Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я агрессивен или нет?




Агрессия

Вам приходится расплачиваться за свою агрессию?

В жизни, как известно, за все приходится платить – за достижения и потери, за смелость и безволие, за характер и убеждения. Немалую цену человек отдает за свои негативные эмоции. Здоровье, отношения с близкими и друзьями, карьера и личное счастье – такой может быть цена злости и агрессии. И чем весомее ваши потери, тем, очевидно, явственнее проявляет себя инстинкт агрессии, тем труднее вам преодолеть его буйную силу.

Озлобленного и агрессивного человека побаиваются в семье, с ним реже встречаются приятели, сторонятся коллеги. Иногда окружающие прямо заявляют о своем нежелании иметь тесные контакты с агрессором. Возможно, они проявляют терпение, но сохраняют почтительную психологическую дистанцию – уж очень неприятно оказаться в «интимном пространстве» человека, которым управляет инстинкт. Бывает, что агрессора наказывают за эмоциональные разряды. Например, клиент или пациент пишет жалобу, учитель вызывает в школу родителей агрессора, администратор объявляет агрессору выговор или «бьет рублем». Практика, однако, показывает, что агрессивность, ставшая устойчивым средством энергетической разрядки, трудно поддается воспитательному воздействию. Перспективы дидактики более радужны, если агрессия личности носит относительно случайный характер.

Проверьте себя. Попробуйте выявить у себя агрессивные тенденции, отвечая «да» или «нет» на предлагаемые ниже суждения и ситуации.

1. Временами я неожиданно «взрываюсь» злостью, гневом.

2. Если я вижу, что мое раздражение или злость передается другим, то обычно тут же беру себя в руки.

3. Чтобы избавляться от накопившейся злости, я придумал себе особый ритуал: периодически колочу подушку, боксирую в стенку, бегаю вокруг дома и т. п.

4. На работе обычно сдерживаюсь, а дома бываю невыдержанным.

5. Иногда я понимаю, что вызываю у кого-либо злость, раздражение, но мне трудно изменить свое поведение или не хочу это делать.

6. Если мне хамят, я, как правило, сдерживаю себя от резкости.

7. Иногда я честно признаюсь себе: я плохой человек.

8. Стоит мне разозлиться, как я добиваюсь своего от окружающих.

9. Нередко я оказываюсь вовлеченным в какую-нибудь противоборствующую группировку.

10. Время от времени меня словно тянет поругаться с кем-нибудь.

11. Я часто расплачиваюсь за свою резкость или грубость.

12. Часто какой-нибудь пустяк выводит меня из себя.

13. Разозлившись, я могу ударить кого-либо (ребенка, партнера и т. п.)

14. Чувствуя прилив злости, я могу разрядиться на неодушевленных предметах (бью кулаком о стол, что-нибудь ломаю, бью посуду).

15. Я позволяю себе злость или гнев там, где меня никто не знает.

16. Я знаю, что мой характер – не подарок.

17. Если кто-нибудь из коллег плохо отзовется по моему адресу, я выскажу ему все, что думаю о нем.

18. Бывают минуты, когда я ненавижу или презираю себя.

19. Чтобы заставить себя сделать что-либо трудное или сложное, мне иногда надо себя хорошенько разозлить.

20. Бывало так, что я оказывался членом нехорошей компании (группировки).

21. Обычно, когда я поругаюсь с кем-нибудь, мне становится легче.

22. Некоторые люди обижены на меня за мою резкость или злобу.

23. Когда я очень устаю, легко могу разозлиться, выйти из себя.

24. Моя злость обычно быстро проходит, если тот, кто ее вызвал, извиняется или признает свою неправоту.

25. Мне удается гасить раздражение и прочие напряженные состояния в активном отдыхе – в спорте, туризме, культурных мероприятиях.

26. Бывает, я выясняю отношения с продавцом или клерком на повышенных тонах.

27. У меня острый язык: палец мне в рот не клади.

28. Я обычно легко «завожусь», когда сталкиваюсь с грубостью, агрессивностью или злостью окружающих.

29. Многое из того плохого, что случилось со мной в жизни, я наверняка заслужил.

30. Злость чаще всего помогает мне в жизни.

31. Я часто ругаюсь в очередях.

32. Иногда мне говорят, что злюсь, но я этого не замечаю.

33. Переживание злости или гнева явно вредит моему здоровью.

34. Иногда я начинаю злиться ни с того ни с сего.

35. Если я разозлюсь, то чаще всего отхожу почти мгновенно.

36. Чтобы успокоить нервную систему, я часто специально начинаю заниматься каким-либо делом (чтение, телевизор, хозяйственные заботы, профессиональная работа).

37. В транспорте или в магазине я бываю более агрессивен, чем на работе.

38. Я человек резкий или очень категоричный.

39. Если кто-либо будет зло шутить по моему адресу, я скорее всего поставлю его на место.

40. Я часто злюсь на себя по какому-либо поводу.

41. В общении дома я часто специально придаю своему лицу суровое выражение.

42. Если бы понадобилось пойти на баррикады, я бы пошел.

43. Обычно моя злость дает мне импульс активности.

44. Бывает, я по несколько дней переживаю последствия того, что не смог сдержаться от злости.

45. Бывают моменты, когда мне кажется, что я всех ненавижу.

46. Когда я чувствую прилив злобы или агрессии, то часто ухожу куда-нибудь, чтобы никого не видеть и не слышать.

47. Я часто успокаиваю себя тем, что сгоняю зло на вещах обидчика.

48. Иногда в транспортной толчее или в очереди я бываю столь агрессивен, что потом переживаю неловкость за себя.

49. Я часто бываю несговорчивым, упрямым, непослушным.

50. Я легко лажу с людьми, которые провоцируют грубость или злость.

51. Если бог когда-нибудь накажет меня за мои грехи, то это будет заслуженно.

52. Чтобы повлиять на окружающих, я часто лишь изображаю гнев или злость, но глубоко не переживаю, не испытываю этих состояний.

53. Я бы принял участие в стихийном митинге протеста, чтобы отстаивать вместе со всеми свои насущные интересы.

54. После вспышки раздражения, злобы я обычно хорошо чувствую себя некоторое время.

55. Моя раздражительность отрицательным образом сказывалась на отношениях с близкими или друзьями.

Обработка данных. Опросник позволяет вывести «индекс агрессии» с учетом 11 параметров, каждый из которых оценивается отдельно в интервале от нуля до 5 баллов. За каждый ответ, соответствующий «ключу», начисляется один балл; чем выше оценка, тем больше проявляется измеряемый показатель агрессивности.

1. Спонтанность агрессии: +1, +12, +23, +34, +45.

2. Неспособность тормозить агрессию: -2, +13, -24, -35, -46.

3. Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты: -3, -14, -25, -36, -47.

4. Анонимная агрессия: +4, +15, +26, +37, +48.

5. Провокация агрессии у окружающих: +5, +16, +27, +38, +49.

6. Склонность к отраженной агрессии: -6, +17, +28, +39, -50.

7. Аутоагрессия: +7, +18, +29, +40, +51.

8. Ритуализация агрессии: +8, +19, +30, +41, +52.

9. Склонность заражаться агрессией толпы: +9,+20,+31,+42, +53.

10. Удовольствие от агрессии: +10, +21,+32, +43, +54.

11. Расплата за агрессию: +11, +22, +33, +44, +55.

Интерпретация данных. Отсутствие или очень низкий уровень агрессии (от 0 до 8 баллов) – обычно свидетельствует о неискренности ответов респондента, о его стремлении соответствовать социальной норме. Такие показатели встречаются у людей со сниженной самокритичностью и завышенными притязаниями. Невысокий уровень агрессии – 9-20 баллов отмечается у большинства опрашиваемых. Он обычно обусловлен спонтанной агрессией и сопряжен с неумением переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты (в этом, возможно, нет необходимости). Средний уровень агрессии – 21–30 баллов обычно выражается в спонтанности, некоторой анонимности и слабой способности к торможению. Повышенный уровень агрессии – в пределах от 31 до 40 баллов. К атрибутам, характерным для ее среднего уровня, обычно добавляются показатели расплаты, провокации. Очень высокий уровень агрессии (41 и более баллов) связан с получением удовольствия от агрессии, перенятием агрессии толпы, провокацией агрессии у окружающих.

Правило 13. Научитесь переживать эффект «ОЙ!»

Данное правило завершает логику познания особенностей проявления своих эмоций и требований, которые предъявляет к ним общение. Вы многое узнали о закономерностях эмоций и о собственном эмоциональном поведении. Теперь важно добиться, чтобы имеющиеся знания приходили на ум своевременно и помогали в нужный момент – в процессе общения, когда важно избежать ошибок или тут же исправить допущенный промах. Какой прок от того, что знания остаются лишь теорией и хранятся в закоулках нашей памяти? Они должны «работать» на нас всегда, в ситуации «здесь» и «теперь».

В этом и заключается смысл эффекта «Ой!». Вы вовремя спохватываетесь, избегаете ошибки или мгновенно исправляете допущенный промах. Вы едва не отступили от известных вам требований, чуть было не пропустили фальшивую эмоцию – «Ой!» Примерно так спохватывается человек, сидящий за столом президиума, когда вдруг начинает засыпать. «Ой!» – вздрагивает он, почувствовав конфуз, и тут же приосанивается, мобилизует себя на активное участие в происходящем.

Вы пустили в ход эмоцию, перегруженную энергией и смыслом – «Ой!» Немедленно переходите к мягкой экспрессии: мимика лица приобретает коммуникабельные значения, в голосе зазвучали бархатные нотки, жесты пошли по малому кругу. В споре с оппонентом вы начали терять терпение и нервно стучать по столу ручкой, готовясь к отражению критики, – «Ой!» И вы даете себе команду на успокоение, вспомнив, что, если имеешь дело с некоммуникабельным партнером, то к нему надо проявить реакцию, опосредованную гуманистическими намерениями. «Какое психологическое напряжение испытывает бедняга, – подумали вы, – надо быть с ним помягче».

Идея вам понятна, теперь надо овладеть ее технологией.

Эффект «Ой!» достигается, если:

в конкретной ситуации общения вы постоянно помните о регламентирующих обстоятельствах. Это могут быть установленные правила, предписания профессионального содержания, рамки этикета, ограничения, накладываемые на вас социальным положением, возрастом, собственным полом или половой принадлежностью партнера. Некоторые люди, увы, забывают об ограничениях такого рода. Например, о том, что находятся при исполнении профессиональных обязанностей. Выходят за рамки дозволенного, превращая деловое общение в процесс демонстрации амбиций, характеров, капризов, невоспитанности;

у вас выработана привычка смотреть на себя со стороны. Научитесь представлять, будто за вами наблюдает доброжелательный, но требовательный помощник. Чаще вспоминайте о нем и говорите себе от его имени: это ты сделал правильно – впоследствии поступай точно так; в этом месте допускаешь ошибку – учти на будущее; а сейчас поступаешь совсем скверно – исправляйся немедленно. Эту контролирующую инстанцию можно назвать как угодно: внутренним голосом/совестью, мудрым наставником. Суть не в названии, главное не оставаться наедине со своим самодовольным «Я». Оно чаще, чем надо, прощает и оправдывает нас в самых сомнительных случаях;

вы научились исправлять свои коммуникативные ошибки, как только заметили их. Имейте мужество своевременно принести извинение за допущенную резкость, бестактность, обидное слово.

Возьмите за правило усиливать свое внимание и интерес к партнеру, как только почувствуете, что отвлекаетесь от слов говорящего. Вспомнив о своей плохой привычке не смотреть в глаза собеседнику, тут же обратите свой взор на партнера.

Почувствовав, что эмоции овладевают вами и выходят за рамки общепринятой символики, добейтесь уместной экспрессии. Партнер не понимает ваше эмоциональное состояние. Вы тут же сообразили в чем дело: вами допущена подмена состояний – вместо несогласия с идеей собеседника, вы стали демонстрировать агрессию. Немедленно умерьте свой пыл и используйте необходимую эмоциональную окраску;

вы взяли за правило компенсировать свои недостающие коммуникабельные качества при помощи дополнительных слов и знаков внимания, доброты, отзывчивости. Совет относится к тем, кто в силу своих индивидуальных особенностей или по неосмотрительности производит не лучшее впечатление на партнеров, не желая того. Например, кажется неприветливым, резковатым, замкнутым, недоверчивым, невеселым и т. п. Разве виноват человек в том, что помимо своей воли производит на мало знающих его партнеров некоммуникабельное впечатление? Сдвинутые брови и напряженное выражение глаз говорят о тревоге и беспокойстве, а эти состояния могут быть истолкованы партнером как свидетельство настороженности, колкости. Жизнь оставила на лице и в голосе след печали и разочарования. Такие вытянутые губы и заостренный нос создают впечатление зловредности и ехидства. Переиначивать выражение лица в подобных случаях почти бесперспективно, да и особого желания может не возникать. Тут и надо прибегать к средствам компенсации некоммуникабельных эмоциональных состояний.

При первых же контактах с новым партнером покажите свою подлинную сущность (разумеется, учитывая все обстоятельства). Это могут быть слова приветствия, знаки внимания и уважения, можно целенаправленно сокращать психологическую дистанцию в общении. Вы предлагаете перейти на «ты», разговариваете доверительным тоном, подсаживаетесь ближе к партнеру, охотно поддерживаете его толковые идеи и т. д. Постарайтесь, по крайней мере, не усугублять свои некоммуникабельные качества, как это делают некоторые. Вместо того, чтобы сглаживать неприятное впечатление о себе, они всеми доступными средствами, как нарочно, усиливают их манерой общения – держатся особняком, демонстрируют эмоциональную сопротивляемость, «холодный» интеллект, сенсорную недоверчивость. Всем своим поведением они как бы заявляют: да, Я не очень располагаю к общению, но ничуть не жалею об этом. У некоторых прямо на лбу написано: «Принимайте меня таким, как я есть».

Такие персонажи весьма осложняют межличностное общение. Их искренне жаль. Возможно, столь сомнительным способом они самоутверждаются, хотят обратить на себя внимание или ищут сочувствия. Возможно, они плохо воспитаны. Но немало среди них и таких, кто не понимает, что в общении надо как можно чаще обмениваться положительными эмоциональными разрядами.

Энергетический комфорт – критерий здорового образа жизни.

Приложение

Таблица перевода сырых баллов в процентные ранги данных по шкале «давление жалоб»

 

Методики, ключи, обработка и интерпретация данных 1

1. Интенсивность соматических жалоб

Гиссенский опросник соматических жалоб. Стандартизация и адаптация на отечественной популяции. Авторы:

В. Абабков, С. Бабин, Г. Исурина, Е. Кайдановская, Б. Карвасарский, Г. Крылова, Л. Малкова, И. Трегубов, Е. Чехлатый

2. Гипертимия

3. Эйфория

4. Неуправляемая эмоциональная возбудимость

5. Тип поведенческой активности

Авторы модификации и адаптации: Л. Вассерман, Н. Гуменюк

6. Воспроизведение негативных эмоциональных инграмм

7. Эмпатия

8. Нейротизм (тест Айзенка)

9. Алекситимия

Авторы адаптации: Д. Ересько, Г. Исурина, Э. Карпова, Т. Корепанова, Г. Крылова, А. Тархан, Е. Чехлатый, В. Шифрин

10. Эмоциональное выгорание

11. Формулы преобразования энергии воздействия

12. Доминирующая стратегия психологической защиты

13. Установка к людям

14. Уровень коммуникативной толерантности

15. Сила мышечно-энергетических зажимов

16. Дезорганизующие эмоциональные реакции

17. Реактивная тревожность (разработка Ч. Спилбергера, адаптация Ю. Ханина)(с. 294)

18. Аффективные состояния

19. Неотреагированные переживания

20. Немотивированная тревожность

21. Личностная тревожность (тревожный фон) (разработкам. Спилбергера, адаптация Ю. Ханина)

22. Фрустрация

23. Социальная фрустрированность (модификация методики Л. Вассермана)

24. Дистимия

25. Депрессия и близкие состояния

(Опросник Зунга, адаптация Т. Балашовой)

26. Депрессивное состояние тоскливая и меланхолическая репрессия.

(Автор В. Жмуров; редакторская правка В. Бойко)

27. Циклотимия

28. Экзальтированность

29. Нервно-психическая устойчивость («Прогноз»)

Разработка Санкт-Петербургской военной академии

30. Тип изменений психогигиенического «Я-образа»

31. Коммуникабельное значение экспрессии

32. Обстоятельства, мешающие устанавливать контакты на эмоциональной основе

33. Агрессия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.