Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приветствие




Инки

Инте­ресно было бы узнать, как же выгля­дели леген­дар­ные инки. В книге Э. Кен­делл «Инки. Быт, рели­гия, куль­тура» читаем:

«Инки были хорошо при­спо­соб­лены к усло­виям жизни в горах. Они были широ­ко­пле­чими и обла­дали раз­ви­той груд­ной клет­кой и лег­кими, уве­ли­чен­ными в объ­еме, полу­чая больше кис­ло­рода из раз­ре­жен­ного воз­духа гор. Там, где индей­цам с побе­ре­жья и нам с вами угро­жала бы сороче — гор­ная болезнь, вызы­ва­е­мая недо­стат­ком кис­ло­рода на высоте около 3 тысяч мет­ров над уров­нем моря, индейцы гор­ных пле­мен не испы­ты­вали труд­но­стей, выпол­няя работы, тре­бу­ю­щие даже на уровне моря зна­чи­тель­ных затрат энер­гии, в том числе под­ни­мая и пере­ме­щая огром­ные камни для своих строек.

Эти коре­на­стые горцы были малого или сред­него роста и имели очень силь­ные, хорошо раз­ви­тые ноги, кото­рые помо­гали им пре­одо­ле­вать дале­кие рас­сто­я­ния и давали воз­мож­ность носить тяже­лые грузы. Жен­щины, хотя и более хруп­кого тело­сло­же­ния, также демон­стри­ро­вали зна­чи­тель­ную вынос­ли­вость, пере­нося тяже­лые грузы, а вме­сте с тем часто также и своих малень­ких детей, под­ве­сив их за спи­ной завер­ну­тыми в накидку.

Наруж­ность инков была весьма пред­ста­ви­тель­ной. Инка Ата­у­альпа, к при­меру, по отзы­вам испан­цев, отли­чался муже­ствен­ной кра­со­той и внеш­ней эле­гант­но­стью. Харак­тер­ные черты лица индей­цев, сего­дняш­них оби­та­те­лей реги­она Куско, – широ­кие скулы, густые брови, круп­ные губы и слегка заост­рен­ный под­бо­ро­док, кото­рый при­дает их лицам оваль­ные очер­та­ния. Больше всего пора­жают их вну­ши­тель­ные носы, часто выда­ю­щи­еся далеко впе­ред и слегка крюч­ко­ва­тые. Воло­ся­ной покров на теле инков был скуд­ным, а на лице волосы прак­ти­че­ски отсут­ство­вали; бороды были инкам совер­шенно незна­комы, а отдель­ные волоски, кото­рые появ­ля­лись с воз­рас­том, выди­ра­лись щип­цами (пин­це­тами – Ф.Ó.)»[1].

К этому опи­са­нию, я думаю, нужно отно­сится с неко­то­рой долей недо­ве­рия. Не стоит забы­вать, что народ, кото­рый появился на исто­ри­че­ской арене в XII в., име­но­вал Инкой лишь вер­хов­ного пра­ви­теля, или импе­ра­тора. Инками этих индей­цев стали назы­вать заво­е­вав­шие их испанцы. И, строго говоря, инками сле­дует назы­вать лишь пра­вя­щую элиту импе­рии. Они окру­жили себя тай­нами и леген­дами. Кем они были – кечу­а­нами, айма­рами? На каком сек­рет­ном языке они гово­рили между собой? Как они выгля­дели? Эти вопросы пока оста­ются без ответа.

Рис. 11[2]

Изоб­ра­же­ния инков, сде­лан­ные инк­скими масте­рами, до нас не дошли. Те скульп­тур­ные порт­реты на погре­баль­ных сосу­дах, кера­ми­че­ские ста­ту­этки людей, их фигуры на настен­ных рос­пи­сях и пр., кото­рые, как и золо­тые изде­лия, мы оши­бочно при­ни­маем за арте­факты инк­ской эпохи, на самом деле отно­сятся не к инк­ской, а к дру­гим – доинк­ским куль­ту­рам. Испан­ские хро­ни­сты упо­ми­нают о суще­ство­ва­нии ста­туй инк­ских царей в нату­раль­ную вели­чину, но никто из них не дает их подроб­ного опи­са­ния. Одним из назна­че­ний ста­туи было сохра­нять облик Инки, если что-то слу­чится с его мумией. Неко­то­рые из ста­туй были сде­ланы из золота, а дру­гие – из камня. К сожа­ле­нию, золо­тые скульп­туры были пере­плав­лены испан­скими заво­е­ва­те­лями, а камен­ные – раз­ру­шены в рам­ках борьбы с идо­ло­по­клон­ством[3].

Един­ствен­ное реа­ли­сти­че­ское изоб­ра­же­ние чело­века инк­ского пери­ода, кото­рое я видела – это так назы­ва­е­мая голова Вира­кочи (рис. 11). Суще­ствует мне­ние, что она состав­ляла еди­ное целое с камен­ным туло­ви­щем, кото­рое было най­дено при рас­коп­ках храма Вира­кочи в Ракчи (депар­та­мент Куско). В насто­я­щее время голова хра­нится в Музее Аме­рики в Мад­риде, а фраг­мент туло­вища, по раз­ным дан­ным, – в муни­ци­па­ли­тете или музее Куско[4] (фото слева[5]).

Хотя на снимке из онлай­но­вого ката­лога Музея Аме­рики (рис. 11а) видно, что голова дей­стви­тельно была отко­лота от туло­вища, науч­ного под­твер­жде­ния тому, что этим туло­ви­щем явля­лось то, что хра­нится в Куско, нет. Да и туло­вище, судя по фото­гра­фии, выпол­нено в гораздо более при­ми­тив­ной манере, нежели голова.

Рис. 11а[6]. Голова Вира­кочи. Раз­меры: высота 36,5 см, ширина 28 см. Мате­риал: дио­рит. Тех­ники: резьба, поли­ровка. Период: 1400 – 1532 гг. н.э. Куль­тур­ный контекст/стиль: инк­ский. Место про­ис­хож­де­ния: Ама­ру­канча (Amarucancha), депар­та­мент Куско (Перу, Южная Аме­рика). Музей Аме­рики, Мад­рид, Испания

По неко­то­рым дан­ным, голова была рас­ко­пана в 1930 г. и куп­лена кол­лек­ци­о­не­ром Хуа­ном Лар­реа на аук­ци­оне. Она ока­за­лась вна­чале в Англии, а затем в Испа­нии в част­ной кол­лек­ции, потом ее при­об­рел Музей Аме­рики[7].

Спе­ци­а­ли­сты Музея Аме­рики, хотя и отно­сят скульп­туру к инк­скому пери­оду, выска­зы­вают сомне­ния в ее под­лин­но­сти. На голове пер­со­нажа изоб­ра­жены сим­волы инк­ской импер­ской вла­сти – льа­уту и мас­ка­пайча. «Тра­ди­ци­онно такие атри­буты поз­во­ляют опре­де­лить это изоб­ра­же­ние как изоб­ра­же­ние Инки Вира­кочи, вось­мого импе­ра­тора, кото­рый при вос­ше­ствии на трон взял имя одного из самых выда­ю­щихся богов анд­ского пан­теона. Тем не менее, раз­лич­ные эле­менты и в том числе боль­шой реа­лизм, демон­стри­ру­е­мый этой вещью, кото­рый не нахо­дит парал­ле­лей в инк­ской камен­ной скульп­туре, в насто­я­щее время ста­вят под сомне­ние ее под­лин­ность и застав­ляют пред­по­ло­жить воз­мож­ность того, что это – исто­ри­че­ская фаль­си­фи­ка­ция, плод роман­ти­че­ских сан­ти­мен­тов этни­че­ской при­над­леж­но­сти, харак­тер­ной для XIX в.».

Рис. 12[8]

Те изоб­ра­же­ния инков, кото­рые известны, были созданы после втор­же­ния испан­цев. Никто не рисо­вал инков с натуры и даже не пытался пере­дать харак­тер­ные черты этого народа. Пер­вым евро­пей­ским изоб­ра­же­нием пра­ви­теля инков (рис. 12) счи­та­ется рису­нок из книги Педро Сьесы де Леона «Хро­ника Перу», издан­ной в 1553 г. в Испании.

Рис. 13[9]. Инка Манко Юпанки (Inca Manco Yupanqui, 1515 – 1545) – Сапа Инка, назна­чен­ный испанцами

Более всего известны рисунки индей­ского исто­рика Гуа­мана Помы де Айалы (Guaman Poma de Ayala, 1536? – 1616?), сде­лан­ные им в руко­писи «Пер­вая новая хро­ника и доб­рое прав­ле­ние» (1615). Они напо­ми­нают лубок, но все же дают хоть какое-то пред­став­ле­ние пусть и не о внеш­но­сти инков, но хотя бы о их одежде и обы­чаях (рис. 13 и 14).

Рис. 14[10]. Вице-король Перу Хур­тадо де Мен­доса (Hurtado de Mendoza) и Инка Саири Тупак (Inka Sayri Tupac, 1535 – 1561). Если при­смот­реться, то ста­но­вится оче­вид­ным, что испа­нец и Инка как две капли воды похожи друг на друга

Суще­ствует и мас­ля­ная живо­пись на тему инков. В основ­ном все кар­тины, а их немного, созданы гораздо позже изоб­ра­жен­ных на них собы­тий. Напи­саны они в евро­пей­ской манере. Худож­ник кар­тин, как пра­вило, неизвестен.

Наи­бо­лее часто цити­ру­е­мые изоб­ра­же­ния инков – это порт­реты их вер­хов­ных вла­сти­те­лей, начи­ная с леген­дар­ных пер­вых инков Манко Капака и Мамы Окльо, кото­рые порт­ре­тами можно назвать лишь условно (рис. 15).

Рис. 15[11]. Экс­по­нат Музея Педро де Осмы, Лима, Перу

Также вряд ли имеет сход­ство с реаль­ным чело­ве­ком порт­рет в пол­ный рост послед­него пра­ви­теля инков Тупака Амару (Túpac Amaru, 1545 – 1572), напи­сан­ный в XVIII в. (рис. 16).

Рис. 16. Тупак Амару. Кар­тина неиз­вест­ного худож­ника школы Куско[12], Музей архео­ло­гии, антро­по­ло­гии и исто­рии Перу

Кар­тина неиз­вест­ного перу­ан­ского худож­ника XVIII в. «Союз импер­ского инк­ского рода и дома Лой­олы и Борхи»[13] (рис. 17) инте­ресна, прежде всего, как исто­ри­че­ский доку­мент. Она сви­де­тель­ствует о стрем­ле­нии испан­ской короны пород­ниться с инк­ской зна­тью для укреп­ле­ния сво­его гос­под­ства на захва­чен­ных зем­лях и рас­ска­зы­вает о судь­бах ее послед­них представителей.

Собы­тие, пока­зан­ное на этой кар­тине, трак­туют обычно как сва­дьбу. Но дей­ствие про­ис­хо­дит вне церкви – на пло­щади, воз­можно, из-за фигур инков, кото­рые не при­няли хри­сти­ан­ство и не могли нахо­диться в церкви даже на худо­же­ствен­ном полотне, где их при­сут­ствие имеет сим­во­ли­че­ское значение.

Рис. 17[14]. Кар­тина «Союз импер­ского инк­ского рода и дома Лой­олы и Борхи»[15], Музей Педро де Осмы[16]

На перед­нем плане изоб­ра­жена супру­же­ская пара. Супруга – нью­ста (инк­ская прин­цесса), при­няв­шая после кре­ще­ния хри­сти­ан­ское имя Беатрис-Клара (Beatriz Clara, 1556–1600). Она – един­ствен­ная дочь и бога­тая наслед­ница Инки Саири Тупака (сына Инки Манко Юпанки и брата Инки Тупака Амару I) и койи Куси Уар­кай (Cusi Huarcay).

Супруг Беатрис-Клары – Мар­тин Гар­сия де Лой­ола (Martín García de Loyola, 1549 – 1598), пле­мян­ник Игна­тия Лой­олы (осно­ва­теля ордена иезу­и­тов), впо­след­ствии губер­на­тор коро­лев­ства Чили. Вице-король Толедо отдал донью Беат­рис в жены этому капи­тану из сво­его окру­же­ния в награду за то, что он задер­жал и доста­вил в цепях в Куско Тупака Амару I, послед­него из госу­да­рей инков, дядю Беатрис-Клары[17].

На зад­нем плане изоб­ра­жены предки супру­гов, кото­рые своим при­сут­ствием одоб­ряют союз инков и испан­цев. Наверху слева нахо­дятся Саири Тупак, его койя Куси Уар­кай и Тупак Амару I, а сразу за спи­нами супру­гов – Св. Игна­тий Лой­ола (San Ignacio de Loyola) и Св. Фран­сиско де Борха (San Francisco de Borja)[18]. Супруга одета как подо­бает койе, а супруг – испан­скому дво­ря­нину. Однако он дер­жит в руках топор – сим­вол вла­сти Сапы Инки.

И снова при­хо­дится с сожа­ле­нием кон­ста­ти­ро­вать, что лица группы людей перед­него плана имеют оди­на­ко­вые черты. То же можно ска­зать и о лицах группы инков.

Среди совре­мен­ных изоб­ра­же­ний инков можно отме­тить памят­ник Инке Пача­кути (рис. 18), уста­нов­лен­ный на пло­щади города Агуас Кальен­тес (Aguas Calientes), Перу.

Рис. 18[19]

Вели­чай­ший из инков – Пача­ку­тек Юпанки (Pachacútec Yupanqui), или Пача­кути был девя­тым Инкой, пра­вив­шим импе­рией между 1438 и 1471 гг. Его прав­ле­ние нача­лось с победы над наро­дом чанка. Дер­жава Чанка пред­став­ляла для инков серьез­ную угрозу и в 1438 г. с вой­ском чис­лен­но­стью в 40 тыс. чело­век даже оса­дила сто­лицу инков Куско. Пре­ста­ре­лый отец Пача­ку­тека Юпанки Вира­коча Инка вме­сте с наслед­ни­ком Урко укрылся в кре­по­сти Калка. Пача­ку­тек Юпанки пере­нял руко­вод­ство вой­ском, осво­бо­дил с помо­щью союз­ни­ков Куско от осады и уни­что­жил основ­ные силы Чанка. Это собы­тие стало нача­лом новой эпохи, так назы­ва­е­мым изме­не­нием мира (пача­кути). Побе­до­нос­ный пол­ко­во­дец, звав­шийся до этого вре­мени Куси Юпанки, стал глав­ным пра­ви­те­лем импе­рии и обрел свое про­звище, озна­ча­ю­щее «изме­нив­ший мир»[20].

Памят­ник постав­лен леген­дар­ному герою, поэтому скуль­птор наде­лил импе­ра­тора мощ­ным телом и кра­си­вым лицом, но, конечно, без каких-либо харак­тер­ных черт. Скульп­тура инте­ресна дру­гим. Она дает нам воз­мож­ность узнать, какой обоб­щен­ный образ пра­ви­те­лей инков сло­жился в Перу, осо­бенно в плане обла­че­ния и атри­бу­тов. Поскольку он скла­ды­вался не на пустом месте, а на основе опи­са­ний, изоб­ра­же­ний, арте­фак­тов и пр., да еще и в стране, кото­рая была частью Инк­ской импе­рии, можно счи­тать, что он отра­жает исто­ри­че­ские реалии.

Рис. 19[21]

Любо­пытно срав­нить совре­мен­ную трак­товку образа Инки Пача­кути с рисун­ком Гуа­мана Помы де Айалы (рис. 19).

Рис. 20[22]

Таким обра­зом, ни одного порт­рет­ного изоб­ра­же­ния инки мною не было обна­ру­жено. В конце кон­цов, можно было бы сде­лать рекон­струк­цию лиц по черепу. Но все их мумии были уни­что­жены испан­цами. Инки и сей­час не рас­кры­вают свои тайны. Правда, есть порт­рет Инки Гар­си­ласо де ла Веги (1539 – 1616) – сына испанца и пред­ста­ви­тель­ницы цар­ского рода инков – пле­мян­ницы Уайна Капака, один­на­дца­того импе­ра­тора инков. Ни время напи­са­ния, ни автор этой кар­тины мне не известны. Но будем наде­яться, что порт­рет имеет сход­ство с ори­ги­на­лом и мы дей­стви­тельно видим инку, хотя и наполовину.

Дан­ный мате­риал я опуб­ли­ко­вала два года назад, будучи вынуж­дена при­знать, что мои поиски пор­тер­ных изоб­ра­же­ний инков окон­чи­лись без­ре­зуль­татно. Но сей­час я могу ска­зать, что, хотя и не порт­рет­ные, но истин­ные изоб­ра­же­ния инков суще­ствуют и мне уда­лось их найти.

 

Истинные лица инков

Фото 1. Ста­ту­этки из золота инк­ской куль­туры (1400 – 1533 гг. н.э.). Музей золота Лимы, Перу[1]

Узнать, как выгля­дели инки, можно бла­го­даря малень­ким фигур­кам, кото­рые вхо­дили в погре­баль­ное при­да­ное людей, при­не­сен­ных в жертву в ходе риту­ала капа­кочи (capaccocha). Фигу­рок сохра­ни­лось срав­ни­тельно много. Они полые, сде­ланы из серебра и золота. Их сред­ний рост – около 6 см. Но есть и более высо­кие фигурки – 16 и даже 23 см.

Фигурки выпол­нены по одному канону. Они изоб­ра­жают голых муж­чину и жен­щину, кото­рые стоят, при­жав рас­кры­тые ладони к груди. Голова жен­щины обна­жена. Ее рас­пу­щен­ные волосы гладко рас­че­саны на пря­мой про­бор, челки нет. На голове муж­чины – льа­уту, мочки ушей сильно рас­тя­нуты и имеют боль­шие отвер­стия от ноше­ния оре­хер. Волосы отсут­ствуют (по Педро Сьесе де Леону, остав­ляли волосы лишь в палец дли­ной[2]). Эти знаки ука­зы­вают на при­над­леж­ность муж­чины к инкам. Сле­до­ва­тельно, мы можем быть уве­рены в том, что перед нами дей­стви­тельно изоб­ра­же­ния инков, при этом сде­лан­ные в их время, а внеш­ность фигу­рок – обоб­щен­ный образ муж­чины и жен­щины инков, т.е. иде­аль­ный образ. Они выгля­дят так, как, по мне­нию пра­вя­щей элиты, должны были выгля­деть истин­ные инки.

Фото 2. Антро­по­морф­ная фигура. Высота: 6 см, ширина: 1,5 см. Вес: 8,97 г. Мате­риал: серебро. Период: 1400 – 1533 гг. н.э. Куль­тур­ный контекст/стиль: инк­ский. Цен­траль­ные Анды. Музей Аме­рики[3]

У фигу­рок боль­шие головы вытя­ну­той формы, но они удли­нены не так сильно, как мно­гие черепа пара­кас­цев, кото­рые выстав­лены, напри­мер, в Реги­о­наль­ном музее Ики (см.: «Гроб­ницы Пара­каса»). Губы тон­кие, глаза боль­шие, брови и нос состав­ляют еди­ную линию. Вдав­лен­ность на пере­но­сице в основ­ном отсутствует.

Фото 3[4], 4[5], 5[6] и 6[7]. Антро­по­морф­ная фигура. Высота: 22,7 см, ширина: 5,1 см. Вес: 197,51 г. Мате­риал: серебро. Период: 1470 – 1533 гг. н.э. Куль­тур­ный контекст/стиль: инк­ский. Цен­траль­ные Анды. Музей Америки

Нос боль­шой, ино­гда пря­мой по всей длине (у более ран­них фигу­рок, фото 2), но чаще он рас­ши­ря­ется книзу и кон­чик его при­плюс­нут. Если кон­чик при­плюс­нут сильно, в про­филь нос выгля­дит орли­ным. Жен­ские носы более акку­ратны и почти не приплюснуты.

Фото 7[8], 8[9] и 9[10]. Антро­по­морф­ная фигура. Высота: 16,4 см, ширина: 3,8 см. Вес: 69,45 г. Мате­риал: золото. Период: 1400 – 1533 гг. н.э. Куль­тур­ный контекст/стиль: инк­ский. Музей Америки

Жен­ских фигу­рок меньше, чем муж­ских. Их лица не отли­ча­ются кра­со­той и ино­гда бывают муже­по­добны. Но есть среди них и вполне мило­вид­ные (фото 10 и 11).

Фото 10 и 11. Антро­по­морф­ная фигура. Высота: 6,7 см. Вес: 63,4 г. Мате­риал: серебро. Период: 1470 – 1533 гг. н.э. Куль­тур­ный контекст/стиль: инк­ский. Цен­траль­ные Анды. Музей Аме­рики[11]

Фигурки Музея Аме­рики и боль­шин­ства дру­гих музеев мира демон­стри­ру­ются обна­жен­ными. В дей­стви­тель­но­сти каж­дая фигурка была одета в костюм, выпол­нен­ный по всем кано­нам и соот­вет­ству­ю­щий реаль­ному цере­мо­ни­аль­ному костюму в мель­чай­ших дета­лях. Одежда фигу­рок в боль­шин­стве слу­чаев не сохра­ни­лась. Однако в 1999 г. арген­тин­ские уче­ные смогли рас­ко­пать нераз­граб­лен­ное свя­ти­лище, кото­рое нахо­дится в верх­ней части вул­кана Лью­льяй­льяко (Llullaillaco) на высоте 6700 м над уров­нем моря. Свя­ти­лище не под­верг­лось раз­граб­ле­нию, и архео­ло­гам пред­ста­ви­лась ред­кая воз­мож­ность полу­чить пол­ную кар­тину такого рода захо­ро­не­ний. На фото 12 и 13 пока­заны мини­а­тюр­ные скульп­туры Лью­льяй­льяко в их рос­кош­ных костю­мах, кото­рые, дума­ется, соот­вет­ствуют оде­я­ниям Инки и койи.

Фото 12 и 13. Муж­ская и жен­ская фигурки из погре­баль­ного при­да­ного мумии свя­ти­лища вул­кана Лью­льяй­льяко. Музей архео­ло­гии высо­ко­го­рья (Museo de Arqueología de Alta Montaña), Сальта, Арген­тина[12]

Между тем у нас есть воз­мож­ность посмот­реть, как выгля­дела жен­щина, кото­рая не отно­си­лась к инк­скому сосло­вию, но жила в эпоху инков. Она вхо­дила в число обслуги инк­ской рези­ден­ции Мачу-Пикчу и была похо­ро­нена непо­да­леку. Ее останки в числе дру­гих были обна­ру­жены в ходе экс­пе­ди­ции 1912 г. аме­ри­кан­ского архео­лога Хай­рема Бин­гема (Hiram Bingham), кото­рый и нашел Мачу-Пикчу в 1911 г. Чело­ве­че­ские останки были иссле­до­ваны в основ­ном на пред­мет умыш­лен­ных череп­ных дефор­ма­ций, в резуль­тате чего была под­твер­ждена гипо­теза о том, что в Мачу-Пикчу рабо­тали люди из раз­ных частей Инк­ской импе­рии[13].

Фото 14. Череп жен­щины из погре­баль­ной пещеры № 107 и его рекон­струк­ция. Музей Мачу-Пикчу «Касса-Конча» (Casa Concha) в Куско, при­над­ле­жа­щий Уни­вер­си­тету Аббат­ства Свя­того Анто­нио в Куско[14]

Уче­ные не только изу­чили череп жен­щины, но и вос­со­здали ее лицо (фото 14 и 15). Стиль дефор­ма­ции черепа и черты лица жен­щины поз­во­лили отне­сти ее к пле­ме­нам колья (collas), род­ствен­ным айма­рам. Они насе­ляли берега озера Тити­кака, где по легенде и появи­лись пер­вые инки. Это обсто­я­тель­ство застав­ляет срав­ни­вать лицо жен­щины, осо­бенно его про­филь, с лицом мини­а­тюр­ных ста­ту­эток и, в част­но­сти, с тем, кото­рое пока­зано на фото 13. Форма головы и носа жен­щин вполне сопо­ста­вима. В то же время сход­ство совре­мен­ных кечу­а­нов (рис. 2 и 4, с. 2) с инк­скими скульп­тур­ными мини­а­тю­рами более оче­видно. Поэтому вопрос: кем были инки – айма­рами или кечу­а­нами – про­дол­жает оста­ваться откры­тым. Но вполне воз­можно, что он некор­рек­тен, поскольку инки – это не наци­о­наль­ность, а назва­ние пра­вя­щей вер­хушки. Скры­вая свою жизнь за заве­сой тайн и легенд, инк­ская элита могла про­ис­хо­дить и из того и из дру­гого народа и всту­пать в сме­шен­ные брач­ные отношения.

Фото 15[15]

14 фев­раля 2014 г.

В ноябре 2014 г. мне все же уда­лось найти живо­пис­ный двой­ной порт­рет(!) инк­ской пары (фото 16), кото­рый назы­ва­ется «Инка и нью­ста» и отно­сится к пер­вой поло­вине XVII в. Их имена неиз­вестны, но, судя по назва­нию кар­тины, – это чисто­кров­ные инки. Ведь сло­вом «инка» име­но­ва­лись муж­чины цар­ского рода с чистой «кро­вью Солнца», по выра­же­нию Гар­си­ласо де ла Веги, а сло­вом «нью­ста», что в пере­воде озна­чает «прин­цесса», – жен­щины. Кар­тина уни­кальна тем, что она в довольно реа­ли­стич­ной манере изоб­ра­жает не только лица инков – совре­мен­ни­ков худож­ника, но и пока­зы­вает их в тра­ди­ци­он­ном, а не в испан­ском костюме. Пара одета в пол­ном соот­вет­ствии с кано­нами муж­ского и жен­ского костюма инков. Поэтому кар­тина явля­ется цен­ным исто­ри­че­ским источником.

Фото 16. Порт­рет инки и нью­сты. Масло, холст. Автор неиз­ве­стен. Пер­вая поло­вина XVII в. Реги­о­наль­ный исто­ри­че­ский музей, Куско, Перу[16]

Порт­рет напи­сан неиз­вест­ным худож­ни­ком, при­над­ле­жав­шим зна­ме­ни­той школе коло­ни­аль­ной живо­писи Куско, кото­рая яви­лась резуль­та­том сли­я­ния худо­же­ствен­ной тра­ди­ции Запада и жела­ния худож­ни­ков «индей­цев и мети­сов»[17] (т.е., надо пони­мать, инков и их детей от бра­ков с испан­ской ари­сто­кра­тией) выра­зить свою реаль­ность и свое мировоззрение.

 

Первыми приветствуют младшие старших, мужчины - женщин. Исключения из этого правила: вошедший в комнату, будь то мужчина или женщина, первым здоровается с присутствующими, уходящий - первым прощается с остающимися.

В случае, когда в комнате несколько человек, здороваются сначала с хозяйкой дома, затем с другими женщинами, затем - с хозяином дома и мужчинами.

Здороваясь с мужчиной, женщина должна первая подать руку.Если она ограничивается поклоном - мужчине не следует протягивать ей руку. То же - между старшими и младшими мужчинами.

Мужчина всегда встает (за исключением очень пожилых и больных, которым трудно подниматься), здороваясь и с женщинами, и с мужчинами. Женщина, здороваясь с мужчиной, не встает. Здороваясь с женщиной - встает.

Поздоровавшись со своим сверстником, мужчина может сесть. Если же он здоровается с более пожилым мужчиной или с женщиной, то он может сесть лишь после того, как сядут они, или по их позволению. Если хозяйка дома предлагает сесть, а сама продолжает стоять - садиться не следует.

Не принято здороваться через порог, через стол, через какую- либо перегородку.

На деловых встречах обязателен костюм. Знакомство происходит без проблем.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.