КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цивилизация: мир, созданный культурой
Есть еще один ракурс рассмотрения соотношения природы и культуры. Речь идет о выделении человека, человеческого сообщества из природы благодаря культуре, ее изобретениями. Произошло это не сразу. Предки современных людей многие тысячелетия занимались присваивающей экономикой (основанной на собирательстве, рыболовстве, охоте). Регуляция взаимоотношений между индивидами носила полуинстинктивный характер, основываясь на чувстве родства, близости. Разделение общественного труда происходило на основе половозрастных признаков. Собирательство, охота не предполагали отграничения собственности: и леса, и ягоды, и рыба принадлежали природе. Отдельные элементы собственно культуры (жилье, одежда, орудия труда, охота, речь) были еще фрагментарны, эпизодичны. Культура, ее плоды не охватывали всю жизнь людей как система. Общество как система еще не выделилось из природы, являясь его частью. • Цивилизованная жизнь людей возникает в том случае, когда люди и в духовном, и в материальном, и в социально-организационном смысле начинают жить преимущественно благодаря культуре, собственным человеческим изобретениям. Слова «цивилизация», «цивилизованный» имеют много оттенков, однако главный их смысл — оккультуренный, развитый. Для общесоциологического понимания цивилизации этот смысл очень важен. Вслед за Л. Морганом и Ф. Энгельсом определим цивилизацию как ступень развития человеческого сообщества, следующую за дикостью и варварством и характеризующуюся, в частности, возникновением классов, государства, частной собственности. На ступени цивилизации решающее значение приобретают те формы духовной, экономической, общественно-политической жизни, которые изобретены самим человеком, его культурой, а не даны ему от природы. С этой точки зрения мы можем сказать, что цивилизация — это практически осуществленная культура. Общество людей начинает жить по собственным, а не природным законам. Люди регулируют свои отношения на основе закона, норм, обычаев, а не рефлексов или инстинктов. Основные стороны человеческой жизни приобретают институализированный характер: возникают институты частной собственности, государства; институализируется социальная иерархия (возникают социальная стратификация), институализируется процесс социализации (возникают письменность, образование, наука и т.д.). Тем самым появляется особый мир социальной реальности как социокультурной реальности, несводимый и невыводимый из природной реальности, возникают «знаменитые» парадоксы социальной реальности, социальная объективность, неодолимость институализированных связей, статусы и роли. Очагом нового окультуренного мира становятся города. Перефразируя слова Ф. Броделя о средневековом городе, можно сказать, что стены первых городов ранних цивилизаций были границами нового образа жизни, новой социальной реальности, отличной (и отделенной городскими стенами) от природы, природной аргументации и детерминации*. * Бродель Ф. Материальная цивилизация экономики и капитализм XV—XVIII вв. Т. I, с. 511. • Но выходя из природы, вставая на путь социокультурной регуляции всех основных сторон и аспектов своей жизни, человек делает еще один шаг — к многообразию придумок, изобретений по поводу того, как жить, что главное, а что второстепенное в жизни, что считать добром, а что злом и т.д. Возможность различных культурных вариантов ответов на вызовы природы, социальной истории «обрекают» человечество на вариативность, многообразие цивилизаций, многообразие путей социокультурного развития. Взойдя на ступень окультуренного мира, человек предопределил многообразие цивилизаций, многообразие социокультурных миров. Делая первые шаги по пути цивилизованного развития, общество отбирает нормы, изобретает основные смыслы, приоритеты, которые затем институализируются и приобретают силу социальной объективности, традиций, неодолимых особенностей восприятия жизни, отношения к другим и т.д. Тем самым цивилизации древности (древнеегипетская, вавилонская, греко-римская, древнеиндийская, древнекитайская), их разнообразие, различия во многом и предопределили социокультурное многообразие и различие современного мира.
Дата добавления: 2015-05-23; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |