Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наш друг




(В сокращении)

Предисловие

(Заметка для преподающих)

Еще очень недавно господствовало в шкалах, нередко и при домашнем обучении, машинальное чтение детей, без разумения прочитанного. До тех пор пока при обучении не заходило речи о сознательности чтения, было совершенно безразлично, какую дать учащемуся книгу для чтения. В последние годы изменилось положение вещей: сознательность чтения сделалась главнейшей целью, к которой стали стремится при школьном и домашнем обучении. В то же время вопрос о книге для чтения не мог не стать жизненным вопросом. Народная школа почувствовала потребность в книге, доступной детскому разуму...

Всякая книга для чтения прежде всего должна быть д оступна кругу читателей, ею избранному. Степень доступности предлагаемой книги уже про­верена нами в сельской школе и семье. В этом убедится, мы надеемся и тот преподаватель, который пожелает применить эту книгу к ученику, согласно указаниям автора. Если бы кто-нибудь, желая судить о доступности книги для учащихся, развернул нашу книгу на половине, то он мог бы легко впасть в заблуждение. Случайно мог бы он набрести в статьях для чте­ния и в учительских беседах на выражения и вопросы, которые показались бы ему слишком муд­реными; но. Мы позволяем себе уверить такого критика, что выражения и вопросы, на которых остановилось внимание, объяснены раньше, вытекают из пройденного и потому вполне по силам читателям книги. Крайне ошибочно было бы думать, что детская книга по языку может состоять только из слов, составляющих скудный запас дитяти; крайне ошибочно было бы думать, что книга для чтения не должна ввести ни одного нового слова в детскую речь и потому должна быть написана исключитель­но словами, вполне понятными дитяти. Напротив, существенную пользу от книги для чтения видим мы в том, чтобы она постепенно и понемногу, по мере развития дитяти чтением, обогащала его словами родного языка, до тех пор ему неизвестными. Так старались мы поступить в предлагаемой книге, в которой мы печатаем в статьях для чтения курсивом такие слова, которые могут не быть понятны детьми без объяснения матери или учителя. Повторяем, что легко было впасть в заблуждение тому, кто бы, развернув книгу где попало встретился бы со статьею, упражнением, задачей для письменных работ или вопросом, которые показались бы ему трудными. Предлагаемая книга составлена систематически, т. е. по строго обдуманному плану, и потому нельзя судить о ней по отдельным от­рывкам, взятым наудачу. Для успеха обучения преподавателю необходимо познакомиться с планом книги.

«Книга для чтения учащихся в школе и дома» состоит из 1) ста двадцати оригинальных статей для чтения; 2) двадцати восьми умственных упражнений и множества перечислений предметов; 3) двухсот сорока задач для письменных работ; 4) сорока учительских бе­сед; 5) сорока уроков правописания; 6) хрестоматии; 7) таблицы мер и весов и таблицы умножения. Все отделы книги связаны между со­бой, восполняя друг друга.

1. Статьи для чтения… В значительном большинстве книг, пред­назначаемых для учащихся, авторы располагают статьи по отделам: несколько десятков страниц посвящают описанию животных, затем несколько десятков страниц посвящают описанию растений и т. д. Наблюдения научили нас тому, что такой состав книги для чтения, установляя однообразие чтения на продолжительное время, утомляет учащихся. В нашей книге мы восходим от ближайшего к отдаленно­му, но не располагаем статьи по отделам; напротив, желая разно­образия в занятиях учащихся, мы старались так расположить и статьи для чтения, по содержанию их: статья по гигиене сменяется статьею исторического содержания; за нею следует статья зоологическая, ко­торую сменяет статья по сельскому хозяйству, описание праздника и т. д. Таким разнообразием содержания статей надеемся мы иску­пить то, что книга наша состоит исключительно и деловых статеек. Если бы нас упрекнули за то, что мы, предназначая свою книгу и для сельских школ, не посвятили ее преимущественно сельскому хозяйству, то мы бы отвечали на это, что поступили так не без осно­вания. Мы глубоко убеждены в том, что всякому специальному обра­зованию Должно предшествовать общее, что начальное обучение име­ет дело с общим образованием, а не со специальным, что поэтому мы обязаны открыть крестьянину глаза на весь окружающий его мир, создавая таким образом ту основу, на которой впоследствии могут быть утверждены обстоятельные сведения по сельскому хозяйству...

2. Умственные упражнения и перечисления предметов. Мы на­зываем этим именем те вопросы и перечисления, которые напечата­ны под каждою статьею для чтения более мелким шрифтом. Эти во­просы, которые можно найти уже под первою статьею книги, чита­ются в классе самими учениками так же, как и сама статья... Мы ста­рались расположить эти умственные упражнения в строгой посте­пенности. Так, вначале ребенок получает понятие о предмете во­обще, предмете одушевленном и неодушевленном; затем вопросы знакомят его с формою предметов; позже учащиеся познакомятся с качествами, цветами, физическими и душевными качествами, необ­ходимым и возможным числом, относительною величиною, действи­ем, искусственными и естественными предметами и т. д.

Убежденные в том, что начальное обучение немыслимо без непрерывного повторения пройденного, мы расположили повторение перечислений предметов, отчасти и умственных упражнений, в задачах для письменных работ, приводимых в книге под каждою статьею…

3. Задачи для письменных работ. Под каждою статьею для чте­ния помещаются две задачи для письменных работ; каждая из двух задач преследует различные цели. Перваяиз помещаемых под стать­ею задач имеет целью научить ребенка толково излагать свою мысль на бумаге. Мы пользуемся задачами этого рода и для того, чтобы утвердить в памяти учащихся сведения, вынесенные ими из прочи­танной статьи. В большинстве случаев задачи этого рода состоят в связи с прочитанною статьею; в состав задач этого рода входит и по­дражание образцам, о которых мы упоминали, говоря о содержании статей для чтения; различных задач этого рода мы приводим в книге до двадцати. Вторая из помещаемых под каждою статьею задач имеет целью научить ученика правописанию посредством списывания пра­вильно написанных предложений, исправления ошибочных, допол­нения неоконченных предложений и т. п. Мы приводим в книге бо­лее двадцати различных упражнений или задач этого рода...

Эти задачи предназначаются для самостоятельных занятий уча­щихся с целью развития в них самодеятельности и с тою целью, что­бы доставить детям полезное занятие в то время, что учитель пре­подает в другом классе или мать занята исполнением неотложных хозяйственных обязанностей. Но для того чтобы эти задачи для письменных работ получили значение развивающей и обучающей силы, заменяющей учителя, необходимо научить детей исполнению задач, развить в них внимание и сознательное отношение к делу…

Поручая классу исполнение какой-нибудь письменной работы, учитель прежде всего пригласит учеников открыть ту страницу кни­ги, на которой работа указана. Затем учитель пригласит учеников про­честь известную письменную работу или прочтет ее вслух и пояснит требование книги, если оно не вполне понято детьми, тетради и все прочее должны быть приготовлены заблаговременно, и немедленно по объяснении учителем задачи все ученики, глядя в книгу или за­крыв ее, смотря по требованию задачи, приступают к ее исполнению. После того как задача исполнена, каждый ученик перечитывает свою письменную работу, так как в нем должно быть воспитано то честное самолюбие, которое почувствовало бы себя уязвленным тем, что в работе его оказались бы ошибки, происшедшие не от не­знания, а от невнимания. Те работы, которые состоят в простом спи­сывании, могут быть исправлены самими учениками друг у друга, по книге; остальные должны просматриваться учителем по вечерам. Если учителю будет не под силу просматривать ежедневно все рабо­ты, требующие исправления, то необходимо тем не менее ежедневно собирать тетради и просмотреть некоторые из них, избирая их так, чтобы все ученики непрерывно ожидали того, что учитель может заглянуть в их тетрадь.

Письменные работы не только связаны со статьями для чтения, учительскими беседами и уроками диктовки или правописания, но и располагаются в книге в известной последовательности, становясь постепенно сложнее и сложнее. Поэтому крайне ошибочно посту­пил бы преподаватель, если бы он перескакивал от задачи к задаче без всякой системы, вместо того чтобы придерживаться порядка, принятого в книге...

4. Беседы. Преподаватель встретит в книге после каждых трех статей для чтения одну беседу...

Беседы имеют целью достигнуть того, чтобы дети твердо помнили прочитанное в книге, чтобы дети научились мыслить и говорить, чтобы дети ознакомились всесторонне со своей местностью. Каждая беседа состоит из двух отделов: а) вначале помещаются несколько вопросов, касающихся тех именно трех статей, к которым относится беседа; б) за этим следует повторение всего пройденного. Задача повторения состоит не в том, чтобы возобновить пройденное в памяти учащихся, но в том, чтобы не дать им забыть читанного в книге.

При повторении мы отнюдь не ограничиваемся предложением таких вопросов, на которые есть прямой ответ в прочитанных статьях для чтения... Мы стараемся, напротив, предлагать вопросы не в форме, в какой они могли бы вытекать из статьи для чтения, на предлагаемые нами вопросы часто нет прямого ответа в статьях для чтения, но на них без всякого затруднения ответит тот ученик, который не только помнит, но понял, вполне усвоил прочитанные статьи. Приведем пример. В беседах встречается вопрос «Кто размножается быстрее, грызуны или жвачные животные?». Между тем ни в одной статье для чтения грызуны не сравнивались с жвачными и никаких не было общих замечаний о размножении грызунов и размножении жвачных. Но из статей по чтению ученик узнал о каждом грызуне в отдельности, сколько он приводит детенышей ежегодно; он узнал то же и о некоторых жвачных животных. Вышеприведенный вопрос обращается, следовательно, не только к памяти, но и к мышлению ученика, который, несомненно, даст удовлетворительный ответ на вопрос, если только им усвоено содержание статей для чтения. приведем еще пример. В беседах встречается вопрос «У всех ли позвоночных животных одинаково устроена та часть тела, которая служит для дыхания?». В книге не было статьи, которая давала бы прямой ответ на этот вопрос; не было в ней и статьи о дыхании позвоночных животных вообще. Но из различных статей ученик знает, кого называют позвоночным животным, он знает, что к позвоночным относят млекопитающих животных, птиц, пресмыкающихся и рыб; он знает, что последние дышат жабрами, а остальные отряды животных — легкими; ученик знает устройство легких и жабр. Поэтому ученику будет нетрудно отвечать на предложенный вопрос, хотя статьи для чтения и не дали ему готового ответа на него; но в том и задача бесед, чтобы давать ученикам по возможности меньше готового и по возможности больше возбуждать их мышление и самодеятельность...

Беседы о читанном не только поясняют те три статьи, которых касается каждая из них; они не только повторяют все пройденное, но почти каждая беседа сообщает, в связи с читанным; и новые сведения, о которых не упоминается в статьях для чтения. Мы употребили такой прием не только потому, что желали сообщить учащимся и такие сведения, которые мы считали необходимыми и которые не укладывались в статьи, но и потому, что повторение пройденного может не надоедать детям только в том случае, если сообщает им что-нибудь новое. Принятый нами способ повторения может не утомлять детей благодаря разнообразящейся форме вопросов и благодаря тому, что почти каждая беседа сообщает им что-нибудь такое, что они еще не знали...

Беседы, приводимые в нашей книге, могут служить уроками наглядного обучения, если учитель будет, беседуя с детьми, давать им рассматривать предмет, о котором идет речь, в натуре или на картине... Мы избрали для ознакомления с ними в статьях для чтения настолько обыденные предметы, что только в редких случаях учителю придется прибегать к картине, за невозможностью показать в школе сам предмет, а не изображение его. Только тот преподаватель с успехом применит нашу книгу, который поймет, что ведет предмет и рассмотреть его один раз лучше, нежели десять раз прочесть описание его...

І. І. ОГІЄНКО (1882-1972)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.