Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мстерская живопись




Современная Мстера – рабочий поселок, привольно раскинувшийся на холмистом правом берегу реки Клязьмы в ста десяти километрах от древнего Владимира в сторону Нижнего Новгорода. В XVII веке, с которого начинаются исторические свидетельства о Мстере, это было уже бойкое ремесленно-торговое село – слобода Богоявленская. Малоземелье заставляло обращаться к ремеслам. После раскола в русской церкви при патриархе Никоне часть жителей слободы составляли старообрядцы, что оказало значительное влияние нахарактер мстерской иконописи. В одном из своих направлений она постоянно тяготела к подражанию старинным образцам, к их прямому повторению. Мастера с желанием и знанием дела создавали иконы в древних стилях – новгородском,московском и строгановском. На основе глубокого знания старинных писем во Мстере было широко развито искусство реставрации древнерусской живописи. К середине XIX века на производстве икон во Мстере было сосредоточено внескольких мастерских, хозяева которых ставили перед собой различные цели. В 1920-е годы разобщенные кустари Мстеры объединились в профсоюзработников искусств – РАБИС. Первыми пробами были работы по росписидеревянных изделий и жестяных подносов. Полученные результаты не отвечали художественным требованиям. Нужны были новые поиски. Было решено создать во Мстере артель «Древнерусская живопись». Онасостояла из одиннадцати человек. Работали на полуфабрикате (деревянномбелье), привозимом из города Семенова. Расписывали коробки, шкатулки,ларцы, солоницы, куклы-матрешки и другое.

К 1930 годам была освоена технология папье-маше, из которого изготовляли шкатулки, ларцы, бисерницы. Изделия стали оформлять миниатюрной живописью. Живопись выполнялась тем же, что и в иконописи темперными красками, приготовленными по древнему способу на яично-желтковой эмульсии. Сохранились принципы иконописного письма, однако сюжеты брались из повседневной жизни. В Мстерской миниатюре большую роль играет пейзаж – цветущая земля, деревья имеют несколько условную форму и расположены на цветном живописном фоне. На 1 Всеросийской кустарно-промышленной выставке (1923) и на всемирной выставке в Милане (1935) художники Мстеры сделали серьезную заявку на высокое искусство, а после Всемирных выставок в Париже (1937) Нью-Йорке (1939) были удостоены дипломов золотых и серебряных медалей, стали широко известными. В 1932 году Артель древнерусской живописи была преобразована в фабрику «Пролетарское Искусство». Появляются новые сюжеты и образцы мотивы крестьянской жизни, народного эпоса, современных и старинных песен, сказок, былин. Любимыми темами мстёрцев всегда были история России, красота и поэтичность русской земли, русские сказки и былины, произведения русских писателей. При этом мстёрская миниатюра испытала на себе влияние всех этапов развития советского искусства. Были периоды, когда на шкатулках и ларцах изображали самолеты и танки, когда обязательной считалась революционная тематика. Художники жили своим временем и живописали то, чего требовало от них время.

Центр и сегодня является единственным предприятием в поселке, где сохранена уникальная технология производства папье-маше.

Велика и загадочна притягательная сила всех этих маленьких табакерок, коробочек, шкатулок. Блеск черного лака манит в глубину изображений, живопись восхищает нежнейшими переливами красок, сюжеты завораживают то изысканной прелестью, то сочным народным колоритом. Хрупкие, изящные предметы, которые столь блистательно исполнены, что их не назовешь вещицами, незримой, но крепкой нитю связаны с жизнью общества, историческими событиями и личностями, занимавшими умы людей в те времена, нравами и обычаями. Шедевры лаковой миниатюры, свидетельствующие о близости к художественным истокам других культур и стран, - гордость отечественных декоративно-прикладных промыслов, которая вызывает непреходящее восхищение и в России и, безусловно, за рубежом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.