КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шум и ярость» Фолкнера и «Йерма» Федерико Гарсиа Лорки 3 страница
(обратно) Пастернак Б. Собрание сочинений в пяти томах. «Худ. литература», – М., – 1990, Т. 3, – С. 91–92. (обратно) Некрасов Н.А. Сочинения. – Л., – Гос. изд. худ лит., – 1957, – С. 329. (обратно) См.: Белый А. Мастерство Гоголя, – МАЛП, – М., – 1996, – С. 117. А. Белый пишет: «поместья – круги Даитова ада; владетель каждого более мертв, чем предыдущий». (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, –. М., – «Русская книга», – 1994, – С. 25. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, –. М., – «Русская книга», – 1994, – С. 111. (обратно) Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. – М., – «Худ. литература», – 1986, – Т. 2, – С. 187. Далее в тексте в скобках указывается номер главы и строфы. (обратно) «Бедный Йорик!» – слова Гамлета на могиле шута. (обратно) Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. – М., – «Худ. литература», – 1986, – Т. 2, – С. 483. (обратно) Библия. – Издание Московской патриархии, – М., – 1989, – С. 1104–1105. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, М., – «Русская книга», – 1994, – С. 88. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, М., – «Русская книга», – 1994, – С. 92. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, М., – «Русская книга», – 1994, – С. 93. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, –. М., – «Русская книга», – 1994, – С. 95. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, –. М., – «Русская книга», – 1994, – С. 44. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, –. М., – «Русская книга», – 1994, – С. 92. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, –. М., – «Русская книга», – 1994, – С. 93. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, –. М., – «Русская книга», – 1994, – С. 99. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, –. М., – «Русская книга», – 1994, – С. 96. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, –. М., – «Русская книга», – 1994, – С. 111. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, –. М., – «Русская книга», – 1994, – С. 108. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, –. М., – «Русская книга», – 1994, – С. 107. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, –. М., – «Русская книга», – 1994, – С. 107. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, –. М., – «Русская книга», – 1994, – С. 127. (обратно) Ср. также об этом: Золотусский И. Гоголь. – М., – «Молодая гвардия», – ЖЗЛ, – 1979, – С. 249–250. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, –. М., – «Русская книга», – 1994, – С. 125. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, –. М., – «Русская книга», – 1994, – С. 126. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, –. М., – «Русская книга», – 1994, – С. 126. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, –. М., – «Русская книга», – 1994, – С. 126. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах, –. М., – «Русская книга», – 1994, – С. 134. (обратно) Тургенев И.С. Отцы и дети. – Гос. изд. детской литературы Министерства Просвещения РСФСР,-М., – 1956,-С. 197. (обратно) Тургенев И.С. Отцы и дети. – Гос. изд. детской литературы Министерства Просвещения РСФСР,-М., – 1956,-С. 176. (обратно) Тургенев И.С. Отцы и дети. – Гос. изд. детской литературы Министерства Просвещения РСФСР,-М., – 1956,-С. 187. (обратно) Тургенев И.С. Отцы и дети. – Гос. изд. детской литературы Министерства Просвещения РСФСР,-М., – 1956,-С. 160. (обратно) Тургенев И.С. Отцы и дети. – Гос. изд. детской литературы Министерства Просвещения РСФСР,-М., – 1956,-С. 191. (обратно) Тургенев И.С. Отцы и дети. – Гос. изд. детской литературы Министерства Просвещения РСФСР,-М., – 1956,-С. 192. (обратно) Пастернак Б. Собрание сочинений в пяти томах. «Худ. литература», – М., – 1990, -. Т. 3, – С. 7. (обратно) Пастернак Б. Собрание сочинений в пяти томах. «Худ. литература», – М., – 1990, -. Т. 3, – С. 13 (обратно) Пастернак Б. Собрание сочинений в пяти томах. «Худ. литература», – М., – 1990, -. Т. 3, – С. 14 (обратно) Пастернак Б. Собрание сочинений в пяти томах. «Худ. литература», – М., – 1990, -. Т. 3, – С. 46 (обратно) Пастернак Б. Собрание сочинений в пяти томах. «Худ. литература», – М., – 1990, -. Т. 3, – С. 46 (обратно) Пастернак Б. Собрание сочинений в пяти томах. «Худ. литература», – М., – 1990, -. Т. 3, – С. 14. (обратно) Пастернак Б. Собрание сочинений в пяти томах. «Худ. литература», – М., – 1990, -. Т. 3, – С. 14. (обратно) Пастернак Б. Собрание сочинений в пяти томах. «Худ. литература», – М., – 1990, -. Т. 3, – С. 46. (обратно) Пастернак Б. Собрание сочинений в пяти томах. «Худ. литература», – М., – 1990, -. Т. 3, – С. 531. (обратно) Пастернак Б. Собрание сочинений в пяти томах. «Худ. литература», – М., – 1990, -. Т. 3, – С. 89. (обратно) Пастернак Б. Собрание сочинений в пяти томах. «Худ. литература», – М., – 1990, -. Т. 3, – С. 540. (обратно) Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. —М., – «Наука», – 1977, Т. 8, – С.126. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в шести томах. ГИХЛ, – М., 1959, – Т. 1, – С.106. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в шести томах. ГИХЛ, – М., 1959, – Т. 1, – С.106. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в шести томах. ГИХЛ, – М., 1959, – Т. 1, – С.106. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в шести томах. ГИХЛ, – М., 1959, – Т. 1, – С.147. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в шести томах. ГИХЛ, – М., 1959, – Т. 1, – С. 62. История с кошкой удивительно перекликается с историей, случившейся в детстве с самим Гоголем, когда он утопил кошку. Гоголь рассказал ее Александре Осиповне Смирновой, своей близкой приятельнице: «Гоголь рассказывал ей, что однажды родители уехали и оставили его дома. Он был совсем один – слуги улеглись спать, сестры тоже разошлись по своим комнатам, а гостей и родственников в ту пору в Васильевке не было. Он сидел на диване в гостиной и уныло смотрел в окно. За окном было темно. Тишина стоила такая, что казалось: не только люди, но и все уснуло вокруг. Эта странная тишина, которую он вначале не замечал, вдруг коснулись его уха, а потом и сознания, и ему сделалось страшно. Неожиданно раздался бой старинных часов. Они резко проскрежетали и стали отбивать время. «В ушах шумело, – говорил Смирновой Гоголь, – что-то надвигалось и уходило куда-то. Верите ли, мне уже тогда казалось, что стук маятника был стуком времени, уходящем в вечность. Вдруг раздалось слабое мяуканье кошки… Я никогда не забуду, как она шла, потягиваясь, и мягкие лапы слабо постукивали о половицы когтями, зеленые глаза искрились недобрым светом… Мне стало жутко. Я вскарабкался на диван и прижался к стене…» Кошку эту Никоша утопил в пруду. Он отнес ее туда по ночному парку и, когда из-за туч выглянула луна, бросил ее в воду в лунный след. Кошка сразу не утонула, она пыталась выплыть, мяукала, он, схвативши какую-то палку, отталкивал ее от берега. Наконец мяуканье прекратилось, и вода ровно сомкнулась над бедным животным». (Золотусский И. Гоголь ЖЗЛ, «Молодая гвардия», – М., 1979, – С. 29.) Кстати, смерть Пульхерии Ивановны в «Старосветских помещиках» тоже напрямую связана с кошкой. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в шести томах. ГИХЛ, – М., 1959, – Т. 1, – С. 82–3. (обратно) Гоголь Н.В. Собрание сочинений в шести томах. ГИХЛ, – М., 1959, – Т. 2,– С. 175 (обратно) Гоголь Н.В. Собр. соч. в шести томах. ГИХЛ, – М., 1959, – Т 2, – С. 192. (обратно) Гоголь Н.В. Собр. соч. в шести томах. ГИХЛ, – М., 1959, – Т 2, – С. 192. (обратно) Гоголь Н.В. Собр. соч. в шести томах. ГИХЛ, – М., 1959, – Т. 3, – С. 21. (обратно) Гоголь Н.В. Собр. соч. в шести томах. ГИХЛ, – М., 1959, – Т. 3, – С. 38. (обратно) Женщины, с которыми судьба сводила Гоголя, тоже боялись его неистребимой художественной натуры: как бы все душевные движения, что он наблюдал у знакомых женщин, Гоголь не поместил бы на страницы своих книг. И.П. Золотусский описывает подобные взаимоотношения Гоголя и А.О. Смирновой. См.: Золотусский И. Гоголь. ЖЗЛ, «Молодая гвардия», – М., 1979, – С. 348–359. (обратно) Набоков В. Николай Гоголь// Набоков В. Романы. Рассказы. Эссе. – «Энтар», Спб., 1993, – C. 296–97. (обратно) Мережковский Д. Гоголь и черт. – М., «Скорпион», 1906, – С. 34. По тонкому наблюдению Мережковского, Гоголь даже сюжет в своих произведениях, в том числе и в «Ревизоре», строит так, будто в мире орудует чёрт, искривляет, искажает действительность, вносит в мир хаос. Мережковский цитирует письмо Гоголя в связи с этим: «Я совершенно убедился в том, что сплетня плетется чёртом, а не человеком (курсив мой. – Авт.). Человек от праздности и сглупа брякнет слово без смысла, которого бы и не хотел сказать. Это слово пойдет гулять; по поводу его другой отпустит в праздности другое; и мало-помалу сплетется сама собой история, без ведома всех. Настоящего автора ее безумно и отыскивать, потому что его не отыщешь…Не обвиняйте никого. Помните, что все на свете обман, все кажется нам не тем, чем оно есть на самом деле. Трудно, трудно жить нам, забывающим всякую минуту, что будут наши действия ревизовать Тот, Кого ничем не подкупишь» (Письмо к N.F. из Москвы от 6 декабря 1849 г.). Не дан ли здесь полный, не только понятный всем, реальный, но и до сей поры никем, кажется, не понятый, мистический замысел «Ревизора»? (Мережковский Д. Гоголь и черт. – М., «Скорпион», 1906, – С. 8.) (обратно) Гоголь Н.В. Собр. соч. в шести томах. ГИХЛ, – М., 1959, – Т. 3, – С. 279–280. (обратно) Гоголь Н.В. Собр. соч. в шести томах. ГИХЛ, – М., 1959, – Т. 3, – С. 280. (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Л., «Наука», 1976, – Т. 15, -С. 76. (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Л., «Наука», 1976, – Т. 15, – С. 80–1. (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Д., «Наука», 1976, – Т. 15, -С. 83. (обратно) Знаменитое, посмертно изданное стихотворение А.С. Пушкина – поэтическое переложение великопостной молитвы Св. Ефрема Сирина. (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Л., «Наука», 1976, – Т. 15, – С. 80. (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Л., «Наука», 1976, – Т. 15, – С. 78. (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Л., «Наука», 1976, – Т. 15, – С. 83. (обратно) О взаимоотношениях Булгакова и Сталина, в частности о письме Булгакова к Сталину, смотрите, например: Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. – М., «Искусство», 1989, – С. 317. (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Л., «Наука», 1976, – Т. 15, – С. 83. (обратно) Сологуб Ф. Свет и тени. Избранная проза – Минск, 1988, – С. 96. (обратно) Сологуб Ф. Свет и тени. Избранная проза – Минск, 1988, – С. 72. (обратно) Сологуб Ф. Свет и тени. Избранная проза – Минск, 1988, – С. 136. (обратно) По Булгакову, «настоящая, верная, вечная любовь» есть, она существует; любовь Мастера и Маргариты – пример и доказательство такой любви. Вот первая встреча Мастера и Маргариты. Маргарита, такая благополучная, обеспеченная богатым мужем, праздно живущая в большой удобной квартире с домработницей, вдруг выходит на улицу с букетом желтых цветов, тревожного, кричащего цвета. Желтые цветы на черном фоне ее пальто. Как будто это вопль отчаяния: я больше не могу жить без любви! И Мастер, который чувствует этот призыв, внезапно преодолевает свою робость, идет рядом с Маргаритой, отвечает на ее вопрос, нравятся ли ему ее цветы, категорическим отрицанием. Маргарита бросает цветы в канаву, потом берет Мастера под руку. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» (Булгаков М. Мастер и Маргарита. – М., «Худ. литература», 1989, – С. 139.) – говорит Мастер Ивану Бездомному. Странное сравнение – любви с убийцей, к тому же еще с ножом, который подстерегает жертву в темном переулке. Возможна ли была такая встреча в реальности? Известно, что прототипом для Маргариты явилась для Булгакова Елена Сергеевна Булгакова, его вторая жена. Может быть, их встреча произошла так же, как встреча Мастера и Маргариты? Вот как описывает их знакомство М.О. Чудакова, известная и авторитетная исследовательница творчества Булгакова: «Вернемся еще раз к зиме (!) 1929 года. 28 февраля, на масленицу, в одном из московских домов Булгаковы познакомились с Еленой Сергеевной Шиловской, женой крупного военачальника Е.А. Шиловского. Она стала бывать в их доме, подружилась с Любовью Евгеньевной» (первой женой писателя)». (Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М., «Книга», 1988, – С. 323–324.) (обратно) См. об этом: Левина Л.А. Иешуа Га-Ноцри и «беспокойный старик Иммануил»: (Нравственные ориентиры в философском романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)// Начало. Сборник работ молодых ученых. – М., «Наследие», 1993. – Вып.2, – С. 199–200. Левина, очень убедительно разбирает хронологию романа и, в частности, пишет следующее: «В тексте то и дело встречаются указания на то, в какой день недели происходит изображаемое. Эти указания слишком точны, слишком прямо и непосредственно выражены, чтобы быть случайными. Разберемся. Евангельская линия романа, как неоднократно подчеркивается, полностью укладывается в четырнадцатый день весеннего месяца нисана, то есть в Великую пятницу. Московское действо, как нетрудно понять, начинается вечером в среду (сцена на Патриарших). В четверг оно постепенно набирает силу (утром – изгнание из Москвы Степы Лиходеева, днем – устранение взяточника Никанора Ивановича и похищение администратора Варьете Варенухи). В ночь с четверга на пятницу происходят наиболее значительные события. Прежде всего это скандальный сеанс в Варьете и разговор Ивана Бездомного с Мастером в палате клиники Стравинского. Напомним: этот разговор содержит рассказ о трагической судьбе Мастера. Эти два события происходят около полуночи. После полуночи же разыгрывается кошмарная сцена в кабинете финдиректора Варьете Римского – с появлением вампира-администратора и ожившей ведьмы-покойницы, с могильными запахами, со спасительным криком петуха и т. п. На рассвете же двум героям романа снятся сны. Первый из них – страшный сон Никанора Ивановича. Второй и главный – сон Ивана Бездомного, содержащий главу «Казнь» – самую трагическую в романе. Так наступающая в Москве пятница проецируется на ту, ершалаимскую, пятницу, день гибели Иешуа. Именно в пятницу бесы из свиты Воланда творят наибольшую долю своих розыгрышей и безобразий, именно пятница – день их максимального глумления над людьми. Сатанинские силы в течение четверга и следующей за ним ночи точно набирали обороты, чтобы в пятницу разгуляться, и разгул их увенчан балом полнолуния. Перед нами как будто преломленная в кривом зеркале, вывернутая наизнанку Страстная неделя, представленная как вакханалия сил зла, как праздник сатаны. Поэтому вполне закономерно, что как раз в ночь с пятницы на субботу, то есть как бы после казни Иешуа, в те часы, когда мир остался без него, сатана правит бал, на котором оживают все великие злодеи рода человеческого. Апофеоз же этого бала – убийство барона Майгеля с последующей дьявольской пародией на евхаристию, причем здесь не вино символизирует кровь, а горячая, только что пролитая кровь превращается в вино. Для полноты впечатления тут и чаша – не чаша, а до самой последней минуты – череп, принадлежащий к тому же одному из персонажей романа. Такова ночь с пятницы на субботу. Сама же суббота отмечена переходом бесов от жестоких шуток над отдельными несимпатичными людьми к откровенной уголовщине – к серии поджогов. Напомним, что все эти события предваряются сном о казни Иешуа, то есть о Великой пятнице, и сон этот снится Ивану Бездомному в пятницу же на рассвете. Что же касается субботних безобразий, то бесы явно торопятся завершить их именно в субботу, до заката. И как раз на закате субботнего дня в Москве появляется Левий Матвей с поручением Воланду от Иешуа. Характерно, что сатана, сколько бы ни иронизировал над посланником, поручение это выполняет беспрекословно и безукоризненно. А затем наступает ночь, когда оплачиваются все долги и подводятся все итоги, когда каждый получает прощение и воздаяние. В переводе на время евангельской линии ночь после заката в субботу – это уже воскресенье. И действие романа заканчивается воскресным рассветом, лучи которого герои видят уже в жизни вечной. Получается, что историческая и современная линии романа образуют как бы единый временной поток, но показанный с двух сторон – со стороны мира Иешуа и со стороны сферы влияния Воланда». (обратно) Булгаков М. Мастер и Маргарита. – М., «Худ. литература», 1989, – С. 47. (обратно) Булгаков М. Мастер и Маргарита. – М., «Худ. литература», 1989, – С. 12. (обратно) Булгаков М. Мастер и Маргарита. – М., «Худ. литература», 1989, – С. 84–85. (обратно) Булгаков М. Мастер и Маргарита. – М., «Худ. литература», 1989, – С. 85. (обратно) Булгаков М. Мастер и Маргарита. – М., «Худ. литература», 1989, – С. 368. (обратно) Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Гос. издательство иностранных и национальных словарей. – М., – 1956, – С. 256–257. (обратно) А.П. Чехов, например, писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен» (письмо 1889 г.). (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Д., «Наука», 1973, – Т. 6, -С. 203. (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Д., «Наука», 1973, – Т. 6, -С. 204. (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Д., «Наука», 1973, – Т. 6, -С. 204. (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Д., «Наука», 1973, – Т. 6, -С. 322. (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Д., «Наука», 1973, – Т. 6, -С. 211. (обратно) Туган-Барановский М.И. Нравственные миросозерцание Достоевского. – Одесса, – Всеукраинское гос. изд.,– 1920, – С. 9 (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Д., «Наука», 1973, – Т. 6, -С. 352. (обратно) См.: Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. – М., – 1976. (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Л., «Наука», 1973, – Т. 6, – С. 92. (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Л., «Наука», 1973, – Т. 6, – С. 118. (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Д., «Наука», 1973, – Т. 6, -С. 220. (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Д., «Наука», 1973, – Т. 6, -С. 201. (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Д., «Наука», 1973, – Т. 6, -С. 320. (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Д., «Наука», 1973, – Т. 6, -С. 323. (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Д., «Наука», 1973, – Т. 6, -С. 405. (обратно) Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. – Д., «Наука», 1973, – Т. 6, -С. 201. (обратно) Громов М. Чехов. – М.,-«Молодая гвардия», – ЖЗЛ, – 1993, – С. 92. (обратно) Чехов А.П. Полное собрание сочинений иписем в тридцати томах. – М., – «Наука», – 1978, – Т. 12, С. 19. (обратно) Гитович Н.И. Летопись жизни и творчества А.П. Чехова. – Гос. изд. худ. Литературы. – М., – 1955, – С.644. (обратно) Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. – М., – «Наука», – 1977, – Т. 10, – С. 62. (обратно) Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. – М., – «Наука», – 1977, – Т. 10, – С. 43. (обратно) Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. – М., – «Наука», – 1977, – Т. 10, – С. 43. (обратно) Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. – М., – «Наука», – 1977, – Т. 10, – С. 44. (обратно) Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. – М., – «Наука», – 1977, – Т. 10, – С. 44. (обратно) Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. – М., – «Наука», – 1977, – Т. 10,-С. 45. (обратно) Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. – М., – «Наука», – 1977, – Т. 10, – С. 49. (обратно) Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. – М., – «Наука», – 1977, – Т. 10,-С. 52. (обратно) Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. – М., – «Наука», – 1977, – Т. 10,-С. 53. (обратно) Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. – М., – «Наука», – 1977, – Т. 10, – С. 53–54. (обратно) Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. – М., – «Наука», – 1977, – Т. 10, – С. 60. (обратно) Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. – М., – «Наука», – 1977, – Т. 10,-С. 61. (обратно) Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. – М., – «Наука», – 1977, – Т. 10, – С. 62. (обратно) Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. – М., – «Наука», – 1977, – Т. 10, – С. 74. (обратно) Шолохов М. Собрание сочинений, М., 1960, т.8, с.37. (обратно) Там же. (обратно) Там же, с.39 (обратно) Там же, с.40 (обратно) Там же. (обратно) Там же, с.45 (обратно) Там же. (обратно) Там же, с.46 (обратно) Там же, с.51 (обратно) Там же, с.53 (обратно) Там же. (обратно) Там же, с.54 (обратно) Там же, с.144 (обратно) Там же, с.36 (обратно) Там же, с.37 (обратно) Там же, с.59 (обратно) Там же, с.61 (обратно) Там же, с.64 (обратно) Там же, с.66 (обратно) Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Спб, 1997, с. 142–143. (обратно) Там же, с. 144. (обратно) Набоков В. Машенька. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Другие берега. Романы. М., «Художественная литература», 1988, С. 102. Далее в работе страницы данного издания указываются в скобках после цитат. (обратно) Ерофеев В. В поисках потерянного рая (Русский метароман В. Набокова). – В кн.: Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов, М., «Сов. писатель», 1990, С. 184–86. (обратно) Ерофеев В. В поисках потерянного рая (Русский метароман В. Набокова). – В кн.: Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов, М., «Сов. писатель», 1990, С. 186. (обратно) Михайлов О. Король без королевства. – В кн.: Набоков В. Машенька. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Другие берега. Романы. М., «Художественная литература», 1988, С. 3–14. (обратно) Михайлов О. Король без королевства. – В кн.: Набоков В. Машенька. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Другие берега. Романы. М., «Художественная литература», 1988, С. 9. (обратно) Шаховская 3. В поисках Набокова, Париж, 1979, С. 93. (обратно) Там же, С. 94–95. (обратно) Михайлов О. Король без королевства. – В кн.: Набоков В. Машенька. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Другие берега. Романы. М., «Художественная литература», 1988, С. 11. (обратно) Михайлов О. Король без королевства. – В кн.: Набоков В. Машенька. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Другие берега. Романы. М., «Художественная литература», 1988, С. 10. (обратно) Гофман Э. Т. А. Собрание сочинений в шести томах, М., «Художественная литература», 1991, Т. 1, С. 30. Далее ссылки на это издание в тексте, с указанием страницы в скобках после цитаты. (обратно) Кафка Ф. Превращение. Рассказы. Афоризмы. Спб, «Азбука-классика», 2004, С. 104. (обратно) Там же, С. 146. (обратно) Та же, С. 146. (обратно) Там же, С. 134. (обратно) Там же, С. 152. (обратно) Там же. (обратно) Там же, С. 153. (обратно) Там же, С. 158. (обратно) Там же, С. 162. (обратно) Там же, С. 164. (обратно) Там же, С. 153. (обратно) Тронский И.М. История античной литературы М., «Высшая школа», 1983, С. 395–396. (обратно) Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы, М., «Высшая школа», 1972, С. 368–369. (обратно) Джойс Д. Улисс, М., «Знаменитая Книга». 1994, т.2, С. 58. (Глава 1.) (обратно) Там же, глава 2, С. 68–69. (обратно) Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни. М., «Правда», 1990. (обратно) См. подробней: Юнг К. Г. Психология и алхимия. «Рефл-бук», «Ваклер», М., 1997. Юнг, в частности, в главе «Алхимический процесс и его стадии» описывает процесс химического преобразования в алхимии: чернота, белизна, желтизна, краснота (с.248). Также Юнг пишет о концепциях цели в стадиях алхимического процесса: это – белая или красная тинктура, иногда философский камень, или панацея, кроме того, философское золото, золотое стекло, ковкое стекло (с.252). В литературе подобные стадии «алхимии слова по-русски», естественно, трудно вычленить. Это будет только более или менее удачная метафора. Поэтому правильнее сосредоточиться уже на результате «алхимии слова», и, может быть, исследователь иногда находит отдельные стадии этого процесса в связи с результатом или фактами творчества, биографии писателя. (обратно) Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни. М., «Правда», 1990, с.661. (обратно) Из стихотворения А.А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» (1940) в цикле «Тайны ремесла». – В кн.: Ахматова Анна Стихотворения и поэмы. Д., «Советский писатель», Библиотека поэта, 1977, с.202. (обратно) Пушкин А.С. Стихотворения. Евгений Онегин. Предисловие, примечание и пояснительные статьи С. Бонди. М., «Детская литература», 1979, с.108. Далее в тексте цитаты по этому изданию. (обратно) Панаева (Головачева) А.Я. Воспоминания. М., «Худ. литература», Серия литературных мемуаров, 1972, с.36. (обратно) Вересаев В.В. Пушкин в жизни. Систематический свод подлинных свидетельств современников. Изд. 5, знач. доп., «Academia», М.—Л., 1932, с.116. (обратно) Антраша – балетный прыжок. (обратно) Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Изд.2, Л., «Просвещение», 1983, с. 149–150. (обратно) См. подробней об этом: Непомнящий В. Пушкин. Русская картина мира, «Наследие», М., 1999, с.99. (обратно) Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., «Наука», 1969, с. 357–358. (обратно) Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Изд.2, Л., «Просвещение», 1983, с.27. (обратно) Героина (вместо героиня) – литературное произношение начала XIX века. (обратно) В выражении «тайна прелесть» Пушкин использует в целях поэтической речи прилагательное «тайная» в устаревшем варианте – «тайна» – с последней усеченной гласной. (обратно) Булгаков М. Мастер и Маргарита. М., «Худ. литература», 1989, с. 211. (обратно) Булгаков М. Мастер и Маргарита. М., «Худ. литература», 1989, с. 211. (обратно) Булгаков М. Мастер и Маргарита. М., «Худ. литература», 1989, с. 139. (обратно) Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., «Книга», 1988, с. 323–324. (обратно) Булгаков М. Мастер и Маргарита. М., «Худ. литература», 1989, с. 125. (обратно) Булгаков М. Мастер и Маргарита. М., «Худ. литература», 1989, с. 202. (обратно) Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. Литературно-эстетические работы разных лет. М., «Искусство», 1990, с. 568.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |