Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плотное тело




На вопросе о строении этого тела нам придется задержаться довольно долго, чтобы понять, каким образом мы можем очищать это тело и тренировать его; мы должны рассмотреть как те его действия, которые зависят от нашей воли, так и те, которые не зависят от нее. Оба эти вида деятельности возможны благодаря нервным системам, но нервным системам различного типа.

Один тип нервной системы обеспечивает деятельность тела по поддержанию своей собственной жизнеспособности, благодаря ей сокращаются легкие, пульсирует сердце, действует пищеварительная система. Эта нервная система состоит из непроизвольно действующих нервов и называется обычно симпатической нервной системой.

На одном из этапов продолжительной физической эволюции, в ходе которой формировались наши тела, эта система контролировалась обладающим ею животным, но постепенно она научилась работать автоматически, вышла из-под контроля воли и, приобретя таким образом квазинезависимость, поддерживает нормальную жизнедеятельность тела. Пока тело здорово, человек не замечает этой деятельности; он начинает замечать, что дышит, только когда его дыхание затрудняется или прерывается; он начинает замечать, что его сердце бьется, только когда ритм его биения учащается либо начинает давать сбои; но когда у него все в норме, эти процессы протекают практически незаметно.

Однако симпатическую систему все же возможно вернуть под контроль воли, благодаря долгим и болезненным упражнениям, и одна из групп индийских йогов — их называют хатха-йоги — достигла в этом направлении значительных высот. Целью этой практики является стимулирование низших психических способностей. Развить их в себе можно путем воздействия непосредственно на физическое тело, без сопутствующего духовного, морального или интеллектуального роста.

Хатха-йог устанавливает контроль за своим дыханием (некоторые могут даже добиваться практически полной его остановки на весьма длительный период), над ритмом сердцебиения, ускоряя или замедляя таким образом скорость кровообращения; благодаря всем этим операциям они могут вводить свое физическое тело в транс и высвобождать таким способом астральное тело. Этому методу не стоит подражать, однако пример этот выглядит весьма поучительным для западных народов, склонных приписывать телу доминирующую роль, так как демонстрирует, насколько значительную власть может обрести человек над этими, как правило, автоматически протекающими физическими процессами, и позволяет увидеть, что тысячи людей, добровольно подвергающих себя этим долговременным и до крайности болезненным упражнениям с целью высвободиться из темницы физического тела, действительно могут продолжать жить в то время, как жизнедеятельность их тел прекращается. По крайней мере, эти люди искренни в своем усердии и больше не являются рабами своих чувств.

Следуя далее, мы переходим к произвольно действующей нервной системе гораздо более важной для нашего разума. Это сложнейшая система, служащая орудием нашего мышления, благодаря ей мы чувствуем и перемещаемся на физическом уровне. Она состоит из спинно-мозгового столба, включающего в себя спинной и головной мозг (от этого столба во все участки тела отходят нервные окончания); сенсорных и двигательных нервов (нервы, благодаря которым мы чувствуем, направлены от периферии к центральной оси столба; нервы, благодаря которым мы двигаемся, направлены от центральной оси столба к периферии).

Нервные окончания присутствуют практически во всех частях тела; следуя по направлению к спинному мозгу, они образуют нервные узлы, составляющие внешнюю фиброзную (fibrous) структуру спинного мозга; следуя дальше вверх, они вновь разветвляются в головном мозге, распределяясь особым образом в его полушариях. Головной мозг является, таким образом, центром всех наших чувств и всех целенаправленных движений, контролируемых волей. Через эту систему человек проявляет свою волю и свое сознание, и центром ее может быть назван головной мозг.

Человек не в состоянии сделать на физическом плане ничего, иначе как при помощи мозга и нервной системы; если они выйдут из строя, то человек проявлять себя осознанно уже не сможет. Именно на этом факте основывается утверждение материалистов о взаимозависимости мышления и деятельности мозга; если рассматривать только физический уровень, как это и делают материалисты, то это действительно так; и для того, чтобы доказать, что мышление не является результатом нервной деятельности, необходимо привлечь силы с другого уровня — астрального плана.

Если мозг поврежден наркотическими веществами, болезнью или механической травмой, то мышление человека, которому принадлежит этот мозг, уже не может находить должного выражения на физическом уровне. Материалисты поэтому указывают также на то, что некоторые физические болезни влияют также и на мышление. Существует такая редкая болезнь — афазия, поражающая участок мозговой ткани возле уха, что приводит к потери памяти на слова: если вы зададите человеку, страдающему этой болезнью, какой-либо вопрос, он вам не ответит; если вы спросите, как его зовут, он также промолчит; но если вы назовете ему его имя, он узнает его; если вы сделаете в его присутствии какое-либо заявление, он сможет выразить свое согласие или несогласие с ним; он продолжает думать, но не может говорить.

Похоже, что та часть его мозга, которая оказалась повреждена, была связана с его физической памятью на слова, и потому в связи с болезнью человек утратил эту память и превратился в немого, но сохранил способность мыслить, что проявляется в выражении им согласия или несогласия с различными предложениями и утверждениями.

Разумеется, несостоятельность всех приводимых вульгарными материалистами аргументов становится очевидной, когда человек освобождается от своего несовершенного орудия: к нему вновь возвращается способность в полной мере проявлять свои силы, хотя с течением времени он снова окажется в плену физического проявления, которое уже само по себе калечит его, делая неполноценным.

Однако же важность этого наблюдения для данного исследования заключается не в том, что оно подтверждает несостоятельность материалистической позиции, но в том, что оно доказывает, что проявление человека на физическом уровне уже само по себе является ограничителем его способностей, и ограничиваются они вследствие несовершенства орудий, которыми человек вынужден пользоваться на этом уровне; и что орудия эти подвержены воздействию физических же влияний; эти влияния могут нанести ущерб физическим орудиям человека, но они же могут и улучшить их — этот вывод является жизненно важным для нас, в чем мы впоследствии убедимся.

Нервные системы, как и все прочие части тела, состоят из клеток — маленьких телец, имеющих определенное строение, необходимыми элементами которого являются внешние стенки и содержащиеся внутри них вещества и частицы. Клетки можно увидеть под микроскопом и убедиться, что они имеют различное строение в силу разнообразия своих функций; клетки, в свою очередь, состоят из более мелких молекул, а молекулы — из атомов, и каждый атом является мельчайшей, неделимой частицей, сохраняющей свойства соответствующего ему химического элемента. Эти химические атомы, создавая неисчислимое множество комбинаций, образуют все газы, жидкости и твердые вещества, составляющие плотное тело. Для теософа каждый такой атом — живое существо, живущее своей собственной жизнью; и каждый объект, представляющий собой определенную комбинацию этих атомов, — тоже живое существо; и хотя каждая клетка и каждый атом живут своей собственной жизнью, все эти химические атомы, молекулы и клетки образуют единое органическое целое — тело, которое служит носителем для гораздо более высокой формы сознания, чем все те, которые они могут приобрести в своих отдельных жизнях.

Те частицы, из которых состоит тело, постоянно возникают и вновь разрушаются; и хотя каждое из них состоит из множества атомов, они слишком малы, чтобы можно было разглядеть их невооруженным глазом, но все же большинство из них различимо под микроскопом.

Если рассмотреть под микроскопом капельку крови, то можно обнаружить в ней множество перемещающихся живых телец — белых и красных корпускул; причем, белые по своему строению и поведению напоминают обычных амеб; если человек физически болен, то в его крови можно обнаружить разного рода бациллы и болезнетворные микробы. Ученые сказали бы в этом случае, что в нашем теле живут как полезные, так и вредные микробы. Некоторые микробы причиняют телу вред, другие же, напротив, набрасываются на вредоносных пришельцев и пожирают их, а также уничтожают ослабленные клетки. Некоторые микробы поступают в организм извне и иногда приносят с собой болезнь; прочие же поддерживают тело в здоровом состоянии и восстанавливают нашу оболочку, вещество которой постоянно разрушается, отжив свой век, образуя при этом материалы, из которых создаются другие тела, — этот процесс изменения и взаимодействия происходит беспрерывно.

Сейчас большинство людей мало что знает или же редко задумывается над этими фактами, однако именно в них кроется возможность усовершенствования физического тела с тем, чтобы сделать его как можно более эффективным носителем для пребывающего в нем человека. Обычный человек предоставляет своему телу самому формировать себя из поставляемых ему материалов, нимало не заботясь о природе этих материалов и руководствуясь при их выборе только собственными вкусами и желаниями, но никак не соображениями их соответствия цели построения чистого и благородного вместилища для истинного Я, для истинного человека, который живет вечно.

Он не обращает никакого внимания на то, какие частички в него входят и какие выходят, он ничего не выбирает и ни от чего не отказывается, но просто пускает этот процесс на самотек, подобно беспечному строителю, который готов возводить Свой дом из всякого мусора: пучков шерсти и волос, грязи, щебня, песка, ногтей, гвоздей и прочего хлама. Поистине, отношение обычного человека к своему телу сравнимо лишь с работой нерадивого каменщика.

Очищение же плотного тела происходит вследствие подбора тех частиц, которым предназначено питать его; человек должен поставлять телу через пищу только самые чистые вещества, отвергая все грубое и нечистое; он знает, что благодаря естественному обмену веществ те частицы, которые проникли в организм в то время, когда он беспечно относился к питанию тела, постепенно будут выведены из него, самое большее — через 7 лет (хотя этот процесс может быть значительно ускорен), и решает больше не допускать в тело ничего нечистого; и по мере того как в теле будет появляться все больше чистых элементов, будет возрастать и армия его защитников, уничтожающих все вредоносные частицы, проникающие в тело вопреки воле самого человека.

Активная воля человека сохранить свое тело в чистоте своим магнетическим влиянием устраняет все нечистое даже вокруг его тела, тем самым препятствуя стремлению нечистых созданий проникнуть внутрь его и закрывая для них все возможные пути внедрения, которые неизбежно существуют, поскольку тело живет в атмосфере, насыщенной нечистыми частицами самого разного свойства.

Когда человек решает очистить таким образом свое тело, чтобы превратить его в орудие, наиболее подходящее для деятельности своего истинного Я, он тем самым делает первый шаг по пути Йоги, — и этот шаг обязательно должен быть сделан, если не в этой, то в какой-нибудь последующей жизни, прежде чем можно будет всерьез задаться вопросом: "Каким образом я могу доказать себе истинность утверждений Теософии?"

Каждое подтверждение тех фактов, которые выходят за рамки физического истолкования, неразрывно связано с полным подчинением физического тела его подлинному собственнику — человеку; необходимо убедиться в истинности этих фактов, но это невозможно, пока человек заключен в темницу собственного тела или пока это тело нечисто. Даже если человеку удастся, несмотря на нынешние неблагоприятные обстоятельства, сохранить при себе какие-то психические способности, частично развитые благодаря более правильному поведению в других жизнях, он все равно не сможет ими пользоваться, если его тело не будет чистым; их действие будет притуплено или искажено при прохождении через нечистое тело, и его результаты будут выглядеть совершенно неубедительными.

Предположим, что человек сознательно решил очистить свое тело, рассчитывая на то, что в течение 7 лет оно само полностью обновит составляющий его материал, либо избрав для этого более скорый, хотя и более тяжелый путь; в любом случае ему придется тщательно подбирать материал для построения нового, чистого тела, и перед ним сам собой встанет вопрос о диете.

Ему сразу же следует исключить из своего рациона всё, что может произвести в его организме загрязняющие, нечистые частички. Немедленно отказаться от алкоголя и всех содержащих алкоголь напитков, поскольку он является причиной появления в физическом теле наиболее нечистых микробов — продуктов разложения; эти микробы не только вредоносны сами по себе, но они еще и вызывают неприятие со стороны невидимых физическому глазу существ, населяющих следующий уровень, а следовательно, неприятие вызывает и все тело, в котором эти микробы обитают.

Пьяницы, лишившиеся своих физических тел, уже не могут более удовлетворять свою потребность в алкоголе и потому всегда бродят около тех мест, где распиваются спиртные напитки, и около тех людей, которые употребляют спиртное, стараясь проникнуть в их тела, чтобы приобщиться таким образом к этому низменному удовольствию, рабами которого они стали.

Утонченного воспитания женщины отшатнулись бы от своих бокалов с вином, умей они видеть, какие отвратительные создания при этом стремятся приобщиться к их удовольствию, и для этого стараются подобраться к ним как можно ближе. К тому же вокруг собираются и различные вредные элементалы (elementals) — мысли пьяниц, принявшие форму элементалов; и грубые частицы — остатки разрушившихся тел пьяниц и развращенных людей; они проникают в тело из окружающей атмосферы, огрубляя и ослабляя его.

Посмотрев на людей, систематически употребляющих алкоголь или же связанных с производством или распродажей спирта, вина, пива и других нечистых напитков, мы можем воочию убедиться, насколько физически грубы их тела.

Пивовар, владелец распивочной, не говоря уже о людях всех слоев общества, злоупотребляющих алкоголем, — наглядный пример того, во что медленно, но верно превращает свое тело каждый, кто позволяет этим частицам проникать в него; и чем больше этих частиц будет поглощено, тем более грубым станет тело. Так же обстоит дело и со многими другими продуктами: мясом млекопитающих, птиц, рептилий, рыбой и со всеми ракообразными и моллюсками, питающимися падалью. Как могут быть чистыми, чувствительными, полностью сбалансированными и здоровыми тела, состоящие из подобных материалов?! А ведь для освоения всех высших видов деятельности человеку необходимо тело сильное и чистое, как закаленная сталь.

Разве нужны еще какие-нибудь примеры помимо тех, что являют собой тела, пребывающие в подобном окружении? Посмотрите на мясника или на забойщика скота и скажите, разве могут их тела служить проводниками возвышенных мыслей и высоких духовных материй! А ведь они являются продуктом действия тех сил, которые неотвратимо преследуют каждое тело, приученное к нечистой пище, которую эти люди сами же и производят.

Конечно, никакой уход за своим физическим телом не прибавит человеку духовности, но с другой стороны — для чего человеку препятствовать развитию собственной духовности, оставляя нечистым свое тело? Для чего ему ограничивать, искажать, уменьшать свои способности, неважно — большие они или маленькие, заставляя их проявляться через посредство несовершенного орудия, которое он вполне мог бы усовершенствовать?

Существует, однако, еще одна сложность, которую мы никак не можем обойти вниманием. Мы можем сколько угодно заботиться о своем теле, твердо решив не загрязнять его, но нам все равно придется жить среди беспечных людей, которые не имеют ни малейшего представления обо всех вышеизложенных природных факторах. В таком городе, как Лондон, да в общем-то и в любом другом городе Запада, невозможно даже пройти по улице, чтобы на каждом углу тебя не подстерегала опасность загрязнения; и чем более чистым будет тело, тем более обостренными будут его физические чувства и тем более придется страдать человеку в окружении цивилизации столь грубой и животной, каковой она сейчас является. Проходя по бедняцким или деловым кварталам, на каждом углу встречаешь пивную, и запах спиртного настигает вас повсюду; миазмы одного питейного заведения наслаиваются на зловоние другого, даже кварталы, считающиеся более респектабельными, отравлены тем же самым; а куда деваться от запаха скотобоен и мясных лавок!? Конечно же, по мере развития цивилизации можно ожидать, что условия станут более благоприятными, а все эти нечистые заведения будут собраны в одном особом квартале, где их сможет найти каждый, кто пожелает. А пока испускаемые этими заведениями частички оседают на наших телах, проникают в наши легкие из атмосферы. Но так же как здоровое тело не создает условий, в которых могли бы развиваться болезнетворные микробы, так и чистое тело не позволяет проникшим в него грязным частицам укорениться в нем. И кроме того, как мы уже говорили, за чистотой нашего тела следят целые армии живых существ — наши телохранители, в самом прямом смысле этого слова; и как только вредоносные частички проникают за ограду крепости чистого тела, эти легионы телохранителей тут же набрасываются на них и буквально разрывают пришельцев на части. Мы сами должны выбрать, иметь ли у себя в крови только таких защитников нашей собственной жизни или же допустить в нее еще и разбойников, которые нападают на все доброе, стремясь уничтожить его. Чем последовательнее мы будем заботиться о чистоте своего тела, тем надежнее мы будем ограждены от всякого вредного вмешательства извне.

Выше уже говорилось об автоматизме тела, о его предрасположенности к приобретению привычек и о том, что эту его особенность можно обратить себе во благо. Если теософ скажет кому-нибудь, кто искренне стремится заниматься Йогой, чтобы достичь высших планов бытия: "Сперва ты должен очистить свое тело, а уж потом ты сможешь заняться действительно настоящей Йогой, поскольку настоящая Йога опасна для нечистого и неподготовленного тела так же, как спичка опасна для бочонка с порохом", если теософ так скажет, то в ответ он, возможно, услышит, что следование по этому пути таит в себе опасность для здоровья.

Но если быть полностью справедливыми, то телу в общем-то совершенно безразлично, чем вы его питаете, лишь бы эта пища могла поддерживать его в здоровом состоянии; и какой бы вид чистой и питательной пищи вы не избрали для него, вскоре оно к ней привыкнет. В силу того, что оно действует автоматически, тело вскоре перестанет требовать того, в чем вы ему упорно отказываете; и если вы будете оставлять его потребность в грубой и нечистой пище без внимания, то вскоре оно совершенно перестанет нуждаться в ней. И подобно тому как человек, наделенный обычным вкусом, с отвращением отворачивается от протухшей курицы или несвежей говядины, хотя бы в свежем виде последние и считались "деликатесом", так же и очищенный вкус будет восставать против грубой пищи.

Разумеется, если человек приучил свое тело к различным видам грубой пищи, то оно будет требовать эту грубую пищу постоянно, и человек будет стараться потакать его требованиям; но если он не будет обращать внимания на эти требования, а будет следовать своим интересам, а не прихотям тела, то очень скоро (настолько скоро, что это его наверняка удивит) он обнаружит, что его тело признало своего властелина и повинуется его железной воле; вскоре оно начнет предпочитать ту пищу, которую ему предлагают, у него разовьется пристрастие к чистой пище и отвращение к нечистой.

Привычка, таким образом, может быть обращена и во вред, и во благо; тело покоряется, когда вы даете ему понять, кто его истинный хозяин и что вы не намерены позволять этому орудию — своему телу, которым пользуетесь, — влиять на ваше продвижение к намеченной цели.

Истина в том, что даже не тело основной виновник наших вредных привычек, но Кама — природа желания. Взрослое тело привычно нуждается в определенных вещах, но если вы посмотрите на ребенка, то заметите, что его тело отнюдь не стремится к тем вещам, на которые взрослое тело набрасывается с вожделением; тело ребенка, если, конечно, оно не отягощено дурной физической наследственностью, не принимает ни мяса, ни вина, однако взрослые заставляют ребенка есть мясо, мать и отец позволяют ему за столом отпить немного вина из своих бокалов, да еще и внушают ему при этом, что он должен "быть настоящим мужчиной (или леди)"; и так продолжается до тех пор, пока подражательная способность ребенка и принуждение окружающих не наставят его на путь зла.

Именно так и вырабатывается вкус к нечистому, а возможно, пробуждаются и прежние камические пристрастия, которые в противном случае могли бы полностью истощиться, и тело постепенно привыкает именно к той пище, которой его питают.

Но несмотря на все эти приобретенные в прошлом привычки, попробуйте изменить себя, и как только вы освободитесь от тех частиц, которые стимулировали вашу потребность в нечистой пище, вы почувствуете, что пристрастия вашего тела меняются и что ему становится неприятен даже запах тех продуктов, которые ранее доставляли наслаждение.

Главным препятствием на этом пути является Кама, но не само тело. Вам не хочется этого делать, но если вам удалось преодолеть себя, то вы должны продолжать делать это и впредь.

Вы говорите себе: "В конце концов, это не так уж и важно. У меня нет никаких психических способностей; я не достаточно высоко развит, чтобы это могло как-нибудь на меня повлиять". Но вы и не достигнете никогда высокого уровня развития, если не будете стремиться к достижению наивысших своих способностей, если позволите природе желания влиять на ваше совершенствование.

Вы говорите: "Как бы мне хотелось обладать астральным видением и путешествовать в астральном теле!" Но когда доходит до дела, вы предпочитаете "полноценный" обед. Если призом за отказ от нечистой пищи (хотя бы в течение года) назначить миллион фунтов стерлингов, то как быстро улетучатся все сложности, и сразу же найдутся возможности для поддержания работоспособности тела без помощи мяса и вина! Но если взамен вам предлагают бесценные сокровища высшей жизни, трудности сразу же становятся непреодолимыми.

Если бы люди на деле стремились к тому же, к чему стремятся на словах, то перемены вокруг нас происходили бы гораздо быстрее. Но они упорно продолжают притворяться и делают это настолько виртуозно, что и сами начинают верить в свою искренность, и так проходит жизнь за жизнью без малейшего совершенствования на протяжении тысячелетий, а затем в одну из жизней они вдруг начинают удивляться, отчего это они не развиваются, в то время как другие продвигаются вперед гигантскими шагами.

Искренний человек — тот, чья искренность постоянна, а не эпизодична, — сам определяет темпы своего совершенствования; ну а тот, кто предпочитает притворяться, подобен белке в колесе — и так продолжается из жизни в жизнь.

И все же, как бы то ни было, фундамент для занятий Йогой закладывается именно очищением тела. Конечно же, только этим подготовительная работа не исчерпывается, но и без нее обойтись никак нельзя.

На этом можно завершить разговор о плотном теле — низшем носителе сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.