КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III.НАСТРОЕНИЕ 1 страница
Мы с Сат Бир Кхалса шли по улице и вели дружеский разговор. Его борода была длинной и седой, тюрбан — белым, а браслет на руке — из металла: все признаки принадлежности к сикхской религии. Однако он не был индусом. Сат Бир Кхалса родился в Торонто в семье европейских эмигрантов, а в сикхизм перешел несколько десятков лет назад, когда занялся кундалини — энергичной практикой, в которой основной упор делается на техники быстрого дыхания и глубокую медитацию. На Лонгвуд-авеню никто на сикха в тюрбане не оборачивался. Бостон в весенний день был прекрасен. После прошедшего утром дождя воздух был прозрачным, солнце сияло. Покрывшиеся листвой деревья радовали глаз. Мужчины и женщины снимали теплые пальто. Кое-кто даже напевал, прогуливаясь по тротуару. Мы только что пообедали в ресторане «Бертуччис» —популярном заведении, где Кхалса заказал себе на десерт «Воmba» — «бомбу» по-итальянски. Шарики ванильного и шоколадного мороженого с миндальной присыпкой, взбитыми сливками и шоколадным соусом. Понятно, почему его детям так нравилось это место. Возможно, все объяснялось количеством съеденного сладкого, или прекрасной погодой, или йогой. Как бы то ни было, воздух казался заряженным электричеством, когда Кхалса принялся рассказывать о своих находках. На счету этого приветливого пятидесятисемилетнего ученого, преподавателя Гарвардской медицинской школы и одного из самых авторитетных мировых экспертов йоги, их оказалось немало. В Гарварде Кхалса вел передовую программу исследований, посвященную изучению успокаивающего воздействия йоги на организм. Он преследовал практические цели и намеренно составил свою программу таким образом, чтобы она могла продемонстрировать общественную значимость йоги. К примеру, эта практика способствовала избавлению от бессонницы и уменьшению сценической боязни у музыкантов. В данный момент его интересовало, как йога помогает студентам выпускных классов справляться с повседневными стрессами и депрессией. Кхалса руководил 10 экспериментами, и все они находились на разных стадиях разработки. Он говорил о своей работе энергично и красноречиво, подчеркивая, что стремится разорвать ассоциации с маргинальным прошлым йоги и сделать ее практикой для всех. «Куда делась гигиена ума? — задал он риторический вопрос. — У современных людей ее нет и никогда не было. В старших классах нас не учили, как справляться со стрессом, напряжением, тревожностью — целым перечнем эмоциональных расстройств. В этой области нет понятия профилактики и поддерживающей терапии. Мы рассказываем детям, как предотвратить кариес, но не учим их противостоять ежедневным стрессам». «Это парадокс, — продолжал он. — Мы преуспели в гигиене рта, но забыли о гигиене ума. Вопрос в том, как преодолеть пропасть между тем, что есть, и тем, что должно быть...» Кхалса заявил, что единственный способ убедить общество в значимости йоги — это провести солидные и обширные научные исследования. Он добавил, что рекомендации регулярно чистить зубы внедрялись именно таким способом, что доказывает потенциальную ценность
качественного исследования йоги. «В этом цель моей жизни», — признался Кхалса. В данной главе рассматриваются не только исследования Кхалсы, но и эксперименты других ученых. Все они посвящены механизму, благодаря которому йога улучшает настроение и обновляет человеческий дух. Подобно детективной истории, где истина открывается в конце, мы начнем с описания ранних экспериментов и постепенно дойдем до последних, самых важных. Исследования в этой области начались с мышц (и расслабляющего воздействия йоги на мускулатуру), далее ученые заинтересовались составом крови (и тем, как йога способна из- менять в ней соотношение химических элементов), и, наконец, представители науки обратили внимание на сложные функции нервной системы (и на то, каким образом [позы йоги уравновешивают ее состояние). Оказалось, что йога способна не только улучшать настроение и успокаивать, но и влиять на физиологические процессы, лежащие в основе эмоционального переживания: скорость обмена веществ и возбуждение нервной системы. Преимущества йоги для эмоциональной сферы, описанные в этой главе, совершенно реальны, в отличие от утверждений о пользе йоги для сердечно-сосудистой системы. Однако и в этой области есть популярные мифы. Причем в данном случае речь идет о грубых ошибках, которые, скорее всего, объясняются невежеством, а не хитрыми манипуляциями истиной с целью наживы. По мнению психологов, основным строительным материалом эмоциональной сферы являются сильные чувства — такие, как ярость или привязанность. При этом эмоциональные колебания, связанные с настроением, считаются по определению менее интенсивными. Они имеют общий характер, длятся дольше и, скорее всего, не вызываются конкретным стимулом. Настроение — это эмоция, растянутая во времени. К примеру, чувство радости, испытываемое в течение какого-то периода времени, приводит к приподнятому настроению. Грусть со временем вызывает депрессию. В отличие от интенсивных чувств — таких, как гнев или изумление, — настроение может не меняться часами, днями, а порой и неделями. Если интенсивность испытываемых эмоций высока, они могут повлиять на мировосприятие, порой кардинальным образом. Эмоции оказывают значительное влияние на ощущение человеком смысла его жизни и потому, по мнению психологов, играют куда более важную роль, чем деньги, статус и даже личные отношения, ведь именно эмоции определяют «коэффициент счастья», которым мы наделяем все происходящее в жизни. Говорят же, что богач в унынии чувствует себя бедняком, а бедняк в радости ощущает себя богачом. Как ни удивительно, настроение в немалой степени определяет нашу суть. Само слово «настроение» — mood — появилось в английском языке в ранний период его развития, и первоначальное значение его отсылает нас к экзистенциальным темам. Ведь вначале это слово было синонимом minde— сознание. В староанглийском слово mod означало «сердце», «дух» и «мужество». Интригующий вопрос, который исследователи пока не рассматривали, — способна ли йога изменить эмоциональный настрой человека? Может ли регулярная практика сурья намаскар вызвать «солнечное» настроение? Способны ли занятия йогой сформировать такую картину эмоций, которая обычно характерна для оптимистов? Многие судят о подобных вещах по собственному опыту и считают, что в целом йога благоприятно влияет на эмоциональную картину. Что примечательно, большинство из этих людей — женщины. В психологии и психиатрии принято считать, что приступы тяжелой депрессии случаются у женщин вдвое чаще, чем у мужчин. Ученые также утверждают, что женщины втрое чаще страдают от сезонного аффективного расстройства — «зимней» депрессии.
Если все это верно, неудивительно, что женщины так высоко ценят йогу как способ борьбы с унынием. Результат мне удалось засвидетельствовать лично. В начале зимы 2010 года я присоединился к группе из нескольких десятков женщин (и двух мужчин), собравшихся для то- го, чтобы узнать, как йога может помочь им в борьбе с хандрой. «Йога спасла мне жизнь», — призналась Эми Уайнтрауб в своей вступительной речи. В пятницу вечером мы собрались в «Крипалу» — центре йоги в Беркширских горах Западного Массачусетса. Уайнтрауб, автор книги «Йога от депрессии», проводила семинар выходного дня по контролю над настроением. Уайнтрауб многие годы жила в разочаровании и унынии, которые сковывали ее по рукам и ногам. «Я ходила, как в тумане, — вспоминает она в своей книге. — Теряла ключи, перчатки, однажды потеряла даже машину». Антидепрессанты мало помогали. Потом она занялась йогой. И туман рассеялся. В течение года ей удалось отказаться от таблеток; вскоре она стала инструктором. Она родилась заново, ощутив прилив счастья и глубокую эмоциональную устойчивость. В «Крипалу» Уайнтрауб выстроила перед нами все орудия из йоговского арсенала, способные научить нас владеть своими эмоциями. «Вы почувствуете легкость и ясность, или мы вернем вам деньги», - пообещала она с улыбкой. Ее методы не требовали от нас излишних усилий. Но все они были нацелены на то, чтобы поднять настроение. В течение трех дней мы расслаблялись. Занимались визуализацией. Пытались переключить внимание с внутренней болтовни на «здесь и сейчас». Мы смеялись. Растягивались. Издавали успокаивающий звук. Практиковали «дыхание радости» — делали вдох, медленно поднимали руки к небу и выдыхали воздух со звуком «хааа», быстро опуская руки. К концу практики мы все сияли — словно внутри у нас загорелся свет. Уайнтрауб была в курсе научных изысканий и рассказала нашей группе о ряде проведенных исследований. Оказалось, что она знакома с Кхалсой и даже сотрудничала с ним - в этом эксперименте эффект от занятий йогой сравнивался с воздействием традиционной психотерапии. Все это может показаться вам новой, неизведанной областью, однако в Гарварде, Бостоне и Массачусетсе давно уже обосновались исследователи, активно интересующиеся способностью йоги влиять на эмоции. Я даже подозреваю, что это является главной привлекательностью «Крипалу», который уже несколько десятков лет позиционирует себя как крупнейший в США центр йоги и альтернативной медицины. «Крипалу» находится в глуши на территории в несколько сотен акров, вдали от привычных удовольствий и помех городской жизни. В ту пятницу, когда я приехал туда - деревья стояли голыми, а земля была испещрена белыми пятнами недавно выпавшего снега, — вместе со мной зарегистрировались около 500 гостей, записавшихся на классы выходного дня. В преобладающем большинстве были женщины. Генри Торо отзывался о йогах как о беззаботных существах: «Они свободны в этом мире, как птицы в вышине». В 1849 году он признался другу, что считает себя практикующим — первый известный случай, когда о подобном заявил иностранец. «Я бы с радостью занимался йогой ре- гулярно, — писал Торо. — В некоторой степени и я иногда ненадолго становлюсь йогом». В Гарварде, своей альма-матер, Уильям Джеймс взялся за изучение йоги как метода восстановления умственных сил и пришел к положительным результатам. Знаменитый психолог и доктор медицины обратил внимание на одну из базовых техник йоги — простое последовательное расслабление мышц. Это упражнение выполняется в шавасане, от санскритского «шава» — мертвое тело. Общепринятое нынешнее название этой асаны — поза трупа. Положение тела в этой позе самое простое. Вместо того чтобы скручиваться или тянуться, ученики просто лежат на спине с закрытыми глазами, позволяя рукам, ногам и прочим частям тела обмякнуть. В этом
неподвижном положении они максимально расслабляют мышцы, достигая состояния глубокого покоя. Обычно шавасану делают в конце занятия; история этой позы насчитывает как минимум несколько веков. В своей книге 1902 года «Разнообразие религиозного опыта» Джеймс характеризовал подобное расслабление как «восстановление посредством релаксации» и выдвигал мысль, что подобным образом можно не только ощутить прилив жизненных сил, но и достичь более амбициозной цели — способствовать более здоровому мировосприятию. «Релаксация, — писал он, — становится основным правилом». Изыскания Джеймса привлекли внимание одного из аспирантов. Его звали Эдмунд Якобсон. Физиолог Якобсон приехал в Чикаго с целью получить докторскую степень. Ода релаксации заинтересовала его, и, следуя по стопам Джеймса и других профессоров, он погрузился в экспериментальные исследования. Они были посвящены реакции испуга — тому, как испытуемые реагируют на удар по столу доской и резкий треск, раздающийся при этом. К своему удивлению, Якобсон обнаружил, что участники эксперимента, находящиеся в расслабленном состоянии, не демонстрировали очевидной реакции. Исходя из этого, он предположил, что глубокое расслабление приводит к снижению умственной активности. Якобсон опробовал техники релаксации на себе. Как многие студенты, он периодически страдал бессонницей. Однако в 1908 году, самостоятельно обучившись методам расслабления, он обнаружил, что благодаря уменьшению мышечного напряжения стал крепко спать по ночам. Так Якобсон стал убежденным практиком. Устроившись на работу в Чикагский университет, он реализовал амбициозную программу исследований, в определенной степени положив начало использованию целевой релаксации в медицине. Он выпустил книги «Прогрессивная ре- лаксация» (1929) и «Вы должны расслабиться» (1934), пережившие более десятка переизданий. Со своими пациентами Якобсон использовал следующую технику: они должны были с закрытыми глазами напрягать и расслаблять определенные части тела, сосредоточившись на контрасте ощущений. Со временем у пациентов получалось уменьшить напряжение. По словам Якобсона, его метод был потрясающе эффективен, он помогал справиться со всевозможными заболеваниями — от головных болей и бессонницы до заикания и депрессии. Чтобы удовлетворить личное любопытство и убедить скептиков в важности метода, Якобсон постарался собрать множество объективных доказательств. Он задумал создать прибор, позволяющий измерить в мышцах крайне малые электрические сигналы, мощностью в одну миллионную вольта и даже меньше. Значительную поддержку в этом ему оказала «Телефонная лаборатория Белла» — в то время ведущая мировая организация, занимающаяся про- мышленными изысканиями, удостоенная нескольких Нобелевских премий. Результатом сотрудничества доктора медицины и индустриального гиганта стали инновации, Предвосхитившие появление электромиографа — медицинского прибора, регистрирующего электроволны скелетных мышц. Считается, что Якобсон провел первые точные замеры тонуса — напряжения скелетных мышц, с помощью которого обеспечивается поддержание равновесия тела и его готовность включиться в активную двигательную деятельность. Приборы показали, что его методы действительно вызывают состояние глубокого покоя. Одной из пациенток Якобсона была женщина, которая в результате несчастного случая со складной кроватью получила трещину черепа. В течение многих лет после этого она жаловалась на проблемы с нервной системой, выражавшиеся в чрезмерной эмоциональности. Подсоединив электроды, Якобсон обнаружил, что всплески электрической активности регистрируются в ее мышцах, даже когда она пытается максимально расслабиться и сохранять спокойствие. Впоследствии, обучившись глубокому расслаблению, она сумела от этого избавиться, обрела новые силы и эмоциональную стабильность.
Якобсон изучал мышечное расслабление как способ избавиться от напряжения; другие же исследователи тем временем направили взгляд на иные аспекты йоги, способствующие успокоению ума и духовному обноа1ению. Один из них посвятил себя изучению контролируемого дыхания, обратившись к одной из самых популярных новых наук той эпохи — психологии. Ковур Т. Беханан родился и вырос в Индии. В 1923 году он с отличием окончил Калькуттский университет. Затем переехал в США и поступил в Иель, сначала изучал религиоведение, после философию и психологию. В 1931 году он выиграл грант на исследование, вернулся в Индию и стал изучать психологические аспекты йоги. Беханан поступил самым разумным образом. Он отправился в мировой центр изучения йоги — ашрам Гуна в горах к югу от Бомбея. Там он стал практиковать йогу под личным руководством Гуна. С апреля 1932 года по март 1933 года Беханан занимался каждый день — делал асаны, пранаямы и упражнения на концентрацию. Затем он вернулся в Иель, решив поставить ряд научных экспериментов, объясняющих обретенное им за это время позитивное расположение духа. Он приступил к исследованиям в начале 1935 года — к тому моменту у него за плечами было три года практики йоги. Он изучал собственные ментальные реакции, считая это исследовательской работой. В частности, особое внимание он уделил простейшим способам контроля над дыханием, принятым в йоге. Уджайи пранаяма переводится как «победоносное дыхание». Несмотря на устрашающее название, эта дыхательная практика — не что иное, как просто вдохи и выдохи, сделанные с усилием, когда воздух, проходя через слегка сомкнутую голосовую щель, производит свистя- щий ЗВУК, похожий на глухой шум океана. Беханан медленно вбирал воздух обеими ноздрями и, наполнив легкие, задерживал дыхание на длину вдоха, а затем делал выдох такой же продолжительности. Взрослый человек в состоянии покоя совершает в среднем 16—20 дыхательных движений в минуту. При уджайи пранаяма частота дыхательных движений гораздо ниже. Беханан сообщил, что сделал 28 циклов уджайи за 22 минуты, то есть ЧУТЬ больше одного в минуту. Другими словами, он дышал примерно в 10 раз медленнее обычного человека, находящегося в состоянии покоя. Именно такое замедленное дыхание Пол описал в своей книге «Трактат о йогической философии». Эксперимент длился 36 дней. Беханан проводил тестирование до и после дыхательной практики, чтобы понять, как она влияет на умственную деятельность. Он выполнял упражнения на сложение и координацию движений, разгадывал шифры, решал головоломки и проходил тесты на цвет. Результаты он опубликовал в книге «Йога: научный анализ» (1937). К тому времени он стал обладателем докторской степени Йельского университета, о чем свидетельствовала надпись на титульном листе, и книга была принята хорошо. В журнале «Лайф» опубликовали парадный портрет Беханана в костюме и галстуке и фотографии полуобнаженных учеников, выполняющих сложные позы, в том числе стойку на голове. Статья, посвященная Беханану, занимала две страницы. Восторженная рецензия появилась и в «Тайм». Беханана назвали «тридцатипятилетним красавчиком» и «превосходным игроком в покер». Открытие Беханана оказалось не чем иным, как аргументированным подтверждением теории Якобсона о том, что глубокая релаксация способствует снижению умственной активности. Дыхательная практика вызывала то, что Беханан назвал «торможением мозговых функций» — по всем фронтам. Это открытие, по его признанию, должно было «слегка удивить» читателей. После уджайи пранаяма на выполнение всех тестов у него уходило больше времени — максимальное отставание составило 26 секунд. Сильнее всего йогическое дыхание повлияло на
математические способности — именно здесь отставание было самым значительным. Эти находки, заметил Беханан, противоречили принятому в обществе взгляду на йогу как волшебный эликсир, наделяющий практикующих сверхчеловеческими способностями. Однако он отмечал, что у подобного замедления умственной активности есть и плюсы: оно способно влиять на настроение человека. По словам Беханана, пранаяма способствовала глубокой релаксации и вызывала «чрезвычайно приятное ощущение тишины». Приятные ощущения усилились, когда он добавил упражнения на концентрацию. «Я бы продлил это чувство на неопределенный срок, — писал Беханан об этом эйфорическом состоянии, — будь это в моих силах». Свидетельства указывали на то, что торможение мыслительного процесса — временное явление. Беханан предположил, что небольшой отдых приводит к улучшению «обычных интеллектуальных способностей». В конце книги он описал собственное отношение к дисциплине, С которой не так давно познакомился. Йога, заявил ученый, сделала его другим человеком. Прежде Беханан часто страдал головными болями, чувствовал усталость. Однако, пожив в ашраме, он напился энергией и обрел «эмоциональную стабильность». Такие же улучшения Беханан наблюдал и у других учеников в ашраме. «Это были счастливейшие из известных мне людей, — вспоминал он. — Их спокойствие распространялось на все вокруг». Ах если бы на этом он и остановился. Но в своей книге Беханан принялся описывать эксперименты в области респираторной физиологии, проведенные им в Иеле (совершенно другая область с иными методами и техниками измерений, во многих отношениях намного более сложными) И сообщил, что уджайи вызывает резкий скачок в потреблении кислорода - гораздо более значительный в сравнении с другими видами дыхания, которые он изучал. Видимо, секрет спокойствия йогов - в притоке кислорода, предположил он. Но это предположение оказалось очередным мифом. Беханан уехал из Индии прежде, чем Гун бросил тень сомнения на популярную доктрину о «насыщении организма кислородом». К сожалению, ошибочный отчет Беханана способствовал долговечности кислородного мифа, который и до сих пор курсирует в популярной йоге. А из-за неверного понимания проблемы от Беханана ускользнул основной источник воздействия йоговских практик на неуправляемые потоки человеческих эмоций. Речь идет о физиологических процессах с участием углекислого газа - настоящей темной лошадке йоговского мира до первых открытии Пола и Гуна. Сегодня, спустя десятилетия исследований, довольно легко отличить дым от огня, несмотря на то, что респираторная физиология — очень сложная тема. Но лучше начнем по порядку. Атмосфера нашей планеты на 21 процент состоит из кислорода. Это много. Для сравнения, процентное содержание углекислого газа в 500 раз меньше. В организме человека есть замечательный белок — гемоглобин, содержащийся в эритроцитах; он подобно губке впитывает в легких кислород и переносит его к тканям. Как правило, гемоглобин в крови человека, находящегося в состоянии покоя, насыщен кислородом почти до максимума — обычно на 97 процентов. Что касается йоги, изобилие кислорода в воздухе и насыщение им гемоглобина в легких означает, что частота дыхания практически не влияет на уровень кислорода в крови, что и обнаружил Гун в своем ашраме, а я — в Висконсинском университете. Жизненно важный газ всегда в достатке, независимо от условий. Поглощение кислорода организмом может меняться. Однако наукой доказано, что это происходит в ответ на изменение мышечной активности, метаболизма и частоты сердцебиения, а не типа дыхания. Как мы поняли из предыдущей главы, занятия аэробными видами спорта повышают уровень насыщения организма кислородом до максимума. Какое же действие оказывает на респираторную систему углекислый газ? Возьмем человека,
который дышит в спокойном ритме. Свежий воздух в его легких смешивается с отработанным, создавая внутреннюю среду с довольно высоким уровнем содержания углекислого газа. Как правило, обычный человек использует легкие настолько неэффективно, что при каждом спокойном вдохе обновляется менее 10 процентов содержащегося в них СО2. А теперь задумайтесь над тем, что произойдет, если тот же человек начнет дышать быстро. Легкие наполнят потоки свежего воздуха с невероятно низкой концентрацией в нем углекислого газа (0,03 процента в атмосфере), понизив и внутреннее содержание СО2,. Однако природе свойственно уравновешивать высокие и низкие концентрации веществ. Поэтому в процессе диффузии в легкие мгновенно поступает дополнительное количество СО2, из крови. В результате уровень содержания углекислого газа в организме резко падает. Описанное выше — бесспорный факт. Это стандартный процесс, изложенный, к примеру, в учебниках для медвузов или в официальных протоколах ВМС США; механизм функционирования респираторной системы — формулировка, признаваемая во всем мире, — изучают тысячи профессиональных подводников. Ускоренное дыхание «снижает запасы углекислого газа в организме, не оказывая значительного влияния на увеличение запасов кислорода», — указано в руководстве по подводным погружениям ВМС США. Общепринятое название дыхания в ускоренном ритме - гипервентиляция, а главная опасность гипервентиляции — потеря сознания. Гипервентиляция также может привести к головокружению, головной боли, помутнению сознания, речевым нарушениям, онемению или покалыванию губ, ладоней и стоп. А еще снижение уровня углекислого газа оказывает целый ряд воздействий на эмоциональное состояние человека. Один из механизмов такого воздействия — биологический криз, именуемый респираторным алкалозом. Он ведет к по- вышению нервно-мышечной возбудимости — до такой степени, что в организме происходят многочисленные «короткие замыкания», вызывающие спазмы скелетных мышц. Йоги нередко испытывают подобные ощущения после выполнения многочисленных подходов бхастрики - практики быстрого дыхания, также известного как «дыхание огня» или «раздувание мехов» (в переводе с санскрита). Как и при работе кузнечных мехов, в бхастрике делается акцент на выдохе, а не вдохе. В «Прояснении пранаямы» Айенгар пишет, что активная практика этой пранаямы вызывает «чувство эйфории». Помимо эйфории и нервного возбуждения, быстрое дыхание оказывает еще одно действие, критичное для настроения и мироощущения человека, а в перспективе и негативно влияющее на здоровье. Оно лишает мозг кислорода. Причина в том, что резкое повышение уровня углекислого газа вызывает сокращение кровеносных сосудов в мозгу, снижая приток кислорода и вызывая помутнение сознания, а нередко и проблемы с четкостью визуального восприятия. Среди других симптомов — головокружение и взбудораженность. В крайних случаях могут возникать галлюцинации и обморок. Говоря ненаучным языком — хоть это и звучит нелогично и вроде бы противоречит интуитивному восприятию, а также распространенному в «популярной йоге» мнению, — быстрое дыхание уменьшает поступление кислорода в мозг, причем радикально. По подсчетам ученых, почти наполовину. Именно поэтому некоторые люди теряют сознание. Шли годы, десятилетия, а неверные представления продолжали множиться. Авторитетные фигуры в мире йоги теперь противоречили друг другу, споря о том, нарушает быстрое дыхание метаболизм двуокиси углерода в организме, тем самым нанося ему вред, или нет. Некоторые гуру, понимая все негативные последствия гипервентиляции, предупреждали новых учеников, чтобы те начинали практиковать бхастрику очень постепенно, так как организм должен приспособиться к нагрузке на респираторную систему. Другие заявляли, что быстрое дыхание, если выполнять его правильно, особенно тем методом, который они сами рекламировали как «лучший», — никак не влияет на баланс СО2. Однако свидетельства практикующих йогу говорят о том, что быстрое дыхание является
реальной угрозой. Обмороки случались у многих начинающих учеников, и даже практикующие среднего уровня порой испытывали головокружение или теряли сознание. Научных исследо- ваний на эту тему существует не так уж много. Однако есть свидетельства того, что на более высоком уровне практики ученики адаптируются к респираторным нагрузкам. В 1983 году трое ученых из Швеции опубликовали отчет об исследовании трех йогов с большим опытом практики, занимавшихся «дыханием в быстром темпе» от 30 минут до часа. Для начала ученые поставили испытуемым катетеры для более удобного забора артериальной крови. Им необходимо было знать, как меняющаяся атмосфера в легких влияет на обновление крови и выброс двуокиси углерода. Для сравнения были взяты образцы крови у испытуемых в состоянии покоя и после практики быстрого дыхания в течение как минимум 10 минут. Затем образцы изучили. Эксперимент показал относительно небольшое снижение уровня углекислого газа — на 4 процента, 11 процентов и 30 процентов (соответственно для каждого из йогов). Любопытно, что самый опытный из йогов учитель двух других и ведущий класса пранаямы показал средний результат: снижение на 11 процентов, 4 процента. Это свидетельствовало о том, что на уменьшение уровня СО2 влияют и другие факторы, помимо опыта в практике пранаямы. В целом, исследователи сообщили, что ни у одного из опытных практикующих не возникло симптомов респираторного алкалоза — нарушения химического состава крови, приводящего к головокружению и обмороку. Теперь обратимся к практике замедленного дыхания, которая оказывает кардинально противоположное воздействие на настроение и респираторную систему. Для объяснения этого процесса возьмем такой вариант, как уджайи — пранаяму, которой занимался Беханан. Он ды- шал примерно в 10 раз медленнее, чем взрослый человек в состоянии покоя. В данном случае также важен уровень СО2, но на этот раз речь идет об увеличении, а не снижении его содержания в крови. Современные исследователи этого феномена подтверждают находки Пола, сделанные более века назад. В наше время стандартной формулой расчета является следующая: уменьшение вентиляции легких в два раза вдвое увеличивает содержание углекислого газа в крови. Подобное увеличение означает, что мозг получает больше, а не меньше кислорода. Медленное дыхание положительно влияет на умственную деятельность, усиливает внимательность и остроту восприятия. Беханан называл это состояние «чрезвычайно приятным ощущением тишины». Исследователи, изучающие поведение животных, установили связь медленного дыхания с состоянием повышенной бдительности. Когда животное дышит медленно, оно настороже и готово обороняться. Сердечный ритм замедляется. Животное находится в своего рода «режиме ожидания», внимательно оценивая окружающую обстановку и определяя, можно ли расслабиться или необходимо подключить кризисные резервы и запустить реакцию «бей или беги». По предположению Пола, многие аспекты практики - в том числе повторяющиеся мантры и слоги — способствуют замедлению дыхания, ограничивая отдачу углекислого газа. В 2001 году итальянец Лучиано Бернарди интерн-медик Университета Павии, опубликовал отчет об эксперименте с участием более 20 взрослых испытуемых Группа ученых обнаружила, что повторение мантры замедляет нормальный ритм дыхания примерно наполовину, способствует появлению состояния внутреннего покоя и ощущения благополучия. Одним словом, за годы исследований ученые узнали немало о том, как йоговское дыхание влияет на настроение человека, не остались без внимания и метаболические процессы, сопутствующие смене душевного состояния. Быстрое дыхание возбуждает; медленное - успока- ивает.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |