Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алишер Навои




 

1.1. Зарождение хиромантии

Книга посвящена двум направлениям, рассматривающим особенности строения кисти человека: науке о мельчайших линиях и рисунках ладонной поверхности кожи — дерматоглифике1 и оккультной науке — хиромантии2, использующей особенности строения руки для предсказаний судьбы. Оба эти направления зародились в глубокой древности в тесной связи с практикой первобытного человека.

Рука как выразитель особенности трудовой деятельности привлекла к себе внимание с глубокой древности. Использование простейших орудий труда - палки и камня -явилось началом выделения человека из животного мира.

По мере усложнения орудий труда деятельность человека становилась все более разнообразной и эффективной.

 

' От латинского derma - кожа, glyphe - гравировать.

1 От греческого хирос — рука, мантика - гадание.

 

И в этом процессе на первых этапах эволюции человеческого общества развитие руки, ее способности к более точным движениям, играло не менее важную роль, чем развитие мозга.

Как показывает рис.1, для изготовления орудий из кремня и применения их по назначению требовалось умение, а главное, высокая манипуляционная подвижность руки. Вот почему руке с самой глубокой древности придавали магический смысл.

Рис. 1. Последовательность обработки и употребления орудий, древнекаменного века

 

На стенах пещер, которые служили местом обитания древних людей, живших 40 - 35 тысяч лет назад, найдены изображения руки. Оттиски ладоней, выполненные природ

ми красками - черной (двуокись марганца) и красной (охра разных оттенков), - обнаружены в настоящее время более чем двадцати пещерах Франции, Италии, Испании, на рале и в Сибири. Н.Н. Диковым описаны рисунки на Прибрежных скалах чукотской реки Пегтымель. Приведенный ниже рис.2 передает фризы древних художников, обнаруженные в пещере Кастильо (Испания). Вместе с ризиками животных, служивших целью охоты, на ее стенах аображено множество рук, среди которых немало поврежденных (без фаланг отдельных пальцев или же вовсе без пальцев).

 

Pur. 2. Изображение рук на стенах пещеры Кастильо (30 тыс. лет до н.э.)

 

Специалисты в области палеолитического искусства (Гущин, Столяр и др.) связывают пещерные рисунки с начальной фазой развития искусств. На этом этапе человек наблюдал и запечатлевал конкретные предметы, окружавшие его, зверей, служивших ему источником пропитания, и свою руку, которая приводила в действие изготовленные им орудия и во время охоты сама становилась орудием труда. Руки, случайно окрашенные красной глиной, устилавшей пол некоторых пещер, или кровью убитого животного, а затем прижатые к стене пещеры, оставляли на ней изображение. Эти действия впоследствии становятся преднамеренными и более частыми. Что касается изображений поврежденных кистей, запечатленных на стенах пещер, то это могли быть как случайные травмы руки, полученные в процессе производственной деятельности, так и ритуальные травмы руки, связанные с магическими обрядами, которые начинают зарождаться уже на стадии палеоантропа.

Отпечатки рук и примитивные скульптуры животных, сделанные из глины, относят к первой стадии развития изобразительного искусства. Позднее стала появляться барельефная лепка. Переход от отпечатков и примитивной скульптуры к барельефной лепке, а затем и к рисунку знаменовал собой новый шаг в развитии как самого искусства, так и абстрактного мышления.

Развивалось воображение первобытного человека, и наряду с предметно-образным мышлением формировалось абстрактное, как более совершенное. На первых этапах своего становления человек не отделял себя от окружающей природы, не видел различия между живой и неживой природой. Такое мировосприятие отразилось в мифологии первобытных племен. В этих мифах определенные действия, способность мыслить и говорить приписывались не только людям, но также зверям, камням и стихиям. Свое собственное «я» человек не отделял на этом этапе от природы, считая, что вещи и существа могут переходить друг в друга. Отсюда различные формы первобытных верований: фетишизм - почитание вещей и магия - действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных и человека. В промысловой магии (действия охотников, направленные на удачную ловлю) руке придавали особое значение. Об этом свидетельствуют рисунки на стенах пещер — стоянок первобытного человека более позднего времени. Теперь от позитивных отпечатков перешли к запечатлению контуров руки, обрисованных теми же естественными красками.

Еще в глубокой древности знали о неповторимости кожных узоров каждого человека и всячески использовали это открытие в повседневной практике. Известно, что у ассирийцев, вавилонян, народов Индии, древних славян существовал обычай ставить отпечатки пальцев на важнейших документах, глиняной посуде и других предметах, что указывало на принадлежность этих предметов данному лицу. Об этом свидетельствуют вещественные доказательства, дошедшие до нас. Так, в Филдовском музее естественной истории (США) хранится глиняная китайская печать, относимая к III в. до н.э., на которой отчетливо виден отпечаток большого пальца. Отпечатки «перстов» на керамике дописьменного периода находили и европейские археологи.

В Китае в древности существовал обычай ставить на актах продажи детей отпечатки их ладоней и подошв. В эпоху династии Танг (618 - 906 гг.) отпечатки пальцев применялись для опознания преступников. В это же время в Китае появилась и первая классификация пальцевых узоров. Были выделены два типа пальцевых рисунков: 1о — завитковые узоры нынешней классификации и U— узоры с одной дельтой, или петлевые. Сейчас в научной практике выделяют и третий тип пальцевых узоров — бездельтовые, или дуги. Отсутствие этого типа в китайской классификации объясняется тем, что дуговые узоры у китайцев и некоторых других народов монголоидной расы встречаются с частотой не более 2 /о, т.е. очень редко. Как видим, внимание к кожным узорам руки с самых ранних исторических этапов непосредственно связано с практической деятельностью. Параллельно с развитием биологии и медицины, дающих представление о функциональной значимости руки, о строении ее как органа, шло дальнейшее углубление знаний о кожных узорах, о том, какую функцию они несут, когда появляются у человека, и как изменяются в течение жизни. Но здесь нужно вспомнить, что наука в древнем обществе лишь начинает дифференцироваться в системе различных форм общественного сознания, включая религию и мистику.

Вера в магию породила со временем более сложные идеологические представления: убеждение, что жизнью каждого человека управляет отдельное божество, вера в судьбу и др. Древние греки обычно изображали богиню судьбы с весами в руках, на чашах которых находились люди. От воли богов, поставивших на чашу весов судьбы людей, зависел успех в битве и жизнь воинов или рабов (рис. 3).

Древний человек вместе с выполнением магических действий, направленных на успех в том или ином деле, пытался

предугадать и будущее. Так возникают различные виды мантики - гадания и предсказания судьбы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.