КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение
Тест по логике Предлагаемый тест поможет в изучении логики. Он может использоваться для самостоятельной подготовки, а также – при контроле и закреплении основного аудиторного материала. Он также может быть использован преподавателями для проведения контрольных и зачетно-экзаменационных мероприятий по курсу логики. Тест включает в себя 100 заданий закрытого типа, что намного ускоряет проверочную работу преподавателя. Задания охватывают все разделы логики и позволяют не только проверить наличие у учащихся нужной суммы знаний, но и оценить уровень их логической культуры. Предлагаемые варианты ответов составлены таким образом, что каждый из них может быть выбран неподготовленным учащимся в качестве правильного, поэтому тест невозможно выполнить формально, наугад выбирая подходящий вариант ответа. Для его успешного выполнения необходимы реальные знания и навыки по курсу логики. Такое построение тестовых заданий делает их более сложными, но в то же время более интересными и намного повышает эффективность контроля знаний и навыков учащихся. При оценке результатов теста можно использовать следующую систему: Задания 1. Логика – это: • наука об умозаключениях и доказательствах; • наука о правилах мышления; • наука о формах и законах мышления; • наука о формах и законах познания. 2. Формальная логика появилась: • в Средние века; • в Античности; • в Новое время; • в эпоху Возрождения. 3. Формальная логика является: • символической; • аристотелевской; • математической; • современной. 4. Создателем логики считается древнегреческий философ: • Анаксимен; • Анаксагор; • Антисфен; • Пифагор; • Аристотель; • Аристипп; • Аркесилай. 5. С точки зрения формальной логики высказывание: «Все Снегурочки – это геометрические фигуры»: • представляет собой абсурд; • является фантастическим; • лишено всякого смысла; • выражает пример классической нелепости; • построено по форме: «Все A есть B». 6. Математическая или символическая логика появилась: • тогда же, когда и традиционная логика; • в начале нашей эры; • в Средние века; • в XVII в.; • в XIX в.; • в середине XX в. 7. Интуитивная логика – это: • совершенное незнание законов правильного мышления, приводящее любое рассуждение к многочисленным ошибкам и ложным выводам; • стихийно сформированное в процессе жизненного опыта знание форм и принципов правильного мышления; • теоретические знания, оставшиеся у человека после изучения курса логики в школе или вузе; • полное искажение теоретической логики; • ничто из перечисленного. 8. Древнегреческие философы, которые изобретали разнообразные приёмы нарушения логических законов с целью доказать всё, что угодно, – это: • милетцы; • пифагорейцы; • софисты; • стоики; • эпикурейцы; • киники. 9. Понятие – это • слово или словосочетание; • форма мышления; • истинный тезис; • некий предмет. 10. Любое понятие имеет: • величину; • объём; • размер; • фигуру. 11. Любое понятие выражается в форме: • простого предложения; • сложного предложения; • слова или словосочетания; • связного текста. 12. Содержание понятия – это: • совокупность всех объектов, которые оно охватывает; • наиболее важные признаки того объекта, который оно выражает; • то суждение, в котором оно может употребляться; • слово или словосочетание, в котором оно выражается; • объект, который оно обозначает. 13. Объём понятия – это совокупность: • объектов, охватываемых этим понятием; • всех слов или словосочетаний, которые могут его выражать; • всех значений, которые могут в него вкладываться; • наиболее важных признаков того объекта, который оно обозначает; • всех рассуждений, в которых оно употребляется; • всех людей, которым известно это понятие. 14. «Солнце» – это понятие: • единичное; • физическое; • нулевое; • общее; • астрономическое. 15. «Глупость» – это понятие: • конкретное; • отвлечённое; • абстрактное; • отрицательное; • психологическое. 16. «Неряха» – это понятие: • положительное; • отрицательное; • нейтральное; • пустое; • собирательное. 17. Понятию «Созвездие Ориона» соответствует логическая характеристика: • общее, собирательное, конкретное, положительное; • единичное, собирательное, абстрактное, положительное; • единичное, несобирательное, конкретное, положительное; • нулевое, собирательное, абстрактное, положительное; • единичное, собирательное, конкретное, отрицательное; • ни одна из перечисленных. 18. Логической характеристике: общее, собирательное, конкретное, положительное, соответствует понятие: • сборная России; • семья; • музыкальный коллектив; • 10 класс «А»; • букет роз; • набор цветных карандашей; • все перечисленные; • ни одно из перечисленных. 19. Понятие «умный человек» является: • ясным по содержанию и резким по объёму; • неясным по содержанию и резким по объёму; • ясным по содержанию и нерезким по объёму; • неясным по содержанию и нерезким по объёму; • не имеющим ни объёма, ни содержания. 20. Понятие, большее по объёму, называется: • видовым; • родовым; • нулевым; • общим; • широким. 21. Понятия «звезда» и «созвездие» находятся в отношениях: • подчинения; • пересечения; • определения; • деления; • исключения; • соподчинения. 22. Отношения между понятиями изображаются: • круговыми схемами Эйлера; • круговыми схемами Бойлера; • круговыми схемами Пейджера; • круговыми схемами Аристотеля. 23. Отношения между понятиями «точка», «прямая», «плоскость», «пространство» изображаются следующей схемой (рис. 42): 24. Данной схеме соответствует следующая группа понятий: • известный футболист, футболист, негр, китаец; • известный футболист, известный хоккеист, молодой человек, старый человек; • футболист, баскетболист, спортсмен, человек; • известный спортсмен, человек, известный человек, спортсмен. 25. Отношения между понятиями «дочка» (A), «внучка» (В), «женщина (лицо женского пола)» (C), изображаются следующей схемой (рис. 43): 26. Данной схеме не соответствует следующая группа понятий: •рыба, хищник, акула; • млекопитающее, хищник, тигр; • представитель древней истории, самодержец, Александр Македонский; • растение, дерево, сосна; • русский писатель, знаменитый человек, Лев Николаевич Толстой; • высшее учебное заведение, московское учебное заведение, МГУ. 27. Отношения между понятиями: «равносторонний треугольник» (A), «равнобедренный треугольник» (B), «прямоугольный треугольник» (C), «тупоугольный треугольник» (D) – изображаются следующей схемой (рис. 44) (Необходимо выбрать из 6 рисунков один правильный.): 28. Определение: «Экзистенциализм – это философское направление ХХ в., в котором рассматриваются различные экзистенциальные вопросы и проблемы», – является: • двусмысленным; • круговым; • узким; • широким; • философским. 29. Определение: «Энтропия – это термодинамическая функция, характеризующая часть внутренней энергии замкнутой системы, которая не может быть преобразована в механическую работу», – является: • логически и коммуникативно безупречным; • широким; • узким; • тавтологичным; • двусмысленным; • непонятным для большей части людей. 30. Деление понятия раскрывает его: • содержание; • форму; • смысл; • значение; • объём. 31. В делении: «Люди бывают мужчинами, женщинами, спортсменами и танцорами», – допущена ошибка: • скачок в делении; • учетверение терминов; • двусмысленность; • подмена основания; • поспешное обобщение. 32. Ошибка пересечение результатов деления, но не подмена основания и не скачок в делении допущена в следующем высказывании: •Транспорт бывает наземным, подземным, водным, воздушным, общественным и личным. • Художественные романы бывают детективными, фантастическими, историческими, любовными и другими. • Предложения делятся на простые, сложные, сложноподчинённые и другие. • Учебные заведения бывают начальными, средними, высшими, коммерческими и гуманитарными. • Леса делятся на хвойные, лиственные, смешанные, сосновые и еловые. 33. Возможным результатом обобщения для понятия «колесо автомобиля» будет понятие: • автомобиль; • средство передвижения; • огромное колесо; • изделие человека. 34. Возможным результатом ограничения для понятия «карандаш» будет понятие: • письменная принадлежность; • канцелярский товар; • деревянный предмет; • сломанный карандаш; • изделие человека. 35. Пределом логической цепочки ограничения любого понятия всегда будет какое-либо: • нулевое понятие; • конкретное понятие; • несобирательное понятие; • единичное понятие; • родовое понятие. 36. Возможным результатом ограничения для понятия «уровень преступности» является понятие: • преступление; • тяжкое преступление; • квартирная кража; • высокий уровень преступности; • преступное сообщество; • криминалитет. 37. Суждение – это: • предложение; • незаконченная мысль; • обобщённое понятие; • форма мышления; • закон мышления. 38. Суждение выражается в форме: • повествовательного предложения; • вопросительного предложения; • побудительного предложения; • словосочетания. 39. Истинным или ложным может быть: • понятие; • суждение; • термин; • квантор. 40. Предмет суждения называется: • сущностью; • смыслом; • субъектом; • силлогизмом; • связкой; • предикатом. 41. Суждение: «Все люди – не обезьяны», – является суждением вида: • A; • B; • C; • D; • E. 42. Субъект и предикат в суждении: «Все сосны – не берёзы», – находятся в отношениях: • пересечения; • равнозначности; • совместимости; • несовместимости; • противоположности; • противоречия. 43. Суждение: «Бога нет», – является: • релятивным; • экзистенциальным; • атрибутивным; • конъюнктивным; • религиозным; • неправильным. 44. Атрибутивным является суждение: • Москва основана раньше Санкт-Петербурга. • Существуют вечные законы мира. • Аристотель жил задолго до Лейбница. • Чудес не бывает. • Человек – это разумное живое существо. • Счастье есть, его не может не быть. 45. Субъект и предикат находятся в отношении пересечения в суждении: •Все планеты – это не звёзды. • Некоторые треугольники являются равносторонними. • Ни один человек не всесилен. • Антарктида – это ледовый материк. • Некоторые люди – это знаменитые учёные. • Некоторые учёные являются древними греками. 46. В суждении: «Некоторые россияне являются олимпийскими чемпионами»: • и субъект, и предикат распределены; • ни субъект, ни предикат не распределены; • субъект распределён, а предикат не распределён; • субъект нераспределён, а предикат распределён. 47. Субъект распределён, а предикат нераспределён в суждении: • Все квадраты – это геометрические фигуры. • Все квадраты – это равносторонние прямоугольники. • Ни один квадрат не является треугольником. • Некоторые равнобедренные треугольники являются прямоугольными. • Некоторые равнобедренные треугольники являются равносторонними. • Все равносторонние треугольники имеют равные углы. 48. Термин простого атрибутивного суждения является нераспределённым, если в этом суждении: • речь идёт обо всех объектах, входящих в объём этого термина; • речь не идёт ни об одном объекте, входящем в объём этого термина; • речь идёт о части объектов, входящих в объём этого термина; • речь идёт о реальном существовании объектов, входящих в объём этого термина; • речь идёт о несуществовании объектов, входящих в объём этого термина. 49. Противопоставлением предикату для суждения: «Все воробьи – птицы», – будет суждение: • Некоторые птицы – воробьи. • Все не птицы не являются воробьями. • Все воробьи не являются не птицами. • Некоторые птицы не являются воробьями. 50. Суждения: «Все хищники – животные», «Тигры – это животные», – находятся в отношении: • частичного совпадения; • пересечения; • подчинения; • однозначности; • равносильности. 51. Если суждение: «Все люди изучали логику», – является ложным, то суждение: «Все люди не изучали логику», – является: • истинным; • ложным; • неправильным; • правдивым; • неопределённым по истинности. 52. Сложное суждение: «Посеешь ветер – пожнёшь бурю», – является: • импликацией; • сублимацией; • конъюнкцией; • дизъюнкцией; • изостенцией. 53. Сложное суждение: «Уж полночь близится, а Германа всё нет», – является: • дизъюнкцией; • эквиваленцией; • абстиненцией; • конъюнкцией; • импликацией. 54. Суждение: «Если Солнце является треугольником, то все крокодилы – это летающие существа», – является формально: • истинным; • ложным; • бессмысленным; • неопределённым; • антинаучным. 55. Конъюнкция истинна только тогда, когда: • хотя бы один её элемент истинен; • хотя бы один её элемент ложен; • ложны все её элементы; • истинны все её элементы; • истинна большая часть её элементов. 56. Строгая дизъюнкция истинна только тогда, когда: • истинны все её элементы; • ложны все её элементы; • истинен только один её элемент, а остальные – ложны; • ложен только один её элемент, а остальные – истинны; • половина её элементов истинна, а половина – ложна; • хотя бы один её элемент не является ни истинным, ни ложным одновременно. 57. Результатом формализации рассуждения: «Если бы скорость Земли при движении по орбите была больше 42 км/с, то Земля покинула бы Солнечную систему, а если бы её скорость была меньше 3 км/с, то она упала бы на Солнце; однако Земля не покидает Солнечную систему и не падает на Солнце, следовательно, её скорость не больше 42 км/с и не меньше 3 км/с», – является одна из формул: • (((a → b) ∧ (c → d)) ∧ (a ∨ c)) → (b ∨ d); • (((a → b) ∧ (c → d)) ∧ (b ∨ d)) → (a ∨ c); • (((a → b) ∧ (c → d)) ∧ (a ∨ c)) → (b ∨ d); • (((a → b) ∧ (c → d)) ∧ (b ∨ d)) → (a ∨ c); • (((a → b) ∧ (c → d)) ∧ (a → c)) → (b → d); • (((a → b) ∧ (c → d)) ∧ (b → d)) → (a → c). 58. Умозаключение – это: • закон мышления; • сложное суждение; • форма мышления; • истинный вывод; • ложное понятие. 59. Дедуктивные умозаключения называются: • алогизмами; • силлогизмами; • софизмами; • парадоксами; • логицизмами. 60. Индукция – это: • сложное суждение; • логическая связка; • вид умозаключения; • вид дедукции; • закон логики. 61. Любой простой силлогизм имеет: • форму; • фигуру; • размер; • объём. 62. Связь между субъектом и предикатом вывода в простом силлогизме выполняет: • старший термин; • больший термин; • младший термин; • средний термин; • меньший термин. 63. Фигура и модус простого силлогизма – это, соответственно: • набор его посылок и совокупность терминов, входящих в них; • совокупность всех его терминов и сумма посылок, входящих в него; • истинность или ложность его посылок и распределённость или нераспределённость его терминов; • объём его субъекта и содержание его предиката; • его общие правила и ошибки, возникающие при их нарушении; • взаимное расположение его терминов и набор простых суждений, входящих в него. 64. Все первоклассники обладают мышлением. Все студенты – это не первоклассники. Все студенты не обладают мышлением. В этом простом силлогизме допущена ошибка: • учетверение терминов; • поспешное обобщение; • аргумент к невежеству; • подмена основания; • расширение большого термина; • нераспределённость среднего термина. 65. Законы – это вечные принципы природы. Всеобщая воинская обязанность – это закон. Всеобщая воинская обязанность – это вечный принцип природы. В этом силлогизме допущена ошибка: • подмена основания; • учетверение терминов; • поспешное обобщение; • нестрогая дизъюнкция; • тавтология. 66. Эпихейрема – это: • вид сложного суждения; • разновидность умозаключения; • раздел индукции; • закон дедукции; • правило силлогизма. 67. В разделительно-категорическом силлогизме первая и вторая посылки – это, соответственно, суждения: • импликативное и разделительное; • разделительное и дизъюнктивное; • конъюнктивное и категорическое; • категорическое и разделительное; • дизъюнктивное и категорическое; • разделительно-категорическое и разделительное. 68. Учебные заведения бывают начальными или средними. МГУ – это не начальное и не среднее учебное заведение. МГУ – это не учебное заведение. В этом разделительно-категорическом силлогизме допущена ошибка: • неполное деление; • нестрогая дизъюнкция; • скачок в делении; • подмена основания; • широкое деление; • удвоение терминов. 69. Древние римляне были политиками, или ораторами, или писателями. Цицерон был политиком. Цицерон не был ни оратором, ни писателем. В этом разделительно-категорическом силлогизме допущена ошибка: • учетверение терминов; • подмена основания; • поспешное обобщение; • нестрогая дизъюнкция; • нарушение конъюнкции. 70. Если взлётная полоса покрыта льдом, то самолёты не могут взлетать. Сегодня самолёты не могут взлетать. Сегодня взлётная полоса покрыта льдом. В этом условно-категорическом силлогизме допущена ошибка: • утверждение от основания к следствию; • утверждение от следствия к основанию; • отрицание от основания к следствию; • отрицание от следствия к основанию; • нестрогая дизъюнкцию основания и следствия. 71. Если треугольник является равносторонним, то сумма его внутренних углов равна 180°. Если треугольник не является равносторонним, то сумма его внутренних углов равна 180°. Сумма внутренних углов треугольника равна 180°. Этот силлогизм является: • условно-категорическим; • разделительно-категорическим; • условно-разделительным; • чисто условным; • чисто разделительным; • чисто геометрическим; • чисто категорическим. 72. Если каждый угол треугольника равен 60°, то треугольник – равносторонний. В треугольнике ABC каждый угол равен 60°. Треугольник ABC является равносторонним. Этот силлогизм является: • простым категорическим; • разделительно-категорическим; • условно-категорическим; • эквивалентно-категорическим; • условно-разделительным. 73. Если средняя плотность вещества Вселенной больше некой критической величины, то её расширение со временем сменится сжатием; а если эта плотность меньше некой критической величины, то расширение Вселенной будет продолжаться вечно. Средняя плотность вещества Вселенной или больше, или меньше некой критической величины. Расширение Вселенной со временем сменится её сжатием, или Вселенная будет расширяться вечно. Это умозаключение является: • простым категорическим; • отрицательно-разделительным; • условно-категорическим; • условно-разделительным; • разделительно-категорическим; • соединительно-разделительным. 74. Если я пробездельничаю весь семестр, то мне придётся напрягаться во время сессии или же меня выгонят из института. Я не хочу напрягаться во время сессии или же – чтобы меня выгнали. Я не буду бездельничать во время семестра. Этот силлогизм является: • простой конструктивной дилеммой; • сложной конструктивной дилеммой; • простой деструктивной дилеммой; • сложной деструктивной дилеммой. 75. В индуктивном умозаключении: • на основе сходства двух предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках; • из одного суждения выводится другое суждение путём изменения местоположения его субъекта и предиката; • из общего правила делается вывод для частного случая; • из одного частного случая выводится другой частный случай; • из нескольких частных случаев выводится одно общее правило; • из одного общего правила следует другое общее правило. 76. Вася Сидоров – двоечник. Петя Смирнов – двоечник. Саша Иванов – двоечник. Вася Сидоров, Петя Смирнов, Саша Иванов – ученики 6 «Б». Все ученики 6 «Б» двоечники. В этом умозаключении допущена ошибка: • популярная индукция; • неполная индукция; • нарушение индукции; • нестрогая индукция; • ни одна из вышеназванных. 77. В рассуждении: «Употреблять в пищу огурцы опасно – с ними связаны многие недуги и вообще людские несчастья. Практически все люди, страдающие хроническими заболеваниями, ели огурцы. 99,7 % всех лиц, ставших жертвами авто- и авиакатастроф, употребляли в пищу огурцы в течение двух недель, предшествовавших несчастному случаю. 98,1 % всех несовершеннолетних преступников происходят из семей, где огурцы употребляются постоянно», – допущена ошибка: • поспешное обобщение; • неполная индукция; • популярная индукция; • ненаучная индукция; • после этого, значит по причине того; • кто много доказывает, тот ничего не доказывает; • подмена условного безусловным. 78. В популярной индукции, в отличие от научной: • получаются достоверные выводы; • используются общие правила силлогизма; • неизвестна причинная связь явлений; • преднамеренно нарушаются логические законы; • используются выводы по логическому квадрату. 79. Сложное суждение: «Если с утра шёл дождь, то к полудню прояснилось», – является: • конъюнкцией; • эквиваленцией; • нестрогой дизъюнкцией; • импликацией; • экзистенцией; • строгой дизъюнкцией. 80. Аналогия – это: • правило индукции; • ошибка в силлогизме; • закон логики; • сложное суждение; • вид умозаключения. 81. Нестрогая дизъюнкция ложна тогда, когда: • все её элементы истинны; • все её элементы ложны; • один её элемент истинен, а остальные – ложны; • один её элемент ложен, а остальные – истинны; • хотя бы один её элемент истинен. 82. – У вас телевизоры цветные есть? – Есть. – Тогда дайте мне жёлтый. В этом анекдоте нарушен: • закон противоречия; • закон двусмысленности; • закон анекдота; • закон тождества; • закон исключённого третьего. 83. Два ученика решили спросить учителя, можно ли курить во время медитации. Каждый из них задал учителю свой вопрос индивидуально. Одному из них учитель ответил, что нельзя, а другому, что можно. Оказалось, что первый ученик спросил учителя так: «Можно ли курить во время медитации?». А второй ученик задал учителю такой вопрос: «Можно ли медитировать во время курения?». В этой ситуации: • учитель нарушил закон противоречия; • учитель нарушил закон достаточного основания; • учитель нарушил закон двойного отрицания; • ученики нарушили закон исключённого третьего; • ученики нарушили закон дедукции; • ученики нарушили закон тождества. 84. Софизм – это: • правило индукции; • сложное суждение; • вид дедукции; • закон мышления; • ничто из вышеперечисленного. 85. Два противоположных суждения о двух разных предметах: • должны быть одновременно истинными; • должны быть одновременно ложными; • должны быть: одно – истинным, другое – ложным; • могут быть какими угодно по истинности. 86. Два противоречащих суждения о двух разных предметах не могут быть: • одновременно истинными; • одновременно ложными; • одно – истинным, другое – ложным; • ни истинным и ни ложным каждое. 87. Мы гуляли по Неглинной, Заходили на бульвар, Нам купили синий-синий, Презеленый, красный шар. С. В. Михалков В этом шуточном четверостишии преднамеренно нарушен логический закон: 1) тождества; 2) противоречия; 3) достаточного основания; 4) силлогизма; 5) парадокса; 6) стихотворения. 88. Закон противоречия нарушен в следующем высказывании: • «Я знаю только то, что я ничего не знаю» (Сократ). • «В детстве у меня не было детства» (А. П. Чехов). • «История учит только тому, что она никого ничему не учит» (Г. Гегель). • «Самое непостижимое в мире заключается в том, что он постижим» (А. Эйнштейн). • «Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи» (А. С. Пушкин – по поводу перевода «Иллиады» Гомера, сделанного Н. И. Гнедичем). • Во всех вышеприведённых высказываниях. • Ни в одном из вышеприведённых высказываний. 89. В рассуждении: «Мёд не любит, чтобы его переливали, доливали, перемешивали и сильно нагревали, так как от этого он теряет свои лечебные свойства, как и от добавления воды и сахара. Между тем иногда такой мёд поступает в продажу. Образуется он в результате скармливания сахарного сиропа пчёлам», – нарушен закон: • двойного отрицания; • исключённого третьего; • противоречия; • тождества; • достаточного основания. 90. В 1907 г. кадетская фракция в Государственной думе по вопросу об отношении к правительству решила: не выражать ему ни доверия, ни недоверия, причём если будет внесена резолюция доверия правительству, то голосовать против неё, а если будет внесена резолюция недоверия правительству, то голосовать против неё. В этом решении нарушен логический закон: • исключённого третьего; • достаточного основания; • неверного утверждения; • подмены основания; • двойного противопоставления; • взаимозаменяемости. 91. В самый солнцепёк, вернувшись домой, Насреддин попросил жену: «Принеси-ка мне миску простокваши, нет ничего полезней и приятней для желудка в такую жару!» Жена ответила: «Да у нас – не то, что миски – даже ложки простокваши нет в доме!» Насреддин сказал: «Ну и хорошо, что нет, простокваша ведь вредна человеку». В словах Насреддина нарушен логический закон: • нестрогой дизъюнкции; • противоречия; • достаточного основания; • двойного отрицания; • основного заблуждения; • порочного круга. 92. В данном рассуждении: «Немецкий физик Вальтер Нернст, автор третьего начала термодинамики (о недостижимости абсолютного нуля температуры) доказывал, что ему удалось завершить разработку фундаментальных законов термодинамики. Так: у первого начала было три автора (Ю. Майер, Д. Джоуль, Г. Гельмгольц), у второго – два (Н. Карно, Р. Клаузиус), у третьего – один (В. Нернст); следовательно, число авторов четвёртого начала должно равняться нулю, т. е. такого закона просто не может быть», – нарушен логический закон: • подмены тезиса; • порочного круга; • двойного противоречия; • исключённого тождества; • достаточного основания; • недостаточной истинности. 93. Импликация ложна только тогда, когда: • её основание и следствие истинны; • её основание и следствие ложны; • её основание ложно, а следствие истинно; • её основание истинно, а следствие ложно. 94. Символическая логика является разделом: • формальной логики; • философии; • математики; • грамматики. 95. Противоречия бывают: • контактными и дистантными; • явными и неявными; • реальными и мнимыми; • какими угодно из перечисленных; • никакими из перечисленных. 96. Принцип верификации – это: • распространённый софистический приём; • критерий научного знания; • основание индуктивных ошибок; • одно из правил силлогизма; • важный метод псевдонауки; • главное требование аналогии. 97. В рассуждении: «Все птицы имеют крылья, следовательно, все существа с крыльями – это птицы», – нарушен логический закон: • исключённого третьего; • индуктивного силлогизма; • сокращённого софизма; • дедуктивной аналогии; • ни один из перечисленных. 98. Энтимема – это: • разновидность научной индукции; • неразрешимое противоречие; • вид сложного суждения; • сокращённый простой силлогизм; • аналогия с достоверными выводами. 99. Рассуждение: «Докажем, что три раза по два будет не шесть, а четыре. Возьмём спичку или палочку и сломаем её пополам. Это один раз два. Потом возьмём одну из половинок и её тоже сломаем пополам. Это второй раз два. Затем возьмём оставшуюся половинку и её тоже сломаем пополам. Это третий раз два. Итак, три раза по два будет четыре, а не шесть», – является: • парадоксом; • апорией; • антиномией; • силлогизмом; • софизмом; • бессмыслицей; • философемой. 100. Сорит – это разновидность: • логического парадокса; • трудноразрешимого софизма; • неполной индукции; • сложного суждения; • нулевого понятия; • простого силлогизма.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |