Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые люди




Древние люди

Древнейшие люди

Шимпанзе Горилла Австралопитеки Гиббон Орангутанг

Дриопитеки Проплиопитеки

↓ ↓ ↓ ↓ ↓

(питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек)

(неандерталец)

(кроманьонец, современный человек)

 

 

ДРИОПИТЕК (25 млн. лет назад):

ü рост 110 см

ü древесный образ жизни

ü манипулировал предметами

ü отсутствуют орудия труда

АВСТРАЛОПИТЕК (9 млн. лет назад):

ü рост 150-155 см, вес 70 кг

ü объем черепа 600 см3

ü использовал предметы в качестве орудия для добывания пищи и защиты

ü характерно прямохождение

ü массивные челюсти

ü развитые надбровные дуги

ü совместная охота и стадный образ жизни

ü доедали остатки пищи хищников

ПИТЕКАНТРОП (1 млн. лет назад):

ü рост 165-170 см

ü объем мозга 1100 см3

ü постоянное прямохождение

ü формирование речи

ü овладения огнем

СИНАНТРОП (1-2 млн. лет назад):

ü рост 150 см

ü прямохождение

ü изготовление примитивных каменных орудий

ü поддержание огня

ü общественный образ жизни

ü каннибализм

НЕАНДЕРТАЛЕЦ (200-500 тыс. лет назад):

Биологические

ü рост 165-170см

ü объем мозга 1200-1400 см3

ü нижние конечности короче

ü бедренная кость сильно изогнута

ü низкий скошенный лоб

ü сильно развитые надбровные дуги

Социальные

ü жили группами по 50-100 особей

ü использовали огонь

ü изготовляли разнообразные орудия труда

ü строили очаги и жилища

ü осуществляли первые захоронения

ü более совершенная речь

ü возникновение религиозных представлений

ü умелые охотники

ü каннибализм

КРОМАНЬОНЕЦ (30-40 тыс. лет назад):

Биологические

ü рост до 180 см

ü объем мозга 1600 см3

ü отсутствует сплошной надглазничный валик

ü плотное телосложение

ü развитая мускулатура

Социальные

ü родовая община

ü строил поселения

ü изготовлял сложные орудия из кости и камня

ü умел шлифовать и сверлить

ü сознательно хоронил умерших

ü зачаточные религиозные представления

ü членораздельная речь

ü одежда из шкур

ü целенаправленная передача опыта

ü жертвовал собой ради племени

ü бережно относился к старикам

ü возникновение искусства

ü приручение животных

ü первое земледелие

СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Биологические

ü рост 160-190 см

ü объем мозга 1600 см

ü наличие рас

Социальные

ü сложные орудия труда

ü высокие достижения в технике, науке, искусстве, образовании

 

В современном человеке выделяют 3 основные расы – это большие группы людей, отличающиеся некоторыми физическими признаками. Для каждой расы характерно единство происхождения. Различия возникли в далеком историческом прошлом и носили приспособительный характер.

Европеоидная раса (коренное население Европы, Юж. Азии, Сев. Америки)

узкое лицо; сильно выступающий нос; мягкие волосы; светлый или смуглый цвет кожи; складка верхнего века развита слабо; губы тонкие; сильно растущие борода и усы;

Монголоидная раса (коренное население Центр. и Вост. Азии, Индонезии и Сибири)

уплощенное, широкое лицо; уплощенный нос; жесткие, прямые, темные волосы волосы, кожа темная, с желтоватым оттенком; глаза узкие, раскосые; верхнее веко закрыто кожной складкой; сильно выступающие скулы; борода и усы растут слабо;

Негроидная раса (коренное население Юж. и Центр. Африки, Австралии)

узкое и низкое лицо; широкий нос; курчавые черные волосы; темная кожа; складка верхнего века развита слабо; губы толстые; борода и усы растут слабо.

Существующие различия связаны с социально-культурными условиями развития

.Возникновение труда

Биологическая эволюция австралопитека связана с переходом от древесной жизни к наземной. Это сопровождалось увеличением опасностей для жизни австралопитека, т.к. ряд черт поведения был мало пригоден, а то и вреден для наземной жизни: австралопитек медленно бегал, у него не было когтей и клыков, необходимых для самозащиты. Малая плодовитость грозила вымиранием вида в условиях наземной жизни и др. Поэтому естественный отбор происходил в направлении закрепления и развития тех качеств австралопитековых, которые позволяли противостоять враждебной окружающей среде.

Прежде всего, совершенствовались прямохождение и устойчивость тела, увеличивалась подвижность передних конечностей, увеличивались отделы головного мозга, которые обеспечивают ориентацию в пространстве; возрастали взаимозависимость членов стада, их сплоченность, усиливались связи внутри стада, развивались средства общения, психика, формы отражения.

Важное достижение - выработка умения применять разнообразные по формам природные предметы в качестве средств охоты, нападения, защиты, обработки туш убитых животных и др. «» Существует предположение, что австралопитековые использовали в качестве орудий (и оружия) кости и зубы убитых ими на охоте животных и были способны накапливать ассортимент естественных предметов, создавать «предметный фонд стада». «»

При многократном использовании камней для нападения и обороны от камня откалывались осколки с режущим, острым краем, которые были гораздо эффективнее, чем обветренные и окатанные природные камни, для раскалывания, резания, разделывания шкур. Операции обработки камней (а также палок и костей) сначала носили периодический характер, а затем закреплялись естественным отбором и превращались в навыки всего первобытного стада.

Т.о., у антропоидов трудовая деятельность формируется в ходе систематического использования естественных предметов. С возникновением и освоением производства орудий труда был осуществлен один из важнейших в истории развития материального мира качественный скачок: из биологического мира посредством трудовой деятельности выделилась качественно новая форма материи — человеческое общество. Став устойчивым, постоянным фактором жизни, трудовая деятельность, обусловила зарождение социальных отношений, сознания, мышления, воли, языка, т.е. окончательное превращение животного в человека.

Ведущей биологической предпосылкой, которая закрепила остальные предпосылки антропосоциогенеза, была стадная охота. Именно в стадной охоте (деятельности в принципе коллективной) складываются и орудийное, практическое отношение к природе, и социальные отношения между членами первобытного стада, а также формируется высший уровень психики - сознание.

Труд стал необходимой, а затем и ведущей стороной в отношении человека и мира. Основное значение трудовой деятельности в формировании человека состоит в следующем:

1. она позволяет выделять объективные, т.е. не зависящие от субъекта, свойства предметов и орудий труда;

2. результаты труда (и техника труда) существуют и развиваются по независимым от человека объективным закономерностям;

3. кроме биологических начинают формироваться социально-культурные потребности;

4. трудовой процесс способствует выработке и накоплению стихийно-эмпирических знаний о мире;

5. трудовой процесс с самого начала имеет общественную природу, он предполагает определенное разделение труда;

6. под влиянием труда постепенно преобразуется и психология гоминид: труд требует развития мышления, целеполагания, воображения, чувственного отражения, волевых качеств, т.е. сознания;

7. труд предполагает постепенное формирование системы социального наследования приобретенных знаний, навыков и опыта.

Но, не смотря на возникновение труда, на развитие общества все еще влияли биологические факторы.

Большую роль в эволюции человечества сыграло освоение огня. Первая стадия приспособления этой природной силы состояла в использовании естественного огня (молния, вызвавшая пожар), постоянном поддержании процесса горения. С помощью огня первобытные люди обрабатывали мясо, которое благодаря этому лучше усваивалось и дольше сохранялось. Вторая стадия — искусственное добывание огня позволило человеку резко расширить ареал обитания, увеличить количество видов продуктов питания, изготовлять более совершенные орудия труда, повышать эффективность охоты и рыболовства.

Становление социальных отношений

Генезис человека — это единый процесс морфофизиологического превращения животного в человека (антропогенез) и стадных объединений животных в человеческое общество (социогенез). Становление социальных отношений способствовало обузданию биологических инстинктов, замене их отношениями социальной коллективности. Коллективность человеческих объединений обусловлена характером передачи опыта. Если в биологическом мире опыт передается через естественный отбор, то накопленный в процессе труда социальный опыт, надо передавать каждый раз заново от одной особи к другой, от одного поколения к другому. Трудовые навыки не закрепляются генетически, и каждое новое поколение должно усваивать опыт предыдущих поколений, чтобы получить возможность эффективно трудиться.

Биосоциальное общение у антропоидов поддерживается средствами коммуникации - язык жестов, звуковые сигналы (выражающие радость, печаль, злобу, возбуждение и т.п.), действиями (поцелуи, объятия и др.). Важную роль играет и «демонстрационное манипулирование» как зачаточная форма передачи индивидуального опыта стадному коллективу (или его части).

Формирование общественных отношений было обусловлено расшатыванием стадных отношений и стереотипов стадного поведения, а так же - укреплением связей особей при производстве орудий деятельности, передачей социального опыта, сплоченностью (в силу привязанности к постоянному месту обитания) и др. Исторической основой собственно человеческих форм общения является разделение труда.

В первую очередь происходит становление технологических отношений, связанных с разделением производственного цикла на ряд операций. Этапы производства даже простого орудия труда разделены во времени, что выдвигает особые требования к организации производства, к психике, сознанию, к развитию памяти. В сфере сознания происходит разграничение целеполагания и целереализации.

Наряду и одновременно с технологическим, формируется и социальное разделение труда, которое сначала строилось по естественно-биологическому признаку, прежде всего половозрастному. Каждая группа определенного возраста и пола имела свои функции в хозяйственном механизме первобытного стада: одни в основном охотились (большинство мужчин); другие (преимущественно женщины) занимались собирательством, обработкой пищи, уделяли больше внимания детям; пожилые изготовляли орудия труда. Естественное разделение труда становится мощным фактором повышения производительности труда и постепенно утверждается, трансформируясь в ранние формы экономических отношений (обмена продуктами и результатами труда).

Особенность общественных отношений в первобытном обществе связана с коллективной собственностью на средства и продукты производства. Распределение продуктов тоже носило коллективный характер. Но это не исключало отдельных вспышек зоологического индивидуализма - драк, борьбы за пищу, самок, конфликтов и пр.

Формирование разделения труда, первичных производственных отношений происходило параллельно ограничению биологических инстинктов, через их подчинение. Первобытное стадо было эндогамной группой, т.е. брачные отношения осуществлялись внутри него, между родственниками. В силу законов генетики это тормозило развитие физической природы человека и могло привести к его вырождению. Дальнейшее развитие общества было возможно только при том условии, что биологические инстинкты будут поставлены под контроль. В поздние периоды вступили в силу запрет брачных отношений внутри первобытного коллектива (агамия), и обязанность вступать в брачные отношения вне своего родового коллектива (экзогамия). Так образовалась исторически первая форма социальной организации брачных отношений - дуально-родовой брак. Это завершило становление социальных начал, основы общественной жизни окончательно выделились из биологического мира.

Создание родового общества (35-40 тыс. лет назад) означало полную победу социальных факторов развития человека над биологическими, завершение антропосоциогенеза.

Генезис сознания и языка

Важной стороной антропосоциогенеза являлся генезис сознания. Сознание - высшая форма отражения мира. Сознание формируется только в системе социального общения людей и поэтому носит социально-исторический характер. Сознание складывалось на базе высокоразвитой психики животных - высших приматов.

Основные предпосылки генезиса сознания:

o увеличение размеров и качественное (структурное) изменение мозга высших приматов;

o трудовая, практическая деятельность;

o развитие социальных отношений, разделение труда, коллективность;

o развитие коммуникативной, сигнальной деятельности, языка, речи.

Основой генезиса сознания является обобщение (и коллективное закрепле­ние) результатов действий по производству орудий труда.

Сознание возникает как отражение объективных свойств природных предметов, которые выявляются в процессе производства орудий труда. Без учета объективных свойств материальных предметов систематическое производство орудий труда просто невозможно.

На уровне человека объективные связи, свойства среды проявляют себя всего через устойчивые, повторяющиеся предметные действия субъекта. Их фиксация и выделение из множества случайных, второстепенных действий и есть обобщение. Если результат обобщения закрепляется в каком-нибудь знаке, то он может передаваться другим членам коллектива и достаточно долго сохраняться в коллективной памяти. Развитие форм деятельности и общения есть условие развития сознания.

В сознании изначально заложен познавательный компонент. Знания — это выраженные в определенной системе знаков (слово, навык, жест, схема и др.) обобщенные элементы сознания, благодаря которым различаются вещи объективного мира, их существенные и несущественные свойства, сам человек и его отношение к внешнему миру. Система знаний складывается в историческом опыте человечества. Каждый отдельный индивид осваивает ее заново в процессе социализации, обучения, образования, воспитания и др.

На начальных этапах сознание было предметно-действенным, было включено в акты предметных действий, отсутствовала логика отдельных идеальных действий. Поэтому человек не мог воспроизвести каких-либо действий по производству орудий труда в отрыве от них самих. Накапливавшийся опыт передавался в процессе коллективного подражания.

Качественное изменение характера труда и сознания связано с переходом к многозвенной структуре трудового процесса, к созданию составных и специализированных орудий. Сначала процесс производства разделился на два этапа: на первом изготавливались стандартизованные заготовки для орудий, на втором они превращались в собственно орудия. Вместе с этим возрастали опыт, квалификация, навыки работников, вырабатывались более совершенные приемы использования орудий труда, улучшалась организация труда, развивалось разделение труда.

Предметно-действенное сознание сменяется мифологическим. Обобщение мира происходит в форме не предметных действий, а идеальных чувственных образов. Вместе с тем развивается стихийно-эмпирическое накопление первобытных рациональных знаний.

Развитие сознания неразрывно связаны с генезисом и развитием языка, речи. Исходной предпосылкой формирования человеческого языка являлись виды коммуникации животных: зрительно-двигательная, жестовая (позы, жесты, движения, выражающие страх, угрозу, подчинение и др.), действующая только при дневном свете и в пределах видимости; обонятельная (с помощью запахов); звуковая.

Звуковая коммуникация имеет преимущества: звуки дифференцированы и выражают широкий спектр эмоциональных состояний; не мешает темнота; воспринимается практически мгновенно.

Современные теории языка исходят из того, что у человекообразных обезьян и первобытных людей в зачаточной форме сосуществовали два типа языка — первичный и вторичный. Первичный язык развивался на основе зрительно-двигательной (жестовой) коммуникации и выражал информацию об эмоциональном состоянии и поведенческих установках особи, значимую для другой особи.

Вторичный язык формировался на базе звуковой коммуникации, в основе которой были эмоционально окрашенные крики и нейтральные шумы, не сопровождавшиеся видимым возбуждением.

«»В современной приматологии существует целое направление, исследующее способности человекообразных обезьян к жестовой коммуникации. Обучение обезьян языку глухонемых, различным искусственным языкам показало, что обезьяны способны в определенных пределах понимать значения символов языка, оперировать ими и даже создавать новые значения, а также понимать устную речь человека. Кроме того, в середине XX в. обнаружено, что в верхневисочной области коры мозга шимпанзе присутствует поле (№ 37), отвечающее за понимание звуковой речи. Есть данные о существовании такого же поля у австралопитековых. Это значит, что человеческая речь стала развиваться раньше, чем предполагали антропологи. «»

На начальных этапах антропосоциогенеза преимущество получила зрительно-двигательная, жестовая коммуникация. Жест являлся ведущим средством предметного обобщения действия, а значит, и регуляции (индивидуального и коллективного) действия. Но при этом он обычно сопровождался и дополнялся звуковой сигнализацией.

Но язык жестов является несовершенной формой коммуникации. Поскольку жест осуществлялся с помощью рук — главных рабочих органов, то он не всегда был возможен (когда руки просто заняты). Жестовый язык не мог применяться ночью, на больших расстояниях, в условиях ограниченной видимости, для выражения сложных ситуаций, так как он плохо подразделяется на составные элементы. Все эти факторы не позволяли жестовому языку стать полноценным материальным носителем мысли. Для этой роли приемлем — звуковой носитель мысли, звуковая коммуникация.

Язык развивался вместе с развитием речи. Членораздельная речь возникла в эпоху формирования питекантропа. В его речи присутствовали щелкающие и носовые звуки; наряду с жестами слова обозначали предметы и лишь в отдельных случаях переходили в слова-предложения; речь носили диалогический характер. Но в целом в речи питекантропов и синантропов еще велика доля жестовой коммуникации, а речевые акты подобны телеграфному стилю.

Основная тенденция в развитии речи - переход от диалогической к монологической речи, и далее - к внутренней речи, «проговариванию про себя». Этот переход осуществлялся в эпоху неандертальцев. У неандертальцев совершенствовалась артикуляция, но были затруднения с произнесением отдельных гласных.

Постепенно формировалась простейшая грамматика и синтаксис; появилась монологическая речь; расширялась лексика. Неандертальцы могли общаться с помощью членораздельной звуковой речи, у них уже образовались сложные формы высказываний, синтаксически сложные предложения.

С развитием языка зарождается сложная система знаков как выразителей смыслов и значений сознания. Генезис сознания, становление языка и речи завершились при переходе к верхнему палеолиту, к первобытно-общинному строю, к чувственно-образному мифологическому сознанию.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.