КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Толкование сновидений. Мы только что рассмотрели пример, демонстрирующий методику толкования снов
Мы только что рассмотрели пример, демонстрирующий методику толкования снов. Коротко говоря, ключ к шифру добывается следующим образом: пересказав сновидение, пациент в точности докладывает обо всем, что приходит ему на ум, когда он думает о том, что ему снилось, не подвергая свои мысли никакой цензуре и никак не пытаясь их упорядочить. Цель толкования – выяснить, какие напряжения Ид стремятся найти выражение в сновидении, каковы их подлинные цели и объекты и каково их значение для индивида. Эти факторы называются «латентным (или скрытым) содержанием» сновидения. Само сновидение в том виде, как его переживает и как передает его суть пациент, называют «манифестным (явным) содержанием». Толкование сновидения – это попытка узнать скрытое содержание, отталкиваясь от явного. Опытный толкователь снов иногда может и без ассоциаций пациента, по одному только явному содержанию догадаться, какие напряжения Ид стремятся выразиться в сновидении, и даже каковы их подлинные цели и объекты, но он не может узнать самого важного: какова ценность этих явлений для индивида. А пока индивид не осознает смысл явлений, прочувствовав его, интерпретация представляет для него ценность лишь как интересное научное исследование. Эти важные чувства человек может пережить, лишь создавая ассоциации к своему сновидению. Многие ошибочно полагают, будто важнее всего выяснить смысл сновидения. Это неверно. Смысл необходимо прочувствовать, чтобы интерпретация имела эффект с точки зрения облегчения соответствующих напряжений Ид, это и является целью процедуры. Толкователь должен иметь в виду, что сновидение представляет собой завуалированную попытку представить во сне некоторое чувство. Факторы, влияющие на формирование манифестного сновидения из латентного содержания, таковы: 1. Когда человек спит, Эго в значительной степени бездействует. Поэтому сновидение формируется почти без участия Эго, в компетенцию которого входит «упорядочение» материала и извлечение уроков из прошлого опыта. Поэтому после пробуждения Эго может найти сновидение абсурдным, беспорядочным, не отвечающим требованиям реальности: время, пространство, тяготение, смерть и другие фундаментальные факторы действительности, которые Эго должно принимать в расчет в бодрствующем состоянии, могут никак не влиять на содержание и сюжет сновидения[9]. 2. Во время сна Суперэго тоже отчасти бездействует. Поэтому спящий позволяет себе делать вещи, о каких, возможно, не посмел бы даже подумать наяву. 3. К числу бессознательных влечений, которые Эго в бодрствующем состоянии дезактивирует или, по крайней мере, контролирует, но которые свободнее выражаются во сне, относятся три «абсолюта». В своих сновидениях человек всегда бессмертен (если он и воображает свою смерть, то всегда выживает в качестве наблюдателя); его очарование неотразимо (он может обладать любой женщиной, какую захочет); сила мысли его беспредельна (если он думает, что может летать, он подпрыгивает – и летит). 4. Задача сновидения – показать сложные чувства в картинах. Но чувство не может быть изображено напрямую. Передать можно лишь действие, обозначающее это чувство. Невозможно изобразить на картине страх, но можно нарисовать испуганное лицо или иное проявление страха – бегство, например. Невозможно изобразить любовь, но можно показать сближение, преподнесение даров или половой акт. Невозможно изобразить ненависть, но уничтожение, изгнание или оскорбление – можно. Иногда перед сновидением ставится задача конденсировать все три чувства в единую картину, да еще и замаскировать их. Так же конденсированы и замаскированы могут быть цели и объекты чувств. В этом одна из причин, почему анализ какой‑нибудь одной детали сновидения может занимать иногда целый сеанс. В сновидении мистера Мелеагра очень активно использовался принцип «маскировки противоположностями», а также «маскировки символизацией». Когда мистер Мелеагр в конце концов почувствовал смысл своего сна, он сказал врачу (а не наоборот), что сон выразил давно забытое им желание иметь более тесный физический контакт с матерью. Таким образом, маски были сорваны. Его красивая мать по принципу противоположности приняла облик уродливой женщины; вместо того чтобы бежать к ней, он, опять же по принципу противоположности, бежал от нее; мужским органом владела она. Мужской орган символизировал резиновый валик, а жар его страсти, пусть и детской, – огонь. Фигура великанши служит хорошим примером «конденсации» нескольких чувств в одной картине. Во‑первых, она олицетворяла его мать. Во‑вторых, она изображала двух крупных и некрасивых массажисток, вызывавших у Мелеагра странное половое влечение. Вдобавок уродливость великанши олицетворяла уродливость его желаний, ее страшный вид обозначал страх, который он испытывал перед этими женщинами, а ее объемы изображали их могучие формы. Пока он с большим чувством рассказывал все это психоаналитику, сердце у него колотилось и все поры сочились потом. 5. И самое главное, толкователь должен иметь в виду, что пациент сам пишет сценарии своих сновидений. Сновидения являются продуктом его и только его психики. Как любой драматург, он может вставлять в свои сценарии любых персонажей и делать с ними, что ему вздумается. Выбрав себе героиню, он может жениться на ней, убить ее, сделать ее матерью, обратить в рабыню, избить, прогнать – сделать с ней все, что диктует ему воображение и допускает ослабленная цензура сонного Суперэго. Если он вожделеет, он может ласкать, кого ему вздумается; если завидует, может отнять предмет зависти; если чувствует себя виноватым, может наказать себя; если гневается, может убить. Но что бы он ни делал, какими бы масками ни прикрывал свои деяния, объекты и цели деяний, он удовлетворяет только свои желания и больше ничьи. Манифестное сновидение представляет собой компромисс между напряжениями Суперэго и неудовлетворенными желаниями Ид, и анализ сновидения приводит к латентным мыслям, которые рождаются этими двумя силами. Можно сказать, что во «вторичном» упорядочивании элементов манифестного сновидения может наблюдаться и влияние Эго.
Примечания для философов
1 и 2. Бессознательное Здесь можно усмотреть влияние Кожибского (Korzybski). Подробный рассказ о бессознательном для непосвященных можно найти в работе Ives Hendrick, Facts and Theories of Psychoanalysis.
3 и 4. Сновидения Работа Фрейда «Толкование снов» остается незаменимой. Можно почитать также часть II и 29‑ю лекцию («Пересмотр теории сновидений») его «Введения в психоанализ» («Complete Introductory Lectures on Psychoanalysis»). Фрейдовское исследование сновидений содержит так много тонкостей и нюансов, что даже многие опытные психоаналитики время от времени перечитывают «Толкование снов», каждый раз извлекая из этой работы что‑то новое для себя.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |