование новой эконом.социологии связано прежде всего с именем М.Грановеттера, который в 1985 году публикует статью «Экономическое действие и социальная структура: проблема включённости», а в 1992издаёт совместно с Р.Сведбергом своеобразный манифест новой эконом.социологии «Социология экономической жизни». В 1980-е активно работает и комитет «Экономика и общество» Международной социологической ассоциации, результатом этого является публикация в 1990-х сборника под редакцией Смэлсера и А.Мартинелли «Экономика и общество». Своеобразным триумфом развития экономической социологии является публикация Смэлсером и Сведбергом в 1994 огромного учебника по экономической социологии. Создаются «теории среднего уровня», это – социолог.теория рынка (Грановеттер, Сведберг, Аболафиа), социологическая теория предпринимательства (Мартинелли), социология фирм (Грановеттер), социология международной экономики (Гереффи). Экономика рассматривается с точки зрения зависимости и влияния на другие социальные подсистемы – экономика и культура, экономика и образования, экономика и религия. Утверждается, что новая экономическая социология опирается на 3 основные теории: 1. Теория сетей; 2. социология культуры; 3. Социология организаций. Также дается критический анализ 2х главных теоретических понятий НЭкСоц: "включенности" и "социальное конструирование". Достижение современной социальной науки за последнее 20летие - заполнение вакуума, когда традиционная экономика оказалась несостоятельной в исследовании экономических институтов. Гонка по заполнению этого вакуума: экономисты опережают социологов на 10 лет. Основные конкуренты: теория трансакционные издержки, теория действия, теория прав собственности, теория игр (эволюционная) и др. Это НИЭ (направления: НовЭкСоц, социология рационального выбора и социо-экономика в социологии; основная идея - использование микроэкономики для объяснения происхождения и функционирования социальных и экономических институтов). Современная эконом.социология в России: в нашей стране внимание к эконом.социологии было привлечено в период перестройки в середине 1980-х. Инициаторами развития этого направления стали Т.И.Заславская и Р.В.Рывкина. Им же принадлежат и первые попытки дать своё определение предмета эконом.социологии в отечественной литературе. В 1980-е годы была открыта первая дискуссия о предмете эконом.социологии в статьях В.Я.Ельмеева.

 

4. Экономика и производство. Социологическая теория производства.

 

5. Производство и труд. Понятие общественного разделения труда.

Труд – целесообразная деятельность человека по созданию благ, необходимых для удовлетворения его потребностей.

Маркс исследовал труд как способность создавать стоимость. Стоимость вообще есть не что иное, как кристаллизованное рабочее время.

Конкретный труд:

Производит потребительную стоимость,

Производит качественно определенную потребительную стоимость и противопоставляется другим видам труда, производящим другие потребительные стоимости,

Не связан ни с какой исторически обусловленной организацией труда,

Может осуществляться лишь в соединении с силами природы и опираясь на них.

Абстрактно человеческий труд который является качественно однородным человеческим трудом, является источником стоимости. Это та сторона действительного труда, которая обнаруживается в виде физиологической затраты человеческой рабочей силы.

 

Производство — это процесс изготовления материальных благ или процесс использования рабочей силы, оборудования в сочетании с природными ресурсами и материалами для изготовления необходимых товаров и выполнения услуг.В производстве продукта человек воздействует на объекты природы, придает им форму, пригодную для удовлетворения материальных потребностей. Как уже отмечено, производство — это переработка веществ природы для непосредственного потребления или для дальнейшего производства. Такая функция производства сохраняется при любой его социальной форме.

Производительные силы — ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства. Производительные силы играют ведущую роль по отношению к производственным отношениям.Производительные силы выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии её богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит убыстряющийся в рамках сменяющихся общественно-экономических формаций процесс становления и развития самого человека.

Производительные силы включают в себя простые моменты процесса труда:

1) предмет труда - тот элемент природы, на который направлено воздействие человека с целью его преобразования;

2) средства труда - орудия труда, с помощью которых происходит воздействие на предмет труда (механические, физические, химические), а также производственная инфраструктура - производственные здания, сооружения, каналы, трубопроводы, дороги, энергосети, средства связи и т. д.

Производственные отношения – это совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. П. о. являются необходимой стороной общественного производства. "В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство".

Производительные силы + производственные отношения образуют Базис или способ производства материальных благ или экономическую формацию.

 

По мнению Маркса,Подлинная история человеческого общества наступит с утверждением коммунистической формации, черты которой: исчезновение порабощающего человека разделения труда, противоположности умственного и физического труда, превращение труда из средства в необходимость жизни, всестороннее развитие человека, небывалый рост производительных сил и общественного богатства, реализация лозунга французского коммуниста Э. Кабе: «Каждый по способностям, каждому по потребностям».

 

Классы в широком смысле слова — любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борьбе.

Классы в узком смысле слова — социальные группы, различающиеся по отношению к средствам производства.

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА - относительное обособление различных видов хозяйственной деятельности людей, специализация работника на изготовлении какого-нибудь продукта или совершении определенной трудовой операции.

 

ЭТАПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

 

I. Отделение земледелия от скотоводства.

 

II. Отделение ремесла от земледелия.

 

III. Отделение торговли от ремесла.

 

На первом и втором этапах в основном завершается общее разделение труда, общественное производство расчленяется на крупные сферы – промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и т.д. На третьем этапе получает всестороннее развитие частное (внутри отдельных отраслей) и единичное (внутри отдельных предприятий) разделение труда. При этом наряду с разделением труда по видам полезной деятельности формируется и углубляется территориальное разделение труда, в т.ч. разделение труда между странами.

 

Существует разделение труда внутри общества и внутри предприятия. Эти два основных вида Р. т. взаимосвязаны и взаимообусловлены. Разделение общественного производства на его крупные роды (такие, как земледелие, промышленность и др.) К. Маркс называл общим разделением труда, разделение этих родов производства на виды и подвиды (например, промышленности на отдельные отрасли) — частным Р. т. и, наконец, Р. т. внутри предприятия — единичным Р. т. Общее, частное и единичное Р. т. неотделимы от профессионального Р. т., специализации работников. Так как разделение труда было предпосылкой для борьбы классов, то Маркс считал РТ негативной особеннотью капитал общ-ва

 

ДЮРКГЕЙМ КОНТ СПЕНСЕР напротив считали что РТ благоприятно влияет на общество в целом.О. Конт,Г. Спенсер отмечали благотворное значение Р. т. для общественного прогресса, а отрицательные последствия считали его необходимыми и естественными издержками либо относили их не к Р. т. самому по себе, а к искажающим внешним влияниям (Э. Дюркгейм). Разделение труда, под которым Дюркгейм понимал профессиональную специализацию, все более и более выполняет ту интегрирующую роль, которую некогда выполняло общественное сознание, создавая в обществе социальную солидарность.

 

6. Рынок труда: сетевой подход.

Универсальный и самостоятельный метод в социальных науках.

Сеть – совокупность устойчивых связей (например, взаимоотношения между людьми и группами людей, организациями и целыми странами).

Специфика подхода: фокусируемся не на самих агентах, в каком бы виде они не выступали, и не на мотивах, нормах и ценностях, которыми они руководствуются в своих действиях, а на связях между этими агентами.

Сетевой подход концентрируется на структурах межиндивидуального и межорганизационного взаимодействия.как правило, под сетями имеются в виду совокупности устойчивых связей между агентами, которые сохраняют при этом относительную самостоятельность по отношению друг к другу.

Сетевой подход обрел свою особую популярность в науке в 1980-е гг. Далее происходило его укрепление за счет создания совокупности операциональных инструментов, которые опирались, в том числе на стремительный прогресс компьютерных методов обработки и анализа данных (измерения весьма сложных сетевых переплетений, визуализация результатов в виде наглядных графических изображений).

Преимуществами сетевого подхода воспользовалась новая экономическая социология, которая стала использовать и развивать предлагаемые им инструменты в анализе современных рынков.

Рынок – переплетение социальных сетей (не означает, что рынок сводится исключительно к сетевым связям, но сети рассматриваются как ключевой элемент: определение структуры и профиля его участников).

Представители:М. Грановеттер,Р.Сведберг,Х. Уайт,Р.Бёрт,Д.Старк и др.

Предпосылка, основание сетевого подхода: участники рынка, вступая в добровольный рыночный обмен, с большей вероятностью завязывают отношения с теми, с кем они имели дело ранее, убедившись в надежности уже известных им партнеров. При регулярно повторяющихся актах обмена для участника рынка становится важным опыт предыдущего взаимодействия. Для него постоянные партнеры, в случае успеха прежних взаимодействий, имеют приоритет перед новыми партнерами. участник рынка исходит, прежде всего, из персонального взаимного доверия,но не отрицаются наличие и значимость случайных рыночных связей на рынке.

Использование сетевого подхода

В самых разных областях социологии рынков и теории хозяйственных организаций. Например, при анализе рынков труда (Гранноветтер): люди чаще ищут работу и успешнее ее находят через личные неформальные контакты. Также связи помогают успешно продвинуться по служебным лестницам, делать карьеру. Чем квалифицированнее работник, тем больше вероятность того, что он прибегнет к такому рода личным контактам. Наконец, более эффективными оказываются не сильные связи (strong ties) с родственниками и близкими друзьями, а напротив, слабые связи (weak ties) с коллегами и знакомыми. Поскольку вторые помогают не замыкаться в узком кругу,а выводят к дополнительным, новым источникам информации.

Суть предпринимательской деятельности

Сходная идея у предпринимательской деятельности, разработанная Р. Бёртом, введено понятие «структурных пустот» (holes). Структурная пустота образуется в том случае, когда контрагенты того или иного хозяйственного агента не связаны между собой,

т. е. принадлежат к разным сетям (или разным фрагментам одной сети), и их взаимосвязь осуществляется через данного агента, занимающего центральную позицию.

Жизнеспособность сетевых образований осуществляется за счет:

1. Постоянные контакты: обмен между участниками полезной информацией, взаимоконтроль, оперативное разрешение конфликтных ситуаций.

2. Длительное знание друг друга: формирование социального капитала в виде накоплений взаимных обязательств, формирование доверия и деловой репутации.

3. Одновременно конкурентное напряжение и взаимная поддержка для общей стабилизации рынка.

4. Структура представительства коллективных интересов: контрактные+социальные отношения.

 

7. Потребление и распределение как социологические категории.

 

Социология потребления.

Экономика знаков- презентация себя, стремление показать людям себя так, как вы хотите, чтобы они вас видели. Потребление имеет социальный хар-р. Высший класс(по Веблену) – праздный класс, потребление не с целью использования, а с целью демонстрации. Идентичность - то, как мы себя ыидим, осознание и видение собственного «Я». Выбор конкретных брендов, марок для себя с целью идентификации себя.

 

Предельная полезность (теория) – полезность имеет предел, появилась теория в 19 в (до этого А.Смит, Д.Рикардо использовали средние величины). Например, один ipad нужен нам- это предельная полезность, два ipad обладают меньшей полезностью, потому что не настольоко необходимы нам оба.

С увеличением кол-ва. Полезность следующего однородного блага уменьшается, но это не относится ко всем продуктам (искл- книги), благо идет по убывающей полезности. Человек- максимизатор блага, лучше получить больше, чем меньше. У денег, впечатлений нет предельной полезности.

Эффект Веблена – две одинаковых вещи, одна из которых дороже, люди выбирают ту, что дороже, потому что по их суждениям, если дороже, то лучше, даже если нет разницы.

Бодрийяр – «жизнь растворяется в телевидении» - люди не интересуются тем, что происходит вокруг них (в их доме, дворе), а интересуются тем, что показывают по телевизору. Виртуальная жизнь становится реальной – постмодернизм. Потребление становится потреблением знаков, люди что- то репрезентируют. Потребление знаков и символов. Например, «значок Мерседес» - обозначение марки машины, + обозначение того, что это дорогая, модная машина. Мы прежде всего потребляем значение вещи, а уже потом использование.

Бодрийяр- система вещей. Вещи образуют систему, цепочку связей. (к столу нужен стул, к вилке нужен нож). Вещь нужно рассматривать в отношении с др. вещами.

Латур – вещи предполагают какое – то собственное существование (в противовес Канту – он говорил, что человек – господин всех вещей, в центре этого), но он не отрицает его моральных позиций. Латур – отношения между вещами становятся человеку очень значимыми (компьютер не ладит с модемом).

Одушевление чел-ком автомобиля, разговор с ним, придание ему пола.

Категорический императив – к чел-ку не нужно относиться только как к средству. Вместо швейцара можно поставить автомат. Дверь.

 

Новый хар-р потребления.

- понятие «общество изобилия» Гэлбрейт

- потребление как эеон. Категория и как социолог. Категория

- понятие «общество потребления» - общ-во, в кот. Потрбление стало содержанием социальной жизни

Гэлбрейт- потребление- стрмление к изобилию

Свид-во изобилия – девушки хотят есть меньше, чтобы похудеть, но очень много возможностей и разных вар-тов приемов пищи

 

Антиконсюмеризм – антипотребление, минимизация потребления, покупка использованных ранее вещей б\у

Управление потрблением, реклама, мнения (духи –брендовые, apple)

Навязывание потребностей – мобильная свзяь, ранее потребность в автомобиле. Соц. принуждение.

 

Ошибка экономической теории, и марксизма в том числе, связана с тем, что распределение

считается равнозначным с производством и обменом, распределение как бы заранее дается в моменте производства. У Маркса, например, производство стоимости предполагает и форму распределения — прибавочную стоимость, предназначенную капиталисту, полагал Туган-Барановский. Но распределение общественного продукта — совершенно иное явление, нежели обмен. Обмен предполагает равенство сторон, участвующих в нем, распределение — неравенство и существование двух разных классов, в обмене роли продавца и покупателя могут меняться, в распределении — нет. Распределение средств производства и деление общества на различные социальные классы предполагается в теории политэкономии данным, такое же отношение должно быть и к распределению продукта.

 

 

8. Обмен как форма социальной жизни.

Обмен в экономике — движение товара от одного владельца к другому.

Теория социального обмена представляет собой научный, особый подход, опирающийся на концепцию соц взаимодействия, под которым понимается следующий процесс: любой участник сможет получить выгоду из результатов действий всех участников этого общения.

Упор будет делаться на совершение тех действий, которые приносят значительную выгоду. В ее качестве могут выступать как материальное вознаграждение, так и нематериальное. Помимо этого, часто участники данного процесса выбирают символическое благо – знак уважения и престижа, положительные эмоции и прочее.

Концепция социального обмена утверждает, что в основе процесса межиндивидуального взаимодействия положено то, что его участники ожидают подтверждения ожиданий. В результате закрепляется поведенческий образец, социальный рефлекс, который связывает в сознании каждого индивида систему определенных действий как соотношение "стимул - реакция".

ХОМАНС

Образцом для исследователей, которые придерживаются этой концепции, стала теория социального обмена Хоманса, ее основателя, выдающегося американского социолога.

В своей основной работе он смог выделить следующие положения и закономерности,

Во-первых, чем чаще конкретное действие человека вознаграждается, тем больше он или она стремится это действие совершать.

Во-вторых, если какой-то стимул привел к конкретному действию, которое вознаградили, то при его повторении индивид постарается повторять эту цепочку действий.

В-третьих, наиболее ценный для человека результат действий будет способствовать тому, что он постарается совершать действия, направленные на достижение подобного результата.

В-четвертых, чем чаще в прошлом индивид получал какое-либо вознаграждение, тем менее важным будет повторение его.

В-пятых, если индивид не получил ожидаемого для себя вознаграждения, то тогда он будет стремиться показать демонстративно агрессивное поведение, а результат его станет наиболее ценным, чем то вознаграждение, которое не получено. Но при получении вознаграждения сверхожидаемого, человек будет стремиться совершать демонстративно лояльное поведение, результат которого станет очень привлекательным.

Теория социального обмена утверждает, что поскольку все индивиды будут стремиться поддержать и возобновлять взаимодействия, приносящие им выгоду, и избегать негативных взаимодействий, то будут формироваться устойчивые межчеловеческие связи, которые представляют собой структуру обмена.

Они складываются на базе непосредственного (двустороннего), либо же прямого обмена. Помимо этого, возможны варианты наличия опосредованного, либо генерализованного обмена.

Более подробно это можно рассмотреть на примере процесса обучения. Так, выгодно для обучающихся получать знания, умения и навыки в аудитории, а преподаватель приобретает выгоду в признании его статуса и самоутверждении. Это - прямой социальный обмен.

Если же говорить об опосредованном обмене, то нужно отметить, что труд, за который учитель получает зарплату, оплачивается учениками. Не важно, речь идет о бюджетном финансировании, либо об обучении на договорной основе.

Блау сосредоточился на процессе обмена, который, по его мнению, управляет значительной частью человеческого поведения и лежит в основе как межличностных, так и межгрупповых отношений. Учёный исследовал четырёхступенчатую ​​последовательность, направленную от межличностного обмена к социальной структуре и далее к социальному изменению:

межличностный обмен, который ведёт к следующему, ведь индивиды не всегда обеспечивают вознаграждение друг друга в равной степени, при этом они постоянно оценивают друг друга с точки зрения владения ресурсами;

дифференциация статуса и власти;

легитимизация и организация. Социальная структура рождается из взаимодействия отдельных индивидов и сама начинает влиять на взаимодействие, предполагая два типа организации: первый порождается процессами обмена и конкуренции, по второму организации создаются специально для достижения определённых целей;

оппозиция и изменение: как правило, создание организаций оборачивается возникновением оппозиции и конфликта между ними.

 

МОСС.Ему удалось раскрыть специфику отношений обмена (непосредственного обмена материальными благами — пищей, орудиями труда, а также женщинами, престижными украшениями и др.) в архаических обществах. Во-первых, обмен осуществлялся всегда как дарение, имевшее взаимный, двусторонний характер, ему придавался большой моральный смысл.

Во-вторых, материальная сторона обмена — это лишь одна из его сторон, опора для утверждения социального положения, престижа: группы или индивиды, вступающие в материальный обмен, обмениваются также символами различных областей общества — политической, юридической, эстетической.

БЮХЕР. Исследуя экономику докапиталистических обществ. Б. правильно подчёркивал (в отличие от ряда буржуазных модернизаторов экономической истории) её натурально-хозяйственную основу, но при этом он приуменьшил роль обмена, торговли в древности и в средние века; его работы по истории средневековых городов содержат ценный материал по численности городского населения, организации ремесла и др.

ЗИММЕЛЬ

Как считает Зиммель, происхождение и развитие интеллекта взаимосвязано с возникновением и развитием денежного хозяйства. Возникновение сознания и появление денег знаменует вступление общества в его "исторический" период. История общества, по Зиммелю, это история нарастающей интеллектуализации (то есть по существу рационализации) социальной жизни и углубления влияния принципов денежного хозяйства.

 

 

9. Социальные функции денег

Выделение функций в исследуемом предмете позволяет определить целевой аспект их использования. В социологии выделяют следующие основные социальные функции денег:

1. Историко-культурологическая, отражающая национальную идентификацию. Однако в условиях глобализации происходит стирание национальных особенностей. С2002 г. в 12 странах Европейского союза единой валютной единицей стал евро. Это одна из негативных сторон процесса глобализации, стирающего традиционную социальную функцию денег — историко-культурологическую.

2. Статусная функция. Она отражает влияние денег на социальный статус личности как интегративный показатель положения человека в обществе. Деньги всегда в значительной мере определяли положение человека и его социальные возможности.

3. Социально-стратификационная функция отражает влияние денег на неуклонную социальную дифференциацию общества по уровню доходов и качеству жизни, что ведет к социальной поляризации на бедных и богатых. Это явление получило определение «социального разлома».

4. Регулятивно-поведенческая функция регулирует социальные и межличностные отношения между людьми в зависимости от уровня их обеспеченности и обусловливает выбор личностью модели экономического поведения.

5. Конфликтогенная функция. Суть ее в том, что деньги выступают основой возникновения социальной напряженности и конфликтной ситуации в обществе, которые могут достигать масштабов социального конфликта.

6. Нравственная функция денег — весьма противоречива. Деньги, с одной стороны, разжигают низменные чувства людей: жадность, алчность, корысть, стремление к наживе и обогащению любой ценой, вплоть до преступлений, и ведут, как правило, к коррупции и к масштабной криминализации общества. С другой стороны, деньги служат стимулом экономической свободы и экономической активности, трудового поведения человека, основой его морально-психологического комфорта и уверенности в себе. В зависимости от морально-нравственных принципов, которыми руководствуется человек при определении базовых жизненных ценностей,

(Далее-по Абрамовой и Зарубиной)

7. Функция поддержания стабильности экономической и социальной структуры общества. Деньги «ответственны» за процессы социальной стратификации, приобретающие в конкретных обществах форму социальной поляризации… либо форму открытых социальных структур, общества «равных возможностей»… Деньги способны разрушить личность и систему там, где они не имеют шансов полноценно реализовать как экономические, так и социальные функции.

8. Функция денег как средства достижения различных целей, инструмент прагматического решения социальных задач. … Деньги занимают в иерархии средств достижения целей доминирующую роль: поле связанных и оцененных деньгами объектов растет, а сами деньги теряют свою специфику, становясь орудием чего угодно. Внутренняя противоречивость денег заключается в том, что, являясь абсолютным средством обмена, они становятся абсолютной целью для людей, а все другие цели становятся их средствами. Деньги сводят все шкалы ценностей к шкале денежной стоимости.

9. Функция социализации личности, развития способностей и самореализации человека. … Деньги наполняют материальной силой волю человека и одновременно создают общественный механизм ее реализации, но они индифферентны к тому, на что эта воля направлена. При этом деньги как средство реализации воли не пассивны — они творят или разрушают самого человека, влияют на расстановку приоритетов и духовное ориентирование личности… По У. Джемсу, личность в широком смысле — это «Я» плюс капитал и наличность, изменение которых неизбежно приводит к трансформации «Я».

10. Интеграция общества. Практически единственная реальная социально-интегрирующая сила заключена в процессах обмена и деньгах как их средстве. Деньги оказываются основой общества и его сутью, превращая массу разобщенных индивидов в социальное целое.

11. Социальное уравнивание людей. Деньги в силу своей абстрактности и универсальности обладают способностью уравнивать людей. Благодаря деньгам происходит личное освобождение индивида от массы социальных, моральных, идеологических связей, упрощается путь к удовлетворению любых желаний и потребностей. На этом основании Г. Зиммель придает деньгам значение эмансипирующей силы.

12. Интеграция человека в общество. Деньги обладают способностью связывать людей друг с другом. Незнакомые и не имеющие ничего общего между собой люди могут вступать в контакт посредством денег — взаимно полезный и необходимый: из этого, собственно, и состоит вся жизнь в современном обществе. Каждый, имеющий деньги, может найти в нем свое место, а нищета страшна не просто предельной скудостью существования, но и тем, что мгновенно превращает человека в изгоя, стоящего вне общества. Деньги создают, таким образом, предпосылки для интеграции индивида в общество. Этим свойством денег объясняется, в частности, давно известный социологам феномен предпринимательской активности этнических и религиозных меньшинств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.