КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ответ 2. Действие нормативных актов по времени
Установление пределов действия нормативно-правовых актов необходимо для правильной реализации норм права. Ведь любой нормативный акт издается для того, чтобы в установленный промежуток времен на определенной территории регулировать поведение определенного круга людей. Действие во времени. Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Во многих странах действуют определенные правила вступления в силу нормативных актов. 1.Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом. 2.Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Так, в России законодательные акты вступают в силу на всей ее территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти. 3.Нормативно-правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие. Установление точного срока вступления, в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению. Нормативно-правовые акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: 1.по истечении срока действия акта, когда такой срок был специально установлен; 2.в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее действующий; 3.на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного нормативного акта. Действие нормативных актов в пространстве. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере. Действие нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так, нормативные акты членов федеративного государства действуют лишь на их территории; акты местных органов государства – на территории района, префектуры, города, земли и т.п. При федеративном государственном устройстве в отдельных случаях допускается возможность действия некоторых правовых норм одного государства на территории другого государства (например, при разрешении имущественных споров, вопросов о наследстве). Действие нормативных актов по кругу лиц. Существует правило, согласно которому действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также не иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд в другие органы государства для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы. Обратная сила закона — действие закона или другой нормы права в отношении событий, которые имели место до вступления закона в силу. Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях: 1. если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила; 2. если уголовные законы или акты административного законодательства смягчают наказание или вообще устраняют накзуемость деяния.
Билет № 21 1. Понятие и типология правовых систем (семей) современности. 2. Понятие, признаки и виды правовых норм, их соотношение с иными социальными нормами.
Ответ 1. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности. Однако, несмотря на свои особенности и различия, эти правовые системы имеют и общие черты, которые позволяют их объединить в так называемые «правовые семьи». Понятие «правовая семья» используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности. Правовые семьи образуют объединение нескольких правовых систем различных государств, которые имеют общие корни возникновения и исторического развития, основаны на одних и тех же правовых принципах и нормах, имеют одну и ту же форму выражения. Эти правовые системы имеют одну и ту же общность принципов правового регулирования, которые определяют их содержание. В этих правовых семьях обычно используют тождественные или сходные по своему значению юридические понятия, термины и категории, что объясняется единством их происхождения, распространением (или же рецепцией) целых правовых институтов и норм правовой системы одной страны на другую. Таким образом, под правовой семьей понимается определенная совокупность национальных систем права, объединенных общностью исторического формирования, структуры источников, принципов правового регулирования, понятийно-категориального аппарата юридической науки. К вопросу о типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься различные критерии – идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и т. д. Юридическая типология позволяет учитывать конкретно-исторические, юридико-технические и иные особенности различных правовых систем. В научной литературе принято выделять следующие основные правовые семьи: 1. англосаксонскую (Англия, Северная Ирландия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2. романо-германскую (страны континентальной Европы); 3. мусульманскую; 4. социалистическую; 5. индусскую. В отечественной юридической науке, помимо названных правовых семей, выделяют и славянскую правовую систему (Россия, Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия). Названую группу правовых систем, входящих в славянскую семью права, с уверенностью можно отнести к романо-германской правовой системе, так как у них есть много схожих признаков и характерных черт.
Ответ 2. Нормы права – это правило поведения, установленное государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Признаки: 1. Связь с государством. Правовая норма устанавливается или санкционируется (признается законной) государством. Норма права устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия – контролем, принуждением и стимулированием; 2. Общеобязательность. Норма права предписывает правильный с точки зрения государства и потому обязательный образ поведения для каждого, кто оказывается в сфере ее действия. Норма права является общеобязательным правилом поведения для людей в обществе. 3. Формальная определенность. Правовая норма внешне выражается в письменной форме в официальных документах. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, в объеме прав и обязанностей, в указаниях на последствия ее нарушения; 4. Представительно-обязывающий характер. Правовая норма предоставляет, с одной стороны, права субъектам, а, с другой стороны, возлагает на них обязанности. Юридическая норма сочетает в себе предоставление и одновременно ограничение внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. 5. Осуществление юридической нормы при необходимости обеспечивается мерами государственного принуждения, к правонарушителям применяются меры юридической ответственности. Виды правовых норм: 1) По функциям в механизме правового регулирования: 1.1. Исходные нормы - нормы, определяющие исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений: a) нормы-начала - предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др.; б) нормы-принципы - законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права; в) определенно-установочные нормы - предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования; г) нормы-дефиниции содержат определения правовых категории и понятий. 1.2. Нормы - правила поведения – это нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений. 2) По предмету правового регулирования: - конституционно-правовые, - гражданско-правовые, - уголовно-правовые, - административно-правовые. 3) По форме выражения предписаний: - Управомачивающие - предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий; - Обязывающие - закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий; - Запрещающие - запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением. 4) По методу правового регулирования: - Императивные - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписаний; - Диспозитивные - предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств самостоятельно урегулировать отношения; - Поощрительные - предписания о предоставлении государственными органами определенных мер поощрения за добросовестное поведение; - Рекомендательные - устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. 5) По действию во времени: - неопределенно длительного действия — в НПА не указан период их действия во времени (Конституция РФ); - временные — период их действия определен в НПА; - чрезвычайные — издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций. 6) По кругу субъектов: - Общие — распространяют свое действие на всю группу субъектов права; - Специальные — регулируют поведение конкретного определенного круга субъектов права; - Исключительные - распространяются на отдельных субъектов. 7) По пределам действия норм в пространстве: - Общего действия – действуют на всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму (Конституция РФ) - Местного - в пределах территории, определенной самим НПА
Билет № 22 1. Понятие и система источников (форм) права, их характеристика. 2. Право, законность и правопорядок, их соотношение. Гарантии законности.
Ответ 1. Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права: § правовой обычай; § нормативный правовой акт; § юридический прецедент; § договор нормативного содержания; § правовая доктрина. Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила. Нормативный правовой акт - это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену. Юридический (судебный) прецедент это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение. Его суть состоит в том, что решение судебного органа по конкретному делу официально становится общим правилом, эталоном разрешения аналогичных дел другими судами либо служит примерным образцом толкования закона (прецедент толкования). Нормативный договор — один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права). Нормативный договор - это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы. Нормативные договоры обязательны для многочисленного или формально неопределенного круга лиц. Существенным признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества. Юридическая (правовая) доктрина как источник права - это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные правоположения принято называть "правом юристов". Доктрина продолжает оказывать весьма существенное влияние как на законодателя, так и на правоприменителя. Широко используется доктрина и в правоприменительной деятельности, особенно в деятельности судов. Наиболее же широко правовая доктрина как источник права используется сегодня в мусульманских странах.
Ответ 2. Право — это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. В любом цивилизованном обществе право выступает государственным регулятором общественных отношений, закрепляя и развивая их. Законность — режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы. Правопорядок — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности. В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Это привело к тому, что долгое время различие между ними не проводилось и они употреблялись как равнозначные понятия. Если законность выступает как причина, то правопорядок следствие. Если при анализе законности имеем дело прежде всего с количественными и качественными характеристиками, то при рассмотрении правопорядка - с состояниями и их качеством, Если право, законы выступают как возможность регулирования общественных отношений, то законность - реальность их реализации, а правопорядок - осуществленность, действительность. Если законность выступает качеством нормотворческого и правореализационного процессов, то в правопорядке она выступает одним из существенных проявлений состояния. Каждая из форм проявления законности имеет свои определенные последствия. Их нельзя включать в понятие законности, как нельзя смешивать причину и следствие. Требования законности в нормотворческом процессе обусловливают стройную и разветвленную систему демократического и справедливого законодательства, право. Требования законности в правореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивают правовой порядок. Поэтому правопорядок есть результат осуществления законности в ее качественных параметрах. Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое обусловливает все существенные характеристики правопорядка как свойства и состояния общественной жизни. Данное свойство отчетливо проявляет себя в сопоставлении с его противоположностями, такими как преступность, правонарушения, злоупотребления, противозаконные нормативные и правоприменительные акты, произвол, беззаконие и т. п. Законность обеспечивает общеобязательность права, а правопорядок – результат такого обеспечения. Гарантии законности представляют собой комплекс организационных, политических, экономических, идеологических факторов и юридических мер, которые занимаются обеспечением соблюдения законов, прав граждан и интересов общества и государства. Существуют общие условия, которые создают благоприятную среду гарантии законности. К ним относятся политические, экономические, идеологические, социальные и общественные условия. Экономические условия представляют собой обеспечение равноправного наличия различных форм собственности, утверждение и охрану частной собственности, устойчивую денежную систему и налоговую политику, свободу частного предпринимательства, полную и своевременную оплату труда, ритмичную работу всего хозяйственного механизма и т. д. К политическим условиям относятся развитие и совершенствование демократических устоев общества, разделение властей и их сотрудничество между собой, формирование правового государства, плюрализм мнений и идеологическое многообразие, гласность, обеспечение многопартийности и свободного развития общественных организаций, внедрение идей парламентаризма и т. д. Идеологические условия подразумевают создание в обществе высокого уровня правовой культуры, которая базируется на уважении к закону, внутреннем согласии людей с нормативными предписаниями. Сюда относятся широкая пропаганда и распространение среди граждан правовых знаний, развитие правосознания, создание привычки, внутренней потребности соблюдать закон, навыков и умений использовать правовые нормы в повседневной жизни. Социальные условия обусловливают высокий жизненный уровень населения, заботу о социально не защищенных слоях общества, обеспечение и охрану прав и свобод личности. Общественные условия представляют собой активное привлечение граждан к борьбе с нарушениями закона, профилактике правонарушений, формирование атмосферы морального бойкота лиц, переступающих или могущих переступить закон. Специальные юридические гарантии являются совокупностью установленных законодательством способов и средств, которые направлены на устранение, предупреждение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права.
Билет № 23 1. Англосаксонская правовая семья, ее отличия. 2. Источники (формы) права в российской правовой системе, их особенности.
Ответ 1. В состав англосаксонской семьи права входят Великобритания и страны, которые исторически входили в британскую колониальную систему (США, Австралия, Канада и др.). В настоящее время в британское Содружество входят 36 государств, треть мира. Англосаксонское право развивалось не учеными-юристами, а юристами-практиками на основе рассмотрения ими конкретных правовых казусов. Особенности общего права следующие. Основным источником права является прецедент. На сегодня он составляет около 50% общего числа других форм права. Законы (статуты) все больше используются в правовом регулировании. Их доля уже составляет около 40%. Если в Европе право рассматривают как совокупность предусмотренных законом правил, то для англичанина право — в основном то, к чему приведет судебное рассмотрение. Более того, закон не считается таковым до тех пор, пока судебная практика его не апробирует и пока не накопится опыт его применения. Юридическую доктрину в Великобритании недооценивают, так как английское право обязано больше судьям, чем ученым. Прецедентной семье права свойственна прагматичность. Это означает, что любое дело должно быть доведено до конца, даже если нет нормы закона. Казуистичность английского права связана с тем, что прецеденты создаются применительно к конкретному случаю. Принцип разрешения дела формулируется после описания всех признаков дела и исследования всех доказательств. Другой судья, прежде чем применить этот принцип, должен сравнить рассматриваемую ситуацию с той, которая описывается в прецедентном решении. Отсутствие выраженной системы правовых норм — отличительная черта. Это относится не только к прецедентам, которые создавались по мере необходимости, но и к статутам, поскольку законы формировались под воздействием судебной практики, не отличающейся системностью. Здесь нет деления права на отрасли. Прецедентное право не приемлет деления права на частное и публичное. Между прецедентами нет иерархии. Они фактически главенствуют над законами в том смысле, что закон, не получивший судейского толкования, т. е. «не обросший» или не опосредованный прецедентами, еще не считается настоящим законом. Таковым он станет, когда будет представлен на фоне конкретного случая. Все это означает, что государство выполняет минимальную роль в правотворчестве. Процессуальное право в странах, составляющих эту семью, имеет приоритет перед материальным. Это результат жесткого правила: любое дело должно получить разрешение. Если нет материальной нормы, судья может ее создать, но если нет доказательств, ничто не поможет: ведь решение должно быть мотивированным и отличаться развернутым анализом доказательств. Процесс рассмотрения дел состязательный. Это касается как гражданского, так и уголовного процесса. Для результатов рассмотрения дела вина особого значения не имеет. Внимание судьи прежде всего приковано к выяснению того, имел ли место в действительности сам факт (преступления, причинения ущерба). Может быть, поэтому в англосаксонской семье права распространены сделки о вине (мы не можем доказать факт убийства, но накажем подсудимого за неуплату налогов).
Ответ 2. К источникам права, которые устанавливаются государством, относятся нормативные акты, издаваемые органами государства и должностными лицами в пределах собственной правотворческой компетенции. Они образуют достаточно сложную многоуровневую систему основных источников российского права, имеющих вертикальную и горизонтальную структуры. Вертикальная структура системы нормативных актов определяется федеративной природой Российского государства, наличием федеральных источников права, а также источников, издаваемых субъектами Федерации и органами местного самоуправления. Горизонтальная структура выражается в расположении всех нормативных актов по отраслям и институтам права. Центральным же структурным элементом этой системы выступает нормативный акт. Нормативный правовой (или нормативный) акт − это акт, содержащий нормы права и принятый в особом порядке государственными органами или уполномоченными государством лицами. Вся совокупность действующих нормативных правовых актов данного государства образует четкую иерархическую систему − пирамиду, вершина которой − конституция государства, ниже располагаются законы, в первую очередь конституционные, а затем разнообразные подзаконные акты. В федеративном государстве система нормативных правовых актов усложняется за счет нормотворчества субъектов федерации. Федеральная система нормативных правовых актов представлена звеньями: 1. Конституция РФ; 2. Законы РФ; 3. Указы президента РФ; 4. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации; 5.Постановления Правительства РФ; 6. нормативные акты, принимаемые на уровне субъектов федерации; 7. Нормативные акты органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; 8. нормативные акты органов местного самоуправления и соответствующих местных администраций; 9. Корпоративные нормативные правовые акты. В соответствии с Конституцией РФ, законами РФ и субъектов РФ на государственном и общественном уровне образуются различные организации. Каждое учреждение, предприятие или организация имеют свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка для работников и администрации, правила учета хозяйственной и финансовой деятельностью, правила взаимоотношений с клиентами и т.п. Все подобные правила, если они установлены самой организацией, ее органами на основе законов и иных актов государственных органов, носят название "корпоративных" актов и норм, имеющих значение для внутренней деятельности организации. Среди других источников российского права следует назвать: 1. Договоры нормативного содержания. Имеют важное значение для федеративного устройства России и его упрочения. Это -- договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами РФ и органами субъектов Федерации. 2. Правовые обычаи. Так, одним из источников гражданского права являются обычаи, сложившиеся в сфере обязательственных отношений. 3. Судебная практика. Судебная практика - это, с одной стороны, вид судебной деятельности по применению правовых норм, который связан с выработкой определенных правоотношений на основе раскрытия смысла и содержания применяемых норм, а в необходимых случаях - и их конкретизации и детализации. С другой стороны - это совокупность правоположений. Таким образом, судебная практика - это та сторона применения правовых норм, которая связана с образованием в процессе этого применения какого-либо устоявшегося положения, конкретизирующего правовую норму, совокупность аналогичных решений по аналогичным делам, своеобразная форма правоприменительной деятельности. 4. Международные договоры РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, указанные источники международного права также в определенном аспекте являются источниками российского права и даже имеют приоритет перед законами или иными источниками внутригосударственного права.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |