Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И другие рассказы 20 страница




Я схватился за голову — еще немного, и я бы со­вершил вторую литургию на одном престоле!

— Что ж вы мне об этом не сказали?! — набросил­ся я на студентов.

— А мы не знали, что второй раз нельзя, — расте­рянно переглянулись первокурсники.— Мы этого еще не проходили...

Вот так — мало того, что сам виноват, да еще на­кричал на маленьких. Начальник! Ведь именно мне следовало заранее предупредить нашего благочин­ного (он следит за расписанием богослужений), что я буду служить ночью. А не надеяться легкомыслен­но на то, что здесь, в приделе Иоанна Предтечи, ве­чернюю литургию Преждеосвященных Даров рань­ше никто не служил.

К счастью, главные тайнодействия еще не были совершены. Я установил переставной престол в со­седнем алтаре и уже там закончил службу.

Собравшись за ночной трапезой, мы снова и снова переживали произошедшее и поражались, насколько Господь оберегает Свой храм от наше­го нерадения и, пусть даже невольного, но тяжко­го греха. Как после этого не благодарить Господа за терпение и заботу?

После этого случая мы твердо решили, что те­перь все службы в монастыре будут самым строгим образом контролироваться отцом благочинным. Потому что всякий раз карнизы падать не будут. Или уж так стукнут по голове, что поневоле придет­ся задуматься...

Что и говорить, нельзя свои обязанности и житейские заботы перекладывать на Господа. Что называется, «на Бога надейся, а сам не пло­шай». Хотя, честно признаться, всегда втайне рассчитываешь, что Он не оставит — убережет, подстрахует...

 

 

Летом 2001 года в нашу Сретенскую семи­нарию подал документы молодой чело­век по имени Ярослав N. Происходил он из обрусевших немцев. Родился и жил на Алтае, откуда вместе с родителями переехал в Германию. Там получил немецкое гражданство. Так что, к на­шему удивлению, у него было два паспорта — рос­сийский и немецкий. До вступительных экзаменов оставалось больше месяца и молодой человек по­просил разрешения пожить это время в монасты­ре. Я спросил у него, что он умеет делать. Ока­залось, Ярослав окончил бухгалтерские курсы в Германии.

— Так, значит, ты разбираешься в бухгалтерских программах? — обрадовался я.

— Конечно, батюшка! Компьютерные програм­мы — моя специальность.

Именно это нам тогда и требовалось! Мы выде­лили Ярославу рабочее место в бухгалтерии, и он взялся за дело, да так, что мы нарадоваться не мог­ли.

Надо сказать, что в тот год все средства от мона­стырских доходов — издаваемых нашим издатель­ством книг — мы решили откладывать на покупку сельскохозяйственной техники. У нас есть скит в Ря­занской области. Все хозяйства в округе, которые мы по привычке называли колхозами, за последнее десятилетие разорились или пришли в такой упадок, что больно было смотреть на умирающие деревни.

Как-то зимним вечером в скит пришли крестьяне из соседнего села. Люди были доведены до полного отчаяния. Они рассказали нам, что три года им не вы­плачивают даже самую нищенскую зарплату. Техники в хозяйстве осталось — полуразвалившийся трактор да председательский газик. Колхозную скотину от бес­кормицы через неделю должны были за бесценок сдать на мясокомбинат. В некоторых семьях детей кормили распаренным комбикормом... Мы содрогну­лись, услышав все это. И не смогли отказать нашим со­седям, когда они стали просить нас взять их развалив­шееся хозяйство вместе с ними самими. Как, к нашему ужасу, они выразились, «хоть в крепостные». Было ясно, что больше им обращаться не к кому.

Взять-то мы их взяли, но, немного разобравшись с проблемами хозяйства, поняли, что все здесь при­дется начинать с нуля. Даже после того как мы вы­платили зарплату, закупили корма для скота, все равно на самую необходимую технику требовалась огромная сумма — двести тысяч долларов. Эти сред­ства мы и принялись копить, заморозив ремонты в монастыре и некоторые издательские проекты.

В банк мы свои накопления не везли. Все слиш­ком хорошо помнили кризис и дефолт 1998 года. Наши прихожане, знающие толк в финансах, по­советовали копить деньги на технику не в рублях, а в долларах. И хранить их не на банковском счету, а в надежном тайнике.

Тайник мы с отцом казначеем устроили изряд­ный. В стене одной из комнат бухгалтерии прору­били нишу, в нишу встроили сейф, ключ от сейфа спрятали здесь же, в самом глубоком ящике пись­менного стола, под стопкой «Журнала Московской Патриархии». А ключ от этого ящика засунули под половицу! Мы были страшно довольны собой и уве­рены, что теперь-то уж деньги будут сохранены по­лучше, чем в Сбербанке.

К осени мы скопили целых сто восемьдесят ты­сяч. Еще немного и можно было заказывать и зер­ноуборочный комбайн, и трактора, и сеялки. Мы уже рассматривали каталоги с сельскохозяйствен­ной техникой, обсуждали виды на будущие урожаи, как вдруг однажды, а произошло это 14 сентября 2001 года, когда я направился в наше хозяйство, мне в машину позвонил монастырский казначей и сры­вающимся от волнения голосом еле выговорил:

— Батюшка, вы только не беспокойтесь!.. Денег в сейфе нет... И Ярослава нет! Возвращайтесь, по­жалуйста, быстрее!

Когда я примчался в монастырь, все оказалось именно так — денег в сейфе не было. Ярослав тоже исчез. Только оба ключа аккуратно лежали каждый на своем месте — под половицей и в ящике письмен­ного стола.

Как ни страшен оказался этот удар, но надо было что-то делать. Я позвонил нашему прихожани­ну, Владимиру Васильевичу Устинову, он занимал тогда пост Генерального прокурора Российской Федерации. Владимир Васильевич приехал в мо­настырь, взяв с собой нескольких следователей.

Милиционеры начали свое дело: опросы, снятие от­печатков, обследование места преступления, а мы с отцом казначеем, расстроенные, бродили по мо­настырю и ждали результатов.

Наконец Владимир Васильевич пригласил меня в казначейский кабинет. Войдя туда, я сразу по ли­цам присутствующих понял, что ничего радостного они не скажут. Усаживая меня на стул, Владимир Ва­сильевич сказал:

— Это, батюшка, правильно, что вы присели. По­меньше нервничайте и приготовьтесь к тому, что мы вам скажем. Этот ваш студент, Ярослав N, уже вне пределов России. Деньги, почти наверняка, взял он. А если это так, то мы, к сожалению, не смо­жем их вернуть.

— Почему? — прошептал я.

— Потому что вор — гражданин Германии, — тер­пеливо объяснил Устинов,— а Германия никогда не выдает своих граждан. Впрочем, как и мы никог­да бы не выдали им своего гражданина.

— Но он же преступник! — пораженно прогово­рил я.

— Так-то оно так, — вздохнул Устинов, — но есть вещи, которые не нами заведены и не нам их отме­нять. Никогда за всю историю российской, а до это­го советской юриспруденции не бывало случая, что­бы гражданина Германии правительство его страны выдало нам для суда.

— А где же сейчас Ярослав?

— Скорее всего, дома, в Германии. Ведь у него немецкой паспорт. Он спокойно пересек грани­цу по зеленому коридору вместе с вашими день­гами. Гражданина Германии никто досматривать не будет. Вы же это понимаете, летали за границу. Конечно, мы заведем уголовное дело, сообщим в Интерпол. Но лучшее, дорогой батюшка, что вы можете сделать, это не тратить время и нервы, за­быть об этих деньгах и снова начать копить на ваши сельскохозяйственные развлечения, — заключил Ге­неральный прокурор.

От этих слов я чуть не лишился дара речи!

— То есть как — забыть?! Это же сто восемьдесят тысяч! Это же наши комбайны!.. Нет, Владимир Ва­сильевич, мы их забыть не можем!

— Поверьте, ничего сделать нельзя.

— Ну, если вы ничего не можете, то мы... Мы бу­дем молиться! Если ни государство, ни милиция нам не помощники — Матерь Божия нас защитит!

У меня все так и бурлило внутри.

Действительно, ни на что, кроме молитв, надеж­ды не было. Я рассказал братии обо всем, что про­изошло, и мы стали молиться. В первую очередь перед иконой, в честь которой основан наш мона­стырь, — Владимирской Божией Матери.

Прошло две недели. В газетах на первых полосах уже успели появиться скандальные статьи, что у на­местника Сретенского монастыря украли миллион долларов. Как вдруг в один поистине прекрасный день в монастырь неожиданно приехал Владимир Васильевич Устинов. Выглядел он более чем удив­ленным и, я бы даже сказал, ошеломленным.

— Представляете, батюшка, — с порога начал он,— этого вашего похитителя комбайнов все-таки нашли!

— Как нашли?! — от неожиданности я даже не по­верил.

— Да, представьте! Сегодня пришло сообщение из Интерпола: это невероятно, но негодяй задержан на пограничном пункте во Франкфурте-на-Одере.

Как рассказал Устинов, Ярослав автостопом проехал из России через Украину в Польшу, а от­туда направлялся в Германию. Пограничный пункт Франкфурта-на-Одере он и раньше проходил неод­нократно. С его немецким паспортом никаких про­блем никогда не возникало. И на сей раз все бы обо­шлось, если бы его нынешний вояж не пришелся на 14 сентября 2001 года, то есть на третий день после знаменитых взрывов в Нью-Йорке. В поисках террористов перепуганные немецкие погранични­ки с головы до ног обыскивали всех — и своих и чу­жих. Таким-то образом у Ярослава и были обнару­жены сто восемьдесят тысяч незадекларированных долларов, происхождение которых он, конечно же, объяснить не смог. Эти деньги были у него изъяты, запротоколированы и направлены на хранение в прокуратуру Франкфурта-на Одере.

— Когда нам их вернут? — вскричал я, едва Влади­мир Васильевич закончил свой рассказ. — Мы немед­ленно выезжаем во Франкфурт!

— Не хочу вас расстраивать, батюшка, но дело в том, что эти деньги вам не вернут, — вздохнул Устинов.

— То есть как?

— Я же объяснял: во-первых, мы не сможем дока­зать, что это те самые деньги.

— Как — не сможем? Сто восемьдесят тысяч укра­дено в Сретенском, и там сто восемьдесят тысяч. Ярослав N здесь и Ярослав N там! Все совпадает!

— Это у нас с вами все совпадает, — сочувственно проговорил прокурор. — Установить эти факты мо­жет только суд. А суд никогда не состоится.

— Почему — не состоится?

— Да потому, что немцы будут тянуть до беско­нечности. И этот Ярослав до бесконечности будет объяснять происхождение денег то тем, то другим. Ну и главное — суд должен проходить в присутствии обвиняемого. А его, естественно, туда и калачом не заманишь.

— Как?! Разве его не арестовали на границе?

— Нет, конечно! Деньги изъяли, а N отпустили. Не стройте, батюшка, иллюзий. Утешайтесь тем, что негодяй вашими деньгами воспользоваться не сможет.

— Хорошенькое утешение! А мы? Мы тоже ими воспользоваться не сможем? Нам комбайны нужны!

— Ну это, отец Тихон, уже не по моей части.

— Ну что ж!— вздохнул я. — Будем молиться!

— Молитесь сколько хотите, — рассердился Усти­нов,— только знайте, что никогда за всю историю ни немцы, ни французы, ни англичане, ни амери­канцы нам преступников не выдавали. И за престу­пления не судили. И мы своих мерзавцев им никогда не выдадим!

— Тогда мы будем молиться! — повторил я.

Прошел почти год.

Это был как раз тот период, когда мы устанав­ливали особые, очень непростые, но столь важные отношения с Русской Зарубежной Церковью. Од­нажды архиепископ Берлинский и Великобритан­ский Марк пригласил меня в Мюнхен: мы готовили встречу Патриарха Алексия и Митрополита Лавра, Первоиерарха Зарубежной Церкви.

Получив благословение Святейшего, я вылетел в Баварию.

В аэропорту меня встретил ближайший помощ­ник Владыки Марка отец Николай Артемов и повез меня на своей машине в резиденцию Владыки — ма­ленький монастырек преподобного Иова Почаевского на окраине Мюнхена.

В Германии проживает, кажется, восемьдесят миллионов человек.

Но первым, кого я увидел, выйдя из машины, был Ярослав N!

Я тут же кинулся и схватил его.

Признаться, дальнейшее вспоминается мне немного как в тумане. Ярослав был настолько поражен встречей со мной, что даже не сопротивлялся. На глазах потря­сенного отца Николая, не менее обескураженных мона­хов и самого архиепископа Марка я потащил Ярослава в монастырь. Там запихнул его в какую-то комнату и за­крыл за ним дверь. И лишь тогда пришел в себя.

— Что вы делаете, отец Тихон?.. — с изумлением глядя на меня, только и выговорил Владыка Марк.

— Этот человек украл у нас огромную сумму денег!

— Здесь какая-то ошибка! Он устраивается в наш монастырь бухгалтером.

Вокруг нас собрались монахи.

Тут я представил себе изумление Владыки Мар­ка: из России, из вчерашнего Советского Союза, приезжает священник, хватает гражданина Герма­нии и заточает его в чужом монастыре.

Я рассказал Владыке и его монахам историю, случившуюся с Ярославом, но видно было, что они не могут мне поверить. Тогда я попросил разреше­ния позвонить и набрал московский номер Гене­рального прокурора.

— Владимир Васильевич, я его поймал! — закри­чал я в трубку.

— Поймали? Кого? — послышался обескуражен­ный голос Устинова.

— Как кого? Того самого бандита, который украл у нас деньги.

— Постойте... Что значит — поймали? Где?

— В Мюнхене!

— В Германии?! Вы шутите? Как вы могли его найти?

— Ну как... Вышел из машины... Смотрю — он. Я его схватил, потащил в монастырь и запер! В келье!

Повисла пауза. Я испугался, будто Устинов по­думал, что я его разыгрываю. Но через мгновение я понял, что это не так. Потому что с того конца провода раздался настоящий вопль:

— Сейчас же отпустите его!!!

Я остолбенел.

— То есть как — отпустить?..

— Отпустите немедленно!!! — Устинов, казалось, гремел на всю Москву. — Вы понимаете, что вы на­творили?!

— Владимир Васильевич!.. Да как же я могу его...

Но прокурор меня не слушал:

— Вы только что лишили свободы гражданина Германии! Вас за это посадят на два года! Мы потом замучаемся вас из тюрьмы выковыривать! Отпусти­те его сейчас же на все четыре стороны!

Я подумал и сказал:

— Ну уж нет! Мне его Господь в руки послал — как же я его отпущу? Что хотите делайте, Влади­мир Васильевич, но я буду его здесь держать, пока не приедет полиция.

Сколько ни кричал, как ни возмущался Усти­нов, но я стоял на своем. А достать меня из своего генеральнопрокурорского кабинета в Москве он не мог. Наконец Владимир Васильевич сдался:

— Ладно, сейчас я свяжусь с немецким Интерпо­лом. Но если вас посадят — пеняйте на себя!

Через некоторое время в монастырь прибыл представитель баварского Интерпола. Однако вме­сто того чтобы арестовать Ярослава, он начал до­прашивать меня. Разговор наш проходил следую­щим образом.

— Вы вели следственные действия на террито­рии Германии?

— Какие следственные действия?

— Как вы нашли этого человека?

— Я вышел из машины, смотрю — Ярослав! Ну я и схватил его.

— Вы специально выслеживали его? Следили за ним? Уточняли местонахождение?

— Нет, конечно! Просто Господь послал мне его в руки.

— Простите, кто вам его послал?

— Господь!

— Еще раз, простите, кто?!

— Господь Бог послал мне его в руки!

— Понятно,— сказал баварец, опасливо глядя на меня.

Он повторно расспросил о всех подробностях дела. Потом еще раз. Недоверие на его лице сменя­лось все большим изумлением. Наконец он сказал:

— Знаете, если все было так, как вы рассказывае­те, я готов предложить вам кресло директора бавар­ского Интерпола.

На это я сказал:

— Благодарю вас, но у меня уже есть одна граж­данская профессия. Я — председатель колхоза. По­этому ваше предложение никак принять не могу.

 

* * *

Эти события, с неотвратимостью предопределе­ния одно за другим происходившие с Ярославом, произвели на него ошеломляющее впечатление. И внезапная конфискация денег — не где-нибудь, а в Германии, когда, казалось, все опасности были уже позади и он мысленно ликовал, чувствуя свое полное торжество. И то, что случилось это именно на таможне Франкфурта-на-Одере, месте, которое Ярослав нарочно выбрал, поскольку проходил здесь границу много раз. И наша встреча в мюнхенском монастыре, куда он почти уже устроился бухгал­тером... И наконец заточение его ни куда-нибудь, а вновь в монастырскую келью — подобную той, из которой он год назад столь неприглядно бежал.

К тому же, думаю, после совершения своего столь печального и опрометчивого поступка в Сре­тенском монастыре Ярослав не мог не чувствовать угрызений совести. Он прекрасно знал, с какой целью собирались взятые им деньги, и, не сомне­ваюсь, ему было по-настоящему больно и стыдно, как бы он ни старался себя оправдать.

Но самое главное, он почувствовал действие в мире, в Церкви и над самим собой таинственного и всеблагого Промысла Божия. Это потрясло Ярос­лава. Это и заставило его глубоко задуматься. В кон­це концов он признался во всем.

Его заключили под стражу. Спустя некоторое время состоялся суд. Ярослава осудили на четыре года тюрьмы, и он полностью отбыл срок там же, в Баварии. Монахи и послушники монастыря Иова Почаевского в Мюн­хене все это время навещали его и помогали чем могли.

Генеральная прокуратура и Министерство юстиции России в учиненном порядке связались с Министер­ством юстиции Германии, и по приговору суда сто во­семьдесят тысяч долларов, находившиеся в прокуратуре Франкфурта-на-Одере, были переданы сотрудникам на­шего Минюста, специально приехавшим во Франкфурт.

6 июля 2003 года рано утром коробку с деньга­ми привезли в Сретенский монастырь и сдали отцу казначею под расписку. Это был день нашего пре­стольного праздника — Владимирской иконы Божией Матери, той самой иконы, перед которой мы молились Пресвятой Богородице о благополучном разрешении свалившейся на нас беды.

На праздничной литургии мне не надо было ду­мать о теме проповеди. Я поведал прихожанам слу­чившуюся с нами историю и торжественно показал всему храму привезенную утром коробку.

Вскоре мы закупили необходимую сельскохозяй­ственную технику.

 

 

 

Вначале девяностых годов появлялся вре­мя от времени в Донском монастыре один прихожанин. Назовем его Василий. Был он такой крепко сбитый толстячок, успешный кооператор, человек, без сомнения, верующий. Но была у него одна особенность. Приноровился он, хоть тресни, все в своей жизни делать только за молитвы и благословения особых духоносных священников и старцев. Вычитал про это где-то в книжках.

Спросят, какая же в том беда? А вот какая. Если священник советовал Василию нечто такое, что приходилось ему не по нраву, он тут же пускался на поиски других духовников, пока в конце кон­цов не добивался нужных ему «благословений». Тут Василий совершенно успокаивался и сразу признавал такого батюшку правильным и духо­носным.

Мы всячески стыдили его за это. Но Василий был мужичок себе на уме и над нашими укоризнами толь­ко хитренько посмеивался. Хотя, признаться, вера

его в эти вымученные (а нередко, что греха таить, и купленные подношениями) благословения была, что называется, лютая!

У Василия в семье росли три маленьких дочки, но он давно и страстно мечтал о наследнике. Даже имя ему придумал — Васенька. В честь Василия Вели­кого, конечно! Не в свою же честь, как некоторые грешники, подверженные страсти осуждения, мог­ли подумать...

Василий то и дело вкрадчиво подходил ко всем священникам в монастыре и упрашивал их дать какие-то особые благословения, чтобы жена нако­нец родила ему мальчика. Мы вполне резонно от­вечали, что таких благословений и быть-то не мо­жет, а Василию следует усердно молиться, дабы Господь, если Ему угодно, исполнил его прось­бу. Но Василия подобные ответы совершенно не устраивали. Ему нужны были гарантии. Он отводил священников в сторонку, убеждал дать «правильное» благословение и шепотом заверял о готовности заплатить любые деньги, лишь бы в семье появился мальчик. Не добившись ничего от нас, он отправился в Печоры, но и там получил тот же ответ.

Все решили, что теперь он наконец успокоится. Но плохо мы его знали. Василий пустился на поиски «истинных» молитвенников, духовников и старцев. И, как водится, довольно быстро их нашел.

Один мудрый человек очень точно заметил: «Старцем очень легко стать: стоит только захо­теть». То есть надо насупить брови, напустить на себя величественный вид, прослыть неприми­римым, обличительным, начать помаленьку про­рочествовать и раздавать благословения направо

и налево — за таким причудником повалят многие. Но, разумеется, это никакой не старец, а простой человекоугодник.

Короче говоря, Василий вернулся в Москву тор­жествующий, с ворохом благословений и проро­честв на рождение мальчика. Жена его действитель­но вскорости забеременела.

Незадолго до родов Василий задумал совер­шить благочестивое паломничество в Святую Зем­лю. И непременно втроем! Он сам, его супруга, которая была к тому времени на девятом месяце, и, конечно, долгожданный наследник, Василий Васильевич, находившийся еще в материнской утробе.

Лето было в разгаре. И здоровому-то человеку в это время в Святой Земле нелегко от нестерпи­мого зноя. А что говорить о женщине на послед­нем месяце беременности! Но благочестивый Ва­силий был непреклонен. Он решил, что должен пройти со своим наследником по всем святым ме­стам.

Были они у Гроба Господня. Поднялись с сы­ночком на Голгофу. Василий, который уже сейчас умильно общался с наследником, похлопывал ла­дошкой по животу супруги и, наклонясь, пригова­ривал:

— Василий Васильевич! Ты чувствуешь, мы на Голгофе!

Потом устремятся они в Иудейскую пустыню. Бредут, бредут по святым тропам, палимые зноем. И поднимутся на Гору искушений. Василий и здесь тоже обратится к своему сыночку:

— Василий Васильевич! Мы — на Горе искуше­ний!

Перед самым отъездом взошли они даже на гору Фавор. Как истинный паломник Василий, конеч­но же, пренебрег арабскими такси, зазывавшими ту­ристов, и вместе с Василием Васильевичем достиг вершины Фавора пешком. Здесь он, оглядев дивную картину, открывающуюся с высоты орлиного поле­та, воскликнул:

— Василий Васильевич! Мы на Фаворе!

В аэропорту «Бенгурион» стало понятно, что у жены Василия вот-вот начнутся схватки. Но ро­жать решили, конечно же, только в Москве. Дело осложнилось еще и тем, что нашего Василия не про­пускала в самолет израильская таможня. В Святой Земле, он отовсюду прихватывал с собой святыни. А какие святыни у православного паломника? Ка­мень с Горы искушений, вода из Генисаретского озера, вода из реки Иордан, песок из Иудейской пустыни, камень из Назарета, земля из Вифлеема и так далее и так далее. Другие паломники брали по­немногу — скажем, цветок из Галилеи или камушек из Иерусалима, а у Василия святынь набралось ки­лограммов на тридцать.

Но если для него это были святыни, то для по­трясенных израильских пограничников — пробы грунта и воды со всей территории Израиля. Подоб­ное они видели впервые и решительно отказались выпускать Василия с таким грузом в Россию. Одна­ко и наш Василий без святынь категорически отка­зывался возвращаться в свой Третий Рим из ветхо­го Иерусалима.

В конечном счете таможенники поняли, что пе­ред ними, мягко выражаясь, большой чудак. И непо­правимого вреда безопасности государству Израиль его деятельность не нанесет. Василия отпустили, а в Москве прямо из аэропорта его несчастную су­пругу доставили в роддом, где она благополучно ро­дила девочку.

Потрясение нашего героя не поддавалось описа­нию.

— Подменили! — кричал он.— Врачи-вредители! Где мой Василий Васильевич?! У меня благослове­ние! Старцы говорили, что будет мальчик! Отдайте моего Василия Васильевича!

Так и закончилась эта история. Василий скоро пропал из моего поля зрения. Не знаю, что с ним сейчас. Надеюсь, образумился и вымолил себе на­следника. Или все же смирился с тем, что Господь благословляет в его семье рождение только замечательных представительниц слабого пола.

 

Наш герой родился в городке Чистополь на Каме в 1951 году. Отец его был дирек­тором какого-то советского предприятия, мать — домохозяйкой, старший брат — комсомоль­ским вожаком и романтиком справедливого и пре­красного будущего.

Ничто не предвещало в жизни Бориса Огородни­кова особых, не запланированных ровным течением тогдашней советской жизни событий. Первый спорт­смен среди старшеклассников, симпатяга и весель­чак, в которого перевлюблялись все девчонки в клас­се, Борис, окончив школу, пошел в армию и геройски отслужил все три года пограничником на острове Даманском в самый разгар кровопролитного конфлик­та с Китаем. Вернулся он в свой Чистополь живым и невредимым, с наградами от армейского началь­ства и при сержантских погонах. Впереди его ждал институт. Борис решил поступать в автомобилестро­ительный, чтобы конструировать новые прекрасные машины, а потом самому разгоняться и с восторгом мчаться в них, забыв обо всем на свете.

Но вот однажды в родном городке демобили­зованный пограничник невесть какими путями получил в руки Книгу, которая ни в коем случае не должна была даже попадаться на глаза ни ему, ни его сверстникам. Об этом неутомимо заботи­лась отлаженная и суровая государственная систе­ма. Но, видно, что-то у них там дало сбой. И вот наш герой, уединившись на брегу реки, с любо­пытством и недоверием рассматривает эту Книгу. Вот он открывает ее. Вот начинает читать первые строки:

«В начале сотворил Бог небо и землю...»

Как быстро рушатся миры! Еще мгновение на­зад перед нами был образцовый советский юноша, с правильным прошлым и не менее правильным светлым будущим. Но вдруг не стало ни прошлого, ни будущего. Началось — настоящее.

«Се, творю все новое!» — не только обещает, но и всерьез предупреждает Тот, о Ком рассказыва­ется в Книге, которую впервые, строка за строкой, читал на берегу Камы Борис Огородников, будущий отец Рафаил.

Но тогда он еще не понимал, что с ним проис­ходит. У Бориса вдруг возникло множество вопро­сов, и он пробовал задавать их местным батюшкам. Но те в испуге шарахались от молодого человека. Время было непростое, и священникам разреша­лось общаться только с доживающими свой век ста­рушками.

Борис отправился в Москву поступать в инсти­тут, который его уже не интересовал. В столице он стал ходить по храмам и задавать так неожиданно народившиеся в его уме вопросы, ответы на кото­рые тщетно искал у чистопольских священников.

Но повсюду он встречал все те же настороженность и недоверие, пока не набрел на укромную церковь в Замоскворечье. Здесь с ним неожиданно прогово­рили целых два часа. И Борис остался в этом храме, подрабатывая в нем на жизнь сторожем и оберегая порученную ему территорию как самую главную в жизни границу.

Книгу, которая так властно перевернула всю его жизнь, Борис, к немалому удивлению приходских священников, за недолгий срок перечитал дважды от корки до корки. Отец настоятель даже поставил юношу в пример своим сослужителям.

— Мы, которые призваны изучать и благовествовать слово Божие,— нерадивы и малодушно мол­чим! — грустно заметил своим священникам отец настоятель. — А этот паренек, который и воспита­ния христианского не получил и не должен был бы до самой смерти ничего знать о Боге, проявляет столь великую ревность и веру... Такие молодые люди посрамляют нас, иереев Божиих, за нашу боязливость, лень и молчание о Христе. Какой, отцы, понесем мы ответ? Что будет с Церковью при таких пастырях? Но — жив Господь! Сбыва­ются слова Спасителя: «Если ученики Мои замол­чат, то камни возопиют!» Этот простой юноша, он и есть — тот самый возопивший камень! А мы ищем где-то чудес!..

Борис ничего не говорил родителям, но вместо института стал готовиться в духовную семинарию. Экзамены в Загорске он сдал, что называется, бле­стяще. И, конечно же, не поступил. С его геройским армейским прошлым, с его комсомолом, с его свет­лым советским будущим — о семинарии в те годы не могло быть и речи.

Ответственные товарищи, приставленные в те годы к духовному образованию, немедля встретились с абитуриентом Огородниковым. Они чувствовали свою вину уже за то, что недосмотрели и допустили со­ветского юношу, да еще с такой биографией, до всту­пительных экзаменов в семинарию. Товарищи сурово потребовали от молодого человека скинуть с себя ре­лигиозный дурман и вернуться к нормальной жизни.

Они приступали к юноше с самыми сладкими посулами. Они грозили самыми грозными карами. Борис в ответ только смотрел куда-то в одному ему ведомую даль и наконец, после двух дней увещаний, передал уговорщикам запечатанный конверт. Те жадно вскрыли его, но обнаружили лишь заявление Бориса Огородникова об исключении его из комсо­мола «по религиозной причине».

Уговорщики от досады наобещали Борису все возможные и невозможные неприятности: и по ра­боте, и по учебе, и по свободе, и по несвободе, и по пожизненной психбольнице... В общем, все-все самое ужасное — и в этой жизни, и даже в будущей... Брошенные на религиозный фронт, уговорщики поневоле набрались мистического духа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.