КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Приветствие
Инки Интересно было бы узнать, как же выглядели легендарные инки. В книге Э. Кенделл «Инки. Быт, религия, культура» читаем: «Инки были хорошо приспособлены к условиям жизни в горах. Они были широкоплечими и обладали развитой грудной клеткой и легкими, увеличенными в объеме, получая больше кислорода из разреженного воздуха гор. Там, где индейцам с побережья и нам с вами угрожала бы сороче — горная болезнь, вызываемая недостатком кислорода на высоте около 3 тысяч метров над уровнем моря, индейцы горных племен не испытывали трудностей, выполняя работы, требующие даже на уровне моря значительных затрат энергии, в том числе поднимая и перемещая огромные камни для своих строек. Эти коренастые горцы были малого или среднего роста и имели очень сильные, хорошо развитые ноги, которые помогали им преодолевать далекие расстояния и давали возможность носить тяжелые грузы. Женщины, хотя и более хрупкого телосложения, также демонстрировали значительную выносливость, перенося тяжелые грузы, а вместе с тем часто также и своих маленьких детей, подвесив их за спиной завернутыми в накидку. Наружность инков была весьма представительной. Инка Атауальпа, к примеру, по отзывам испанцев, отличался мужественной красотой и внешней элегантностью. Характерные черты лица индейцев, сегодняшних обитателей региона Куско, – широкие скулы, густые брови, крупные губы и слегка заостренный подбородок, который придает их лицам овальные очертания. Больше всего поражают их внушительные носы, часто выдающиеся далеко вперед и слегка крючковатые. Волосяной покров на теле инков был скудным, а на лице волосы практически отсутствовали; бороды были инкам совершенно незнакомы, а отдельные волоски, которые появлялись с возрастом, выдирались щипцами (пинцетами – Ф.Ó.)»[1]. К этому описанию, я думаю, нужно относится с некоторой долей недоверия. Не стоит забывать, что народ, который появился на исторической арене в XII в., именовал Инкой лишь верховного правителя, или императора. Инками этих индейцев стали называть завоевавшие их испанцы. И, строго говоря, инками следует называть лишь правящую элиту империи. Они окружили себя тайнами и легендами. Кем они были – кечуанами, аймарами? На каком секретном языке они говорили между собой? Как они выглядели? Эти вопросы пока остаются без ответа. Рис. 11[2] Изображения инков, сделанные инкскими мастерами, до нас не дошли. Те скульптурные портреты на погребальных сосудах, керамические статуэтки людей, их фигуры на настенных росписях и пр., которые, как и золотые изделия, мы ошибочно принимаем за артефакты инкской эпохи, на самом деле относятся не к инкской, а к другим – доинкским культурам. Испанские хронисты упоминают о существовании статуй инкских царей в натуральную величину, но никто из них не дает их подробного описания. Одним из назначений статуи было сохранять облик Инки, если что-то случится с его мумией. Некоторые из статуй были сделаны из золота, а другие – из камня. К сожалению, золотые скульптуры были переплавлены испанскими завоевателями, а каменные – разрушены в рамках борьбы с идолопоклонством[3]. Единственное реалистическое изображение человека инкского периода, которое я видела – это так называемая голова Виракочи (рис. 11). Существует мнение, что она составляла единое целое с каменным туловищем, которое было найдено при раскопках храма Виракочи в Ракчи (департамент Куско). В настоящее время голова хранится в Музее Америки в Мадриде, а фрагмент туловища, по разным данным, – в муниципалитете или музее Куско[4] (фото слева[5]). Хотя на снимке из онлайнового каталога Музея Америки (рис. 11а) видно, что голова действительно была отколота от туловища, научного подтверждения тому, что этим туловищем являлось то, что хранится в Куско, нет. Да и туловище, судя по фотографии, выполнено в гораздо более примитивной манере, нежели голова. Рис. 11а[6]. Голова Виракочи. Размеры: высота 36,5 см, ширина 28 см. Материал: диорит. Техники: резьба, полировка. Период: 1400 – 1532 гг. н.э. Культурный контекст/стиль: инкский. Место происхождения: Амаруканча (Amarucancha), департамент Куско (Перу, Южная Америка). Музей Америки, Мадрид, Испания По некоторым данным, голова была раскопана в 1930 г. и куплена коллекционером Хуаном Ларреа на аукционе. Она оказалась вначале в Англии, а затем в Испании в частной коллекции, потом ее приобрел Музей Америки[7]. Специалисты Музея Америки, хотя и относят скульптуру к инкскому периоду, высказывают сомнения в ее подлинности. На голове персонажа изображены символы инкской имперской власти – льауту и маскапайча. «Традиционно такие атрибуты позволяют определить это изображение как изображение Инки Виракочи, восьмого императора, который при восшествии на трон взял имя одного из самых выдающихся богов андского пантеона. Тем не менее, различные элементы и в том числе большой реализм, демонстрируемый этой вещью, который не находит параллелей в инкской каменной скульптуре, в настоящее время ставят под сомнение ее подлинность и заставляют предположить возможность того, что это – историческая фальсификация, плод романтических сантиментов этнической принадлежности, характерной для XIX в.». Рис. 12[8] Те изображения инков, которые известны, были созданы после вторжения испанцев. Никто не рисовал инков с натуры и даже не пытался передать характерные черты этого народа. Первым европейским изображением правителя инков (рис. 12) считается рисунок из книги Педро Сьесы де Леона «Хроника Перу», изданной в 1553 г. в Испании. Рис. 13[9]. Инка Манко Юпанки (Inca Manco Yupanqui, 1515 – 1545) – Сапа Инка, назначенный испанцами Более всего известны рисунки индейского историка Гуамана Помы де Айалы (Guaman Poma de Ayala, 1536? – 1616?), сделанные им в рукописи «Первая новая хроника и доброе правление» (1615). Они напоминают лубок, но все же дают хоть какое-то представление пусть и не о внешности инков, но хотя бы о их одежде и обычаях (рис. 13 и 14). Рис. 14[10]. Вице-король Перу Хуртадо де Мендоса (Hurtado de Mendoza) и Инка Саири Тупак (Inka Sayri Tupac, 1535 – 1561). Если присмотреться, то становится очевидным, что испанец и Инка как две капли воды похожи друг на друга Существует и масляная живопись на тему инков. В основном все картины, а их немного, созданы гораздо позже изображенных на них событий. Написаны они в европейской манере. Художник картин, как правило, неизвестен. Наиболее часто цитируемые изображения инков – это портреты их верховных властителей, начиная с легендарных первых инков Манко Капака и Мамы Окльо, которые портретами можно назвать лишь условно (рис. 15). Рис. 15[11]. Экспонат Музея Педро де Осмы, Лима, Перу Также вряд ли имеет сходство с реальным человеком портрет в полный рост последнего правителя инков Тупака Амару (Túpac Amaru, 1545 – 1572), написанный в XVIII в. (рис. 16). Рис. 16. Тупак Амару. Картина неизвестного художника школы Куско[12], Музей археологии, антропологии и истории Перу Картина неизвестного перуанского художника XVIII в. «Союз имперского инкского рода и дома Лойолы и Борхи»[13] (рис. 17) интересна, прежде всего, как исторический документ. Она свидетельствует о стремлении испанской короны породниться с инкской знатью для укрепления своего господства на захваченных землях и рассказывает о судьбах ее последних представителей. Событие, показанное на этой картине, трактуют обычно как свадьбу. Но действие происходит вне церкви – на площади, возможно, из-за фигур инков, которые не приняли христианство и не могли находиться в церкви даже на художественном полотне, где их присутствие имеет символическое значение. Рис. 17[14]. Картина «Союз имперского инкского рода и дома Лойолы и Борхи»[15], Музей Педро де Осмы[16] На переднем плане изображена супружеская пара. Супруга – ньюста (инкская принцесса), принявшая после крещения христианское имя Беатрис-Клара (Beatriz Clara, 1556–1600). Она – единственная дочь и богатая наследница Инки Саири Тупака (сына Инки Манко Юпанки и брата Инки Тупака Амару I) и койи Куси Уаркай (Cusi Huarcay). Супруг Беатрис-Клары – Мартин Гарсия де Лойола (Martín García de Loyola, 1549 – 1598), племянник Игнатия Лойолы (основателя ордена иезуитов), впоследствии губернатор королевства Чили. Вице-король Толедо отдал донью Беатрис в жены этому капитану из своего окружения в награду за то, что он задержал и доставил в цепях в Куско Тупака Амару I, последнего из государей инков, дядю Беатрис-Клары[17]. На заднем плане изображены предки супругов, которые своим присутствием одобряют союз инков и испанцев. Наверху слева находятся Саири Тупак, его койя Куси Уаркай и Тупак Амару I, а сразу за спинами супругов – Св. Игнатий Лойола (San Ignacio de Loyola) и Св. Франсиско де Борха (San Francisco de Borja)[18]. Супруга одета как подобает койе, а супруг – испанскому дворянину. Однако он держит в руках топор – символ власти Сапы Инки. И снова приходится с сожалением констатировать, что лица группы людей переднего плана имеют одинаковые черты. То же можно сказать и о лицах группы инков. Среди современных изображений инков можно отметить памятник Инке Пачакути (рис. 18), установленный на площади города Агуас Кальентес (Aguas Calientes), Перу. Рис. 18[19] Величайший из инков – Пачакутек Юпанки (Pachacútec Yupanqui), или Пачакути был девятым Инкой, правившим империей между 1438 и 1471 гг. Его правление началось с победы над народом чанка. Держава Чанка представляла для инков серьезную угрозу и в 1438 г. с войском численностью в 40 тыс. человек даже осадила столицу инков Куско. Престарелый отец Пачакутека Юпанки Виракоча Инка вместе с наследником Урко укрылся в крепости Калка. Пачакутек Юпанки перенял руководство войском, освободил с помощью союзников Куско от осады и уничтожил основные силы Чанка. Это событие стало началом новой эпохи, так называемым изменением мира (пачакути). Победоносный полководец, звавшийся до этого времени Куси Юпанки, стал главным правителем империи и обрел свое прозвище, означающее «изменивший мир»[20]. Памятник поставлен легендарному герою, поэтому скульптор наделил императора мощным телом и красивым лицом, но, конечно, без каких-либо характерных черт. Скульптура интересна другим. Она дает нам возможность узнать, какой обобщенный образ правителей инков сложился в Перу, особенно в плане облачения и атрибутов. Поскольку он складывался не на пустом месте, а на основе описаний, изображений, артефактов и пр., да еще и в стране, которая была частью Инкской империи, можно считать, что он отражает исторические реалии. Рис. 19[21] Любопытно сравнить современную трактовку образа Инки Пачакути с рисунком Гуамана Помы де Айалы (рис. 19). Рис. 20[22] Таким образом, ни одного портретного изображения инки мною не было обнаружено. В конце концов, можно было бы сделать реконструкцию лиц по черепу. Но все их мумии были уничтожены испанцами. Инки и сейчас не раскрывают свои тайны. Правда, есть портрет Инки Гарсиласо де ла Веги (1539 – 1616) – сына испанца и представительницы царского рода инков – племянницы Уайна Капака, одиннадцатого императора инков. Ни время написания, ни автор этой картины мне не известны. Но будем надеяться, что портрет имеет сходство с оригиналом и мы действительно видим инку, хотя и наполовину. Данный материал я опубликовала два года назад, будучи вынуждена признать, что мои поиски портерных изображений инков окончились безрезультатно. Но сейчас я могу сказать, что, хотя и не портретные, но истинные изображения инков существуют и мне удалось их найти.
Истинные лица инков Фото 1. Статуэтки из золота инкской культуры (1400 – 1533 гг. н.э.). Музей золота Лимы, Перу[1] Узнать, как выглядели инки, можно благодаря маленьким фигуркам, которые входили в погребальное приданое людей, принесенных в жертву в ходе ритуала капакочи (capaccocha). Фигурок сохранилось сравнительно много. Они полые, сделаны из серебра и золота. Их средний рост – около 6 см. Но есть и более высокие фигурки – 16 и даже 23 см. Фигурки выполнены по одному канону. Они изображают голых мужчину и женщину, которые стоят, прижав раскрытые ладони к груди. Голова женщины обнажена. Ее распущенные волосы гладко расчесаны на прямой пробор, челки нет. На голове мужчины – льауту, мочки ушей сильно растянуты и имеют большие отверстия от ношения орехер. Волосы отсутствуют (по Педро Сьесе де Леону, оставляли волосы лишь в палец длиной[2]). Эти знаки указывают на принадлежность мужчины к инкам. Следовательно, мы можем быть уверены в том, что перед нами действительно изображения инков, при этом сделанные в их время, а внешность фигурок – обобщенный образ мужчины и женщины инков, т.е. идеальный образ. Они выглядят так, как, по мнению правящей элиты, должны были выглядеть истинные инки. Фото 2. Антропоморфная фигура. Высота: 6 см, ширина: 1,5 см. Вес: 8,97 г. Материал: серебро. Период: 1400 – 1533 гг. н.э. Культурный контекст/стиль: инкский. Центральные Анды. Музей Америки[3] У фигурок большие головы вытянутой формы, но они удлинены не так сильно, как многие черепа паракасцев, которые выставлены, например, в Региональном музее Ики (см.: «Гробницы Паракаса»). Губы тонкие, глаза большие, брови и нос составляют единую линию. Вдавленность на переносице в основном отсутствует. Фото 3[4], 4[5], 5[6] и 6[7]. Антропоморфная фигура. Высота: 22,7 см, ширина: 5,1 см. Вес: 197,51 г. Материал: серебро. Период: 1470 – 1533 гг. н.э. Культурный контекст/стиль: инкский. Центральные Анды. Музей Америки Нос большой, иногда прямой по всей длине (у более ранних фигурок, фото 2), но чаще он расширяется книзу и кончик его приплюснут. Если кончик приплюснут сильно, в профиль нос выглядит орлиным. Женские носы более аккуратны и почти не приплюснуты. Фото 7[8], 8[9] и 9[10]. Антропоморфная фигура. Высота: 16,4 см, ширина: 3,8 см. Вес: 69,45 г. Материал: золото. Период: 1400 – 1533 гг. н.э. Культурный контекст/стиль: инкский. Музей Америки Женских фигурок меньше, чем мужских. Их лица не отличаются красотой и иногда бывают мужеподобны. Но есть среди них и вполне миловидные (фото 10 и 11). Фото 10 и 11. Антропоморфная фигура. Высота: 6,7 см. Вес: 63,4 г. Материал: серебро. Период: 1470 – 1533 гг. н.э. Культурный контекст/стиль: инкский. Центральные Анды. Музей Америки[11] Фигурки Музея Америки и большинства других музеев мира демонстрируются обнаженными. В действительности каждая фигурка была одета в костюм, выполненный по всем канонам и соответствующий реальному церемониальному костюму в мельчайших деталях. Одежда фигурок в большинстве случаев не сохранилась. Однако в 1999 г. аргентинские ученые смогли раскопать неразграбленное святилище, которое находится в верхней части вулкана Льюльяйльяко (Llullaillaco) на высоте 6700 м над уровнем моря. Святилище не подверглось разграблению, и археологам представилась редкая возможность получить полную картину такого рода захоронений. На фото 12 и 13 показаны миниатюрные скульптуры Льюльяйльяко в их роскошных костюмах, которые, думается, соответствуют одеяниям Инки и койи. Фото 12 и 13. Мужская и женская фигурки из погребального приданого мумии святилища вулкана Льюльяйльяко. Музей археологии высокогорья (Museo de Arqueología de Alta Montaña), Сальта, Аргентина[12] Между тем у нас есть возможность посмотреть, как выглядела женщина, которая не относилась к инкскому сословию, но жила в эпоху инков. Она входила в число обслуги инкской резиденции Мачу-Пикчу и была похоронена неподалеку. Ее останки в числе других были обнаружены в ходе экспедиции 1912 г. американского археолога Хайрема Бингема (Hiram Bingham), который и нашел Мачу-Пикчу в 1911 г. Человеческие останки были исследованы в основном на предмет умышленных черепных деформаций, в результате чего была подтверждена гипотеза о том, что в Мачу-Пикчу работали люди из разных частей Инкской империи[13]. Фото 14. Череп женщины из погребальной пещеры № 107 и его реконструкция. Музей Мачу-Пикчу «Касса-Конча» (Casa Concha) в Куско, принадлежащий Университету Аббатства Святого Антонио в Куско[14] Ученые не только изучили череп женщины, но и воссоздали ее лицо (фото 14 и 15). Стиль деформации черепа и черты лица женщины позволили отнести ее к племенам колья (collas), родственным аймарам. Они населяли берега озера Титикака, где по легенде и появились первые инки. Это обстоятельство заставляет сравнивать лицо женщины, особенно его профиль, с лицом миниатюрных статуэток и, в частности, с тем, которое показано на фото 13. Форма головы и носа женщин вполне сопоставима. В то же время сходство современных кечуанов (рис. 2 и 4, с. 2) с инкскими скульптурными миниатюрами более очевидно. Поэтому вопрос: кем были инки – аймарами или кечуанами – продолжает оставаться открытым. Но вполне возможно, что он некорректен, поскольку инки – это не национальность, а название правящей верхушки. Скрывая свою жизнь за завесой тайн и легенд, инкская элита могла происходить и из того и из другого народа и вступать в смешенные брачные отношения. Фото 15[15] 14 февраля 2014 г. В ноябре 2014 г. мне все же удалось найти живописный двойной портрет(!) инкской пары (фото 16), который называется «Инка и ньюста» и относится к первой половине XVII в. Их имена неизвестны, но, судя по названию картины, – это чистокровные инки. Ведь словом «инка» именовались мужчины царского рода с чистой «кровью Солнца», по выражению Гарсиласо де ла Веги, а словом «ньюста», что в переводе означает «принцесса», – женщины. Картина уникальна тем, что она в довольно реалистичной манере изображает не только лица инков – современников художника, но и показывает их в традиционном, а не в испанском костюме. Пара одета в полном соответствии с канонами мужского и женского костюма инков. Поэтому картина является ценным историческим источником. Фото 16. Портрет инки и ньюсты. Масло, холст. Автор неизвестен. Первая половина XVII в. Региональный исторический музей, Куско, Перу[16] Портрет написан неизвестным художником, принадлежавшим знаменитой школе колониальной живописи Куско, которая явилась результатом слияния художественной традиции Запада и желания художников «индейцев и метисов»[17] (т.е., надо понимать, инков и их детей от браков с испанской аристократией) выразить свою реальность и свое мировоззрение.
Первыми приветствуют младшие старших, мужчины - женщин. Исключения из этого правила: вошедший в комнату, будь то мужчина или женщина, первым здоровается с присутствующими, уходящий - первым прощается с остающимися. В случае, когда в комнате несколько человек, здороваются сначала с хозяйкой дома, затем с другими женщинами, затем - с хозяином дома и мужчинами. Здороваясь с мужчиной, женщина должна первая подать руку.Если она ограничивается поклоном - мужчине не следует протягивать ей руку. То же - между старшими и младшими мужчинами. Мужчина всегда встает (за исключением очень пожилых и больных, которым трудно подниматься), здороваясь и с женщинами, и с мужчинами. Женщина, здороваясь с мужчиной, не встает. Здороваясь с женщиной - встает. Поздоровавшись со своим сверстником, мужчина может сесть. Если же он здоровается с более пожилым мужчиной или с женщиной, то он может сесть лишь после того, как сядут они, или по их позволению. Если хозяйка дома предлагает сесть, а сама продолжает стоять - садиться не следует. Не принято здороваться через порог, через стол, через какую- либо перегородку. На деловых встречах обязателен костюм. Знакомство происходит без проблем.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |