Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть С




«Одним указом император запретил использовать выражение "Слово и дело!", произнеся которое доносчики привлекали внимание властей к совершённому или задуманному государственному преступлению. Этот обычай терроризировал общество и плодил ложное доносительство. Другим указом он ликвидировал страшную Тайную канцелярию – политическую полицию, место пыток и тайных казней. Фактически же доносы никто не отменил, просто теперь их следовало подавать без крика, в письменной форме, а функции "печально известной" Тайной канцелярии перешли к Тайной экспедиции Сената, в которую перевели всех работников бывшей Тайной канцелярии… Император подписал ещё несколько важных указов: он запретил преследовать старообрядцев, отменил ряд монополий, учредил Государственный банк. Все эти меры свидетельствовали, что новый государь, несмотря на свою экстравагантность, может стать крупным государственным деятелем.

Но самым важным государственным актом его правления стал Манифест о «даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Возможно, что его подготовили ещё при Елизавете. Согласно Манифесту дворяне впервые получали свободу от обязательной службы…»

С1. Назовите императора, о котором идёт речь. Под каким названием известна эпоха, на которую приходится время его правления?

С2. Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в тексте. Укажите не менее двух положений, приведённых для обоснования этого вывода.

 

«С первых лет жизни в России будущая императрица вела уединённый образ жизни, рано пристрастилась к чтению, которое стало её подлинными университетами. Она не любила мужа, была честолюбива и мечтала сама занять престол. Её желание стать русской императрицей осуществилось благодаря заговору, во главе которого стояли гвардейские офицеры, пользовавшиеся огромным влиянием в обществе.

После своего прихода к власти она вступила в переписку с видными французскими философами. Общение с ними существенно сказалось на её личности, а многие усвоенные ею идеи вошли в её программу преобразований, превратились в законы. Вместе с тем она оставалась самодержицей, ничем не ограниченной в своей власти. И первые реформы новой императрицы усилили эту власть ещё больше. Сенат был преобразован. Он лишился законодательной основы. В Украине ликвидировано гетманство, что укрепило империю. Кроме того, церковные земли отошли к государству, а почти миллион монастырских крестьян стали государственными. Церковь окончательно утратила экономические и нравственные рычаги влияния на политику».

С1. Назовите русскую императрицу, о которой идёт речь в отрывке, и укажите название, которое получила проводимая ею политика.

С2. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приводятся в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода.

 

«Императрица была безусловной противницей крепостничества, но опять же – только в душе. Конечно, проявления крепостного права были отвратительны. Но крепостничество являлось тем порядком, разрушить который в это время представлялось опасным для страны и для самой императрицы. Разгул пугачёвщины показал, что свобода понимается огромными массами народа не как равенство, порядок и ответственность, а как кровавая анархия с изуверствами, надругательствами над беззащитными стариками, женщинами и младенцами, разорением храмов и грабежом мирных сёл и городов, разбоем на всех дорогах. Крепостное право, с его системой отношений помещика – «отца» и крепостных – его «детей», воспринималось как начало, сдерживающее дикие страсти черни. Оно же было становым хребтом экономики, благосостояния дворянства, и простодушный вопрос Сумарокова о том, откуда же они, дворяне, в случае освобождения крестьян, будут брать себе слуг, не казался тогда наивным, не говоря уже о простых мыслях помещиков насчёт оброка и барщины.

Поэтому оставалась надежда только на эволюционный путь перемен: совершенствование законов, разумная регламентация, общее смягчение нравов, распространение просвещения среди как крестьян, так и дворян, нередко выходивших во главе шаек своих крепостных на большую дорогу».

С1. Назовите императрицу, о которой идёт речь в данном отрывке. Укажите годы, когда произошло народное выступление, упомянутое в отрывке.

С2. Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее утверждение, которое обосновывается в последующем тексте. Укажите не менее двух положений, приведённых для обоснования этого вывода.

 

Задания С3.

С3.1. В начале 1730 г. в широких кругах московского дворянства шло активное обсуждение сложившейся политической ситуации в стране, составлялись проекты переустройства, дворяне выражали императрице свою поддержку, а основным их требованием была ликвидация государственного органа, созданного четырьмя годами ранее.

1. Назовите императрицу, о которой идёт речь.

2. Назовите государственный орган, ликвидации которого требовало рядовое дворянство.

3. Почему рядовое дворянство требовало ликвидации данного государственного органа? Назовите одну любую причину.

С3.2. Русский военачальник, участник Северной войны, во время правления внука Петра I был назначен членом высшего совещательного государственного органа Российской империи. При вступлении на престол следующей императрицы военачальник выступил против ограничения самодержавия, предложенного другими членами этого органа. Благодаря такой своей позиции военачальник был назначен сенатором, позже президентом военной коллегии, но через год после этого назначения его арестовали, обвинив в произнесении оскорбительных речей в адрес государыни. Военачальник был освобождён, пробыв в заключении около 10 лет. Ему вернули награды, восстановили в прежнем чине и вновь назначили президентом военной коллегии.

1. Назовите эпоху, когда произошли все описанные события.

2. Укажите название высшего государственного органа Российской империи, о котором идёт речь.

3. Почему военачальник был освобождён?

С3.3. Осенним вечером на берегу реки Яик казаки горячо обсуждали прочитанное «прелестное письмо» с призывами к бунту против правительства –

послание, отправитель которого называл себя «чудом спасшимся» царём Петром III.

1. Укажите время, с точностью до половины века, когда происходили описанные события.

2. Кто был автором данного послания?

3. Укажите императора (императрицу), ко времени правления которого(-ой) относятся описанные события.

 

С3.4. Пребывание этого императора на троне было одним из самых коротких в истории Российской империи, но принятый в годы его правления закон о престолонаследии действовал 120 лет, вплоть до крушения российской монархии. Этот закон предусматривал передачу трона только по мужской линии –

от отца к старшему сыну, при невозможности такой передачи – к младшим сыновьям, а при отсутствии таковых – к братьям императора.

1. Назовите императора, о котором идёт речь.

2. Назовите с точностью до десятилетия время появления данного закона о престолонаследии.

3. Чем было вызвано издание данного закона? Назовите одну любую причину.

 

Задание С4.

С4.1. Существует точка зрения, что, несмотря на значительные различия, внутренняя политика правителей Российского государства эпохи дворцовых переворотов имела общие черты. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту общность.

 

С4.2. Существует мнение, что внутренняя политика российских императоров в 1725–1762 гг. не претерпела существенных изменений в сравнении с политикой Петра I. Тем не менее, можно увидеть некоторые различия. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эти различия.

 

С4.3. Существует точка зрения, что, несмотря на имеющиеся различия, положение частновладельческих и государственных крестьян во второй половине XVIII в. имело общие черты. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

 

С4.4. Существует точка зрения, что, несмотря на существование серьёзных отличий, народные восстания под предводительством Степана Разина и предводительством Емельяна Пугачёва имели общие характеристики. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

 

С4.5. Существует точка зрения, что, несмотря на наличие общих черт, народные восстания под предводительством С.Т. Разина и под предводительством Е.И. Пугачёва имели различия. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эти различия.

 

Задание С5.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Эпоха дворцовых переворотов». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внутренняя политика Екатерины II». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 4984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.