Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суждения: виды, состав, логические отношения




Тема № 3.

Задание 1.

Приведите выражения естественного языка к правильной логической форме. Проведите анализ суждения, дайте объединенную классификацию суждения. Графически изобразите отношения между терминами, установите распределенность субъекта и предиката.

Алгоритм решения

1. Определить субъект и предикат высказывания, обозначив их соответственно S и Р (составные S и Р подчеркнуть одной сплошной чертой).

2. При определении предиката следует иметь в виду следующее:

а) если предикат выражен существительным или словосочетанием с существительным, то в данном случае предикат остается без изменения.

Пример: Некоторые юристы (S) - адвокаты (Р).

б) если предикат выражен прилагательным или причастием, которое может быть представлено одним словом или словосочетанием, то в этом случае к предикату следует добавить родовое понятие для субъекта высказывания.

Пример: Некоторые розы (S) красивы (Р). – Некоторые розы (S) – красивые цветы (Р).

с) если предикат выражен глаголом или словосочетанием с глаголом, то в таком случае к предикату следует добавить родовое понятие для субъекта высказывания, а глагол превратить в соответствующее ему причастие.

Пример: Некоторые студенты нашей группы (S) сдали сегодня зачет по логике (Р). - Некоторые студенты нашей группы (S) есть учащиеся, сдавшие сегодня зачет по логике (Р).

3. Определить кванторное слово («все», «некоторые», «ни одно», «это»).

4. Определить логическую связку («есть», «не есть»)

5. Записать суждение в канонической форме естественным языком: а именно, квантор – субъект (S) – связка – предикат (Р).

6. Записать форму суждения в символической записи, определить количественно-качественную характеристику суждения.

7. Графически изобразить отношения между терминами суждения.

8. Определить распределенность терминов.

Варианты

1.1. Авторское право на произведение, созданное в порядке служебного задания, принадлежит его автору. 1.2. Ни один человек не должен страдать за правду. 1.3. Ни одна книга не является периодическим изданием. 1.4. Большинство из нас хорошо учатся. 1.5. Часть млекопитающих не являются морскими животными. 1.6. В большинстве известных учебников этот вопрос не рассматривается. 1.7. Все стрелки, не сделавшие ни одного промаха, были включены в команду. 1.8. Некоторые из присутствующих не были на субботнике. 1.9. Всякий человек является разумным существом. 1.10. Некоторые летчики не являются космонавтами. 1.11. Некоторые осужденные – воры. 1.12. Значительная часть моральных предписаний не подкреплена законодательными актами. 1.13. Некоторые подсудимые могут быть признаны виновными. 1.14. Иногда люди опаздывают на работу. 1.15. Исполнительные документы, по которым истек срок давности, судом в производство не принимаются. 1.16. Некоторые соглашения не являются выгодными для одной из сторон. 1.17. Некоторые преступники не являются рецидивистами. 1.18. Никто без аттестата о среднем образовании не может быть принят в высшее учебное заведение. 1.19. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. 1.20. Лицо, совершившее кражу, привлекается к уголовной ответственности. 1.21. Часть первокурсников не может перевести этот текст без словаря. 1.22. Многие следственные действия имеют своей целью профилактику правонарушений. 1.23. Многим студентам не приходится пересдавать экзамены. 1.24. Некоторые люди, имеющие красивый голос не поют. 1.25. Некоторые общественно опасные деяния являются преступлениями против собственности. 1.26. Некоторые спортсмены не являются мастерами спорта. 1.27. Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, представлено не было. 1.28. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 1.29. Отдельные виды уголовного наказания предусматривают лишение свободы. 1.30. Президент Российской Федерации является главой государства.

Решение:

Запишите выражение: ………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………….

1. Субъект суждения: ……………………………………………………….....….(S)

Предикат суждения: …………………………………………………………....…(P)

2. Приводим предикат к канонической форме. Для этого подбираем к субъекту суждения («_______________________________________») родовое понятие («_______________________________________________»). В канонической форме предикат будет выражен словосочетанием «_______________________

___________________________________________________________________».

3. Квантор суждения – «_____________________________».Количество суждения - ______________________________________________________.

4. Логическая связка – «_______________________».Качество суждения - _____

____________________________________________________________________.

5. Каноническая форма суждения: «______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________».

6. Формула суждения в символической записи – _________________________. Количественно-качественная характеристика суждения – ___________________

__________________________________________ (______).

7. Графически изображаем отношения между терминами суждения.

 

Определяем отношение между понятием «___________________________» (S) и понятием «_________________________________________________________

______________________» (Р) как отношение ____________________________.

8. Определяем распределенность терминов: S­, P.

Задание 2.

Укажите, какая из приведенных схем правильно отражает отношение терминов в суждении.

     
     

Варианты

2.1. Все следователи нашего отдела давно работают на персональных компьютерах. 2.2. Некоторые общественно опасные деяния являются преступлениями против собственности. 2.3. По некоторым делам предусматривается законом обязательное проведение экспертиз. 2.4. Многие следственные действия имеют своей целью профилактику правонарушений. 2.5. Некоторые государства не являются членами ООН. 2.6. Некоторые учащиеся не изучают логику. 2.7. Причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны не является преступлением. 2.8. Некоторые четные числа делятся на 6. 2.9. Работник, невиновный в выпуске бракованной продукции, не привлекается к материальной ответственности. 2.10. Некоторые числа являются дробными. 2.11. Ряд важнейших преобразований в России были осуществлены Петром I. 2.12. Сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действительной. 2.13. Некоторые юристы работают в прокуратуре. 2.14. Сократ не написал ни одного трактата по философии. 2.15. Некоторым современным британцам читать Шекспира нелегко. 2.16. Субъект частных суждений не является распределенным. 2.17. Несколько лет М.Ю. Лермонтов жил на Кавказе. 2.18. Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания. 2.19. Уголовное наказание назначается по приговору суда. 2.20. Учебники не могут быть развлекательными книгами. 2.21. Выпускники Московской государственной юридической академии работают в адвокатуре. 2.22. Значительная часть моральных предписаний не подкреплена законодательными актами. 2.23. Авторское право на произведение, созданное в порядке служебного задания, принадлежит его автору. 2 .24. Ни один человек не должен страдать за правду. 2.25. Ни одна книга не является периодическим изданием. 2.26. Большинство из нас хорошо учатся. 2.27. Часть млекопитающих не являются морскими животными. 2.28. В большинстве известных учебников этот вопрос не рассматривается. 2.29. Все стрелки, не сделавшие ни одного промаха, были включены в команду. 2.30. Некоторые из присутствующих не были на субботнике.

Решение:

Схема ………… правильно отражает отношения между терминами суждения «______________________________________________________________________________________________________________________________________», так как ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Задание 3.

Установите вид сложного суждения, приведите его символическую запись.

Алгоритм решения

1. Определить и записать все простые суждения, из которых состоит предложение. Обозначить их символами.

2. Определить логическую связь между простыми суждениями посредством выявления логических связок.

3. Записать формулу сложного суждения в символической записи. Если суждение условное, то необходимо определить основание и следствие.

4. Составить и заполнить истинностную таблицу сложного суждения.

Варианты

3.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. 3.2. В ходе уголовного судопроизводства запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство, либо создающее опасность для его жизни и здоровья. 3.3. Если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то данное уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления. 3.4. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя или прокурора, если не подтвердилось подозрение в совершении преступления, отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу или задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса. 3.5. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование отсутствует, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда. 3.6. Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. 3.7. Договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию любой из сторон в договоре, если помещение перестает быть пригодным для постоянного проживания, в случае его аварийного состояния, а также и в других случаях, предусмотренных жилищным законодательством. 3.8. Адвокат рассматривает дело либо по существу, либо по собранному фактическому материалу, либо по достоверности доказательств, либо по правильности правовой оценки данных фактов. 3.9. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной своей деятельности, либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. 3.10. Человечество может погибнуть то ли от истощения земных ресурсов, то ли от экологической катастрофы, то ли в результате третьей мировой войны. 3.11. В случае если в день увольнения работника выдать трудовую книжку невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от получения трудовой книжки на руки, работодатель направляет работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. 3.12. В случае, когда ребенок не проживает совместно с родителями и последние уклоняются от обязанностей по его воспитанию, над ребенком устанавливается опека или попечительство. 3.13. Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. 3.14. Уважительными причинами неявки обвиняемого по вызову следователя признаются болезнь, лишившая обвиняемого возможности явиться, несвоевременное получение обвиняемым повестки или иные обстоятельства, лишающие обвиняемого возможности явиться в назначенный час. 3.15. Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя. 3.16. Суд не принимает отказа истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мирового соглашения сторон, если эти действия противоречат закону и нарушают чьи-либо права и охраняемые законом интересы. 3.17. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. 3.18. Сделка, совершенная гражданином, впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судом недействительной по иску его опекуна, если доказано, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значение своих действий или руководить ими. 3.19. Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случае, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время. 3.20. Работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договора с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом. 3.21. Если наступлению условия недобросовестно воспрепятствовала сторона, которой наступление условия невыгодно, то условие признается наступившим, а если наступлению условия недобросовестно содействовала сторона, которой наступление условия выгодно, то условие признается ненаступившим. 3.22. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников. 3.23. Работники в возрасте до восемнадцати лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка. 3.24. Если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной. 3.25. Работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными способами. 3.26. Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается. 3.27. Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными. 3.28. Работник имеет право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора. 3.29. Производство предварительного следствия заканчивается составлением обвинительного заключения, либо постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении дела. 3.30. При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

Решение:

1. Сложное суждение состоит из ……… простых суждений.

1-е простое суждение: ………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

обозначено символом ………

2-е простое суждение: ………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

обозначено символом ………

3-е простое суждение: ………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

обозначено символом ………..

4-е простое суждение: ………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

обозначено символом ………

5-е простое суждение: ………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

обозначено символом ………

2. Союз «______» между первым и вторым суждением утверждает___________

________________________________________________________________________________________________________________________________________. Логическая связка в данном суждении - ____________________________ (___).

Союз «_______» между вторым и третьим суждением утверждает ____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________. Логическая связка в данном суждении - ____________________________ (___).

Союз «______» между третьим и четвертым суждением утверждает __________

________________________________________________________________________________________________________________________________________. Логическая связка в данном суждении - ____________________________ (___).

Союз «______» между четвертым и пятым суждением утверждает __________

________________________________________________________________________________________________________________________________________. Логическая связка в данном суждении - ____________________________ (___).

3. Формула сложного суждения в символической записи:___________________

4. Строим истинностную таблицу для суждения данной формы.

Для построения таблицы истинности необходимо знать количество столбцов при входе в таблицу (количество переменных) и количество строк в таблице (х = 2n, где х – количество строк в таблице, n – количество переменных формуле). В данной таблице ______ столбца и ________ строки. В столбцы записываем все варианты совмещения истинностных значений переменных, при этом пользуемся следующим правилом: в первом столбце количество строк разбиваем пополам – половина строк принимает значение истина (И), половина значение ложь (Л); во втором столбце количество строк разбивается на четыре части и т.д.

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Формула данного суждения является __________________________________, так как она принимает _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 3099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.