Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Попытки научного объяснения




Так же как Альберт Эйнштейн, основываясь на незначительных несоответствиях физической картины мира, пришел к своему смелому проекту новой системы мира, английский биолог Руперт Шелдрейк открыл новые горизонты биологии. Он подошел к биологии с научной точки зрения и начал исследовать несоответствия и противоречия, вместо того чтобы делать вид, что их не существует. В этом смысле и биология, и в первую очередь медицина до сих пор не соответствуют своим собственным притязаниям на то, чтобы считаться науками, поскольку они не исследуют необъяснимые феномены и чудеса, а замалчивают их. Настоящая наука должна иметь достаточно мужества, чтобы, столкнувшись с новой проблемой, подвергнуть сомнению все предыдущие результаты. Гипотеза о том, что все лебеди белые, может подтвердиться много тысяч раз, однако появление первого черного лебедя сразу же опровергает ее. В науке исключение уничтожает правило; в медицине и биологии оно — совсем как в известной пословице — подтверждает его, следуя детскому принципу: один раз не в счет. Физики доказали свою научную смелость, когда признали крушение своей старой, хорошо функционировавшей картины мира из-за появления крошечных несоответствий и создали взамен новую, гораздо более сложную систему, лишенную каузальности и надежного представления о времени.

И Руперт Шелдрейк нашел в себе отвагу заняться исследованием противоречий в биологии, которые до пего никто не принимал во внимание. Вот описание одного из его загадочных экспериментов. Изучая, может ли наследоваться приобретенное знание, биологи построили лабиринт и измеряли время, необходимое крысам для того, чтобы выбраться оттуда. Они тренировали крыс до тех пор, пока тс не научились находить выход за очень короткое время, а затем скрестили их. Крысята, которых никто не обучал, выполнили задание за то же время, что и их тренированные родители, и ученые уверились в том, что доказали факт наследования приобретенных знаний. Однако когда скептически настроенные биологи в другой части света провели аналогичный эксперимент с соответствующим лабиринтом, но с другими крысами, они с изумлением установили, что эти крысы выполнили задание за такое же время, что и их тренированные сородичи. Неоднократно повторив эксперимент в разных уголках планеты, ученые с удивлением признали: в том, что касается скорости выбегания из лабиринта, крысы во всем мире находятся теперь на одном уровне.

После изучения ряда подобных, необъяснимых официальной биологией результатов Шелдрейк сформулировал теорию морфо- генных нолей. Эти гипотетические поля способны без передачи материи и энергии управлять развитием и обеспечивать синхронную доступность информации. В работах Шелдрейка прослеживается близость с представлением Платона о том, что реальный мир, который мы видим, является отражением трансцендентного мира заданных архетипических идей и форм. Говоря проще, Шелдрейк формулирует то, что давно было известно религии: в начале существовал образ, представление или поле уже готового предмета, существа или процесса. Этот образ предегавля- ст собой форму, которую заполняют материя и энергия, чтобы воплотить заданную цель. Неэнергетический, задающий форму образ Шелдрейка можно сравнить с представлением, которое лежит в основе строительного плана дома. Идея дома — нематериальная основа, без которой невозможно начало строительства и которая при этом является неосязаемой. Бумага, на которой изображен план, является лишь носителем этой нематериальной информации. Шелдрейк утверждает, что каждая форма нуждается в вышестоящем морфогенном поле.

Эта гипотеза позволяет объяснить многие ранее непонятные феномены, например способность к регенерации хвоста ящерицы или аналогичную способность мозга восстанавливаться после серьезных повреждений. Кажется, что мозг предпринимает все возможное для того, чтобы вновь прийти в соответствие со своим морфогеппым полем. Эта теория также помогает объяснить принцип действия прививок — организму достаточно лишь образа возбудителя болезни. Он не должен быть активным или живым. Даже десятилетия спустя после однократного знакомства с этим образом организм способен к немедленной выработке антител.

Благодаря этой теории становится попятно, почему клетки бурно размножаются в культурах, а в органах растут только в соответствии с заданной формой. И первом случае у них отсутствует образец в виде морфогеиного поля. Находится и удовлетворительное объяснение гомеопатии, которая путем растворения веществ передает информацию воде, или такому химическому феномену, как введение в насыщенный раствор готовых кристаллов для облегчения кристаллизации. Как только в раствор попадает образец кристаллов, которые необходимо получить, он сразу же начинает их производство. Теория формообразующих полей подтверждает даже часть эволюционной теории Дарвина.

Еще древние мудрецы утверждали, что целое есть нечто большее, чем сумма его частей. Частям не хватает образа, а поле — груда камней — само по себе не может превратиться в дом.

Шелдрейк исходит из существования иерархии, па вершине которой находится соответствующее ноле: поле митохондрий (источника энергии клетки) в соответствии с его теорией находится в ядре клетки, поле клетки находится в ткани, а поле ткани — в органе. Поля органов могут находиться в органах высшего порядка, таких как чакры, а поля чакр — в человеке в целом. Образ человека следует искать в Боге, о чем и говорит Библия[6].

Таким образом, в случае болезни первичное нарушение находится не в соответствующем органе, а в вышестоящем поле: это нарушение сохраненного в этом поле образа. Задача терапии образов заключается именно в том, чтобы восстановить соответствие целостных образов с общим полем тела, души и духа и сохранить эти образы на соответствующем уровне.

Несмотря на то, что теория Шелдрейка объясняет многие феномены, она не позволяет прояснить вопрос происхождения первого образа. Для этого нам приходится обращаться к истории сотворения мира, изложенной в Священном писании, или к несовершенным научным знаниям. Так же как Макс Планк и Альберт Эйнштейн, Шелдрейк в конце своих рассуждений возвращается к Богу. Тот, кто доводит свои рассуждения до конца, всегда приходит от полярности к единству, то есть к Богу.

СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЭТОЙ книги

Как и все прочие виды медитации, управляемые путешествия в наш внутренний мир живут за счет практического опыта, а не теоретического знания. Создание кафедры теоретической медитации было бы типично западным недоразумением. Исходя из этого, моей основной задачей является представление самого широкого круга возможностей для получения соответствующего опыта. С другой стороны, сейчас, когда управляемые медитации под разными названиями проникают в самые разнообразные сферы жизни, мне представляется особенно важным рассказать как о тех шансах, которые они дают, так и о возможных опасностях.

Практические возможности, которые открывает эта книга, весьма разнообразны, при этом книга в первую очередь рассчитана на читателя, который мечтает как можно скорее превратиться в практика и отправиться в путешествие. Сейчас, когда люди стремятся к экономии времени и именно поэтому страдают от его полного отсутствия, сказки, устные рассказы и литературные истории практически исчезли из повседневной жизни. У нас нет ни времени, ни желания находить себе какое-либо духовное занятие вечером после окончания рабочего дня. Большинство людей в изнеможении падают перед телевизором и позволяют кормить себя консервированными полуфабрикатами. Кроме того, художественные фильмы, с одной стороны, становятся все более реалистичными, а с другой — все более фантастичными. Возможности компьютерной анимации позволяют нам сегодня создавать на экране любые ирреальные миры. Этот жанр, получивший название «фэнтези», во многом стал заменой нашей собственной фантазии. Разумеется, внешние образы — тоже образы, и иногда они лучше, чем полное отсутствие фантазии, однако они не могут заменить человеку мир его собственных образов; отчасти они даже препятствуют их возникновению.

Дети, читающие книги, зависят от своей фантазии, которая помогает им проиллюстрировать прочитанные истории внутренними образами. Те дети, которые смотрят видео вместо чтения, получают готовые, созданные за них образы, поэтому их собственная фантазия не работает, и такие дети практически не развиваются. Сказка, рассказанная на ночь, пробуждает воображение, архетипическис структуры сказок оставляют достаточно свободного пространства для образов собственной фантазии, которые встраиваются в эти структуры. Рассказывание ребенку сказки — как это было принято раньше — оставляет ему возможность для собственного внутреннего оформления и развития затронутых тем. Такие истории живут как бы сами по себе, наполняя общество людей жизнью. Они пробуждают собственные мечты и фантазии, не заполняя внутренний мир готовыми шаблонами.

Тс же люди, которые вечер за вечером заполняют свой досуг телевизионными программами, не чувствуют себя пробудившимися или наполненными жизнью — напротив, после таких вечеров они ощущают изнеможение и с трудом добираются до постели, если еще раньше не засыпают прямо перед «ящиком». Само прозвище «ящик» достаточно ярко демонстрирует, с чем мы имеем дело. Слово «таивидение» также весьма открыто говорит само за себя: этот процесс способствует отдалению человека от собственной души. Рассказывая или слушая сказки и истории, человек занимается своей душой. Во время просмотра телевизора он ускользает сам от себя. Разумеется, это не означает, что определенные темы, которые действительно волнуют человека, не могут пробудить внутренние переживания, выступая в форме кинофильма.

Возможно, что волна увлечения медитациями, свидетелями которой мы стали, также является своеобразной реакцией на поверхностный подход к жизни и отдаление людей от своей собственной души. Управляемые медитации могут помочь установить связь между старыми традициями рассказывания историй и вновь возникшей современной потребностью в медитации и духовной пище. Рассказ о путешествиях во внутренний мир содержит в себе элемент сказки и устанавливает контакт с внутренними структурами души, которые под воздействием услышанного пробуждают сознание человека или углубляют его религиозные ощущения.

Ранее такую функцию выполняло чтение жития святых или прослушивание легенд об этих духовных сподвижниках. Люди вместе со святыми переживали их истории, как будто это была их собственная жизнь. Они оживляли свои души благодаря примерам особенных людей, жизни которых стали своего рода архс- тииическими образцами. Та история, которая в конечном счете сохранялась в виде легенды, обычно имела мало общего с реальными историческими событиями; однако это было уже неважно.

Речь идет лишь об образце, котором)' необходимо внутренне следовать. По этой причине притчи и истории из Священного Писания могут служить прекрасным источником для медитации. Именно поэтому Игнатий Лойола рекомендовал своим братьям по ордену самим пережить описанные в Квангелиях события в форме управляемых медитаций. Не случаен и тот факт, что иезуиты до наших дней считают очень важным для собственного познания контакт с внутренними сферами; ведь именно иезуиты первыми принесли на Запад дзен-медитацию.

Переход от рассказывания историй к управляемой медитации — вполне естественный процесс. Рассказывая ребенку сказку на ночь, смысл которой с точки зрения взрослых заключается в том, чтобы ребенок поскорее заснул, следует через несколько минут после начала рассказа включить в сказку призыв закрыть глаза и представить себе дальнейшее развитие событий. Если это не будет выглядеть явной уловкой поскорее закончить рассказ, ребенок, скорее всего, последует призыву и плавно перейдет из управляемого путешествия по миру сказочных образов в мир своих сновидений. Разумеется, в этом случае очень многое зависит от мастерства взрослого рассказчика, которому необходимо гармонично и естественно объединить сюжетную линию излагаемой истории и управляющее воздействие.

Наши возможности вновь обрести доступ к миру внутренних образов весьма разнообразны, и мы приведем здесь лишь несколько примеров. Например, Рождество, если отмечать его в исконных, христианских традициях, дает возможность рассказывать рождественскую сказку с закрытыми глазами, лично сопереживая всему происходящему. Окружающая обстановка — свечи и соответствующие ароматы — идеально подходит для перехода в состояние транса.

В этом смысле все торжественные события и праздники могут быть использованы для углубления в себя. Каждый юбилей дает возможность загл51нуть во внутренний мир образов и воспомина ний и обратиться к особенно важным событиям прошлого. Как правило, оглядываясь назад, человек может лучше понять и разрешить нынешние насущные проблемы. Таким простым путем можно извлекать уроки из прошлого и достигать примирения с ним. Неважно, произойдет ли это в годовщину свадьбы или на юбилей фирмы.

Весьма уместной будет медитация в последний вечер уходящего года, когда мы последовательно вспоминаем и оцениваем наиболее важные события уходящего года. В первый день нового года появляется возможность оценить свои планы и намерения на предстоящий год и во внутренних образах пережить различные варианты развития событий. Поэтому нам совсем не обязательно учиться на своих ошибках; напротив, мы можем выбрать более приятный вариант — совершить определенную «тренировку» с использованием мысленных образов.

Эта методика также очень хорошо подходит для дней рождения. Предпоследняя медитация из нижеприведенного цикла «Микрокосмос Человек = Макрокосмос Земля» предназначена именно для того, чтобы помочь человеку примириться со своей собственной историей. Такая медитация в качестве подарка близкому человеку может значить для него гораздо больше, чем любая материальная ценность.

Вероятно, самым простым и действенным упражнением является следующее: каждый вечер в постели, перед тем как заснуть, нужно рассказать самому себе о прожитом дне в форме образной медитации. Эта собственная «сказка на ночь» поможет вам приблизиться к приятному погружению в мир сновидений, как в детстве, а со временем приведет к серьезному росту осознанности и трезвости всех ваших «дневных» действий.

Тексты медитаций в этой книге представляют собой своеобразный путь для возвращения к рассказанным и пережитым в форме внутренних образов историям. Вы можете отправиться в этот путь с вашим единомышленником: тогда вы сможете по очереди дарить друг друг}’ управляемые медитации. Подобрав соответствующую фоновую музыку, необходимо прочитать про себя или вслух выбранный текст. Тексты медитаций воспринимаются, как правило, с некоторым трудом и вызывают скуку. Поэтому я рекомендую очень простую методику: сначала следует прочитывать каждое предложение про себя и лишь затем «свободно» повторять его. Рекомендуется использовать эту же методик)' и при использовании кассет, поскольку зачитываемый текст обычно кажется несколько монотонным. Такой способ имеет неоспоримое преимущество: он требует от инструктора больше време ни, а это «лишнее» время, как правило, совершенно необходимо медитирующим. Разумеется, есть люди, которые читают таким образом, что вышеописанная методика оказывается совершенно излишней. Произнесение текста вслух — нечто большее, чем вспомогательное средство; «озвученные» медитации являются живыми и поэтому они предпочтительнее любых заготовок, даже если тс более совершенны с технической точки зрения. Разница примерно та же, что между рассказанной сказкой и снятым но ее мотивам фильмом.

Несмотря на это, в наше время мы переживаем настоящую атаку технических средств. Эти возможности, впрочем, не являются чем-то излишним. К примеру, разобравшись в теме с использованием изложенной в книге информации, мы затем можем уже с помощью кассет предпринять первые — в данном случае уверенные — шаги. Ведь кассеты со сказками все же лучше, чем полное отсутствие сказок. То же можно сказать и о медитациях. Если существует возможность проведения только одной «живой» медитации в месяц, стоит с благодарностью воспользоваться этой возможностью, а на остальное время запастись своими собственными или готовыми кассетами.

С помощью медитаций из практической части этой книги вы можете смело отправляться в путь вообще без какого-либо сопровождения. Для этого необходимо записать тексты медитаций на СО-диски. Если запись будет сопровождаться соответствующей музыкой, вы получите медитацию, которая соответствует вашим индивидуальным потребностям. Запись можно сколь угодно совершенствовать с помощью микшера. Например, вы можете включить в нее подходящие звуки природы. После определенной тренировки с приведенными в этой книге текстами медитации вы сможете также внести в тексты собственные изменения и дополнения в соответствии с вашими индивидуальными потребностями.

С помощью записанных на СО медитаций вы можете обеспечить себе вігутрсппсс руководство, создать подходящую атмосферу и подойти к решению многих проблем. Такие С О-путешествия уводят нас в близкий нам по духу мир растений и животных, для того чтобы помочь нам примириться с собственными внутренними силами и найти своего союзника в родственном мире.

Я рекомендую время от времени прослушивать медитации на СО. Вас не должно беспокоить, что вскоре ваш интеллект устанет от постоянного повторения этих текстов, поскольку упражнения направлены не па интеллект. В принципе, любые медитации и довольно утомительны для интеллекта. Действительно, что может быть скучнее, чем в течение нескольких часов наблюдать за собственным дыханием, как это делается во время медитации дзен и випассана, или постоянно думать об одном и том же звуке, как в случае мантра-медитации?

Частое повторение одной и той же записи в первую очередь рекомендовано при проведении медитаций, которые направлены па решение одной определенной проблемы, например болезни. В этом случае имеет смысл приобрести СП-диск, посвященный данной теме, или, опять же, создать запись самостоятельно. Разработать ту или иную тему можно с помощью специальной литературы — книг, посвященных толкованию картин болезней. Вместо того чтобы один раз прослушать диск и ожидать наступления чуда, рекомендуется в течение месяца проводить ежедневные медитации. В этом случае уместно вспомнить каплю, которая «точит камень». Любая болезнь не возникает как гром среди ясного неба; такой вариант довольно трудно представить. Следовательно, потребуется время и для того, чтобы болезнь раскрыла свои тайны и скрытые в ней послания. Па практике подтвердилось, что для этого требуется около одного лунного цикла.

В целом имеет смысл добровольно уделять болезни по полчаса каждый день, непринужденно и осознанно прислушиваться к ней и к ее жалобам, поскольку она, так или иначе, требует нашего внимания. Практика показывает, что в оставшееся время болезнь, скорее всего, оставит вас в покое, поэтому эти полчаса можно считать весьма выгодной инвестицией. В случае тяжелой болезни рекомендуется продолжать медитации и после завершения первого месяца. Следует чередовать эти медитации с другими, например, воспользоваться СО-днском «Внутренний лекарь»1. При хронических болезнях диск является оптимальным решением еще и потому, что произнесение текстов медитации в течение продолжительного времени может оказаться неудобным для ваших помощников. Кроме того, тексты на диске подобраны оптимально, а во многих ситуациях просто нельзя терять время на самостоятельный поиск наиболее подходящего варианта.

 

1 См.: Рудигер Дальке, «Внутренний лекарь», Мюнхен, 1988 (Rüdiger üahlke, Innerer Arzt, München, 1988), две Г)0-минутные медитации, направленные на активизацию способностей к самоисцелению и на создание своего собственно­го ритуала исцеления на кассете или CD-дпске. (Изданы на немецком языке.)

 

Несмотря на то, что подобные медитации являются вынужденной мерой, а основным побуждением к дейстию

необходимость излечения, все это не отменяет законов медитации. С помощью медитации нельзя добиться никаких внешних событий, нс говоря уже о чудесах. Принуждение и насилие чужды самой сущности медитации. Однако она может помочь человеку созреть для чуда. Нижеприведенная реальная история поможет понять связанные с этой ситуацией проблемы.

В одном из известных университетов США проводились исследования паранормальных явлений. В рамках исследовательского проекта несколько человек предприняли попытку силой мысли отклонить стрелку компаса от направления север-юг. Сначала на этот эксперимент отвели четыре недели, однако поскольку ни одному из участников эксперимента не удавалось добиться никаких результатов, через неделю напряженных усилий, направленных на концентрацию, было принято решение о сокращении срока в два раза. Верные интересам науки участники эксперимента до последней минуты оставались на своих местах, хотя по-прежнему ничего не происходило. Однако в момент завершения эксперимента у большинства из них стрелки шевельнулись. После долгого изучения этого удивительного феномена было установлено, что для достижения измеримого эффекта необходима как напряженная концентрация, так и следующее за ней расслабление. Одно действие без другого никогда не приведет к желаемому эффект)'.

Аналогичная история, хотя и сопровождаемая совершенно иными обстоятельствами, известна в традиции дзен-буддизма: монах уже двадцать пять лет живет в одном монастыре, так ни разу и не испытав сатори (кратковременного просветления), несмотря на то что он прилагает все свои силы именно для достижения просветления. Многие монахи, прибывшие в монастырь после него, уже испытали это состояние. После четверти века, проведенной в постоянных жесточайших усилиях и без единой жалобы, он отправляется к настоятелю за советом. Настоятель говорит: «Я считаю, что ты действительно не на своем месте», — и отсылает его из монастыря. Впервые за двадцать пять лет монах покидает монастырь; на улицах Киото он чувствует себя чужим и потерянным. К счастью, вскоре он оказывается в районе, где все люди радостно и дружелюбно приветствуют его. Монах принимает приглашение молодой симпатичной женщины, которая совершенно неожиданно устраивает ему великолепный прием. Когда она раскрывает перед ним храм своего тела, он почти теряет сознание — и в этот момент достигает просветления. Теперь он хочет открыть эту удивительную возможность всем ищущим ее и создает соответствующий «монастырь». Однако, к его изумлению, ни один из его учеников не достигает просветления, используя эту приятную методику. Этот случай также показывает, что для достижения цели необходимы обе стороны: концентрированные усилия и расслабление — мужское и женское начала, инь и ян.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.