КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Волоты
Или ПОДЗЕМНЫЕ БОГИ. ————————— Чернобог. Ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев, Чернобог изображался облаченным в броню. Имея лицо исполненное ярости, он держал в руке копьё готовое к поражению, или больше к нанесению всяких зол. Сему страшному Духу приносились в жертву сверх коней, не только пленные, но и нарочно ему предоставленные для сего люди. А как все народные бедствия приписывались ему; то в таковых случаях молились и жертвовали ему для отвращения зла. Сего ужасного лжебога Г. Херасков так описывает: Шумящ оружием приходит Чернобог; Сей лютый Дух поля кровавые оставил, Где варварством себя и яростью прославил; Где были в снедь зверям разбросаны тела; Между трофеями где смерть венцы плела, Ему коней своих на жертву приносили, Когда Россияне побед себе просили. Сильный бог, был бог телесной крепости, мужества; Лед, бог войны, храбрости и военных доблестей, бог победоносной славы. Но сие страшное божество услаждалось кровопролитием и неистовством. Тем воздвигала жертвенники благодарность, как бы за ниспосланные ими дары воинские, и молились им, прося дать силу для защиты себя и отогнания врагов: но сему ужасному Духу сооружал храмы Страх и Ужас. Его просили только об отвращении зла, как оного источник; но благости в нём не уповали найти, и не искали её. Из некоторых описаний видно, что храм его построен был из чёрного камня; истукан выкован из железа, перед коим стоял жертвенник для сожжения ему жертв. Помост его храма, сказывают, был напоен кровью; что и вероятно, когда представляли его таким зверским и кровопийственным существом. ————————— Ний.
— — — зрю огненного Ния: В нем ада Судию быть чаяла Россия. Он пламенный держал в руках на грешных бич. Владимириада. Вложенное в человека самою природою умопредставление бессмертия души, и надежда жизни по смерти, которой счастливое или злополучное состояние зависит от порочной или добродетельной настоящей жизни, подало средство всем народам к вымышлению богов мстящих по смерти за беззакония, в сей жизни учинённые. Равно как проведшим здесь жизнь свою благочестиво, но гонимых лютым роком без жалости, и страждущих невинно, награда уготовляемая им в будущей жизни состояла в особенных народом любимейших удовольствиях. Цельтийский рай богатырей или Валгалла услаждал рыцарский дух угодников своих воинскими играми как битвами, на коих убитые при наступлении обеденного времени опять пробуждались от смертного усыпления, и шли с победителями без всякой вражды за один стол, где угощали их вкуснейшими из кабаньего мяса приготовленными яствами, и потчевали до избытка пивом; по окончании же обеда возвращались снова к рыцарским своим упражнениям. Но нечестивые все были во власти Мидгара и Ферниса, или самое существование их исчезало. Славяне полагали (по примеру многих других народов) место казни для беззаконников внутри земли. Судьею и исполнителем казней определили им особенного неумолимого и безжалостного бога Ния, Имеющего свой внутри земли престол, И окруженного кипящим морем зол. Владимириада Сей судия мёртвых почитался так же насылателем — — ночных ужасных привидений. Владим. Из устных преданий, оставшихся нам в старинных сказках, видно, что истукан Чернобогов был выкован из железа. Престол его составлял краеугольный камень из чёрного гранита высеченный. В знак своего владычия, имел на голове зубчатый венец, в руке свинцовый скипетр и огневидный бич. Жертвовали ему не только кровью животных, но и человеческою, особенно же во время каких-либо общественных злоключений. ————————— Стрибог. Божество, наказывающее беззаконников в преисподней, и бич злодеяний в сем мире. Он так же истребитель всего видимого, подобно Индийскому Сибе, или разрушителю, точно как бог Живот сохранитель сходствует с Индийским божеством Вишну. Его мести предавались заслужившие проклятие. ————————— Яга Баба. Это очень злая, старая и мощная колдунья или волшебница; вид у неё страшный. Она не столько в аде живёт, сколько на этом свете. Дом её избушка на курьих ножках, стоит и сама повёртывается. Древние наши богатыри всегда её нахаживали лежащею на лавке; нос её висит через грядку (шест в избе для вешания укрепленный). Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе* (т. е. колеснице самокатной); и когда она в ней прогуливается, то понуждает оную бежать скорее, ударяя железною же палицей или пестом. А чтоб для известных ей причин не видно было следов её, то заметаются они за нею особенными к ступе проделанными мёлом и помелом. ————————— Кикимора. Бог сна и ночных привидений. Их представляли себе множество; а по сему и можно их почесть за служителей и послов Ниевых. Происхождение им дают от рода человеческого; они живут так же и в домах; простолюдины верят, что они по ночам в потёмках прядут, и хотя их самих и нельзя видеть, но утверждают, что слышно движение веретена. В самом же деле, или кошка в то время курнычит, или червяки точат дерево, либо ползают тараканы. Впрочем, сии Духи не опасны: они никому не причиняют зла, хотя иногда и беспокоят, однако ж не столько как Домовые, которых простой народ считает самыми беспокойными проказниками. Кикиморы, по мнению тонких в сей материи знатоков, суть рода женского, и от сообщения с домовыми Духами продолжают и свой и последних род. В домах живут они будучи туда посланы на урочное время; но отечество их преисподняя. —————————
Водные боги. Царь морской. Владычество над морями препоручили идолопоклонствующие Славяне особенному божеству, назвав его Царём морским. Будучи столько же древен, как и самое море, имеет венец из морского папоротника; разъезжает по морям в раковине везомой морскими псами: в одной у него руке весло, знак укрощения волн, в другой же острога, знак их возбуждения. Обиталище его во глубине океана, где чертоги и престол так изображены Г. Ломоносовым: В недосязаемой от смертных стороне, Между высокими, кремнистыми горами, Что мы по зрению обыкли звать мелями, Покрытый золотым песком простерся дол: Столпы во круг его огромные кристаллы, По коим обвились прекрасные кораллы. Главы их сложены из раковин витых, Превосходящих цвет дуги меж туч густых, Что кажет укротясь нам громовая буря; Помост из аспида и чистого лазуря. Палаты из одной иссечены горы; Верхи под чешуей великих рыб бугры; Уборы внутренни покров черепокожных Бесчисленных зверей во глубине возможных. Там трон жемчугами усыпанный янтарь, На нем сидит волнам седым подобный Царь. В заливы, в океан десницу простирает, Сафирным скипетром водам повелевает. Одежда царская, порфира и виссон, Что сильные моря несут ему пред трон. Петриада. Его особенно чтили поморские Славяне, Варяги, т. е. морские наездники, умоляя о счастливом по волнам плавании. ————————— Чудо Морское. Служитель и вестник Царя морского. Оный кажется быть совершенно подобен Тритону Греков. ————————— Полудухи. Сие общее название даю я таким мечтаемым существам, коих воображали себе ни совсем бестелесными, ни телесными, и кои как бы в своих стихиях обитали, иные же в лесах, в реках, в омутах и проч. Они суть: ЛЕШИЕ, обитатели и хранители лесов. Сии особливого свойства. Когда идут по лесу, то равны с лесом; когда же по траве, равны с травою; а иногда являются они людям в образе человеческом. ВОДЯНЫЕ ДУХИ, или Дедушки живут в глубоких местах рек, где имеют великолепные дома. Они уносят купающихся по тем местам людей, особливо же мальчиков, коих и приучают жить у себя в домах; а сии впоследствии времени заступают сами место сих Дедушек. Равно как и Лешие уносят молодых детей, и воспитав их в своих лесных обителях, делают по себе преемниками. ДОМОВЫЕ, кои живут в домах и дворах. Ежели в котором доме Домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, о всем печется, и у самого хозяина бороду плетет в косы. Чей же дом не полюбит, там разоряет хозяина в корень, переводя у него скот, беспокоя его по ночам, и ломая всё в доме. РУСАЛКИ, полудухи женского рода. Живут они обыкновенно в речках, из которых часто выходят в красную погоду на берег, где сидя, чешут свои зеленые волосы гребнем; но лишь заприметят кого-либо идущего, тотчас бросаются на дно ручьёв. ————————— Богатыри. Они почитаемы были не как боги, но как люди, одаренные перед прочими высшими дарами неба, или как у Греков их полубоги. Таковы были: Исполины непомерной величины и силы. Из сказок древних видно, что сверх силы, имели они ещё дар неуязвимости. Впрочем заметить должно, что древние Славяне под именем Волотов разумели Римлян. Слава силы и могущества Римского народа представила их воображению оных великанами; а потому и наделали себе из Римлян особенных великорослых непобедимых существ.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |