Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды НТД




Некоторые технические приемы творчества

Существует так много разновидностей творчества, что можно только указать лишь немногие весьма общие и далеко не единственные его принципы. Эдвард де Боне сводит их к следующим:

 

осознание господствующих, или поляризующих идей;

поиски различных подходов к явлениям;

осознание того, что традиционные подходы и методы являются явно неэффективными;

использование случая.

 

Чтобы избежать влияния господствующей идеи, мешающей появлению новому подходу к решению проблемы, очень полезно четко сформулировать идею, которая кажется господствующей в данной ситуации. Затем полезно дать критику этой идеи, попытаться дискредитировать ее путем доведения ее до абсурда или путем крайнего преувеличения одной из ее черт.

Без альтернатив новые идеи не возникают. Мышление идет проторенными путями. Но поиск альтернативных подходов к одной и той же ситуации – процесс противоестественный. Разум по своей природе стремиться к наиболее правдоподобным объяснениям, чтобы затем исходить из них. Один из приемов, помогающий преодолеть эту естественную склонность разума, заключается в том, чтобы заранее определить возможные подходы к решению проблемы. Их может быть два, три и более. Другой прием заключается в том, чтобы попытаться подойти к проблеме с совершенно противоположной, чем общепринято, точки зрения, а затем посмотреть, что вытекает и что можно объяснить из такого противоестественного взгляда на вещи. Так, положение о том, что Солнце и планеты движутся вокруг Земли, как это мы воспринимаем, Коперник заменил положением о том, что Земля и планеты движутся вокруг Солнца. Иногда полезны аналогии, моделирующие проблемную ситуацию. Аналогиями легче управлять, чем самой проблемной ситуацией, ими легче манипулировать, и это способствует появлению новых идей.

Новая идея может родиться только после осознания того, что старые идеи и старые подходы оказались явно неэффективными и не могут привести к решению проблемы. Первые наметки на новую идею, как правило, бывают такими неопределенными и туманными, что им просто невозможно придать какую-либо четкую логическую форму. Важно суметь избежать слишком ретивого логического внимания к новой идее. Логические суждения о новой идее могут быть ошибочными, поскольку основываются, как правило, на прошлом опыте или прошлых фактах. Когда Маркони высказал мысль, что с помощью радиоволн возможна радиосвязь на дальние расстояния, многие посчитали этот вывод ошибочным: из-за прямолинейного распространения радиоволн и шарообразности Земли радиосигнал должен был быстро покинуть ее пределы. Эти рассуждения были правильными, но они не учитывали наличие высоко над Землей токопроводящего слоя, от которого радиосигнал может многократно отражаться, что и делает возможной дальнюю радиосвязь.

Наилучший способ проверить новую идею – это опробовать ее на практике. Но это часто требует больших затрат. Более простой метод заключается в использовании рационализирующей способности нашего ума. новая идея логически развивается в двух направлениях: обратном – чтобы посмотреть на чем она основана, и поступательном, чтобы посмотреть, куда она может привести. Не исключено, что, защищая, таким образом, даже явно ложную идею можно обнаружить лучшую точку зрения.

Предположение о том, что случайность можно как-то использовать в творческом процессе, кажется парадоксальным, ибо, согласно определению, случайность нельзя вызвать преднамеренно. И все же, случайные явления можно использовать с выгодой. Так, открытие радиоволн последовало в результате того, что Герц случайно заметил искру, возникшую в одном из углов аппаратуры, стоявшем на достаточно отдаленном расстоянии от агрегата, который он в это время испытывал. Ценность случайности для творческого процесса определяется тем, что она может предоставить нечто такое, чего никогда не стали бы искать намеренно. Этот фактор и определяет роль случайности при выработке новых идей. А коль скоро это так, то могут существовать методы ускорения этого процесса.

Дж. Гетцелис, Кюби, Эдвард де Боне и другие считают, что одним из самых эффективных способов использования случайности в творческом процессе является свободная игра воображения исследователя. Игра представляет собой попытку ускорить процесс случайного возникновения какого-то явления, которое мы бы никогда не нашли. Забавляться такой игрой – это своего рода эксперимент со случайностью. Воображение позволяет столкнуть друг с другом в представлении такие явления, которые иначе никогда бы не соединились, позволяет создать такую цепь событий, которая никогда бы не создалась.

Весьма эффективным методом использования роли случайности в стимулировании рождения новой идеи заключается в сознательном стремлении туда, где полно случайных вещей. Универсальный магазин, выставка или библиотека – вот примерно места, которые могут создавать соответствующую обстановку. Сознательно ничего не ищется. Имея проблему, творческое мышление непроизвольно производит отбор материала. И вот однажды замеченный предмет, случайное наблюдение приводит к важному открытию. Так, Кокуля открыл формулу бензола совершенно случайно во время посещения зоопарка и наблюдения за игрой обезьян. Как правило, любой взятый наугад близкий по содержанию к решаемой проблеме журнал содержит по крайней мере одну полезную статью. Если даже такой случайный выбор дает такой результат, то возникает вопрос, что же будет при тщательно организованном поиске? К сожалению ответ на этот вопрос не так прост. Положение гораздо серьезнее, чем кажется. Количество информации растет с такой угрожающей быстротой, что общая масса печатного слова удваивается через каждые десять лет. Даже по одной области знания количество информации столь огромна, что охватить ее всю даже с помощью сложнейших методов машинного поиска невозможно. Единственный выход из создавшегося положения состоит во все большем сужении круга интересов и во все большей специализации. И все же охватить всю необходимую информацию, как правило, не удается. А потому, как это не парадоксально, сегодня более чем когда-либо, приходится полагаться на случай. Речь идет не о том, чтобы исключить планомерный просмотр литературы по специальности, а о привычке заходить в библиотеки, книжные лавки и, целиком доверяясь чутью, перелистывать книги и журналы, которые почему-то привлекли внимание. Если это занятие регулярно, то польза от него огромная. Оно помогает уловить будущие проблемы, знакомит с новыми подходами, необычными приемами мышления, помогает понять, что ищут другие авторы, сталкивает с непривычными ранее сферами деятельности.

Ожидать случайное решение проблемы кажется достаточно сомнительным занятием. Да и само определение случайности предполагает, что случайно ничего не решается, а соблазн придать мыслям определенное направление всегда очень велик. Однако поддаваться этому соблазну иногда равносильно ошибке. Чаще бывает так, что, если ожидать достаточно пассивно, то всегда случай может предоставить идею, и причем чаще всего не одну, а сразу несколько. Но всегда нужно помнить изречение Пастера «Случай благоприятствует подготовленному уму».

 

Техническая деятельность

Научно-техническая деятельность (НТД) представляет собой деятельность, направленную на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Научно-техническая деятельность включает в себя весь процесс создания инновационной продукции, от возникновения идеи или оформления заказа (заключения контракта) до получения научно-технического результата и внедрения его в производство или продажи заказчику.

 

Научно-техническая деятельность осуществляется путем выполнения научных исследований и разработок, а также сопутствующей деятельности. В процессе научно-технических работ наиболее активно применяются эвристические методы, в т.ч. методы изобретательного творчества.

Деятельность, классифицируемая как научные исследования и разработки, включает:

фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний;

прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

экспериментальные разработки — деятельность, основанная на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направленная на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

 

Исследования и разработки, в свою очередь, могут быть осуществлены в виде НИОКР, а также мероприятий, относящихся к изобретательству:

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) являются обобщающим понятием, включающим в себя одну или несколько стадий выполнения работ, направленных на получение новых знаний и (или) их практическое применение путем разработки нового изделия или технологии. Данные работы могут осуществляться в виде:

фундаментальных и прикладных исследований (научно-исследовательские работы, НИР);

разработок новых изделий и конструкторской документации (опытно-конструкторские работы, ОКР);

разработок совокупности приёмов и способов изготовления новых изделий (технологические работы).

Изобретательством является любой творческий процесс, приводящий к новому решению задачи в области науки и техники, дающему положительный эффект. Объектом изобретательства являются новые и промышленно применимые изобретения, имеющие изобретательский уровень. Изобретение имеет изобретательский уровень, если для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники, то есть содержит новый аспект, который выводит его за пределы известных на данный момент научно-технических знаний.

Сопутствующая исследованиям и разработкам деятельность представляет собой научно-технические услуги, способствующие получению, распространению и применению новых научных знаний. К научно – техническим услугам относятся услуги, осуществляемые организацией в целях освоения в производстве или иного практического применения результатов исследований и разработок, а также услуги по передаче прав на объекты интеллектуальной собственности или научно-технической информации. В состав научно-технических услуг включаются:

Предоставление прав на научно-технические результаты;

Авторский надзор и авторское сопровождение;

Деятельность в области патентов, лицензий, стандартизации, метрологии и контроля качества;

Обучение специалистов других организаций;

Научно-техническое консультирование;

Другие услуги в области научно-технической информации.

Результаты НТД

 

Продукт научно-технической деятельности, содержащий новые знания и решения, является результатом научно-технической деятельности (РНТД). В его состав включаются:

Материально-имущественные ценности — комплекты документации на материальных носителях и изделия, созданные (полученные) в процессе научно-технической деятельности.

Информация — сведения о сущности РНТД, передаваемые (получаемые) визуально или словесно.

Нематериальные объекты (результаты интеллектуальной деятельности) — новые знания; новые или улучшенные составы сырья и материалов; новые или улучшенные технические решения; новые или улучшенные технологические способы (процессы), представленные совокупностью материально-имущественных ценностей, подтверждающих полученный результат, в т.ч.:

открытия,

изобретение,

рационализаторское предложение

ноу-хау.

Услуги — деятельность, направленная на приобретение, распространение и применение новых знаний.

 

Если в результате осуществленной деятельности не получены новые знания, не созданы новые технологии, виды сырья, материалы или не произошло усовершенствование их свойств, данные работы носят промышленный характер и не относятся к научно-технической деятельности.

 

РНТД, предназначенный для реализации, является научно-технической продукцией (НТП). Основной формой создания НТП является выполнение НИОКР. Выручка от реализации научно-технической продукции учитывается в составе доходов по обычным видам деятельности или представляет собой прочий доход организации.

 


Список литературы:

1) Логическое суждение. Руфулаев О.Н. К. – 2005 г.

2) Логика – исскуство мышления. Тимирязев А.К.– К. 2000 г.

3) Философия и жизнь – журнал- К. 2004 г.

4) История логики и мышления – Касинов В.И. 1999.

5) Логика и человек – М. 2000.

6) Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.

7) Горохов, В. Г. Основы философии техники и технических наук, 2007 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.