Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношения между понятиями




Формальная логика изучает и описывает имеющие большое значение для познавательной деятельности человека разнообразные отношения между понятиями, выясняет, как они проявляются в реальной практике процесса познания.

Отношения между понятиями по объему делятся на две группы: совместимые и несовместимые.

Совместимые понятия – это такие понятия, объемы которых полностью или частично совпадают.

Несовместимые – это такие понятия, объемы которых не совпадают не в одном элементе.

Между совместимыми понятиями могут быть отношения равнозначности (тождества); пересечения (частичного совпадения) объемов; подчинения (отношение рода и вида). Между несовместимыми понятиями – соподчинения (координирования), противоположности (контрарности), противоречия (контрадикторности). Для иллюстрации отношений между объемами понятий применяются круговые схемы, впервые введенные в научную практику Эйлером[1].

1. В отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают. Например, «основатель формальной логики» и «Аристотель». Эти понятия равны по своему объему.

где А – основатель формальной логики;

В – Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

 

2. В отношении пересечения находятся понятия, имеющие некоторые общие признаки, т. е. объем одного из них частично входит
в объем другого.

 

 
 

где А – студент;

В – спортсмен.

3. В отношении подчинения находятся понятия, одно из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.

 
 

 


где А – город;

В – г. Москва.

 

Понятие с большим объемом (А) называется подчиняющим, понятие с меньшим объемом (В)подчиненным.

Если в отношении подчинения находятся общие понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное – видом.

Отношение «род» – «вид» широко используется в логических операциях, производимых над понятиями – обобщение, ограничение, определение, деление.

4. Два или более понятий находятся в отношении соподчинения к третьему, если они не имеют общих элементов объема и это третье понятие является подчиняющим для каждого из них.

 
 

 


где А – город;

В – г. Москва;

С – г. Брянск.

5. В отношении противоречия находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки отрицает, не заменяя их другими признаками.

 
 

 


где А – черный;

не – нечерный.

 

 

6. В отношении противоположности находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки отрицает, заменяя их исключающими признаками.

 
 

 


где А – черный;

В – белый.

 

Отношения между понятиями используются во всех разделах человеческого знания, где требуется предельно точно выразить смысл понятия, уточнить его отношение к другим сходным понятиям, а также в педагогическом процессе, при построении схем, диаграмм.

Упражнение 10

Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

1. Университет; институт; МосГУ; вуз; учебное заведение.

2. Факультет; факультет рекламы; факультет рекламы МосГУ; кафедра социальной и политической философии МосГУ.

3. Мужчина; военнослужащий; офицер; полковник; сержант.

4. Писатель; журналист; художник; гений; женщина.

5. Сын; внук; мужчина; отец; экономист.

6. Виновность; невиновность; провинившийся человек; вина.

7. Революция; революционер; контрреволюционер; человек.

8. Наказание; лишение свободы; ссылка; высылка.

9. Театр; Большой театр России; Малый театр России; драматический театр.

10. Музыка; классическая музыка; джаз; рок - музыка.

11. Испуг; испуганный человек; пугливый человек; человек чувствующий страх.

12. Проект закона; закон; закономерность; беззаконие.

13. Человек, имеющий детей; человек, имеющий несколько детей; человек, имеющий двоих дочерей и сына; отец.

14. Человек, читающий в метро; человек, читающий во всех видах транспорта; человек, читающий газету; пассажир, читающий газету.

15. Средство связи; телефон; телефонный аппарат; телефонный разговор; сотовый телефон.

 

Пример: Журнал «Наука и жизнь» (А), телеканал НТВ (В), средства массовой информации (С) – отношение соподчинения.

 
 


Упражнение 11

Подберите понятия равнозначные нижеперечисленным.

 

1. Парламент России. 2. Автор романа «Война и мир». 3. Автор музыки итальянской оперы «Аида». 4. Конституция. 5. г. Санкт - Петербург. 6. Самый большой город России. 7. Художественный руководитель театра «Ленком». 8. Художник, автор картины «Черный квадрат». 9. Основатель первого московского университета. 10. Архитектор Большого театра России. 11. Материалист. 12. Председатель Правительства России. 13. Деление. 14. Реформатор. 15. Месяц март.

 

Пример: Сегодняшнийректор Московского гуманитарного университета – Ильинский Игорь Михайлович.

 

Упражнение 12

Подберите понятия находящиеся в отношении пересечения с нижеперечисленными.

1. Лауреат Нобелевской премии. 2. Медалист. 3. Житель Подмосковья. 4. Специалист в области рекламы. 5. Предприниматель. 6. Олигарх. 7. Экономист. 8. Дипломат. 9. Культуролог. 10. Офицер. 11. Футболист. 12. Менеджер. 13. Депутат Государственной Думы РФ. 14. Декан. 15. Социолог.

 

Пример: Солист Большого театра – лауреат Государственной премии России.

 

Упражнение 13

К исходным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие понятия.

1. Патриарх. 2. Институт. 3. Книга. 4. Доктор. 5. Метро. 6. Философ. 7. Художник. 8. Композитор. 9. Проректор. 10. Адвокат. 11. Осень. 12. Бухгалтер. 13. Психолог. 14. Ученый. 15. Человек.

 

Пример: Студент – подчиненное – студент университета; подчиняющее – учащийся.

 

Упражнение 14

Подберите понятия, которые находятся в отношении соподчинения к исходным.

1. Увлекательная наука. 2. Лекция. 3. Форма правления. 4. Городской транспорт. 5. Учебное пособие. 6. Планета. 7. Танец. 8. Литературное произведение. 9. Преподаватель. 10. Природное явление. 11. Время года. 12. Деньги. 13. Металлический блеск. 14. Шахматная фигура. 15. Король.

 

Пример: Политический режим – демократический, авторитарный, тоталитарный.

 

Упражнение 15

Подберите понятия противоречащие и противоположные исходным.

1. Истина. 2. Господин. 3. Молодой. 4. Богатый. 5. Добрый. 6. Честный человек. 7. Защитник Отечества. 8. Национальное достояние. 9. Научная литература. 10. Верность. 11. Европейская столица. 12. Ошибочность. 13. Существительное. 14. Равносторонний треугольник. 15. Сорванная лекция.

Пример: Маленький – противоположное – большой; противоречащее – немаленький.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 4976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.