Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Александр Лоуэн 16 страница




Агрессия также является силой, которая заставляет нас встречаться, противостоять и справляться со стрессом. Если распределить различные структуры характера в зависимости от количества агрессии, имеющейся в наличии у каждого типа, то порядок будет такой же, как представленная ранее иерархия типов характера. Нужно понимать, что агрессия психопатического характера - это псевдоагрессия. Она направлена не в сторону того, что хочет этот человек, а в сторону доминирования. Достигнув контроля, он становится пассивным. С другой стороны, мазохист не такой пассивный, как кажется. Его агрессия спрятана. Она выходит наружу через его хныкание и жалобы. Оральный характер в большинстве своем пассивен из-за своей неразвитой мускулатуры. Жесткий характер сверхагрессивный, он компенсирует этим свое внутреннее чувство фрустрации.

Теперь, когда у нас есть рациональная основа для агрессии в сексе, терапия должна помочь человеку развить свою сексуальную агрессивность, которая выражается в толчках тазом как у мужчин, так и у женщин. Заметьте, что я использую слово «толчок» вместо слова «поднимание», которое употреблялось для описания рефлекса.

Человек может производить движения тазом вперед тремя способами: можно подтянуть его вперед, сокращая мышцы живота. Однако в результате этого напрягается передняя поверхность тела и перекрывается поток нежности и эротических чувств в живот. На языке тела это означает достижение без ощущений. Можно толкать таз вперед сзади, сокращая мышцы ягодиц. Это действие напрягает тазовое дно и ограничивает разрядку генитального аппарата. Это наиболее частые движения таза в сексе. Люди производят такие же движения при терапии, когда их просят выдвинуть таз вперед.

Третий способ выдвижения таза вперед - это надавливание ступнями на землю. Это действие выдвинет таз вперед, если колени будут находиться в согнутом положении. Затем, когда давление на пол передано, таз падает назад. Однако это действие зависит от способности человека направлять свою энергию в ноги. При этом способе движения таза все давление находится в ногах. Таз свободен от напряжения и колебаний, скорее, его тянут и толкают.

Динамика энергии при этом движении показана на рисунках 35, 36, 37, иллюстрирующих три основных движения человеческого тела по отношению к земле: ходьбу, подъем и толчки тазом. Принцип, лежащий в основе этих трех действий, я сформулировал ранее: действие - противодействие. Если человек давит на землю, земля давит в обратную сторону, и человек двигается. Тот же самый принцип действует и при полете ракеты. Энергетический разряд в конце ракеты толкает ее вперед. Вот как работает этот принцип в трех действиях, указанных ранее.

Ходьба. Примите положение, поставив ноги на расстоянии друг от друга примерно шесть дюймов, колени согнуты и тело выпрямлено. Перенесите массу тела на свод стопы. Перенесите массу на правую ногу, поднимите левую ногу и дайте ей качнуться вперед. Когда освободите правую пятку, ступите вперед на левую ногу. Повторение этого процесса каждой ногой попеременно и есть ходьба (рис. 35).

 

[Надписи (слева - направо): Стояние, Надавливание, Движение вперед.]

Рис. 35

 

Подъем. Примите такое же положение, только согните колени еще больше. Перенесите массу тела на своды стоп и надавите на них. Однако на этот раз не поднимайте левую ногу и не отрывайте пятки от земли. Если пятки держатся за землю, у вас не получится идти вперед. Так как результирующая сила от вашего давления вниз должна возыметь некоторое действие, то вы обнаружите, что ваши колени выпрямляются и вы занимаете положение в полный рост (рис. 36).

 

[Надписи (сверху - вниз, слева - направо): Подъём; А. Положение стоя, колени согнуты; Б. Наклон вперед; В. Подъем.]

Рис. 36

 

Тазовый толчок. Примите такое же положение, как при подъеме. Выполняйте все, как во втором упражнении, только не давайте коленям распрямляться. Если колени будут согнуты, то вы не поднимитесь и не пойдете вперед, потому что ваши пятки будут стоять на земле. Единственным возможным движением под воздействием результирующей силы будет толчок тазом вперед. Если ваш таз зажат, то вы будете находиться в статическом положении, когда сила действует на мышцы, но движения не получается. Движение и не получится, если напряжение в ногах препятствует восходящему потоку равнодействующей силы, этого не произойдет также, если напряжение в тазу тормозит его движение и мешает ему двигаться свободно (рис. 37).

 

[Надписи (сверху - вниз, слева - направо): Тазовый толчок; Положение стоя, масса тела переносится вперед; Качание таза вперед.]

Рис. 37

 

Напряжение в области таза высвобождается при помощи различных упражнений и массирования и разминания напряженных мышц. Напряженный мускул можно прощупать или как узел, или как завязанную веревку. Я надеюсь представить многие упражнения, которые мы используем в биоэнергетике, в отдельной работе - руководстве по биоэнергетическим упражнениям. Эта книга направлена на достижения общего понимания глубоких отношений между личностью и телом.

Вариант последнего упражнения, которое я использую для освобождения таза, также включает падение. Я опишу его здесь, если кто-нибудь из читателей захочет его сделать (рис. 38).

 

Рис. 38

 

Человек занимает положение перед табуретом или стулом так, чтобы можно было коснуться его только для поддержки. Стопы расставлены на расстоянии шести дюймов друг от друга, колени согнуты почти полностью. Тело наклоняется вперед до тех пор, пока пятки не будут едва касаться пола. Тогда масса тела будет перенесена на своды стоп, но не на пальцы. Тело должно быть выгнуто назад, а таз перенесен вперед без напряжения, чтобы сформировалась неразрывная дуга. Важным моментом в этом упражнении является то, что человек должен давить вниз на обе пятки, но не давать им касаться пола. Это можно предотвратить, наклоняясь вперед и держа колени согнутыми. Давление на пятки удерживает человека от движения вперед, согнутые колени мешают подъему.

Человека просят держать эту позу так долго, как он может, не превращая это в испытание воли или выносливости. Дышать нужно животом, но легко. Живот расслаблен, таз держится свободно. Когда больше нет сил держать эту позу, человек падает вперед коленями на одеяло.

В этом упражнении нет необходимости применять какое-либо давление сознательно, потому что сила тяжести будет действовать как давление вниз. Она очень сильна, и если мышцы бедер напряжены, то они будут сильно болеть. Когда это станет невыносимым, человек упадет. Как правило, ноги начнут дрожать еще до того, как человек упадет. Также если дыхание расслабленное и глубокое и человек стоит свободно, то вибрация распространится на таз, который будет двигаться вперед и назад непроизвольно. У меня были пациенты, выполнявшие это упражнение 2 или 3 раза, и дрожание становилось сильнее с каждым разом. Также мне говорили, что это упражнение является хорошей помощью лыжникам.

Эти упражнения важны, потому что они дают человеку другое ощущение его тела. Они также помогают осознать блоки и напряжения и таким образом ведут к пониманию страхов и тревоги.

Наиболее частым страхом, который выражают пациенты, будет тот, что их начнут использовать сексуально, если они отдадутся своим сексуальным чувствам. Можно проследить, что источник этого страха ведет к родителю или родительской фигуре, в основном противоположного пола. «Быть использованным» скрывает ряд грехов, от сексуальных отношений родителей с ребенком до простого пинка или разрядки детской сексуальности. Особый страх должен быть прояснен, и это может быть сделано аналитически или другими способами. В некоторых случаях использование упражнения падения выявит его.

Молодая женщина стояла на одной согнутой ноге, смотрела вниз на одеяло и в то время, когда она думала о падении, увидела образ пениса. Затем она сравнила страх падения со страхом сексуального подчинения - со своими собственными чувствами. Образ пениса напомнил ей ее отца. По ее словам, он был садистом. «Он шлепал и унижал меня. Он ходил по дому голый, без какого-либо уважения к моим чувствам», -говорила она. Она добавила, что наибольшее волнение испытывала, гладя в его глаза. Он раздевал ее глазами.

Не было необходимости разъяснять ей что-либо. Я мог понять ее проблему и симпатизировал ей. У нее не было никакой другой защиты, кроме как отсечь свои сексуальные чувства. Единственный способ, как она могла это сделать, это «втянуться» в верхнюю половину своего тела. Это включало в себя зажатие диафрагмы и напряжение живота и таза. В результате у нее развился страх падения.

Однако страх падения был не единственным следствием этого защитного действия. Когда человек страдает от клеветы или оскорбления, его естественной реакцией является гнев. И только в том случае, когда гнев заблокирован или затормаживается страхом, человек занимает защитную позицию. Торможение гнева оборачивается враждебностью и отрицанием. Тогда человек начинает чувствовать вину, и его защитная позиция становится направленной против его собственной враждебности и отрицательных чувств, как и против любого другого оскорбления или клеветы. Поэтому для человека недостаточно осознать и принять тот факт, что он больше неуязвим для такого рода обид и оскорблений, которые он переживал в детстве. Это не будет существенно влиять на его защитную позицию, потому что у защиты уже имеется другое назначение - спрятать свою враждебность.

В третьей главе я указывал, что два внешних слоя личности, защита эго и мышечная броня, действуют как наставники и контролеры эмоционального или ИД [низшее бессознательное, - прим.] слоя личности. Каждый невротический и психотический человек боится силы своих чувств, особенно негативных. Я объяснял, что эти чувства должны быть выпущены или выражены прежде, чем чувство любви, находящееся в середине, сможет течь в мир свободно и полно. Это должно быть сделано в терапевтической ситуации, чтобы предотвратить любое выливание этих чувств на невинных людей. Постоянной практикой в биоэнергетической терапии является поощрение выражения этих чувств, когда они подходят к непосредственной терапевтической ситуации. Это, конечно, могло быть правильно для пациентки, которую я только что описал и которая воспринимала своего отца как садиста, унижающего ее. Прежде чем мы можем ожидать, что она определенно отдастся сексуальным чувствам, мы должны позволить ей отдаться отрицательному аспекту.

Следует признать, что эта пациентка или другая женщина, которая перенесла подобную травму, испытывает противоречивые чувства по отношению к мужчинам. Как девочка и женщина она любит мужчин, включая своего отца, но как ребенок, который был ранен и унижен мужчиной, она ненавидит их всех. В части своей личности ей хотелось бы сделать с ними то, что они сделали с ней, ранить и унижать их. Она не отважилась выражать эти чувства, будучи ребенком, и не осмеливается во взрослом состоянии. Она также знает, что такие чувства губительны для любых отношений, какими они были для нее. Это ставит ее в безвыходное положение, от которого терапия должна ее освободить. Это может быть достигнуто только обеспечением выхода негативных чувств.

Существует несколько подходящих упражнений. Одному пациенту дают турецкое полотенце, которое нужно намотать на руку. Полотенце может представлять любого человека. В данном случае это может быть отец, друг или я, или другой ненавистный представитель мужского пола. Скручивая полотенце, пациентка может сказать все, что хочет или хотела сказать своему отцу или другому мужчине: «Ты сволочь. Я ненавижу тебя. Ты унижал меня, и я презираю тебя. Я могу открутить твою голову от тела; тогда ты не сможешь смотреть на меня своими похотливыми глазами». Ясно, что полотенце также может представлять собой пенис. Скручивая его, пациентка может высвободить большое количество ненависти против этого органа.

Это упражнение не выполняется повседневно. Оно имеет ценность, только когда следует за откровениями пациента по поводу травматического опыта. Этот опыт не обязательно должен быть сексуальным. Упражнение можно использовать для высвобождения любой ненависти или гневных чувств, возникших из-за любого оскорбления или ранения.

Следующее упражнение является специально сексуальным и будет более приемлемо в настоящем контексте. Пациент локтями и коленями становится на матрас и пальцами ног впивается в него. Это обычное положение мужчины при половом акте. Затем пациент, мужчина или женщина, ударяет по кровати резкими движениями таза. Это может выполняться молча или с громкими словами. Если используются слова, то они обязательно должны быть скверные, садистские, ранящие и вульгарные.

Когда пациент выполняет это упражнение, он переживает сильное чувство облегчения. Он получает его окончательно и таким способом, который не разрушает его или других людей. Грубость приемлема, так как это действие направлено на унижение другого человека, но пациент чувствует оправдание и чистоту, как будто помыл грязные руки. Свежее ощущение, которое следует за этим, является гневом, чистым гневом, направленным на человека, который нанес оскорбление. Затем этот гнев можно выразить, колотя кровать теннисной ракеткой. Эти удары не являются унижением или наказанием. Они утверждают право пациента на уважение как человека и укрепляют чувство самоуважения. Человек не может уважать себя, если он не может или не в состоянии рассердиться на личное оскорбление или обиду.

С каждым освобождением от враждебного или негативного чувства уменьшается страх падения. Это справедливо и для каждого серьезного выражения гнева. Но страх падения нельзя убрать только этими действиями. Он существует теперь сам по себе как страх, которому нужно противостоять или смело встречать. Человек учится падать без страха не на словах, а на деле. И в процессе этого он также учится бороться за уважение и за свою сексуальность против всех, включая терапевта.

Я должен добавить, что каждое упражнение высвобождает не только подавленные чувства, но также и мышечное напряжение. Падение освобождает ноги от напряженной необходимости удержаться на ногах из страха. Покачивание тазом (мы отводим его назад, чтобы высвободить мышечное напряжение, связанное с подавленным анальным садизмом) уменьшает мышечное напряжение в бедрах и тазовом поясе. Скручивание полотенца и избивание кровати оказывают похожее действие на остальные части тела.

Существуют типичные упражнения самовыражения. Они не единственные, которые мы используем в биоэнергетике, и они не ограничены негативными, враждебными и злыми чувствами. Стремление к контакту, нежное прикосновение и поддержка применяются для выражения привязанности и сильного желания. В следующей главе я буду обсуждать природу самовыражения и опишу некоторые способы, с помощью которых мы лечим проблемы самовыражения. Однако здесь необходимы два кратких комментария.

Акцент на выходе отрицательных чувств основывается на том клиническом факте, что человек, который не может сказать «нет», не может сказать «да». Поэтому важно, чтобы человек мог выразить враждебность или чувство гнева в соответствующей ситуации. Я придаю философский смысл этому взгляду в своей книге «Pleasure: A Creative Approach to Life». Было бы нереально представлять человеческую личность как только положительное по природе существо. Положительное относится к жизни, а отрицательное - к антижизни. Однако некоторые люди смешивают это и путают одно с другим. В мире существуют оба вида силы, и наивно думать по-другому. Если мы можем провести различия между ними, то негативность занимает надлежащее место в человеческом поведении.

Кажущееся подчеркнутое внимание на выражении тела может привести к тому, что читатель поверит, что в биоэнергетической терапии не важны слова. Это, безусловно, не так, и в моей работе я буду говорить о роли слов в последней главе. Мне не кажется, что мы чересчур заостряем внимание на выражении тела. Я выделяю это здесь потому, что в большинстве других видов терапии это игнорируется. Слова не могут заменить движение тела, а движение, кроме того, не равнозначно языку. У каждого свое место в терапии, как и в жизни. У многих моих пациентов были трудности с достаточным выражением себя посредством языка. Подобно другим терапевтам я работал над этой проблемой с ними. Однако у всех моих пациентов были трудности в полноценном выражении себя на телесном уровне, и эти проблемы являются центром внимания в биоэнергетике. Также я обнаружил, что телесные проблемы лежат в основе вербальных, хотя и не отождествляются с ними. Гораздо легче говорить о сексе, чем заниматься им.

 

 

IX. САМОВЫРАЖЕНИЕ И ВЫЖИВАНИЕ

 

 

Самовыражение и непосредственность

 

Самовыражение описывает свободную, естественную и непосредственную деятельность тела и, как и самосохранение, является качеством, присущим всем живым организмам. Любая активность тела вносит свой вклад в самовыражение, начиная от самого обыденного, такого как хождение и еда, до наиболее сложного, такое как пение и танцы. Например, то, как человек ходит, определяет его не только как человеческое существо (ни одно другое животное не ходит, как человек), но также пол, приблизительный возраст, структуру характера и индивидуальность. Не существует двух людей, которые ходят совершенно одинаково, выглядят совершенно одинаково или ведут себя совершенно одинаково. Человек выражает себя в каждом своем действии или в движении своего тела.

Действия и движения тела являются не только модальностями самовыражения. Форма и состояние тела, цвет кожи, волосы, глаза, голос определяют вид и индивидуум. Мы можем узнать льва или лошадь по рисунку, где нет действия или движения. Мы даже можем узнать определенную лошадь на фотографии, если мы знаем ее, так же как мы можем узнать определенного человека на фотографии. Звуки и запахи также определяют как вид, так и индивидуум.

По определению, самовыражение обычно не является сознательной деятельностью. Мы можем быть сознательно самовыражающимися или сознавать наше самовыражение. Но несмотря на то, осознаем ли мы это или нет, мы все время выражаем себя. Из этого факта следуют две особенности. Одна - это то, что сущность не ограничена сознанием себя и не идентифицируется со своим эго. Вторая - это то, что мы не должны ничего делать, чтобы выразить себя. Мы производим впечатление на людей просто тем, что существуем, а иногда мы поражаем их больше, когда ничего не делаем, чем когда пытаемся быть выразительными. В последнем случае мы рискуем создать впечатление человека, который готов на все ради признания. И наше самовыражение может затормозиться чувством неловкости, смущения.

Спонтанность, а не осознание, является важным качеством самовыражения. Абрахам Маслоу в своей неопубликованной статье «Творческая позиция» «The Creative Attitude» пишет: «Полная спонтанность является гарантией подлинной экспрессии сущности и стиля свободно функционирующего организма и его неповторимости. Оба слова, спонтанность и экспрессивность, предполагают искренность, естественность, правдивость, отсутствие хитрости и подражания и так далее, потому что они также подразумевают неавтоматическую природу поведения, отсутствие преднамеренного "старания", отсутствие чрезмерного стремления или напряжения, невмешательство в поток импульсов и свободное выражение глубокой личности».

Интересно отметить, что спонтанность определяется отрицающими выражениями, такими как отсутствие «преднамеренного старания», «отсутствие хитрости», «невмешательство». Спонтанности нельзя научиться. Человек не учится быть спонтанным, и терапия, следовательно, не может научить этому. Так как целью терапии является помочь человеку стать более непринужденным и более выражающим себя, что в свою очередь ведет к увеличению ощущения себя, терапевтическое лечение должно помочь убрать барьеры или блоки на пути самовыражения. Поэтому необходимо, чтобы человек мог понять эти блоки. Для меня это означает биоэнергетический подход к проблемам, препятствующим самовыражению.

Сравнение спонтанного поведения с заученным поведением делает ясным шаблонное отношение к самовыражению. Заученное поведение в основном отражает то, чему человека научили, и поэтому должно рассматриваться как выражение эго или суперэго, но не сущности. Однако это отличие нельзя применять строго, потому что поведение содержит как выученные, так и спонтанные элементы. Речь является хорошим примером. Слова, которые мы используем, являются заученными ответами, но речь - это больше, чем просто слова и фразы, она включает модуляции, тон, ритм и жесты, которые по большей части спонтанны и уникальны для говорящего. Последние добавляют в речь окраску и обогащают выражение. С другой стороны, ни один человек не будет убеждать в преимуществах речи, которая искажает общепринятое значение слов и игнорирует правила грамматики ради спонтанности. Спонтанность без контроля эго является хаосом и беспорядком, и все-таки реальность -то, что она иногда может иметь смысл в виде лепета младенцев или бормотания шизофреников. Правильная сбалансированность между контролем эго и спонтанностью даст возможность импульсам выразиться в наиболее эффективной форме и даже прочно влиться в жизнь человека.

В то время как спонтанное действие является прямым выражением импульса и таким образом прямым проявлением внутреннего Я, не все импульсивные поступки являются самовыражающими. Реактивное поведение имеет спонтанный аспект, который обманчив, потому что он обусловлен и предопределен предыдущим опытом. Может показаться, что люди, впадающие в ярость всякий раз, когда они терпят поражение, действуют спонтанно, но это неверное представление из-за их вспыльчивости как особенности реагирования. Взрыв происходит из-за блокирования импульсов и скопления энергии за блоками, откуда она высвобождается при малейшем раздражении. Реактивное поведение возникает из-за «помехи потоку импульсов» и является выражением заблокированного состояния организма. Однако подобная взрывная реакция может быть вызвана в контролируемой терапевтической обстановке, чтобы убрать глубоко структурированные блоки.

Иногда биоэнергетику критикуют с этой позиции. Существует наивное предположение со стороны ряда терапевтов, что в поведении человека нет места для ярости. Хотелось бы знать, как такой человек будет реагировать, когда его жизни будет что-то угрожать! Это угроза, которая висела над многими моими пациентами в их молодые годы. Вопрос о том, должна угроза быть приведена в исполнение или нет, не относится к делу. Маленькие дети не в состоянии это отличить. Их немедленным и действительно спонтанным реагированием является ярость. Когда эта реакция заблокирована или тормозится страхом ответных действий, то создается внутреннее условие для реактивного поведения. Этот блок будет исчезать не через успокаивание и любовь, а только когда такая уверенность и любовь поддерживают право пациента на разрядку своей ярости в контролируемой обстановке терапии, а не в подобном действии в повседневной жизни.

Удовольствие является ключом к самовыражению. Когда мы искренне выражаем себя, мы испытываем удовольствие, которое может колебаться от легкого до экстатического, как в сексе. Удовольствие от самовыражения не зависит от реагирования окружающих; самовыражение приятно само по себе. Мне хотелось бы попросить читателя подумать о том удовольствии, которое он или она испытывают при танце, чтобы понять, насколько удовольствие от самовыражения не зависит от реакции окружающих.

Хотя нельзя сказать, что положительный отклик на чье-либо самовыражение не ценен. Наше удовольствие повышается или понижается реакцией окружающих. Однако оно не создается этой реакцией. Человек не думает о других, когда душа поет, хотя эта его деятельность является самовыражающей и доставляющей удовольствие.

Пение, естественно, самовыражающее действие, как и танцы. Но оно теряет что-то из своих качеств, когда становится представлением, т. е. когда недостает какого-то спонтанного импульса пения. Можно получить удовлетворение его от представления, но когда элемент спонтанности низкий, то удовольствие пропорционально снижается. К счастью, такой спектакль не будет вдохновляющим и для слушателей и поэтому не будет повторяться. То же самое справедливо для танцев, речи, письма, приготовления пищи и любой другой деятельности. Испытанием для артиста является поддерживание высокого уровня представления без потери ощущения спонтанности в действиях, что дает жизнь и удовольствие его деятельности.

В ситуациях, когда человек может быть открыто спонтанным, не обдумывая сознательно свое выражение, переживание удовольствия очень высоко. Такое качество присуще играм детей. В большинстве наших действий имеется смесь спонтанности и контроля, контроль служит для того, чтобы придать нашим действиям более отчетливый фокус и больший эффект. Когда контроль и спонтанность гармонируют друг с другом, так что каждый больше дополняет, чем мешает другому, удовольствие максимальное. В таких действиях эго и тело работают вместе, чтобы создать тот уровень координации в движении, который можно охарактеризовать только как грациозность.

Мы получаем удовольствие от красоты нашего тела, потому что оно отражает, кто мы есть. Нам нравится человек с красивыми волосами, блестящими глазами, белыми зубами, со свежим цветом лица, с хорошей осанкой, приятными манерами и так далее. Мы чувствуем, что это - источники удовольствия для человека, но они могут быть таковыми и для нас. В биоэнергетике тезисом является то, что здоровье и жизнеспособность тела отражаются во внешности. Красота и доброта сочетаются.

Спонтанность есть функция подвижности тела. Живое тело никогда не бывает полностью на отдыхе, даже во сне. Конечно, жизненные функции никогда не останавливаются, и к тому же существует множество непроизвольных движений, которые происходят во сне. Они наиболее часты, когда мы бодрствуем и действуем. Они варьируют по качеству и степени возбуждения. Известно, что дети могут стать настолько возбужденными, что в буквальном смысле подпрыгивают. У взрослых эти непроизвольные движения составляют основу наших жестов, выражения лица и других действий тела. Обычно мы не осознаем эту деятельность, которая выражает нас даже больше, чем наши сознательные действия. Из этого следует, что чем больше подвижность тела, тем больше самовыражение.

Подвижность тела прямо соотносится с его энергетическим уровнем. Она берет энергию для движения. Если уровень энергии низкий или подавленный, подвижность обязательно уменьшается. Прямая линия соединяет энергию с самовыражением. Энергия —> подвижность —> чувство —> спонтанность —> самовыражение. Эта последовательность также действует и в обратную сторону. Если самовыражение человека заблокировано, его спонтанность снижена. Уменьшение спонтанности понижает эмоционально-чувственный настрой, который, в свою очередь, понижает подвижность тела и подавляет его энергетический уровень. Адольф Портманн, ведущий биолог, интересующийся самовыражением животных, пришел к подобному заключению в своих работах: «Богатая внутренняя жизнь... в своем большинстве зависит от... той степени индивидуальности, которая идет рука об руку с точным способом самовыражения».

Утверждение Портманна предполагает взаимосвязь трех элементов личности: внутренней жизни, внешнего выражения и индивидуальности. Я изобразил каждый из них как угол в треугольнике, который требует наличия всех трех элементов для поддержания своей формы (рис. 39).

 

[Надписи (сверху - вниз, слева - направо): Индивидуальность, Личность, Внутренняя жизнь, Самовыражение.]

Рис. 39

 

Когда самовыражение человека заблокировано или ограничено, он может компенсировать этот недостаток через проекцию образа эго. Наиболее часто это делается при использовании власти, и наилучшим примером такой проекции был Наполеон. Когда он стал старше, он даже стал ниже ростом, и его голова втянулась в плечи. Его называли «маленький капрал», хотя в Европе его образ принял угрожающие размеры. Он был императором, имевшим огромную власть. Я могу понять потребность в такой власти только как отражение чувства неполноценности и стремления к самовыражению. Если бы Наполеон мог петь и танцевать, ему, возможно, не потребовалось бы маршировать с армией по всем странам, пытаясь обрести ощущение себя, которого, я сомневаюсь, чтобы он когда-нибудь достиг. Власть создает только больший образ, но не возвышает личность.

Другой пример компенсации можно наблюдать в человеке, которому нужно иметь большой дом, дорогую машину или большую яхту, чтобы преодолеть внутреннее чувство ничтожности. Что мало, так это его диапазон самовыражения. Он может быть богат в деньгах, потому что он честолюбив, но он останется бедным в своей внутренней жизни (душе) и в способе самовыражения.

В биоэнергетике мы сосредоточиваем внимание на трех основных областях самовыражения: движение, голос и глаза. Обычно люди выражают себя через каждый из этих каналов коммуникации одновременно. Например, если мы опечалены, то наши глаза плачут, голос всхлипывает, а тело содрогается. Подобным образом в движении тела, звуке и взгляде выражается и гнев. Отсечение или блокирование любого из этих каналов ослабляет и расщепляет эмоции и их выражение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.