КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды доказательства
К данным тезисам подберите аргументы. Продемонстрируйте их связь с тезисом, используя индуктивную форму обоснования. К данным тезисам подберите аргументы. Продемонстрируйте их связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования. 1. Гражданин Королев имеет право заниматься частным предприни 2. Трудовой коллектив магазина «Восход» может приватизировать 3. Рабочий Греков имеет право на индексацию доходов. 4. Студент Андреев изучает логику. 5. Россия — федеративное государство. 6. Сделка, совершенная представителем нашей фирмы, является од 7. Свидетель Максимов обязан давать правдивые показания. 8. Суждение «Все студенты юридических вузов» изучают гражданское 9. Правовые науки относятся к сфере гуманитарного знания.
10. Монголия не является индустриально развитой страной мира. 11. Гегель — объективный идеалист, выдающийся представитель не 12. Некоторые формы общественного сознания нельзя назвать на 13. Франция — страна древней культуры. 1. Либерализация цен — разновидность «шоковой терапии» для эко 2. Согласно уголовному кодексу, некоторые виды должностных прес 3. Частный интерес — движущая сила развития производства. 4. Русская философия — самобытный этап развития мировой фило 5. Нарушение нормального соотношения между товарной и денеж
6. Партия оборудования, поставленная нашим заводом смежникам,
7. Многие выдающиеся юристы России конца XIX— начата XX века 8. Во многих странах, которые прежде шли по пути социализма, ныне 9. Любой вид индукции основывается на повторении признака у яв
10. Россия дала миру многих выдающихся ученых, писателей и ком 11. Менеджеры нашей фирмы неплохо знают основы социатьно- 12. Оживление национального самосознания в европейских и азиатс По способу обоснования тезиса различают два вида доказательства: прямое и непрямое /косвенное/. Прямым называется доказательство, в котором истинность тезиса устанавливается путем его непосредственного выведения из аргументов. Им пользуются в полемике и при ведении переговоров, в судебных заседаниях и при изложении материала в аудитории и т. п. Общая схема прямого доказательства: из данных аргументов необходимо следуют истинные суждения, а из последних выводим доказываемый тезис. Пример, нам надо доказать, что народные массы являются решающей силой общественного развития. Проделываем следующие операции: 1/. Записываем тезис о том, что народные массы являются решающей силой общественного развития /Т/; 2/. Подбираем аргументы. Народ — главный творец экономической жизни общества, создатель материальных благ, являющихся основой социальных и духовных процессов /а1/. Народ — самая основная сила революционного преобразования общественных отношений, его участием отмечены самые выдающиеся перемены в жизни европейских и других государств /а2/. Народ вносит немалый вклад в развитие духовной культуры общества, сберегая язык, подсказывая художникам темы для своих произведений и, наконец, давая истинную оценку творениям человеческого духа /а3/.
3/. Связываем аргументы с тезисом в демонстрации. Записываем итоговую схему: ai> а2> аз """" Косвенное /непрямое/ доказательство — такое доказательство, в котором истинность тезиса обосновывается посредством опровержения истинности противоречащего положения, т. е. путем доказательства ложности антитезиса. Из этого на основании закона исключенного третьего выводят истинность заданного тезиса. Существует два вида косвенного доказательства: апагогическое /или доказательство «от противного»/ и разделительное /методом исключения/. Апагогическое доказательство /от греч. уводящий, отводящий/ —непрямое, косвенное, как бы направленное в сторону доказательство. Здесь вместо аргументов, подтверждающих истинность суждения, временно допускается истинность противоречащего суждения, из которого выводятся следствия, которые оборачиваются противоречиями. Из последнего делаем вывод, что противоречащее суждение / антитезис/ ложно, и, следовательно, истинно доказываемое. Этим способом, т. е. доказательством «от противного» обосновываются многие положения математики, например: «Два перпендикуляра к одной и той же прямой не могут пересечься: сколь бы их ни продолжали». Однако мы дадим иллюстрацию на прежнем примере, т. е. попытаемся доказать, что народные массы являются решающей силой общественного развития косвенным апагогическим путем. 1/. Записываем тезис.../Т/; 2/. Выдвигаем антитезис: Неверно, что народные массы являются решающей силой общественного прогресса /Д/. 3/. Выводим из допущения следствия: Народные массы не создают материальных благ /CJ, не участвуют в социальных потрясениях /С2/, не влияют на духовное развитие общества /С3/. 4/. Сопоставляем выведенные следствия с положениями, истинность которых установлена, и приходим к выводу, что следствия ложны. 5/. Из ложности следствий выводим ложность антитезиса. 6/. Из ложности антитезиза делаем вывод об истинности тезиса. Разделительное косвенное доказательство применяется в тех случаях, когда известно, что доказываемый тезис входит в число альтернатив, исчерпывающих все возможности данного класса предметов или явлений. Например: Преступление могли совершить только либо А, либо В, либо С.
Доказано, что не совершали преступления ни А, ни В. Вывод: преступление совершил С. Истинность вывода /тезиса/ доказывается путем последовательного доказательства ложности всех членов суждения /А, В/, кроме одного /С/. Схема разделительного косвенного доказательства: 1/. Выявляются члены дизъюнкции /А, В, С/. 2/. С помощью аргументов обосновывается ложность всех членов дизъюнкции /А и В/, кроме одного /С/. 3/. На основании ложности членов дизъюнкции А и В делается заключение об истинности С. Рассуждение протекает в форме отрицающе-утверждаю-щего модуса разделительно-категорического силлогизма, с которым мы знакомились выше. УПРАЖНЕНИЯ:
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |