Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суть научной проблемы 2 страница




Kolata, Gina. Ultimate Fitness: The Quest for Truth About Exercise and Health. New York: Picador, 2004.

Komisaruk, Barry R., Carlos Beyer‑Flores & Beverly Whipple. The Science of Orgasm. Baltimore: The Johns hopkins university Press, 2006.

Krishna, Gopi. The Biological Basis of Religion and Genius. New York: Harper & Row, 1972.

–. Kundalini: The Evolutionary Energy in Man. Boston: Shambhala, 1997.

Kuvalayananda, Swami. Popular Yoga Asanas, перепечатка издания 1931 г. Rutland, Vt.: Charles e. Tuttle, 1974.

Lasater, Judith Hanson. Yogabody: Anatomy, Kinesiology, and Asana. Berkeley: Rodmell Press, 2009.

Lum, L.C. «Hyperventilation Syndromes», в сборнике под ред. Beverly H. Timmons & Ronald Ley, Behavioral and Psychological Approaches to Breathing Disorders. New York: Kluwer, 1994, c. 113–123.

Mallinson, James (переводчик). Gheranda Samhita. Woodstock, N.Y.: YogaVidya.com, 2004.

Masters, William H. & Virginia e. Johnson. Human Sexual Response. Boston: Little, Brown, 1966.

McArdle, William D., Frank I. Katch & Victor L. Katch, Exercise Physiology: Nutrition, Energy, and Human Performance, 6th ed. Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins, 2007.

Mccall, Timothy. Yoga as Medicine: The Yogic Prescription for Health and Healing. New York: Bantam, 2007.

Ogden, Gina. Women Who Love Sex: Ordinary Women Describe Their Paths to Pleasure, Intimacy, and Ecstasy. Boston: Trumpeter, 2007.

Osborne, William G. The Court and Camp of Runjeet Singh, перепечатка издания 1840 г. Karachi: Oxford University Press, 1973.

Paul, N.C. A Treatise on the Yoga Philosophy. Benares: Recorder Press, 1851.

Payne, Larry. «Larry Payne, Ph.D., Biographical information», Samata International, www.samata.com/LarryP‑4.php.

–, and Richard Usatine. Yoga Rx: A Step‑by‑Step Program to Promote Health, Wellness, and Healing for Common Ailments. New York: Broadway Books, 2002.

Robin, Mel. A Physiological Handbook for Teachers of Yogasana. Tucson: Fenestra Books, 2002.

–. A Handbook for Yogasana Teachers: The Incorporation of Neuroscience, Physiology, and Anatomy Into the Practice. Tucson: Wheatmark, 2009.

Porth, Carol Mattson. Essentials of Pathophysiology. Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins, 2007.

Ruiz, Fernando Pagés. «Krishnamacharya’s Legacy». Yoga Journal, May – June 2001, c. 96–101, 161–168.

Sannella, Lee. The Kundalini Experience: Psychosis or Transcendence? Lower Lake, Calif.: Integral Publishing, 1992.

Schievink, Wouter I. «Spontaneous Dissection of the Carotid and Vertebral Arteries». New England Journal of Medicine, vol. 344, no. 12, March 22, 2001, c. 898–906.

Schmidt, T., A. Wijga, A. Von Zur Mühlen et al. «Changes in Cardiovascular Risk Factors and Hormones During a Comprehensive Residential Three‑Month Kriya Yoga Training and Vegetarian Nutrition». Acta Physiologica Scandinavica, Supplementum, vol. 640, 1997, c. 158–162.

Schwartzstein, Richard M. & Michael J. Parker. Respiratory Physiology: A Clinical Approach. Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins, 2006.

Shamdasani, Sonu (редактор сборника). The Psychology of Kundalini Yoga: Notes of the Seminar Given in 1932 by

C. G. Jung. Princeton: Princeton University Press, 1999. Shaw, Beth. Beth Shaw’s YogaFit. Champaign, Ill.: Human Kinetics, 2000. Siegel, Lee. Net of Magic: Wonders and Deceptions in India. Chicago: University of Chicago Press, 1991. Singleton, Mark. Yoga Body: The Origins of Modern Posture Practice. New York: Oxford University Press, 2010. Sjoman, Norman E. The Yoga Tradition of the Mysore Palace.

New Delhi: Abhinav Publications, 1999.

Taimni, I.K. The Science of Yoga. Wheaton, Ill.: Quest, 1972.

Taylor, Jill Bolte. My Stroke of Insight: A Brain Scientist’s

Personal Journey. New York: Viking, 2006.

Udupa, K.N. Stress and Its Management by Yoga. Delhi: Motilal Banarsidass, 2000.

Urban, Hugh B. Tantra: Sex, Secrecy, Politics, and Power in the Study of Religion. Berkeley: University of California, 2003.

Vishnudevananda, Swami. The Complete Illustrated Book of Yoga. New York: Bell Publishing, 1960.

White, David Gordon. Kiss of the Yogini: «Tantric Sex» In Its South Asian Contexts. Chicago: University of Chicago Press, 2006.

–. Sinister Yogis. Chicago: University of Chicago Press, 2009.

– (сборник под его редакцией). Tantra in Practice. Princeton: Princeton University Press, 2000.

World Health Organization, «Depression», www.who.int/ mental_health/management /depression/defi nition/en.

Yogani. Advanced Yoga Practices: Easy Lessons for Ecstatic Living. Nashville: AYP Publishing, 2004.

Дополнительная библиография (из примечаний)

 

Albert C. Baugh, Thomas Cable. A History of the English Language (London: Routledge, 1993).

Amy Weintraub. Yoga for Depression: A Compassionate Guide to Relieve Suffering Through Yoga (New York: Broadway Books, 2004).

Antoni Gronowicz. Garbo: Her Story (New York: Simon & Schuster, 1990).

Barker Bausell, R. Snake Oil Science: The Truth About Complementary and Alternative Medicine (New York: Oxford university Press, 2007).

Beverly H. Timmons & Ronald Ley (редакторы сборника). Behavioral and Psychological Approaches to Breathing Disorders (New York: Kluwer, 1994).

Bhatt, Chetan. Hindu Nationalism: Origins, Ideologies and Modern Myths (Oxford: Berg Publishers, 2001).

Blavatsky, Helena Petrovna. From the Caves and Jungles of Hindostan (London: Theosophical Publishing Society, 1892).

Burton David Rose & Theodore W. Post. Clinical Physiology of Acid‑Base and Electrolyte Disorders (New York: Mc‑Graw‑Hill, 2001).

C. G. Jung, The Collected Works of C. G. Jung, vol. 16, The Practice of Psychotherapy (Princeton: Princeton University Press, 1966).

C. G. Jung. Studies in Word Association (New York: Russell and Russell, 1969). Carol Mattson Porth. Essentials of Pathophysiology (Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins, 2007).

Dalai Lama. The Universe in a Single Atom: The Convergence of Science and Spirituality (New York: Morgan Road, 2005).

Devi, Indra. Forever Young, Forever Healthy: Simplifi ed Yoga for Modern Living (New York: Prentice Hall, 1953).

Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th ed. (Washington: American Psychiatric Association, 1994).

Edlin, Gordon & Golanty, Eric. Health & Wellness, 9th edition (Boston: Jones and Bartlett, 2007).

Elizabeth Gilbert. Eat, Pray, Love: One Woman’s Search for Everything Across Italy, India and Indonesia (New York: Penguin, 2006).

Faith Hickman Brynie. Brain Sense: The Science of the Senses and How We Process the World Around Us (New York: AmAcom, 2009).

Feuerstein, Georg. Sacred Paths: Essays on Wisdom, Love, and Mystical Realization (Burdett, New York: Larson Publications, 1991).

Feynman, Richard P. «The Pleasure of Finding Things Out: The Best Short Works of Richard P. Feynman» (Сambridge, Massachusetts: Helix Books, 2000).

Frederick Sands & Sven Broman. The Divine Garbo (New York: Grosset and Dunlap, 1979).

G. R. Malkani, A Life Sketch of Srimant Pratapseth: The Founder of the Indian Institute of Philosophy (Amalner, India: Indian Institute of Philosophy, 1952).

Ganga White. Yoga Beyond Belief: Insights to Awaken and Deepen Your Practice (Berkeley: North Atlantic Books, 2007).

Gayelord Hauser. Gayelord Hauser’s Treasury of Secrets (New York: Fawcett World Library, 1967).

Geoffrey D. Falk. Stripping the Gurus: Sex, Violence, Abuse and Enlightenment (Toronto: Million Monkeys Press, 2009).

Guy Montrose Whipple. Manual of Mental and Physical Tests (Baltimore: Warwick & York, 1910).

Herbert Benson, Miriam Z. Klipper. The Relaxation Response (New York: HarperCollins, 2000).

Honigberger, John Martin. Thirty‑Five Years in the East (London: H. Baillière, 1852).

Hunphrey Burton. Yehudi Menuhin: A Life (Boston: Northeastern University Press, 2001).

Jacob, Stanley W. & Francone, Сlarice Ashworth. Structure and Function in Man, second edition (Philadelphia: W.B. Saunders, 1970).

James Strachey & Anna Freud (редакторы сборника). The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, vol. 21, The Future of an Illusion, Civilization and Its Discontents and Other Works (London: Hogarth Press, 1953).

Jay Hoffman, Physiological Aspects of Sport Training and Performance (Champaign, Ill.: Human Kinetics, 2002).

Jeff Davis. The Journey from the Center to the Page: Yoga Philosophies and Practices as Muse for Authentic Writing (Rhinebeck, N.Y.: Monkfish Book Publishing, 2008).

Jeffrey John Kripal. Esalen: America and the Religion of No Religion (Chicago: University of Chicago Press, 2007).

Johar, Surinder Singh. The Secular Maharaja: A Biography of Maharaja Ranjit Singh (Delhi: Manas, 1985).

John Capouya. Real Men Do Yoga (Deerfield Beach, Fla.: Health Communications, 2003).

John White (редактор сборника). Kundalini: Evolution and Enlightenment (Saint Paul, Minnesota: Paragon house, 1990).

Katherine H. Diver, Royal India: A Descriptive and Historical Study of India’s Fifteen Principal States and Their Rulers (London: Hodder & Stoughton, 1942).

Keyes, Laurel Elizabeth. Sundial (Denver: Gentle Living Publications, 1981).

Koestler, Arthur. The Lotus and the Robot (London: Hutchinson, 1960).

Krishnamacariar, T.N. Yoga Makaranda (Mysore: Mysore Palace, 1935).

Lamb, Trisha. Psychophysiological Effects of Yoga, International Association of Yoga Therapists, Prescott, Arizona, 2006.

Leah Schwartz & Bob Schwartz, The One‑Hour Orgasm (New York: St. Martin’s, 2006).

Lee Sannella. On Genius: An Evolutionary Force Inherent in Every Being (West Сonshohocken, Pennsylvania: Infi nity Publishing, 2006).

Leza Lowitz & Reema Datta. Sacred Sanskrit Words (Berkeley: Stone Bridge Press, 2004).

Loren Fishman & Carol Ardman. Back Talk: How to Diagnose and Cure Low Back Pain and Sciatica (New York: Norton,

1997); Sciatica Solutions: Diagnosis, Treatment, and Cure of Spinal and Piriformis Problems (New York: Norton, 2006); Cure Back Pain with Yoga (New York: Norton, 2006).

Manor, James. Political Change in an Indian State: Mysore 1917–1955 (Columbia, Missouri: South Asia Books, 1978).

Mark Bailey, Hemingway & Bailey’s Bartending Guide to Great American Writers (Chapel Hill, N.C.: Algonquin Books, 2006).

Max R. Bennett. History of the Synapse (Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 2001).

Mia Olson. Musician’s Yoga (Boston: Berklee Press, 2009).

Michael D. Gershon. The Second Brain (New York: Harper‑Collins, 1998).

Michael J. Alter. Science of Flexibility. 3rd ed. (Champaign, Ill.: Human Kinetics, 2004).

Michael J. O’Fallon & Denney G. Rutherford, Hotel Management and Operations, 5th ed. (Hoboken, N.J.: Wiley, 2010).

Michman, Ronald D. & Mazze, Edward M. The Affl uent Consumer: Marketing and Selling the Luxury Lifestyle (Westport, Connecticut: Praeger, 2006).

Morgentaler, Abraham. Testosterone for Life: Recharge Your Vitality, Sex Drive, Muscle Mass & Overall Health! (New York: McGraw‑Hill, 2009).

Neil Bethell Sinclair. The Spirit Flies Free: The Kundalini Poems (Bayside, Calif.: Life Force Books, 2008).

Oliver Sacks, Musicophilia: Tales of Music and the Brain (New York: Knopf, 2008).

Oman, John Сampbell. The Mystics, Ascetics, and Saints of India (London: T. Fisher Unwin, 1903).

Otto Appenzeller & Emilio Oribe. The Autonomic Nervous System, 5th ed. (New York: Elsevier, 1997).

Paramahansa Yogananda. Autobiography of a Yogi (Los Angeles: Self‑realization Fellowship, 1994).

Paramahansa Yogananda. Scientific Healing Affi rmations: Theory and Practice of Concentration (Los Angeles: Self‑realization Fellowship, 1998).

Patricia Taylor. Expanded Orgasm: Soar to Ecstasy at Your Lover’s Every Touch (Naperville, Ill.: Sourcebooks, 2002).

Paul M. Lehrer, Robert L. Woolfolk, Wesley E. Sime (редакторы сборника). Principles and Practice of Stress Management, 3rd ed. (New York: Guilford Press, 2007).

Polly E. Parsons & John E. Heffner (редакторы сборника). Pulmonary/Respiratory Therapy Secrets (Philadelphia: Hanley & Belfus, 2001).

Ralf W. Baumgartner, Julien Bogousslavsky, Valeria Caso (редакторы сборника). Handbook on Cerebral Artery Dissection (Basel: Karger Publishers, 2005).

Richard D. McAnulty & M. Michele Burnette (редакторы сборника). Sex and Sexuality, vol. 2, Sexual Function and Dysfunction (Westport, Connecticut: Praeger, 2006).

Robert E. Thayer, The Origin of Everyday Moods (New York: Oxford University Press, 1996).

Schmidt, Richard. Fakire und Fakirtum im Alten und Modernen Indien (Berlin: Verlag von Hermann Barsdorf, 1908).

Singh, Khushwant & Singh, Ranjit. Maharajah of the Punjab, 1780–1839 (Hyderabad: Orient Longman, 1985).

Sinha, Indra. Tantra: The Cult of Ecstasy (London: Hamlyn, 2000).

Sonu Shamdasani (редактор сборника). The Psychology of Kundalini Yoga: Notes of the Seminar Given in 1932 by C. G. Jung (Princeton: Princeton Гniversity Press, 1999).

Stanley Finger. Minds Behind the Brain: A History of the Pioneers and Their Discoveries (New York: Oxford University Press, 2005); Origins of Neuroscience (New York: Oxford, 2001).

Srivatsa Ramaswami. The Complete Book of Vinyasa Yoga (New York: Marlowe & Company, 2005).

Swami Chetanananda. Ramakrishna as We Saw Him (St. Louis: Vedanta Society of St. Louis, 1990).

Swami Nikhilánanda (редактор и переводчик). The Gospel of Sri Ramakrishna (New York: Ramakrishna‑Vivekananda Center, 1942).

Swami Rama. Path of Fire and Light: Volume 2, A Practical Companion to Volume 1 (Honesdale, Penn.: Himalayan Institute Press, 1988).

Swami Satyananda Giri, A Collection of Biographies of 4 Kriya Yoga Gurus (New York: IUniverse, 2004).

Swami Yogananda. Super Advanced Course Number 1, Lessons 1 to 12 (1930) (Whitefish, Montana: Kessinger, 2003).

Tami Simon (редактор сборника). Kundalini Rising: Exploring the Energy of Awakening (Boulder: Sounds True, 2009).

Tara Stiles. Slim Calm Sexy Yoga (New York: Rodale, 2010).

The Compact Edition of The Oxford English Dictionary (Oxford: Oxford University Press, 1971).

Tripathi, B. D. Sadhus of India: The Sociological View (Bombay: Popular Prakashan, 1978).

U.S. Navy, U.S. Navy Diving Manual, Revision Five, Vol. 1, (Washington, D.C.: Naval Sea Systems Command, 2005).

Wharton, David A. Life at the Limits: Organisms in Extreme Environments (Cambridge: Cambridge University Press, 2002).

White, David Gordon. The Alchemical Body: Siddha Traditions in Medieval India (Chicago: University of Chicago Press, 2007).

William Ander Smith. The Mystery of Leopold Stokowski (Madison, New Jersey: Fairleigh Dickinson University Press, 1990).

William J. Broad. The Oracle: The Lost Secrets and Hidden Message of Ancient Delphi (New York: Penguin, 2006).

William James. The Varieties of Religious Experience (New York: Longmans, Green, 1902).

Примечания автора

 

Пролог

тема интересует ученых по всему миру.

Речь идет о ресурсе Pubmed, www.pubmed.gov. Я делал поиск по слову «йога» в 2006 году. В 2011‑м число совпадений увеличилось до 1500.

тут же закачал себе электронный вариант…

Книгу Н. Ч. Пола A Treatise on the Yoga Philosophy (Benares: Recorder Press, 1851) можно скачать по адресу: books.google.com/books?id=cZmnnpty7Vuc.

1. Йога и здоровье

…под прикрытием духовных практик они предаются оргиям…

Авторы новейших исследований склонны считать, что оргии практиковали лишь несколько сект, а большинство тантрических течений воспринимали «блаженное единение» в более метафорическом смысле. Об этом пишет Дэвид Гордон Уайт в книге Tantra in Practice (с. 4–5, 15–18). Другие ученые заявляют, что в тантре издавна было принято выставлять на всеобщее обозрение более «пристойный» вариант практики, скрывая тайное учение. Об этом говорится в книге Хью Б. Урбана Tantra: Sex, Secrecy, Politics, and Power in the Study of Religion (Berkeley: University of California, 2003), с.134–64. Одно ясно: в многочисленных тантрических текстах подробно описаны сексуальные акты, как традиционные, так и групповые.

из уст современных гуру редко услышишь об истоках этой практики

Хотя представители «популярной йоги», как правило, избегают любых упоминаний о тантрических истоках хатха‑йоги, ученые открыто признают эту связь. Об этом можно прочесть, к примеру, в книге Мирча Элиаде «Йога: бессмертие и свобода» (Eliade, Mircea. Yoga: Immortality and Freedom. Princeton: Princeton University Press, 1990, с.227–36), а также в «Гхеранда‑самхите» в переводе Джеймса Мэллинсона (Woodstock, New York: YogaVidya.com, 2004) c. xiv).

«Хатха» означает «насилие» или «силу»…

Это определение приводится в словаре санскрита МоньеВильямса (Monier‑Williams, A Sanskrit‑English Dictionary (New Delhi: Asian educational Services, 1999), на с. 1287). Поэтика санскрита также позволяет этимологически разбить это слово на два корня – «ха» и «тха», «солнце» и «луна». В современной интерпретации часто приводится именно эта этимология, как и у «отца современной йоги» Б. К. С. Айенгара (в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги»; Light on Yoga (New York: Schocken, 1979), c. 439). Однако в научных кругах, как правило, предпочитают буквальный перевод; хатха‑йога в этой интерпретации означает «насильственный союз». Об этом пишут Дэвид Гордон Уайт в книге Kiss of the Yogini (c. 217) и Марк Синглтон в своей книге Yoga Body (c. 27).

…в йоге прошлого большое внимание уделялось чудесам

Подробнее об этом можно прочесть у Элиаде (с. 227–236, 274–284, 311–318). Книга Дэвида Гордона Уайта Sinister Yogis («Зловещие йоги») – детальное описание колдунов и фокусников от йоги.

Они свидетельствовали о его новообретенном элитном статусе…

При всем этом Пол находился на самой нижней ступени социальной иерархии. Военный врач, он занимал должность «ассистента хирурга» – в колониальной медицине не слишком уважаемый статус. Подробнее об этом можно прочесть в статье Кристиана Хочмута «Patterns of Medical Culture in Colonial Bengal, 1835–1880», Bulletin of the History of Medicine, vol. 80, no. 1 (весна 2006), с. 39–72.

…речь шла о двуокиси углерода…

Как было принято в научном сообществе того времени, Пол называл двуокись углерода «угольной кислотой». Я использую более привычный для нас термин. При этом описание Пола можно считать точным, потому что, попадая во внешнюю среду, двуокись углерода моментально соединяется с водой, образуя угольную кислоту – довольно неустойчивое соединение. Наше дыхание, обладающее высокой влажностью, имеет кислотные свойства. Смешиваясь в атмосфере, дождь и CO2 приводят к образованию «кислотного дождя». А вот пример из повседневной жизни: именно благодаря угольной кислоте газированные напитки – содовая и минеральная вода – имеют освежающий терпкий вкус.

Основная информация об этом прозрачном газе была известна Полу еще по медицинской школе…

С начала XIX века ученые стремились развеять миф об опасности СО2. В то время здания строились с таким расчетом, чтобы обеспечить максимальную вентиляцию и «разбавить» застоявшийся воздух. Люди спали с открытыми окнами даже зимой. Об этом пишет Джефф Стайн в статье «How Things Work: An interview with Michelle Addington» (Architecture Boston, март– апрель 2005, c. 44–49). Необоснованные страхи зародились из‑за неверного толкования экспериментов Антуана Лавуазье, которого называют отцом современной химии. В XVIII веке Лавуазье помещал мелких животных под стеклянные колпаки, и там они умирали. Возникло неверное предположение, что животные погибали, надышавшись собственных вредных испарений, хотя на самом деле это происходило из‑за недостатка кислорода. В первой половине XIX века общественные деятели объединили усилия и начали борьбу с «опасным газом». Среди губительных последствий упоминались мигрени и даже смерть. Любопытно, что Пол развеял этот миф, первым достигнув ясного понимания в век всеобщих заблуждений. Он доказал, что для йогов угольная кислота является эликсиром, а не смертельным ядом.

…он описал общеизвестную практику, при которой дела ется меньшее количество дыхательных движений…

Об этом можно прочесть в книге Н. Ч. Пола A Treatise On Yoga Philosophy, c. 8–11. Он использовал верный термин для названия этой практики – кумбхака, что на санскрите означает «сосуд»; дыхание же сравнивается с наполнением этого сосуда и удерживанием содержимого внутри. Описание этой пранаямы есть у Б. К. С. Айенгара в книге «Прояснение пранаямы» (B. K. S. Iyengar, Light on Pranayama: The Yogic Art of Breathing (New York: Crossroad Publishing, 2006), с. 105–111).

обычая медитировать в гупхах, или пещерах…

В индийских легендах эти пещеры почитались как священные места. Во времена Пола святые гупхи в Гималаях и прочих горных районах Индии встречались на каждом шагу. Неудивительно, что, когда популярность йоги стала расти, их захотели увидеть туристы. В наши дни в программу туров, посвященных занятиям йогой и медитацией, часто входит посещение священной пещеры, после чего утомленные путешественники возвращаются в свои шикарные отели и рестораны.

…и это стало началом революции.

Книга Пола, написанная в 1851 году, оставалась неизвестной много лет. Затем в 1880 году ежемесячный журнал Бомбейского теософского общества «Теософ» (The Thesophist) начал последовательную публикацию глав «Трактата». Вскоре в индийских типографиях были напечатаны новые издания книги: второе – в 1882 году в Бенаресе, третье – в 1883 году в Калькутте, и четвертое – в 1899 году в Бомбее. Благодаря повторным изданиям об идеях Пола узнали в Индии и за ее пределами.

…попытались модернизировать индуизм…

Подробнее об этом можно прочесть в сборнике под ред. Кристофа Жаффрело Hindu Nationalism: A Reader (Princeton: Princeton University Press, 2007), на с. 3–19. На Западе движение за независимость Индии неизменно ассоциируется с Ганди и его кампанией ненасильственного сопротивления. Однако многие индийские националисты призывали к насильственной борьбе, и политические беспорядки привели к бунтам и убийствам. Этому посвящена книга Четана Бхатта «Индийский национализм: истоки, идеология и современные мифы» (Сhetan Bhatt, Hindu Nationalism: Origins, Ideologies and Modern Myths (Oxford: Berg Publishers, 2001), с. 78–79).

бросился в пучину националистической борьбы.

Я основывался на описании раннего периода жизни Гуна, представленного в этой книге, – Gharote, Mandhar

L. & Manmath M. Gharote. Swami Kuvalayananda: A Pioneer of Scientific Yoga and Indian Physical Education. Lonavla, India: the Lonavla Yoga institute, 1999 (с. 11–22). В начале карьеры Гун взял литературный псевдоним Свами Кувалайянанда. Но поскольку официально мо

нашества он не принял и не был «свами», в своей книге я называю его по фамилии – Гун.

…богатый индийский промышленник нанял его…

Речь идет о Пратапе Шете, богатом промышленнике, националисте и филантропе. В 1914 году он основал Просветительское общество Хандеш – частную организацию, оказывающую помощь школам для индийской молодежи. В 1916 году им был основан Индийский институт философии, поддерживающий изучение йоги. Он также спонсировал Балкришну Шиврама Мундже, одного из самых агрессивных борцов за независимость Индии (раннего периода националистического движения). В большой степени идеи Шета – общественная деятельность превыше аскетизма – стали прообразом целей, которые преследовал Гун всю свою жизнь, а также основой «модернизированной» йоги, сделав его крупнейшей, хоть и неизвестной, фигурой, способствовавшей популяризации йоги. Пратап Шет (иногда встречается другое написание – Пратапсет) также известен под именем Агарвал Мотилал. О его биографии можно узнать из следующих источников: «Motilal Manekchand Agarwal», статья из сборника под ред. Waman P. Kabadi Indian Who’s Who 1937–38, (Bombay: Yeshanand & Co., 1937), с. 479. Более подробная биография: Gharote & Gharote, Kuvalayananda, c. 14–15, 24, 156, 158; G. К. Malkani, A Life Sketch of Srimant Pratapseth: The Founder of the Indian Institute of Philosophy (Amalner, India: Indian Institute of Philosophy, 1952). О финансировании Мундже: Narayan Gopal Dixit, Dharmaveer Dr. B. S. Moonje Commemoration Volume: Birth Centenary Celebration, 1872–1972 (Nagpur, India: Centenary Celebration Committee, 1972).

…в те дни исследования подобного масштаба не имели аналогов.

В современной библиографии научных трудов по йоге Гун указан как автор 48 работ – ни один из исследователей той эпохи не отличался подобной плодовитостью. Об этом пишет Триша Лэм в книге Psychophysiological Effects of Yoga (International Association of Yoga Therapists, Prescott, Arizona, 2006).

…вскоре он стал героем националистически настроенной интеллигенции.

В марте 1930 года о Гуне упомянул сам Мотилал Неру, основатель политической династии, впоследствии ставшей самой могущественной в Индии. Из семьи Неру вышли три премьер‑министра. В одном из писем Неру утверждал: Гун доказал, что йога способна противостоять «скрупулезному анализу современных ветвей науки» и что она «значительно превосходит все западные открытия, сделанные по сей день» (пинок в адрес колонизаторов). Неру заявил, что каждый гражданин Индии обязан поддержать Гуна и «предоставить ему полное и обоснованное право реализовать свои планы по физическому и культурному обновлению Индии». Об этом говорится в статье анонимного автора (подозреваю, что самого Гуна) «Editorial Notes: Pandit Motilal Nehru’s note», Yoga Mimansa, vol. 4, no. 1 (июль 1930), с. 3.

несколько одаренных учеников…

Учениками Кришнамачарьи были Т. К. В. Десикачар, Индра Деви, Б. К. С. Айенгар, Паттабхи Джойс и Шриватса Рамасвами. Подробнее: Srivatsa Ramaswami. The Complete Book of Vinyasa Yoga (New York: Marlowe & Company, 2005, c. xiii – xvi; Ruiz, Fernando Pagés, «Krishnamacharya’s Legacy».

Багчи был второй скрипкой…

«У меня нет слов, – писал Йогананда в 1925 году, – чтобы описать, как он мне помог». Swami Yogananda, «Swami Dhirananda», East West, vol. 1, № 1 (ноябрь – декабрь 1925), с. 29. «Свами Дхирананда» – монашеское имя Багчи.

оно бьется, пусть медленно…

То, что проделал тогда Кришнамачарья, врачи называют «маневром Вальсальвы». Когда человек дышит глубоко и задерживает дыхание, в грудной клетке создается давление, в результате чего кровь «запирается» в венозной системе и кровоток по направлению к сердцу замедляется или вовсе блокируется, снижается частота сердечных сокращений. Об этом можно прочесть в книге William D. McArdle, Frank I. Katch, Victor L. Katch. Exercise Physiology: Nutrition, Energy, and Human Performance (7th ed. Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins, 2009).

Самым одаренным оказался бродячий циркач…

Об этом случае пишет Артур Кестлер в книге The Lotus and the Robot (London: Hutchinson, 1960), на с. 116–

119. Кестлер описывает первую фазу эксперимента – еще до того как стены ямы герметично запечатали, хотя цирковой артист участвовал во всех этапах эксперимента.

…ученые запирали добровольцев в яме 11 раз.

Выяснилось, что практика йоги в данном случае не дает преимущества. В ходе эксперимента ученые обнаружили, что человек, запертый в яме, вдыхает меньше кислорода. Однако причиной тому является естественная реакция организма на увеличение уровня CO2 (выдыхаемый воздух, который накапливается в яме). Из‑за высокого уровня СО2 обмен веществ в организме замедлялся, а следовательно, уменьшалась и потребность в кислороде. Наблюдения ученых подтвердили описанное Полом еще 100 лет назад. Угасание метаболического огня, впоследствии писали исследователи, «не возникает в результате сознательного действия» и «не контролируется йоговскими методами». Жестче выразиться не смог бы даже убежденный скептик. Подробное описание можно найти в статье: Bhole, M. V.,

P. V. Karambelkar, & S.L. Vinekar. «Underground Burial or Bhugarbha Samadhi (Part ii)». Yoga Mimansa, vol. 10, no. 2, октябрь 1967, c. 1–16.

2. Идеальная форма

…велел своим юристам разослать несколько сотен предупреждений с угрозами, обвинив небольшие студии в нарушениях.

В электронной переписке Эйнсли Фауст, директор по связям с общественностью Индийского колледжа бикрам‑йоги из его международной штаб‑квартиры в Лос‑Анджелесе, сообщила следующее: «Более 500 студий бикрам‑йоги работают нелегально» (в ответ на вопрос о студиях, работающих без лицензии по всему миру; письмо от 17 июля 2010 года). Однако на обложке своей книги Bikram Yoga: The Guru Behind Hot Yoga Shows the Way to Radiant Health and Personal Fulfillment (New York: HarperCollins, 2007) сам Бикрам указывает другое число – 1700, более чем в 3 раза больше. Чем объясняется такое разночтение, неясно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.