Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная адаптация персонала на производстве




 

Непрерывное развитие производства сопровождается постоянными техническими, организационными, экономическими, социальными и многими иными изменениями. В условиях динамично развивающегося рынка скорость происходящих изменений настолько велика, что многие организации отстают в развитии своего производства. Как заметил Р.Л. Акофф, каждый день из игры выходят компании и правительства, плохо приспособившиеся к изменениям или адаптирующиеся слишком медленно. Адаптация к происходящим быстрым изменениям требует быстрых изначальных корректировок того, что мы делаем, и того, как мы это делаем. Изменения в управлении стали главной заботой тех, кто с этим связан [4, с.6].

 

В рыночных отношениях социально-экономические, производственно-технические, организационно-управленческие и многие другие процессы очень динамичны что обусловлено различными факторами: меняются предпочтения потребителей, технология производства, организация труда персонала, структура применяемых ресурсов, состав кадров и т.д. Это, естественно, подразумевает, что та система управления персоналом на предприятии, которая в настоящее время наиболее эффективна и соответствует данной форме организации производства и применяемой технологии, может превратиться в устаревшую и неэффективную по мере того, как с течением времени меняются внешние и внутренние факторы организации. Именно поэтому в динамичной рыночной среде каждое предприятие, любая организация должны осуществлять корректировку своей деятельности, соответствующую этим неизбежным изменениям, и таким образом оставаться высококонкурентными как на региональном, так и на национальном рынке. Другими словами, всякая организация в любое время должна быть постоянно адаптирована к непрерывно изменяющимся на рынке труда и производства условиям и требованиям.

 

Управлять персоналом в рыночной экономике - это прежде всего означает, создать каждому человеку самые благоприятные условия для продуктивной социально-экономической деятельности, воздействовать на него таким образом, чтобы его личные и корпоративные интересы в наибольшей степени совпадали. Качество выполняемой работы во многом зависит не только от профессиональной подготовки персонала в своей сфере деятельности, но и от его организованности, ответственности и степени приспособленности к содержанию конкретной работы. Для того чтобы создать для каждого работника благоприятные условия труда, необходимо обеспечить его адаптацию к новым производственным и социальным факторам.

 

Адаптация представляет собой весьма сложное и многостороннее явление, включающее в себя совокупность относительно самостоятельных, но взаимосвязанных компонентов, факторов и путей воздействия на человека. Различают следующие виды адаптации:


 

- физическая, физиологическая адаптация, состоящая в приспособлении человека к внешним условиям труда, обслуживаемой технике, сменности работы, степени нервной и физической нагрузки;

 

- психологическая адаптация, характеризующаяся внутренним приспособлением личности к требованиям организации производства, удовлетворенностью работой, состоянием душевного спокойствия;

 

- социально-психологическая, межличностная адаптация, предполагающая приспособленность к другим работникам, руководству, трудовому коллективу;

 

- социальная адаптация, понимаемая человеком как необходимость признания норм, правил, ценностей, стандартов поведения, принятых в данной организации;

 

- профессиональная адаптация, требующая полного соответствия работника всем показателям выполнения порученной работы.

 

Таким образом, на предприятиях и в организациях существует множество взаимосвязанных и взаимообусловленных видов адаптации, тем или иным образом касающихся человеческой деятельности, системы управления персоналом. Здесь мы попытаемся наиболее полно раскрыть механизм профессиональной адаптации, имеющей самое непосредственное отношение к деятельности на производстве каждого работника.

 

Под профессиональной адаптацией в теории управления персоналом принято считать полное и успешное овладение работником своей профессией. Адаптация означает приспособление к существующим условиям выполнения работы, привыкание к требованиям содержания, характера и форм организации труда, в конечном счете она выражается степенью освоения профессии, специальности и квалификации работника, соответствующей его должностным обязанностям. Как известно, процесс формирования профессиональных умений и навыков при подготовке молодых рабочих по любой профессии включает три основных этапа:

 

- формирование первоначальных трудовых умений:

 

- уточнение и закрепление сформированных умений, объединение их в комплексы профессиональных навыков;

 

- дальнейшее совершенствование навыков, доведение их до автоматизма выполнения и последующее наращивание уровня квалификации.

 

Профессиональные умения и навыки, полученные в результате производственных упражнений, представляют собой ряд условных рефлексов. В процессе освоения новой профессии обучающийся рабочий выполняет сложную систему трудовых приемов, или условных рефлексов. Из них одни рефлексы, получившие название положительных, выражаются в осуществлении трудовых действий, другие, названные отрицательными, выражаются в прекращении действий. Система положительных и отрицательных


условных рефлексов в физиологии труда называется динамическим стереотипом. Динамичность стереотипа состоит в том, что он способен изменяться в зависимости от условий труда и задач профессионального обучения.

 

Профессиональные навыки представляют собой сложившиеся, закрепленные и непрерывно совершенствующиеся динамические стереотипы. Задача производственного обучения заключается в том, чтобы сформировать у учащихся правильные динамические стереотипы и постоянно их совершенствовать в процессе занятий. Освоение новых трудовых приемов связано с изменением и корректировкой ранее сложившихся стереотипов. Изменение и совершенствование стереотипа - это сложный процесс, требующий больших физических и нервных затрат. Переучиваться, как известно, бывает сложнее, чем учиться впервые Трудности, возникающие при переучивании, связаны не только с необходимостью формирования новых связей в центральной нервной системе, но и с разрушением и перестройкой ранее сложившихся связей. Именно поэтому, организуя выполнение той или иной операции, т.е. устанавливая ее динамический стереотип, необходимо предусмотреть пределы изменения структуры операций.

 

Важным показателем высокого уровня квалификации рабочих является пластичность производственных навыков, т.е. умение переносить их в новые условия деятельности, а также легко перестраивать при изменении условий работы. Взаимодействие навыков имеет большое значение. В процессе производственного обучения часто возникает необходимость замены ранее усвоенных навыков другими, более совершенными. Необходимость перестройки навыка может быть связана с изменением условий работы: переход от одной темы к другой, освоение приемов обработки новых изделий, переход на обслуживание новых станков, применение новых инструментов, освоение скоростной обработки, повышение темпа работы и др. Установлено, что перенос навыков облегчается в тех случаях, когда ранее освоенные приемы частично или полностью переносятся в новые условия. Так например, общность некоторых приемов обработки цилиндрических и конических поверхностей помогает переносу данных приемов при переходе от одних видов работ к другим, от цилиндрических деталей к коническим. В практике производственного обучения наблюдаются и такие случаи, когда наряду с позитивным влиянием ранее приобретенных навыков возможно и негативное их влияние, получившее название "интерференции навыков" или отрицательного переноса. Так например, токарь, который с первых дней обучался выполнению приемов в медленном темпе, при переходе к скоростной обработке долгое время не может приспособиться к новым условиям выполнения работы. Выработанная у него привычка к медленной малопроизводительной работе препятствует применению прогрессивных режимов резания. Хотя случаи интерференции навыков в трудовой деятельности встречаются редко, важно не допускать усвоения учащимися ошибочных, неправильных приемов, а также низкого темпа работы, это позволит избежать торможения одного навыка другим.

 

Как установили отечественные психологи, рациональные, прочные и вместе с тем достаточно осознанные навыки лучше формируются в тех случаях, если учитываются следующие условия.

 

Во-первых, стимул и интерес к работе, повышающие эффективность упражнений. Учащиеся должны точно знать, каких качественных и количественных результатов им


следует добиваться. С этой целью необходимо провести своевременный, четкий инструктаж, а также правильно организовать нормирование и планирование труда.

 

Во-вторых, для хорошей работы необходим контроль: предварительный, в процессе работы и по ее окончании. При правильно организованном контроле внимание учащихся в процессе упражнений всегда будет сконцентрировано на том, чтобы выполнить приемы без ошибок.

 

В-третьих, с самого начала обучения установка должна быть не столько на темп, сколько на качество. Темп должен увеличиваться после того, как рабочая операция будет хорошо усвоена и точно выполнена. Однако данное правило не следует понимать так, что работу можно начинать в медленном темпе. Темп должен быть с самого начала достаточно энергичным, но не в ущерб качеству продукции.

 

В-четвертых, упражнения должны быть систематическими и непрерывными. Перерыв в упражнениях на более или менее значительное время может привести к заметному ослаблению и даже потере приобретенного навыка.

 

В-пятых, в процессе упражнений происходит перестройка навыка, его совершенствование, отсюда - необходимость формировать у учащихся стремление улучшать свою работу, повышать ее темп и качество, внося в нее рационализаторское зерно.

 

Наряду с перечисленными условиями высокую работоспособность учащихся определяет ряд физиологических условий труда. Известный русский физиолог Н.Е. Введенский отмечал, что устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают. Им выдвинуто пять основных условий успешности как умственной, так и физической работы. Первое условие - во всякий труд следует входить постепенно. Второе условие - равномерная и ритмичная работа. Мышечная деятельность оказывается наиболее плодотворной при определенном ритме мускульных возбуждений. Именно поэтому порывистость в работе, внезапное ускорение темпа неблагоприятно сказываются на работоспособности. Третье условие успешности труда - привычная последовательность и систематичность деятельности. Четвертое условие - правильное чередование труда и отдыха. Пятое условие высокой продуктивности труда - благоприятное отношение общества к данной форме трудовой деятельности и соответственно объективная оценка результатов труда учащихся.

 

Исследования отечественных физиологов М.И. Виноградова, С.А. Косилова и других подтверждают большое значение физиологически обоснованного режима труда и отдыха для поддержания высокой работоспособности в течение рабочей смены. Устанавливать перерывы для отдыха необходимо уже в начальный период утомления, когда работоспособность и производительность труда еще остаются на высоком уровне, но уже имеются признаки их снижения. При несоблюдении данного условия даже продолжительный отдых не всегда может восстановить нормальную работоспособность. Исследованиями доказано, что рациональная продолжительность перерыва для отдыха на разных работах находится в пределах от 5 до 10 мин в расчете на каждый отработанный час.


 

Правила физиологически обоснованной учебной деятельности, разработанные С.А. Косиловым, предусматривают постепенное повышение нагрузки и многократное систематическое повторение работы. Если выполняемые трудовые действия не требуют большой мышечной силы и исключительной выносливости, то такие действия могут быть освоены и выполнены учащимися с высоким совершенством, поскольку показатели пространственной и временной ориентировки в движениях формируются главным образом в молодом возрасте. Именно поэтому одним из основных способов увеличения производительности учебного труда, на наш взгляд, должно стать применение оптимальной скорости трудовых движений и темпа работы, а также скоростных режимов работы.

 

Внедрение высоких скоростей резания и больших подач должно сочетаться с совершенствованием приемов и способов выполнения производственных операций, оснащением станков различными быстродействующими приспособлениями, применением высокопроизводительных режущих инструментов и эффективных режимов резания, механизацией вспомогательных работ. При этом одновременно рационализируются ручные приемы выполнения операций. Для перехода на скоростное точение первостепенное значение имеет привитый учащимся общий стиль работы, и прежде всего усвоенный ими темп деятельности. Как показали исследования, учащимся, ранее приученным к работе в достаточно быстром темпе, переход на скоростные режимы резания дается намного легче, чем ученикам, привыкшим работать медленно.

 

Обеспечить оптимальный темп работы учащихся при формировании профессиональных навыков, а также при выполнении различных учебно-производственных заданий можно только на основе нормирования их труда, установления научно обоснованных затрат рабочего времени на ту или иную работу, операцию, прием или трудовое действие. Нормирование труда учащихся - это сильное дидактическое и организационно-экономическое средство, которое способствует продуктивному расходованию учебного времени, рациональной организации труда и снижению утомляемости, поскольку затраты времени на трудовое движение являются первым признаком того, насколько правильно оно выполняется - при правильном выполнении трудовых движений меньше расходуется энергия мышц, меньше возбуждается нервная система. Таким образом, необходимы научные методы нормирования труда в процессе освоения профессии, которые в наибольшей мере учитывали бы весь комплекс организационных, технических, педагогических и прочих факторов, взаимодействующих при подготовке рабочих.

 

Профессиональная адаптация персонала служит надежной основой технического, производственного, организационного и экономического освоения новой продукции на предприятии. Освоение выпуска новой продукции представляет собой процесс производства, в течение которого происходит отладка нового технологического процесса, приобретение рабочими новых профессиональных навыков выполнения трудовых процессов, достижение проектной производственной мощности предприятия, осуществление плановых, организационных и управленческих мероприятий, обеспечивающих изготовление новых изделий в заданном объеме и получение намеченных экономических результатов. Новая продукция считается освоенной лишь в том случае, если она выпускается в установленном количестве, обладает требуемыми


технико-экономическими параметрами и соответствует действующим стандартам качества. Достижение уровня основных производственных и экономических показателей новой продукции, прежде всего проектной трудоемкости, плановой себестоимости и многих других в основном, определяется степенью профессиональной адаптации персонала к выполнению новых технологических и трудовых процессов.

 

Следовательно, профессиональная адаптация персонала способствует достижению высоких качественных и количественных показателей на каждом предприятии в условиях существующей рыночной конкуренции. Чем лучше и быстрее все категории персонала адаптируются к новой работе, тем больше продукции произведет и реализует на рынке предприятие, тем выше будет прибыль и уровень оплаты труда персонала.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.