Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание Внутренней Группы и протоколы ее заседаний 2 страница




Так, все люди пребывают в присутствии двух сил в природе. Одна из них активна и благотворна, чью помощь и содействие мы непосредственно призываем Клятвой; другая же активна, но пагубна, представленная существами, которые имеют определенный интерес в том, чтобы прекратить действие Клятвы и воспрепятствовать деятельности Теософского Общества. Мы понимаем это яснее, сознавая, что мы клянемся быть активными, а не просто пытаться таковыми быть.

Далее, на земле и во плоти, равно как и в астральном свете, имеются силы, желающие помешать осуществлению Клятвы. Некоторые из них действуют подобным образом сознательно, другие же потому, что их к такому сознательному злодеянию влечет, но без всякого знания причины или силы, которая их к тому побуждает.

Мы должны стремиться "сделать теософию живым фактором нашей жизни". Но прежде чем стремиться сделать это, а тем более сделать это эффективно, мы должны сперва понять, что такое теософия, и всерьез определить для себя, что каждый из нас подразумевает под теософией. Так вот, именно это определение, отсутствие оного и наше всеобщее невежество и мешало нам до сих пор реализовать это устремление. Здесь излишне говорить о Теософском Обществе и о той пользе, которую ей могла бы принести даже небольшая секция ее членов, реально превращающих теософию в живой фактор своей жизни. Лишь немногие поступают подобным образом, и горькая правда состоит в том, что член Теософского Общества не обязательно является теософом. Но дающие эту Клятву не довольствуются тем, что номинально остаются членами Общества, но действительно стремятся быть теософами. Потому-то всем столь необходимо узнать, что же из себя представляет теософ и что должен сделать каждый человек, дабы превратить теософию в живой фактор своей жизни.

В качестве отрицательного определения ничто не может сравниться с определением, приведенным в "Lucifer" (vol. I, November, 1887, p. 169):

"Кто не проявляет альтруизма; кто не готов поделиться последним куском с тем, кто слабее и беднее его; кто не желает помочь своему собрату – человеку любой расы, нации или вероисповедания, когда бы и где бы он ни встретил страдание, и кто глух к воплю человеческого горя; кто слышит, как клевещут на невинного, будь то собрат теософ или нет, и не защищает его так, как защищал бы самого себя, – тот не теософ".

Но в определении этом есть также и положительная сторона. Недостаточно просто воздерживаться от того, что в этом определении осуждается. Сама по себе отрицательная сторона бесполезна для тех, кто дает эту Клятву, – и не просто бесполезна, ибо практически влечет за собой нарушение Клятвы. Клятва не только требует, чтобы человек, ее дающий, воздерживался от злодеяния, но, более того, чтобы он положительно действовал как альтруист и защищал любого невинного, как самого себя.

Многие люди могут оказаться настолько бесцветными, что не погрешат против отрицательных пунктов Клятвы и определения; но мало тех, кто по своему характеру достаточно положителен, чтобы не только не погрешить против этих пунктов, но также и потрудиться в обратном направлении. Ибо огромная важность заключается не в "Я не буду", но в "Я сделаю". Так, для безличности нужна некоторая сила. Безличность эта бывает двух родов – отрицательная и положительная. Для отрицательной – сила нужна, чтобы бороться против влияния наследственности и образования и сопротивляться инстинктам и привычкам, приобретенным в этом и иных воплощениях. Но куда больше силы нужно для того, чтобы перейти нулевую точку и породить новые инстинкты и привычки в жизненных условиях и при сложившемся мышлении, которые яро противятся новому порождению. И также очевидно, что сила потребуется для того, чтобы обуздать дьявольские наклонности и преобразиться в божество. И если мы взглянем на Клятву в целом, она покажется нам превосходным орудием, ввиду процитированного выше определения, для того, чтобы выискивать слабые места каждого и нападать на них. Как мужчин, так и женщин, Клятва побуждает нас в повседневной жизни воздерживаться от таких действий и мыслей, которые по сию пору диктовало нам наше образование. Если же мы не будем воздерживаться подобным образом, мы не сделаем теософию живым фактором нашей жизни. Более того, пока мы заняты выполнением этой трудной задачи, выявляется и положительная сторона, и нам говорят, что мы должны сделать что-то еще, такое же трудное, – в противном случае мы не теософы.

Второй пункт Клятвы окажется камнем преткновения для многих равнодушных членов Теософского Общества. Многие могут полностью соглашаться с целями Теософского Общества, насколько они их понимают, но совсем не соглашаться с главами Общества и их методом работы. Они могут не только не соглашаться, но также питать открытую или скрытую враждебность к этим главам и многим членам. И не стоит закрывать глаза на тот факт, что такое уже случалось и, к несчастью, может случиться вновь. Мы трудимся ради "Всемирного Братства" и враждуем с нашими ближними. Так вот этому мы и клянемся положить конец и с корнем вырвать эту наклонность из нашего естества. Так, пункт 2 относится именно к определенным лицам, ибо подсказан обстоятельствами.

Естественно возникает вопрос: "Какой прок в Теософском Обществе с подобными целями, если оно состоит из таких разношерстных элементов?" И еще один: "Есть ли у Общества сплоченность и цель, которые сделали бы его живой силой в обществе, что его окружает?" Ибо существует же аналогия; и Общество является индивидом среди обществ, так же как мужчины и женщины являются индивидами. И здесь можно с уверенностью сказать, что мощь и сила любой организации – не в совокупной силе единиц, ее составляющих, но в том, что, помимо них, организация обладает и своей собственной, индивидуальной силой и мощью. Чтобы убедиться в истинности сказанного, нужно лишь обратиться к химии "сплавов". Если же взглянуть на Общество, то станет понятным, что ни одна из его сил не проистекает ни из общей цели, ни из сплоченного действия его индивидуальных членов. Но перед ним стоит великая цель, и ради нее определенное количество преданных членов положило все свои силы. И среди них основатели и нынешние главы Общества подают замечательный пример. Результатом же явилось то, что Общество продолжает существовать экзотерически. Но непрерывное существование Общества обязано не только этим немногочисленным индивидуальным усилиям, но скрытому влиянию тех, под чьим руководством Общество было основано нынешними его главами, равно как и нежной заботе о нем этих Владык Мудрости уже после того, как оно было основано.

Пункт 3 дает повод множествам, из которых состоит ныне Общество, для многочисленных казуистических рассуждений. Уже говорилось, и, как кажется, правдиво говорилось, что те, кто являются истинными теософами, могут совершенно открыто осуждать действие, но не совершившего его. Но это сочтут за очень тонкое различие, которое трудно провести в жизни. "Свет на Пути" также предостерегает кандидата от подобного ханжества, "ибо оскверненное одеяние, до которого ты боишься дотронуться, могло оказаться твоим вчера, может оказаться твоим и завтра". Так, дающие эту Клятву вот-вот столкнутся с очень тонкой трудностью (ибо в жизни действие и совершивший его неразрывно связаны), если только они не обрели силу наблюдать и читать на плане, что ныне вне досягаемости большинства человечества. Однако даже если сила эта недостижима ныне, то стремящиеся стать теософами вправе, во всяком случае, попытаться. Мы, по крайней мере, можем накинуть уздечку на наши физические уста и постараться накинуть ее и на наш ум и таким образом удержаться от "осуждения других". Ибо молчаливое осуждение ума, очевидно, будет более "порочным", нежели физическая речь, так как, во всяком случае, что касается "судьи", оно является формой моральной трусости. В этом-то и казуистика. Ибо, помимо определения в "Lucifer", дающие Клятву могли свободно считать, что их человеческие собратья не являются "собратом-теософом", а потому допустимо судить и осуждать. Так, если бы можно было убедительно доказать, что какие-нибудь мужчина или женщина погрешили против вышеозначенного определения, то было бы возможно освободить любого от обещания "никогда не выслушивать без протеста ни одной клеветы, сказанной" о них. Но определение далее гласит: "будь то собрат-теософ или нет" и согласуется с судебным принципом – всегда считать человека невиновным, пока не доказана вина. Опасно затаить подозрение, и мы в итоге возвращаемся к тому, что лучше вы "не судите, да не судимы будете".

Пункты 4 и 5 являют собой полноту решимости, направленной прямо к средоточию всего, что препятствует теософии и ее превращению в живой фактор человеческой жизни. В этом смысле пункт 6 также представляет собой такую полноту решимости. Но силу помогать и учить других можно обрести лишь в едином духе жизни, который является духом абсолютного равенства, и в том смысле, что для теософа каждый человек – учитель.

Пункт 6 утверждает все, сказанное ранее, но более определенно.

Итак, прежде чем будет дана эта Клятва, все, стремящиеся ее дать, должны тщательно выяснить, – до того, как они поклянутся трудиться на благо теософии, – чем же в действительности является теософия. Идентична ли теософия деятельности Теософского Общества? Если нет, то должна ли она быть идентична ей? Должен ли я стремиться сделать ее таковой? Давая Клятву трудиться ради нее, ищу ли я награды в ближайшем или в отдаленном будущем, в этом или же в последующем воплощении? Тогда-то и станет понятно, что одно из первых требований – это стремиться "познать самого себя".

Подобную Клятву не следует давать беспечно, а также в преизбытке чувств. Ее надлежит давать с твердым намерением все более и более полно исполнять ее требования, даже любой ценой для дающего ее. Она грозит опасностью тому, кто дает ее бездумно, не вникая в ее смысл и не намереваясь сделать ее выполнение высшей целью своей жизни.

Необходимо "читать, отмечать, изучать и внутренне пережевывать" истины, которые существуют в теософии, – и тогда, возможно, над миром воссияет день, когда все люди будут как братья и Всемирное Братство станет реальностью и водителем всего бытия.

Тот, Кто Дал Клятву.

Таковы факты, в общих чертах излагающие обстоятельства, связанные с этапами образования Эзотерической Секции. Следует иметь в виду, что она была всего лишь внешней формой Внутренней Школы, существовавшей с незапамятных времен, чьи ответвления и внешние проявления можно обнаружить во всех уголках земного шара и среди всех этнических групп человечества.

_________________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

Предварительный меморандум

Стр. 24.... см. "Тайную Доктрину", том II, стр. 288 [d] – Е. П. Блаватская. Тайная доктрина, станца X, шлока 42.

Стр. 25. Одд Феллоуз – "чудаки" (англ.) – тайное общество взаимопомощи с ритуалом масонского типа, возникшее в Великобритании в XVIII столетии.

Стр. 27. "Поскольку первым испытанием... истинного Теософа" – Эти отрывки взяты из письма Маха-Когана, по всей вероятности, самого важного письма от Учителей. Оригинала его нет ни в одном из известных архивов. Оно датируется приблизительно 1881 годом. Имеющиеся копии доказывают, что оно предназначалось для А. П. Синнетта. Его предваряет следующее краткое заявление: "Сокращенная версия взгляда Когана на Т[еософское] О[бщество], с его слов данная вчера вечером. Мое собственное письмо в ответ на ваше вскоре последует. К. Х." Другие отрывки из этого послания были опубликованы Е. П. Б. в "Lucifer" (vol. II, August, 1888, p. 431-432), Уильямом Куан Джаджем в журнале "Path" (vol. VII, February, 1893, p. 333-335), кроме того: H. P. Blavatsky, CW, vol. X, p. 78-81 и Письма Мастеров Мудрости (1870-88). Сборник. – М.: "Сфера", 1997. – С. 9-15.

Протоколы Внутренней Группы

Стр. 31.... А. Б., Д. Р. С. М., К. В. и К. Ф. Р. – список используемых сокращений см. в Приложении 4 на с. 516-517.

Стр. 40.... отрывок из евангелия Филиппа, процитированный Епифанием... – William Smith and Henry Wace, Dictionary of Christian Biography, vols. 4, Boston, 1877-1887, vol. IV, p. 414, lemma: "Pistis Sophia". Цитату из "Евангелия Филиппа" можно найти в работе Ph. R. Amidon, The Panarion of St. Epiphanius, Bishop of Salamis, New York and Boston, 1990, p. 81: "Господь открыл мне, что должна молвить душа, когда она восходит к небесам, и как она должна ответствовать каждой из сил вышних. Она должна молвить: Я узнала себя и собрала себя отовсюду и не посеяла я детей для архонта, но вырвала корни его и собрала воедино разбросанные члены, и ведаю я, кто ты есть. Ибо я рождена от тех, кто свыше".

Стр. 43.... скорость вибраций... – в современной терминологии используется выражение "частота колебаний".

Стр. 46.... лучезарной фигуре из "Занони". – Роман Эдуарда Джорджа Бульвер-Литтона, написанный в 1842 г.

Стр. 48.... достигается на "Четвертом Пути"... – состояние турия считается четвертым состоянием тарака раджа-йоги.

Стр. 49. Кольцо "Не Преступи" – круг, внутри которого заключены все те, кто еще пребывает в заблуждении разъединенности.

Стр. 50.... говорится в пуранах... – "Вишну-пурана", I, X; "Ваю-пурана", I, 29; "Матсья-пурана", 51.

Стр. 52. "Pudding Bags" – мешки, в которых варится пудинг.
Вина (санскр.) – индийский семиструнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент.

Стр. 53.... В "Голосе [Безмолвия]" сказано... – "Голос Безмолвия", часть I.
... на пути имеется семь Врат... – "Голос Безмолвия", часть II.
... что "Аум надо практиковать физически"... – См. Вопрос 7, с. 43.

Стр. 54.... сказано, что Акаша есть Прадхана... – Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, станца VII, шлока 5.

Стр. 57. Medulla Oblongata – продолговатый мозг (дистальная часть ствола мозга, переходящая непосредственно в спинной мозг).
Роднички – соединительная ткань, заполняющая пространства между костями черепа у новорожденного.

Стр. 59.... 1) мы можем... 6) видеть его дезинтегрированным... – См. Заседание III, "Семь планов в астральном свете", с. 47.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) – немецкий философ-идеалист, математик, физик, языковед. Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций – монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии; существующий мир создан Богом, как "наилучший из всех возможных миров". В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики. Предвосхитил принципы современной математической логики. Один из создателей дифференциальных и интегральных исчислений. Ввел термин "апперцепция" в отличие от бессознательной перцепции.

Стр. 61.... диаграммой отверстий... – Диаграмма I в Инструкции I, см. первый форзац книги.
Corpora-quadrigemina (четверохолмие) – часть среднего мозга; два парных образования – верхнее и нижнее двухолмие. Первое двухолмие – один из подкорковых центров зрения, второе – слуха.

Стр. 65. Заседание... – Это заседание в Протоколах не пронумеровано.

Стр. 70. Делирий – вид помрачения сознания; проявляется ложной ориентировкой в окружающем, сценоподобными зрительными, реже слуховыми галлюцинациями, яркими бредовыми представлениями, двигательным возбуждением и др.

Стр. 78. "Puddings" – см. примечание к с. 52.

Стр. 79. Дополнительные заметки (из Тетради Л. Б.) – Эти заметки, с небольшими изменениями, можно также найти в Записях Изабель Купер-Оукли, опубликованных в "Theosophist", vol. 52b, p. 303, под заголовком: "В Классе Тайной Доктрины, 4-го декабря 1890 г.".

Стр. 82. Идеация – здесь: способность к восприятию и формированию идей.

Стр. 85. Вампиризировать – от "вампир". В данном случае это слово обозначает сущность, поглощающую чужую жизненную энергию.

Стр. 91. Пять махабхут, таттв и т. д. – В скобках сказано: "Ср. "Т[айную] Д[октрину]", том I, с. 572, примечание; II, с. 102, 372"; см. Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, том I, "Несколько оккультных афоризмов", прим.; том II, станца III, шлоки 15, 16 и далее.

Стр. 93. Ш. М. – Таково расположение строк в рукописи, возможно, Ш. М. означает Шестой Мир.
(В бум. изд. это выглядит так:

– Прим. ред. эл. версии)

Стр. 94.... Нарада посетил паталу... – "Вишну-пурана", II, V; Махабхарата, V, 97.

Стр. 97. Заседание 8 января 1891 г. – Это заседание в Протоколах не пронумеровано.

Стр. 98. Заметки, 11 января 1891 г. – Вероятно, эти Заметки – добавление к Протоколам Заседания X от 7 января 1891 г.

Стр. 99.... и талаталы... – В тексте Протоколов написано: "... и талалоки... ".

Стр. 102.... махатала: интеллектуальное без духовного. – Не ясно, то ли это одно предложение, то ли два отдельных предложения.

Стр. 108. М. М. С. – миссис Мэйбл Коллинз или Мохини Мохун Чаттерджи? [Mrs. Mabel Collins, Mohini Mohun Chatterjee].

Стр. 112. Спенсер Герберт (1820-1903) – английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма.

Юм Дэвид (1711-76) – английский философ, историк, экономист. В "Трактате о человеческой природе" (1748) развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке "впечатлений", причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Учение Юма – один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.

... anima, откуда произошло само наименование животного. – В английском языке животное – animal.

Стр. 124.... см. "Theosophist", vol. III, "Satan and spiritual death". – "Theosophist", vol. III, October, 1881, p. 12-15, а также: Е. П. Блаватская. Терра Инкогнита. – М.: Сфера, 1997. – С. 235-247: "Сатана и духовная смерть".

Стр. 129. Письма, полученные после предыдущего Заседания. – "Canadian Theosophist", vol. 47, January-February, 1967, p. 122-123.

Стр. 130.... дважды нарушалась подобным образом... – Первый раз это произошло в сентябре 1890 г., см. примечание на с. 64.

Стр. 131.... будут считаться солгавшими пред ликом Учителя; более того – солгавшими своему высшему Я. – В оригинальном тексте слова "Учителя" и "высшему Я" подчеркнуты дважды.

Стр. 142. Франкенштейн – герой романа М. Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей" (1818 г.).

Стр. 143. Кальвин Жан (1509-64) – французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.

Бут Уильям (1829-1912) – основатель и первый генерал Армии Спасения, космополитической организации, призванной воплотить идею о братстве всего человечества. Возникла в Великобритании как новая христианская организация, призванная воплотить заветы Христа в действительную жизнь. Основная цель – оказание помощи беженцам, нищим, сиротам, независимо от расы, вероисповедания и пола.

Стр. 145.... найти в Ветхом Завете; столп огненный, горящий куст, сияющее лице Моисеево... – Исх., 13, 21-22; Исх., 3, 2-4; Исх., 34, 29-35.

Стр. 149. Гексли Томас Генри (1825-95) – английский биолог, соратник Ч. Дарвина и виднейший пропагандист его учения.

Тиндаль Джон (1820-93) – английский физик. Труды по акустике, диамагнетизму, рассеянию света в мутных средах.

Стр. 150. См. "Count de Gabalis". – "Le Comte de Gabalis", труд, написанный аббатом Николасом Пьером Генри де Монфоконом де Вилларом, Париж, 1670 г.

Вейсман Август (1834-1914) – немецкий зоолог и эволюционист. Предвосхитил современные представления о дискретности генов, их локализации в хромосомах и роли в онтогенезе. Основатель неодарвинизма.

Стр. 152.... Боги кормятся людьми... – "Бхагавадгита", XI, 25-28.

Разночтения

Стр. 155.... в "Тайной Доктрине", III, с. 537; V, с. 510. – Здесь и далее в части "Разночтения" ссылки на "Тайную Доктрину", тома III и V, даются по первым английским изданиям.

Стр. 174. Второстепенные записи. – Заголовок к Записям дан в Тетради Изабель Купер-Оукли, "Theosophist". Лишь один параграф из этого текста приведен в "Тайной Доктрине". Текст данных Записей отсутствует в Протоколах Алисы Лейтон Клифер.
... от 300 до 400 футов роста... – английский фут равен 0, 3048 см, следовательно – от 9 до 12 метров.

Стр. 175. Барон К. фон Рейхенбах (1788-1869) – немецкий химик.

Стр. 179. Таблица. – Эта и последующая таблицы приведены в конце протоколов Заседания X, в "Тайной Доктрине" и в Тетради Изабель-Купер Оукли, но не в Протоколах Алисы Лейтон Клифер.

Стр. 188.... в его ауре... – В "Theosophist" Джинараджадаса говорит в примечании: "Слово, которое трудно разобрать; может означать "aura" [аура], хотя похоже на "area" [область]. В Протоколах Алисы Лейтон Клифер и в "Тайной Доктрине", том III, написано "area", а в Тетради Изабель Купер-Оукли, опубликованной в "Theosophist", написано "aura".

Стр. 191.... вибрационные... – в Тетради Изабель Купер-Оукли, как приведено в "Theosophist", – вибрирующие.

Инструкция I

Стр. 199. Адепт правого пути – об образовании понятия "правого пути" подробнее см. Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, том I, станс VI, шлока 5.

Стр. 200.... "Тайная Доктрина", том II, кн. I, стр. 219-220. – См. Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, том II, станца VI, шлока 4.

Стр. 207. Протрузия – от лат. – выступ, высовывание.

Стр. 212. Диаграмма I – см. первый форзац книги.

Стр. 213. Иллюстрация I – цветные иллюстрации I, II, III см. цветную вклейку.

Стр. 216. Сведенборг Эмануэль (1688-1772) – шведский ученый и теософ-мистик.

Стр. 223. Иллюстрация I. – Таким образом, человек функционирует на основе семи различных и все же взаимозависимых волновых длин и отзвучит на них; каждая длина волны соответствует определенному плану, или миру бытия, тогда как Единая Космическая Жизнь-Сознание, связующая и проникающая все и вся, струится через каждый из них.

В свете учений, вкратце изложенных выше, конституция человека в его воплощенном существовании может быть представлена одной из следующих диаграмм:

Хотя человек создан из "материалов", или "веществ", извлеченных из космического резервуара, все же он не является лишь пучком субстанций и энергий, просто собранных воедино. Человек есть внутренне взаимосвязанная серия центров сознания и они-то и называются монадами. Основная, или высшая, Духовно-Божественная Монада есть наш первоначальный источник, или корень. Она непрестанно изливает потоки разума и жизненной субстанции, которые своими взаимодействующими энергиями образуют различные "узлы", или фокусы сознания, являющиеся как бы ее детьми-монадами. Таким образом, сложную структуру человека можно рассматривать как состоящую из монадических центров в такой последовательности:

Стр. 224. Диаграмма II – см. последний форзац книги.

Инструкция II

Стр. 235. Порфирий (ок. 233 – ок. 304) – греческий философ-неоплатоник, ученик Плотина, издавший его сочинения. Автор сочинения "Против христиан". В логике так называемое древо Порфирия иллюстрирует ступенчатую субординацию родовых и видовых понятий.

Стр. 241.... Фрэнсисом Гальтоном в "Nature and Nurture"... – Позднее название было изменено: "Inquiry into Human Faculty and its Development", New York, 1883.

Стр. 254. Менандр (или Майнандрос) – один из проповедников "симонийского" гнозиса, родом из самаритянского города Каппаратея, о жизни которого мы почти ничего не знаем. Говорят, что центром его активности был Антиох, один из наиболее значительных торговых и литературных городов греко-римского мира. Юстин особо упоминает Менандра, ибо тот "многих" увлек за собой, что можно легко интерпретировать как то, что он собрал многочисленных последователей среди искателей истины.

Стр. 261. Нотация – система условных письменных обозначений, принятая в какой-нибудь сфере деятельности.

Стр. 271.Максвелл Джеймс Клерк (1831-79) – английский физик, создатель электродинамики, один из основоположников статистической физики. Труды по цветному зрению и колориметрии, оптике, теории упругости, термодинамике, истории физики и др.

Стр. 273. Валентин – по всеобщему признанию, был величайшим из гностиков. Его почитали, и даже оппоненты, за великую ученость и красноречие, равно как и за огромное влияние его учений на современную мысль. И хотя у нас нет точных сведений о датах жизни самого Валентина, все же можно предположить, что он жил приблизительно в 100-180 гг. после Р. Х. Валентин был египтянином, родом из Фебонита – города на египетском побережье, и с 130 г. после Р. Х. преподавал греческую науку и литературу в Александрии. Из доступных нам источников информации явствует, что Валентин решил синтезировать гнозис и сформулировать универсальную систему религиозно-философской мысли. О его писаниях известно мало, не считая того, что они были многочисленны, а специальные трактаты его – трудны и малопонятны.

Сатурнин (или Саторнилий) – обычно считается основателем сирийского гнозиса (приблизительно конец первого и начало второго столетия нашей эры). Полагают, что он проповедовал в Антиохе, но мы не располагаем никакими сведениями о его национальности или каких-либо случаях из его жизни. Он особенно отличался своим суровым аскетизмом. Эти сведения о нем почерпнуты главным образом из работы Юстина Мученика "Dialogue with Trypho", XXXV, а также из краткого изложения Иринея, которое, вероятно, основано на утерянном труде Юстина "Compendium".

Василид – один из величайших проповедников гнозиса. О жизни его ничего не известно, кроме того факта, что он проповедовал в Александрии. О датах жизни его можно только гадать, но несколько независимых авторитетов указывают на царствие Адриана (117-138 гг. после Р. Х.) как на время, когда здравствовал Василид. Мы также не располагаем сведениями о его национальности, но, кем бы он ни был, он был пропитан эллинской культурой и сведущ в мудрости Египта.

"Корни обрядности в церкви и масонстве" – см. H. P. Blavatsky, CW, XI; а также статья "Корни обрядности в церкви и масонстве" в готовящемся к изданию выпуске IX серии "Белый Лотос" (издательство "Сфера").

Инструкция III

Стр. 275. Предварительные объяснения к Инструкции III – были написаны Е. П. Блаватской в период тяжелейшего кризиса или, вернее, ряда кризисов, которые Теософское Общество переживало в 1889-1890 годах. Предательство внутри самой Эзотерической Секции и бесконечные, неослабные нападки на Теософское Общество извне, особенно в Америке, вызвали необходимость ударить новую ноту и отдать распоряжения, чтобы сплотить ряды Эзотерической Секции. Во время переиздания Инструкций в Лондоне в 1890-1891 годах некоторые части этих "Предварительных объяснений", касавшиеся подробностей данного вопроса, были умышленно изъяты учениками Е. П. Блаватской, назначенными редакторами, поскольку они сочли части эти слишком личными. И сделано это было без ее санкции и, как она призналась впоследствии, вопреки ее желаниям, когда сама Е. П. Блаватская была еще слишком больна, чтобы проследить за этим. "Предварительные объяснения", следовательно, воспроизводятся здесь точно в таком виде, в каком они были первоначально напечатаны, а части, изъятые ранее, взяты здесь в квадратные скобки.

Стр. 296.... опубликованном в "Оккультном Мире"... – Sinnett A. P. The Occult World. (1881)

Стр. 298. Сыны Лойолы – члены ордена иезуитов.

Стр. 309.... назвала бы врожденными идеями, а оккультизм "вспышками гениальности"... – См. статью Е. П. Блаватской "Genius" ("Lucifer", vol. V, November, 1889, p. 227-233; H. P. Blavatsky, CW, vol. XII, p. 13-22; а также статья "Гений" в готовящемся к изданию выпуске Х серии "Белый Лотос" (издательство "Сфера",).

Стр. 320.... "духовной гестации"... – Термин "гестация" в современной теософской литературе используется для обозначения подготовительного периода, в течение которого сущность подвергается ряду изменений, чтобы перейти в следующее кармическое состояние – будь то иной мир, или сфера, или же изменение сознания, либо то и другое. Так, гестация может означать либо сбрасывание развоплощенной сущностью оболочек и жизне-атомов более плотного типа, которые приковывают ее к материальным сферам, причем процесс этот являет собой восхождение из царств материи в царства духовные; либо гестация может означать обратный процесс: изменение форм сознания и обрастание более плотными оболочками, подготавливающий ее к тому, чтобы стать воплощенной сущностью в материальных сферах. Для развоплощенной человеческой сущности существуют два основных периода гестации: а) подготавливающий ее к вступлению в дэвакхан, т. е. предшествующий второй смерти; и б) после выхода из дэвакхана, чтобы приготовиться к своей новой жизни в качестве воплощенного эго на земле. (G. de Purucker. Fountain-Source of Occultism.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.