Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских и практических занятий 2 страница




Все дети любят мультфильмы, а также мороженое.

Некоторые дети — хулиганы, потому что они кидают камни в проходящие электропоезда.

Автолюбители не любят дорожную полицию, но некоторые автовладельцы служат в дорожной полиции.

Пластилиновых шкафов не бывает. Пластилин можно купить в магазине.

Ряд слонов не являются пластилиновыми, но есть слоны, не читающие «Московский комсомолец».

Некоторые рыжие субъекты являются государственными чиновниками, причём ряд манекенов имеют рыжие волосы.

Любая граната может взорваться, некоторые консервы также взрываются.

Некоторые люди, умеющие стрелять — красивые женщины, потому что все, кто служит в милиции, умеют стрелять.

 

ТЕМА7. ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Вопросы к теоретическому материалу

Сложные высказывания: сущность.

Операторы: их интерпретация в естественном языке.

Операторы: таблицы истинности.

Решение формул логики высказываний табличным методом. Виды формул. Доказательство логической закономерности методом рассуждения «от противного».

Законы логики высказываний: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключённого третьего, законы снятия и введения двойного отрицания, законы взаимовыразимости логических операторов; условно-категорические, разделительно-категорические и условно-разделительные умозаключения и их интерпретация в логике высказываний.

Задачи:

А. Записать нижеследующие выражения естественного языка на языке логики высказываний, определить, являются ли полученные формулы логическими законами, используя метод «от противного».

Студент сдаст зачёт или по логике, или по философии, если будет посещать занятия.

Если преступника поймают, то его должны осудить. Преступника должны осудить. Значит, его поймают.

Если неверно, что этот студент не сдаст зачёт по логике, то он его сдаст, и наоборот.

Если мы ясно видим, что Семён пьёт и закусывает, то неверно утверждать, что когда он пьёт, то не закусывает, и наоборот.

В то время как Фёдор пьёт, он никогда не закусывает, и раз так, то если он закусывает, то он и не пьёт.

Если мы видим, что студент посещает церковь и молится, значит, скоро экзамены.

Сказать, «я сдам зачёт и отдохну» и сказать, что неверно, что я не сдамзачёт и не отдохну, — значит сказать то же самое.

Сказать, «я сдам зачёт и отдохну» и сказать, что неверно, что я не сдамзачёт или не отдохну, — значит сказать то же самое.

Если я не буду лениться, то выучу логику, или, что то же самое, либо я буду лениться, либо выучу логику.

Либо я буду прапорщиком, либо офицером; иначе говоря, когда осуществится то, что если я буду прапорщиком, то стану офицером, тогда я стану офицером.

«Ты увидишь меня мертвым или победителем», то есть неправильно говорить, что ты увидишь меня не мёртвым и при этом не победителем. (ген. Жубер)

Утверждение, что многоугольники бывают либо выпуклыми, либо вогнутыми, аналогично следующему: когда многоугольник не выпуклый, то он вогнутый.

Либо этот студент нетрудолюбив, либо он сдаст зачёт, то есть, если он трудолюбив, то зачёт сдаст.

Нам повысят стипендию, когда рак на горе свистнет, значит, неверно утверждать, что рак на горе свистнет, и при этом нам стипендию не повысят, и обратно.

Если студент может одновременно сдать и не сдать зачёт, то я — Наполеон.

Если Кошкин убил Машкина, то он был на месте преступления. Также должен быть мотив преступления, раз Кошкин пошёл на такой шаг. Но следствие показывает, что либо Кошкин отсутствовал на месте преступления, либо у него не могло быть никаких причин для убийства. Значит, Кошкин не убивал Машкина.

Если это подразделение окружено со всех сторон врагами, то оно сдаётся, но это подразделение сдаётся, следовательно, оно окружено врагами.

Если это подразделение окружено со всех сторон врагами, то оно сдаётся, но это подразделение не сдаётся, следовательно, оно не окружено врагами.

Из того, что на Марсе пасутся розовые козлы, следует, что я Юлий Цезарь, но лишь в том случае, если они там не пасутся.

Если это подразделение окружено со всех сторон врагами, то оно сдаётся, но это подразделение не окружено врагами, значит, оно не сдаётся.

Если человек берёт взятки, то он преступник, следовательно, раз он не преступник, то взяток не берёт.

Если Иван — взяточник, то он нехороший человек, откуда следует: если он нехороший человек, то от него можно ожидать неприятностей, если же это так, то из-за того, что Иван — взяточник, можно от него ожидать неприятностей.

Сказать, «Если пациент тёплый и дышит, то он жив» и сказать, «раз пациент тёплый, но мёртвый, следовательно, он не дышит», — значит, сказать то же самое.

Высказывание, «Если пациент жив, то он по крайней мере, либо дышит, либо у него прослушивается пульс» и высказывание о том, что если пациент не дышит, то или он мёртв, или у него прослушивается пульс, имеют один и тот же смысл.

Если Захар пойдёт в казино, он всё проиграет. Если он пойдёт в ресторан, он всё пропьёт. Но он наверняка не проиграет деньги и не пропьёт их. Следовательно, он не пойдёт ни в казино, ни в ресторан.

Пусть Кошкин убил Машкина. Тогда он застрелился. Если же Машкин убил Кошкина, то застрелился Машкин. Но ясно, что или Кошкин убил Машкина, или Машкин — Кошкина. Значит, либо один застрелился, либо другой.

Если Кошкин убил Машкина, то он — преступник. Если же Кошкин помогал убийце Машкина, то он также преступник. Но известно, что Кошкин сделал либо то, либо другое. Значит, он преступник.

 


ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

ВАРИАНТ 1

1.Установите, соблюдены ли правила определения понятия в следующем примере, и, если нет, какие ошибки допущены.

Монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью сосредоточена в руках единоличного главы государства.

2. Определите форму и правильность непосредственного умозаключения.

Истинно, что всякое рациональное число является вещественным. Значит ложно, что любое вещественное число не рационально.

3. Восстановите энтимему до полного силлогизма, попытайтесь найти в получившемся силлогизме формальные или материальные ошибки, наличие или отсутствие логического следования вывода из посылок.

Многие люди желают добродетели, потому что каждый человек желает счастья.

ВАРИАНТ 2

1. Какие из слдующих понятий являются совместимыми, какие - нет (попарно):

а) метр, одна тысячная часть километра; б) метр, одна тысячная часть метра; в) сто­лица; город, не являющийся крупным промышленным центром.

2. Определите, является ли правильным следующее непосредственное умозаключение:

Все композиторы — не дирижеры; значит, неверно, что не­которые дирижеры не композиторы.

3. Восстановите следующую энтимему до полного силлогизма:

Число 18 делится на 6, так как 18 делится на 2 и на 3.

 

ВАРИАНТ 3

1. Установите, соблюдены ли правила определения понятия в следующем примере, и, если нет, какие ошибки допущены.

Повторение - это мать учения.

2. Определите форму и правильность непосредственного умозаключения.

Истинно, что некоторые живородящие животные не являются млекопитающими, следовательно, истинно, что некоторые млекопитающие животные не являются живородящими.

3. Восстановите энтимему до полного силлогизма, попытайтесь найти в получившемся силлогизме формальные или материальные ошибки, наличие или отсутствие логического следования вывода из посылок.

Все оспариваемые положения заслуживают внимания, так как некоторые такие положения могут оказаться верными.

ВАРИАНТ 4

1. К какому виду относится следующее понятие?

Человек, который застрелился, нанеся себе три раны, каждая из которых вызвала немедленную смерть.

2. Произведите отрицание следующего суждения.

Все юристы изучают логику, и все философы изучают логику.

3. Является ли правильным следующий силлогизм, если нет, то какие правила фигур или общие правила в них нарушены? Проиллюстрируйте необходимость следования заключения из посылок (или отсутствие такой необходимости), вычерчивая соотношение между терминами силлогизма в виде; круговых схем.Все интеллигентные люди борются за мир, и все они являются прогрессивными людьми. Следовательно, все прогрессивные люди борются за мир.

ВАРИАНТ 5

1. К какому виду относится следующее понятие?

Бестелесная простая единица бытия, являющаяся неделимой, неуничтожимой, неповторимой, психически активной и т. д. («Монада Лейбница»).

2. Произведите отрицание следующего суждения.

Некоторые студенты нашей группы не знают ни одного древнего языка.

3. Является ли правильным следующий силлогизм, если нет, то какие правила фигур или общие правила в них нарушены? Проиллюстрируйте необходимость следования заключения из посылок (или отсутствие такой необходимости), вычерчивая соотношение между терминами силлогизма в виде; круговых схем.

Все жители Восточной Европы — европейцы. Все москвичи - европейцы. Следовательно, все москвичи - жители Восточной Европы.

ВАРИАНТ 6

1. Какие из следующих понятий являются совместимыми, какие - нет (попарно):

а) город, являющийся столичным, город, не являющийся столичным; б) капитан, майор; в) катет, прямоугольный треугольник.

2. Определите, является ли правильным следующее непосредственное умозаключение:

Все птицы не летают; значит, некоторые летающие являются не птицами.

3. Восстановите следующую энтимему до полного силлогизма:

Чрезмерная гордость заслуживает порицания, как и все, что ведет к самоизоляции человека.

 

ВАРИАНТ 7

1. Установите, соблюдены ли правила определения понятия в следующем примере, и, если нет, какие ошибки допущены.

Республика - это форма правления, не являющаяся монархией.

2. Определите форму и правильность непосредственного умозаключения.

Иные из категорических суждений можно отнести к частным суждениям, значит, все частные суждения являются категорическими.

3. Восстановите энтимему до полного силлогизма, попытайтесь найти в получившемся силлогизме формальные или материальные ошибки, наличие или отсутствие логического следования вывода из посылок.

Раб - подневольный человек. Многие люди - рабы, поэтому неверно, что людей не следует держать в неволе.

ВАРИАНТ 8

1. Какие из следующих понятий являются совместимыми, какие - нет (попарно):

а) черный ворон, черный квадрат; б) двухэтажный дом, трехэтажный дом; в) весенний день, солнечный день.

2. Определите, является ли правильным следующее непосредственное умозаключение:

Некоторые животные не говорят; следовательно, некото­рые говорящие не являются неживотными.

3. Определите, правильность следующего силлогизма

Все летающие имеют крылья.

Все птицы — летающие.

Все птицы имеют крылья.

ВАРИАНТ 9

Установите, соблюдены ли правила определения понятия в следующем примере, и, если нет, какие ошибки допущены.

Республика - это форма правления, при которой все высшие органы власти избираются всеобщим голосованием.

2. Определите форму и правильность непосредственного умозаключения.

Так как некоторые естествоиспытатели придерживаются материалистических позиций, то некоторых людей, не являющихся материалистами, нельзя отнести к естествоиспытателям.

3. Восстановите энтимему до полного силлогизма, попытайтесь найти в получившемся силлогизме формальные или материальные ошибки, наличие или отсутствие логического следования вывода из посылок.

Некоторые привычки не заслуживают упрека, так как они не превращаются во всепоглощающую страсть.

ВАРИАНТ 10

1. Какие из следующих понятий являются совместимыми, какие - нет (попарно):

а) измерение, взвешивание; б) материк, континент; в) мудрость, глупость.

2. Определите, правильность следующего умозаключения

Некоторые приборы не являются точными; значит, некото­рые приборы неточны.

3. Определите, правильность следующего силлогизма

Все люди дышат легкими.

Все рыбы не дышат легкими.

Все рыбы не являются людьми.

ВАРИАНТ 11

Установите, соблюдены ли правила определения понятия в следующем примере, и, если нет, какие ошибки допущены.

Государство - это организация для осуществления государственной власти, располагающая специальным аппаратом для принуждения и придания своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

2. Определите форму и правильность непосредственного умозаключения.

Ложно, что всякое рациональное число является вещественным Значит истинно, что любое вещественное число не рационально.

3. Восстановите энтимему до полного силлогизма, попытайтесь найти в получившемся силлогизме формальные или материальные ошибки, наличие или отсутствие логического следования вывода из посылок.

Пушкинский пророк никакого определенного призвания не имеет, следовательно, неверно, что он - настоящий пророк.

 

ВАРИАНТ 12

 

В каких отношениях находятся следующие понятия (попарно):

 

а) гимнаст, спортсмен; б) гимнаст, не­спортсмен; в) негимнаст, спортсмен; г) негимнаст, не­спортсмен; д) спортсмен, неспортсмен?

2. Преобразуйте следующее категорическое суждение с внешним отрицанием в суждение без внешнего отрицания:

НЕ ДЛЯ ЛЮБОГО ПРАВИЛА ЕСТЬ ИСКЛЮЧЕНИЯ.

3. Записать нижеследующее выражение естественного языка на языке логики высказываний, определить, является ли полученная формула логическим законом.

В то время как Фёдор пьёт, он никогда не закусывает, и раз так, то если он закусывает, то он и не пьёт.

 

ВАРИАНТ 13

Установите, соблюдены ли правила определения понятия в следующем примере, и, если нет, какие ошибки допущены.

Параллельные линии - это прямые линии, которые не пересекаются, ни при каком продолжении их в обе стороны.

2. Определите форму и правильность непосредственного умозаключения.

Ложно, что некоторые живородящие животные не являются млекопитающими, следовательно, истинно, что некоторые млекопитающие животные не являются живородящими.

3. Проверьте правильность умозаключения.

Некоторые преступники - воры, отбывающие срок в исправительно-трудовых учреждениях. Следовательно, некоторые воры, отбывающие срок в исправительно-трудовых учреждениях - преступники.

ВАРИАНТ 14

 

С помощью круговых схем установите отношения между объемами следующих понятий:

 

а) студент, москвич, славянин, русский; б) слово, изменяющееся по падежам; слово, не изменяющееся по падежам; слово, пи­шущееся с большой буквы.

2. Преобразуйте следующее категорическое суждение с внешним отрицанием в

суждение без внешнего отрицания:

НЕВЕРНО. ЧТО НИ В ОДНОЙ БИБЛИОТЕТКЕ НЕТ КНИГ К КОТОРЫМ ОБРАЩАЮТСЯ ОЧЕНЬ РЕДКО.

3. Восстановите следующую энтимему до полного силлогизма:

У квадрата все стороны равны, поскольку он — ромб.

ВАРИАНТ 15

1. Является ли правильным следующее определение? Если определение неправильно, то какая ошибка допущена?

Документ по уголовному или гражданскому делу — это письменное доказательство, которое заверено компетентным органом в установленном законом порядке и содержит необходимые реквизиты (дату выдачи, указание организации или органа, выдавшего документ, подпись должностного лица и т. д.).

2. Произведите отрицание следующего суждения.

Если человек закаляется, то он здоров.

3. Восстановите следующую энтимему в полный силлогизм.

Некоторые водные животные не являются рыбами, поскольку эти водные животные — теплокровные.

ВАРИАНТ 16

1. Является ли правильным следующее определение? Если определение неправильно, то какая ошибка допущена?

Озеро— замкнутый в берегах большой естественный водоем с пресной водой.

2. Произведите отрицание следующего суждения.

Если стальное колесо нагреть, то его диаметр увеличится.

3. Восстановите следующую энтимему в полный силлогизм.

Иванов непосредственно участвовал в совершении убийства холодным оружием, т. к. в момент его совершения он находился на месте преступления.

ВАРИАНТ 17

1. Установите, к какому виду относится следующее деление. Являются ли они правильными? Если деление является неправильным, то какие правила нарушены, какие ошибки допущены.

 

Уголовно-процессуальные документы делятся на обязательные (составляются по каждому уголовному делу органом дознания или следователем) и факультативные (составляются не по каждому уголовному делу). Первые в свою очередь делятся на постановления, протоколы и обвинительные заключения. Ко вторым относятся представления, подписки, обязательства, письменные поручения, письменные уведомления, письменные возражения, заявления, сообщения, объяснения, повестки, описи и др.

2. Произведите отрицание следующего суждения.

Если Иванов имеет высшее образование, то он знает какой-нибудь иностранный язык.

3.Восстановите следующую энтимему в полный силлогизм.

Данное решение суда не является оправдательным, т. к. оно требует увольнения от должности.

ВАРИАНТ 18

Установите, соблюдены ли правила деления понятия в следующем примере, и, если нет, какие ошибки допущены.

Государства делятся на монархические, республиканские и демократические.

2. Определите форму и правильность непосредственного умозаключения.

Иные из категорических суждений можно отнести к частным суждениям, значит, неверно, что не все частные суждения являются категорическими.

3. Восстановите энтимему до полного силлогизма, попытайтесь найти в получившемся силлогизме формальные или материальные ошибки, наличие или отсутствие логического следования вывода из посылок.

Он не преступник, так как не платит налоги, потому что неплатёжеспособен.

ВАРИАНТ 19

 

С помощью круговых схем установите отношения между объемами следующих понятий:

 

а) самый крупный про­мышленный центр России; самый крупный насе­ленный пункт России; город с населением более 1 млн. человек; б) квадрат, прямоугольник, ромб.

2. Установите логическое отношение между высказыва­ниями в следующей паре:

Каждый школьник умеет строить квадрат, равнове­ликий данному прямоугольнику; некоторые школьни­ки не умеют строить квадрат, равновеликий данному прямоугольнику.

3. Проверьте, имеет ли место отно­шение логического следования между указанными посылками и заключением:

Если на улице холодно и сыро, мы не пойдем в лес; мы пойдем в лес; значит, на улице не холодно или на улице не сыро.

 

ВАРИАНТ 20

С помощью круговых схем установите отношения между объемами следующих понятий:

 

а) железная дорога, средство перевозки грузов, железнодорожное депо, шоссейная дорога; б) пистолет, финский нож, оружие, огнестрельное оружие.

2. Преобразуйте следующее категорическое суждение с внешним отрицанием в суждение без внешнего отрицания:

НЕ СУЩЕСТВУЕТ СОЛДАТА, КОТОРЫЙ НЕ МЕЧТАЕТ СТАТЬ ГЕНЕРАЛОМ.

3. Определите, правильность следующего умозаключения

Некоторые газы не являются жидкостями; значит, некото­рые газы являются не-жидкостями.

 

ВАРИАНТ 21

1. К какому виду относится следующее понятие?

Гармонически развитый человек.

2. Определите, правильность следующего умозаключения

Некоторые металлы — жидкости; значит, некоторые жид­кости — металлы.

3. Записать нижеследующее выражение естественного языка на языке логики высказываний, определить, является ли полученная формула логическим законом.

Если преступника поймают, то его должны осудить. Преступника должны осудить. Значит, его поймают.

 

ВАРИАНТ 22

Установите, соблюдены ли правила деления понятия в следующем примере, и, если нет, какие ошибки допущены.

ЛЮДИ ДЕЛЯТСЯ НА МУЖЧИН, ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ.

2. Определите форму и правильность непосредственного умозаключения.

Так как некоторые естествоиспытатели придерживаются материалистических позиций, то некоторых людей, являющихся материалистами, нельзя отнести к естествоиспытателям.

3. Восстановите энтимему до полного силлогизма, попытайтесь найти в получившемся силлогизме формальные или материальные ошибки, наличие или отсутствие логического следования вывода из посылок.

Учить для нас - значит всегда учиться. А учиться - значит достигать такой ясности и полноты, при которых знание становится очевидным для всякого.

ВАРИАНТ 23

Установите, соблюдены ли правила определения понятия в следующем примере, и, если нет, какие ошибки допущены.

Республики бывают рабовладельческие, феодальные, президентские и раннефеодальные.

2. Определите форму и правильность непосредственного умозаключения.

Иные из категорических суждений нельзя отнести к частным суждениям, значит, неверно, что не все частные суждения являются категорическими.

3. Восстановите энтимему до полного силлогизма, попытайтесь найти в получившемся силлогизме формальные или материальные ошибки, наличие или отсутствие логического следования вывода из посылок.

Всякая скупость, как любой порок, заслуживает порицания.

 

ВАРИАНТ 24

1. К какому виду относится следующее понятие?

Гармонически развитая личность.

2. Записать нижеследующее выражение естественного языка на языке логики высказываний, определить, является ли полученная формула логическим законом.

Если неверно, что этот студент не сдаст зачёт по логике, то он его сдаст, и наоборот.

3. Определите, правильность следующего силлогизма

Все числа делятся на 3.

Все простые числа не делятся на 3.

Все простые числа не являются числами.

ВАРИАНТ 25

1. Исключите только одно понятие из ряда, так чтобы оставшиеся можно было включить в один общий род, укажите этот род:

"СОБАКА", "СЛЕПОЙ", "КОШКА", "ХОРОШО", "КОРОВА".

2. Установите логическое отношение между высказыва­ниями в следующей паре:

Ни один ученик не умеет строить квадрат, равнове­ликий данному прямоугольнику; некоторые ученики не умеют строить квадрат, равновеликий данному прямоугольнику.

Произведите противопоставление предикату для следующего суждения: НЕКОТОРЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ - ЧЛЕНЫ НАТО.

ВАРИАНТ 26

 

1. К какому виду относится следующее понятие?

Судья, в совершенстве знающий законодательство.

2. Преобразуйте следующее категорическое суждение с внешним отрицанием в суждение без внешнего отрицания: НЕ КАЖДОЕ ГОСУДАРСТВО ОБХОДИТСЯ БЕЗ АРМИИ.

3. Правильно ли следующее непосредственное умозаключение: НЕ ВСЕ УЧАЩИЕСЯ ПРИЛЕЖНЫ, ЗНАЧИТ НЕВЕРНО, ЧТО НИ ОДИН ИЗ НИХ НЕ ПРИЛЕЖЕН.

ВАРИАНТ 27

 

1. К какому виду относится следующее понятие?

Имеющее недостатки судопроизводство.

2. Правильно ли следующее непосредственное умозаключение? НЕВЕРНО, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ЭКЗАМЕНЫ ЛЕГКО СДАТЬ, ЗНАЧИТ, НЕВЕРНО, ЧТО ВСЕ ЭКЗАМЕНЫ ЛЕГКО СДАТЬ.

3. Определите, правильность следующего силлогизма

Человек — живое существо.

Гусь — живое существо.

Человек — это гусь.

ВАРИАНТ 28

 

1. К какому виду относится следующее понятие?

Бессмертный человек.

2. Правильно ли следующее непосредственное умозаключение? НЕ ВСЕ ГАЗЫ ЛЕГКО ВОСПЛАМЕНЯЮТСЯ, ЗНАЧИТ, НЕКОТОРЫЕ ГАЗЫ ЛЕГКО ВОСПЛАМЕНЯЮТСЯ.

3. Записать нижеследующее выражение естественного языка на языке логики высказываний, определить, является ли полученная формула логическим законом.

Если мы ясно видим, что Семён пьёт и закусывает, то неверно утверждать, что когда он пьёт, то не закусывает, и наоборот.

ВАРИАНТ 29

1. Исключите только одно понятие из ряда, так, чтобы оставшиеся можно было включить в один общий род, укажите этот род. «СОБАКА», «СЛЕПОЙ», «КОШКА», «ХОРОШО», «КОРОВА».

2. Преобразуйте следующее категорическое суждение с внешним отрицанием в суждение без внешнего отрицания: НЕ ВСЯКОМУ СТУДЕНТУ ПРИХОДИТСЯ ПЕРЕСДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ.

3. Записать нижеследующее выражение естественного языка на языке логики высказываний, определить, является ли полученная формула логическим законом.

Сказать, «я сдам зачёт и отдохну» и сказать, что неверно, что я не сдамзачёт и не отдохну, — значит сказать то же самое.

 

ВАРИАНТ 30

1. К какому виду относится следующее понятие?

Бессмертное живое существо.

2. Установите логическое отношение между высказыва­ниями в следующей паре:

Ни одна математическая проблема не приобрела та­кой популярности, как проблема «квадратуры круга»; существуют математические проблемы, которые при­обрели такую же популярность, как проблема «квадратуры круга».

3. Определите, правильность следующего силлогизма

Все деревья имеют листья.

Все кустарники имеют листья.

 
 


Все кустарники — деревья.

ВАРИАНТ 31

1. К какому виду относится следующее понятие?

Не бессмертное животное.

2. Записать нижеследующее выражение естественного языка на языке логики высказываний, определить, является ли полученная формула логическим законом.

Студент сдаст зачёт или по логике, или по философии, если будет посещать занятия.

3. Определите, правильность следующего силлогизма

Все события имеют начало и конец.

Все события происходят во времени.

Все, происходящее во времени, имеет начало и конец.

 

ВАРИАНТ 32

1. К какому виду относится следующее понятие?

Не бессмертный человек.

2. Правильно ли следующее непосредственное умозаключение? НЕ ВСЕ НЕБОСКРЁБЫ ВЫШЕ 45 ЭТАЖЕЙ, ЗНАЧИТ, ВСЕ НЕБОСКРЁБЫ НЕ ВЫШЕ 45 ЭТАЖЕЙ.

3. Записать нижеследующее выражение естественного языка на языке логики высказываний, определить, является ли полученная формула логическим законом.

Сказать, «я сдам зачёт и отдохну» и сказать, что неверно, что я не сдамзачёт или не отдохну, — значит сказать то же самое.

 

ВАРИАНТ.33

1. Исключите только одно понятие из ряда, так, чтобы оставшиеся можно было включить в один общий род, укажите этот род. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, НАРЕЧИЕ, ГЛАГОЛ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, МЕСТОИМЕНИЕ.

2. Установите логическое отношение между высказыва­ниями в следующей паре:

Все математики, стремящиеся к решению проблемы «квадратуры круга», уверены в успехе; некоторые ма­тематики, стремящиеся к решению проблемы «квадратуры круга», уверены в успехе.

3. Определите, правильность следующего силлогизма

Все киты плавают.

Все плавающие живут на деревьях.

Некоторые из живущих на деревьях — киты.

ВАРИАНТ 34.

1. К какому виду относится следующее понятие?

Коммерческая организация, своевременно и полностью делающая все необходимые платежи в бюджеты.

2. Преобразуйте следующее категорическое суждение с внешним отрицанием в суждение без внешнего отрицания: НЕВЕРНО, ЧТО НИ В ОДНОЙ БИБЛИОТЕКЕ НЕТ КНИГ, К КОТОРЫМ ОБРАЩАЮТСЯ ОЧЕНЬ РЕДКО.

3. Записать нижеследующее выражение естественного языка на языке логики высказываний, определить, является ли полученная формула логическим законом.

«Ты увидишь меня мертвым или победителем», то есть неправильно говорить, что ты увидишь меня не мёртвым и при этом не победителем.

 

ВАРИАНТ 35.

1. Можно ли рассматривать второе понятие в следующей паре как результат

обобщения первого? СТУДЕНТ - ЧЕЛОВЕК, ИМЕЮЩИЙ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

2. Решите следующую задачу с помощью истинностной таблицы:

На острове рыцарей (которые говорят только правду) и лжецов (которые говорят только ложь) за совершение некоторого преступления судили двух местных жителей М и Н. Обвинитель (также местный житель, о котором, однако, не известно рыцарь он или лжец) на суде сделал следующие заявления:

1) М виновен.

2) М и Н не могут быть виновны оба.

Можно ли что-нибудь утверждать относительно виновности М и Н, а также сказать, является обвинитель рыцарем или лжецом?

3. Определите, правильность следующего умозаключения

Все люди — философы; значит, некоторые философы явля­ются людьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.