Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Записи-наблюдения за детьми

Естественное закаливание

Кто переносит болезнь легко и сам с ней справляется!

О том, как мы болеем – напишу отдельно. А пока постараюсь коротко перечислить то, что прижилось в нашей большой семье.

Как такового «закаливания» – если понимать под этим специальные процедуры – у нас никогда не было и нет. Никаких дополнительных затрат времени на «закалку» не тратилось.

Была – и есть!:) – ЖИЗНЬ, В КОТОРУЮ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ВХОДЯТ:

лёгкая одежда, которая не стесняет движения и стимулирует к большей физической активности (с 2-3-х летнего возраста дети сами решают, что им надеть. А с 3-х лет практически и одеваются сами);

хождение босиком (дома – обычное дело для всех; на улице, в том числе и по снегу – по желанию);

 

очень разнообразные спортивные снаряды в доме и на улице (тема – огромна: см. наш сайт и книги). Сейчас во многих семьях есть готовые домашние спорткомплексы. У нас же всё было сделано папой (с посильным участием и нас, детей) не только в доме, а еще и во дворе: турники, канаты, шесты, батут, дорожка-зигзаг из досок разной толщины, лесенка для прыжков с высоты, домик на дереве, яма для прыжков в длину и высоту, беговые дорожки, бум, лопинг, гигантские шаги и т.д. Кстати, на всех снарядах гораздо удобнее заниматься босиком и в лёгкой одежде.

подвижные игры вместе со взрослыми. Так как мы всегда жили в своём доме и у нас был большой двор вокруг, с местом проведения таких игр («вышибалы», «в колдунчика», «в волка», футбол, пионербол, волейбол, хоккей…) проблем никогда не было. И не помню, чтобы папа отказывался побегать с нами минут 15-20 и в выходные, и в будни.

весёлые спартакиады по «индексам Справедливости», которые показывают каждому сильные и слабые места в собственном физическом развитии. Их лучше проводить на открытом воздухе.

еженедельная баня (парилка, тёплый и прохладный душ, обливание холодной водой, купание в снегу… - т.е. возможность приятных «контрастных процедур»!)

И…

Наши родители вели много записей о нас – чаще всего о каких-либо достижениях: физических, интеллектуальных и проч., о добрых и значимых моментах нашей жизни. Говорю об этом, потому что подобные записи помогают следить прежде всего за динамикой развития своих детей, а кроме того, и за собственными изменениями во взглядах… На мой взгляд, такие «дневники за детьми» – ещё и отличное подспорье для

 

анализа своих собственных действий в том или ином случае, т.е. для своего родительского самовоспитания.:)

2. При этом соблюдаем ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА (ПРИНЦИПЫ) «закаливания»:

1. Начинаем С СЕБЯ. Всё, что мы собираемся «применить» к своему малышу, пробуем сначала на себе.

2. Всё – с радостью! А значит – никаких страхов!

3. Активное участие малыша с самого рождения во всех «процедурах» и «упражнениях» (этого, на мой взгляд, не хватает в динамической гимнастике).

4. Быть внимательным к настрою малыша. Длительность «процедур», их интенсивность, количество… - обязательно зависят от желания РЕБЁНКА. (Малыш может облиться один или несколько раз, пойти гулять под дождём в куртке или в одних трусиках…)

Задача взрослых при этом – «заразить» малыша любовью к движению собственным примером и предоставить как можно больший ДИАПАЗОН любых физических занятий и упражнений.

Когда мы говорим о грудничках, особенно важно ОТНОШЕНИЕ МАМЫ ко всем упражнениям и процедурам. Настроение МАМЫ, по моим наблюдениям, напрямую связано с состоянием грудного младенца, поэтому её страхи могут все усилия свести на нет и даже ухудшить состояние малыша. Поэтому не делаем с малышом того, к чему не готова его мама, чего она пока боится.

3. С ЧЕГО НАЧАТЬ «здоровый образ жизни»:

1. Здоровая беременность и естественные роды (без вмешательства) – это отличное Начало. К таким родам часто приходят пары, которые уже глубоко изучают вопросы здоровья.

 

2. Во время кормления грудью – малыш голенький. И пока не спит – лучше всего голенький или в одной распашонке (без памперса). Заворачиваем в пеленку (или одеяльце) и согреваем ножки – только перед сном (или для сна) и гуляньем на улице (когда малыш спит, ему должно быть тепло и уютно!). Шапочки (в первую очередь, чепчики) практически не носим ни дома, ни на улице (до +5-6 градусов и ниже) – хватает "уголка" из одеяла и пеленок, а с года – часто без головных уборов.

3. Энергичное обращение с малышом (тогда каждый раз, как мы берем ребёнка на руки, он тренируется – напрягает мышцы и САМ принимает активное участие во всех «упражнениях»).

4. Температура дома - лучше всего около 20 градусов. С самого рождения малыша перепады температур в 10-20 и больше градусов совершенно естественны: вынимаем малыша из тёплых пелёнок прохладными руками; после купания в тёплой воде (30-32 градуса) – обливаем всё тельце (или только ноги) холодной (приблизительно 10-градусной) водичкой; попарились в бане – обтёрлись снегом; выбежали из тёплого дома зимой в домашней одежде – пробежались вокруг дома и т.п. Форточки при необходимости открыты, родители и дети не боятся сквозняков.

5. Помним, что прохладные ручки и ножки – не страшно, если малыш двигается! (О воздействии холода на грудных младенцев достаточно подробно написано у И.А. Аршавского - у нас на сайте "Ваш малыш может не болеть".

6. С начала прикорма спокойно даём детям неразогретую пищу (комнатной температуры), а также холодную воду, молоко, мороженое и другие продукты (вплоть до чистого снега и ледышек) – по желанию малыша.

7. Все холодовые процедуры делаем только на разогретое тело: окатываемся холодной водой – после сна или парилки (тогда и после

 

ледяной воды – жарко!) или после игры «до пота»; на снег выбегаем – из теплого дома или бани! Если же подмерзаем – кроме одежды, надо сначала согреться и движением: весело попрыгать или побегать! (это если малыш здоров. Если заболевает – тогда надо согреть его, особенно ступни ног. Подробнее об этом – ниже).

8. Болезней не боимся. Именно страхи взрослых (в первую очередь!) мешают нашим детям быть здоровее.

Облиться холодной водой, окунуться в прорубь, выбежать босиком на снег или умыться снежком и т.п. – намного веселее делать втроём и больше (как минимум вдвоём), поэтому когда в семье много ребятишек, всё происходит намного проще и веселее:).

И всё можно делать без всякой физической подготовки. Исходя из своего опыта, уверена: не так важна регулярность, как СПОКОЙНОЕ отношение ко всем подобным процедурам. Можно подойти к обливанию холодной водой постепенно (начиная с умывания малыша холодной водой, подмывания или обливания только ножек и т.п.), а можно – сразу. Каждый делает это, исходя из собственных желаний, своего опыта и настроения малыша. Главное (повторюсь) – НЕ БОЯТЬСЯ. Могу привести несколько примеров, когда ребятишки, над которыми мамы и бабушки буквально тряслись дома, во время игр с нашими детьми выбегали на улицу босиком - на снег, лёд, лужи... - без всяких простуд потом. Для меня это неудивительно: ведь дети делали это по собственному желанию, активно двигаясь, с радостью и... рядом не было никого, кто за них боялся.

Считаться с хотением-нехотением малыша надо «с умом», не всегда идя на поводу капризов малыша, а иногда и не спрашивая. Например, после тёплого купания можно сказать: "Ах, какой ты у меня смелый!" – и быстро облить, не узнавая, хочет он этого или не хочет, а потом подхвалить его, восхититься, какой он смелый – как папа! Да подбросить

 

его вверх!.. То есть создать радостную "цепочку образов" вместе с обливанием. Но если видим, что малыш реально боится, то лучше не обливать. Здесь взрослому надо быть очень чутким - чтобы не напугать малыша.

Обливаться холодной водой каждый день – думаю, совсем не обязательно. Видимо, это для самых дисциплинированных:). Кроме того, знаю случаи, когда человек обливается-обливается холодной водой – регулярно два раза в день, а потом прекращает это делать, и в результате его самочувствие заметно ухудшается… Видимо, обливание может стать неким допингом для организма, когда без него тяжело, как без чашечки кофе по утрам. А возможно, что при такой регулярности было и некое насилие над организмом («не хотелось, но ведь НАДО!»)… Здесь есть над чем задуматься… На мой взгляд, важно уметь «слышать свой организм», важно не загонять его в какую-либо зависимость, важно разнообразие приятных контрастов для него – причем не только в виде «обливаний», но и в общении с ветерком (разной температуры!), дождиком и лужами, травкой и камешками, снегом и солнышком… Т.е. само по себе обливание холодной водой – не панацея, а один из легко доступных способов «общения с холодом», а иногда и способ лечения.

Важно давать возможность «прикоснуться к холоду» ежедневно и не менее 4-5 раз в сутки даже для новорождённого (по рекомендациям И.А Аршавского). На то же обливание холодной водой маленький ребенок (это можно делать буквально со дня рождения, а можно начать и в любом возрасте!), конечно, может несколько «обидеться» – сильнее закричать, но потом быстро успокаивается. Часто малыши переносят такие «процедуры» совершенно спокойно, особенно когда грудничок на руках у мамы (держать малыша надо почти вертикально, личиком к маме, прижимая к груди двумя руками), а холодная вода льётся в основном на маму (здесь без помощника не обойтись).

 

Редко, но встречалась с ситуацией, когда родители слишком стараются приучить детей к холоду и другим стрессам: специально поддерживают дома температуру 16-18 оС, обливают холодной (а то и ледяной) водой перед каждым кормлением, купают в прохладной воде и проныривают «по Чарковскому» почти часами… На мой взгляд, это форсирование того же порядка, что и изнеживание ребёнка, только перекос идёт в другую сторону – в сторону «спортивных рекордов». То, что ребёнок это выдержит – нет сомнений (так же, как и комфорт – дети его тоже выдерживают!), но считаю, что при этом не будет никакого гиперздоровья, так как укрепление «физической составляющей» происходит здесь за счёт других важнейших качеств здоровья – общего состояния, настроения, желаний малыша…, его чувства собственного достоинства, наконец! Наши родители – низкий им поклон за это! – никогда не заставляли нас что-либо делать, всегда предоставляя выбор. При этом, однако, они достаточно чётко ориентировали нас на преодоление в себе страхов и собственных слабостей. Не скажу, что у них всё получалось гладко (в книгах Никитиных об этом немало говорится), однако уважение к решению другого (и малыша, и более старшего ребёнка, и взрослого) – было важным ориентиром для всех в нашей семье.

Поэтому после года, кроме ОТНОШЕНИЯ МАМЫ, надо всё больше учитывать настрой самого малыша, хотя годовалый-двухлетний малыш может легко настроиться сделать какой-нибудь "подвиг" – допустим, с папой пробежаться по снегу, или вместе с сестренкой умыться холодной водой... – т.е. с удовольствием ПОВТОРЯЕТ за другими. Взрослому при этом важно НАСТРОИТЬ малыша.

Будем помнить, что:

ЗДОРОВЬЕМ ВПЕРЁД НАДОЛГО НЕ ЗАПАСТИСЬ: результаты "закаливания"

 

 

очень легко "свести на нет": через три-четыре недели любой "морж", если его держать это время в полном комфорте, простудится от первого сквозняка. Поэтому соответствующий образ жизни надо поддерживать постоянно. Реально это не всегда получается, однако если в детстве была привычка много двигаться, не бояться холода и жары и т.п. – этот образ жизни потом намного легче восстановить!

С другой стороны, человеческий организм удивительно гибок – чего только ни достигают люди любого возраста, если справляются со своими страхами и регулярно прилагают усилия! Короче, НИКОГДА НЕ ПОЗДНО НАЧИНАТЬ!:)

Скопировано с сайта

 

http://nikitiny.ru/sait_semyi_nikitinyh_nikitinyru - сайт семьи Никитиных, воспитание детей в семье, уникальный опыт!

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Место положения и поставщики | Понятие персонала и управления персоналом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.