КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучение литературы
Изучение литературы начинается с подбора и составления списка (кар- тотеки) нормативных правовых актов, учебников, учебных пособий, моно- графий, журнальных и газетных статей, опубликованной юридической прак- тики. Необходимо просмотреть в библиотеках систематические, алфавитные и предметные каталоги, каталоги авторефератов диссертаций, журнальных и газетных статей92. В алфавитном каталоге названия книг (карточки) расположены в алфа- витном порядке, который определяется по первому слову библиографиче- ского описания издания (фамилии автора или названию издания, автор кото- рого не указан). В систематическом каталоге карточки расположены по отдельным от- раслям знаний в порядке, определяемом библиографической классификаци- ей. Разновидностью такого каталога является каталог новых поступлений, в котором содержатся названия книг, поступивших в библиотеку в течение последних месяцев. В предметном каталоге названия книг размещены по определенным предметам (темам) исследования, отраженным в рубриках. Сами рубрики и названия книг в этом каталоге следуют друг за другом в алфавитном порядке. Для подбора литературы полезно воспользоваться библиографиче- скими и реферативными изданиями. Необходимо просмотреть юридиче- ские журналы, в частности последние номера за тот или иной год, в кото- рых даны указатели материалов, опубликованных в журнале за год. Мож- но просмотреть постраничные ссылки на использованную литературу в монографиях, учебных пособиях и журнальных статьях. Нельзя упускать 92 Более подробно см.: Эхо Ю. Письменные работы в вузах: Практ. руководство для всех, кто пи- шет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации. М., 1997. С. 20 – 50. из вида сборники научных трудов вузов и научно-исследовательских уч- реждений, тезисы и материалы научно-практических конференций. Цен- ную информацию, особенно при изучении спорных вопросов темы, сту- дент может получить из рецензий на работы ученых и преподавателей. Наконец, некоторые учебники, учебные пособия, учебные программы, планы семинаров и практических занятий по дисциплине, к которой имеет отношение выбранная студентом тема исследования, содержат списки нормативных актов, основной и дополнительной литературы. Работу на правовую тему целесообразно начать с изучения норма- тивной литературы: кодексов, федеральных законов и других нормативно- правовых актов, опубликованных в «Собрании законодательства Россий- ской Федерации», «Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Рос- сийской газете» и других официальных изданиях. Многие законодатель- ные акты публикуются в журналах «Закон», «Законность», «Российская юстиция» и др. При этом необходимо проверить, не внесены ли в соответ- ствующие нормативные акты какие-либо изменения и дополнения. Полез- но ознакомиться с официальными законопроектами, вносимыми на рас- смотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также теоретическими моделями законов. Например, задолго до принятия ново- го УК РФ были опубликованы Теоретическая модель Уголовного кодекса (Общая часть)93 и несколько его проектов94. Изучение специальной юридической литературы (монографий, учебников, учебных пособий, сборников научных трудов и др.) рекомен- дуется проводить в определенной последовательности. Сначала следует ознакомиться с книгой в общих чертах. Необходимость этого этапа опре- деляется тем, что вовсе не обязательно тратить время на прочтение каж- дой книги, возможно, вам понадобится лишь отдельная ее часть или даже просто конкретная информация. В этих целях может оказаться достаточ- ным прочитать справочный аппарат издания, который включает: выход- ные сведения (заглавие, автор, издающая организация, год издания, анно- тация, выпускные данные и т.д.); оглавление или содержание; библиогра- фические ссылки и списки; предисловие, вступительную статью, после- словие или заключение. Такое ознакомление с книгой поможет устано- вить, целесообразно ли дальнейшее ее изучение. Существует два способа чтения книги: беглый просмотр ее содержа- 93 См.: Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования. М., 1987. С. 235 – 274. 94 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации // Юрид. вестн. 1994. № 9; 1994. № 22 – 23; Уголовный кодекс Российской Федерации: Проект // Рос. газ. 1995. 25 янв.; 1 февр. ния и тщательная проработка текста95. Путем беглого просмотра можно ознакомиться с книгой в общих чертах. В результате такого «поискового» чтения может оказаться, что в ней содержится нужная информация и требуется скрупулезно ее изучить. Тщательная проработка текста заключается не только в полном его прочтении, но и в усвоении, осмыслении, детальном анализе прочитанного. При чтении юридической литературы важно уточнить все те понятия и тер- мины, которые могут быть неправильно или неоднозначно истолкованы. Для этого необходимо обратиться к словарям, справочникам и нормативным правовым актам, в которых может быть дано их толкование. Вместе с тем в тексте следует выделить основные положения и выводы автора и доказа- тельства, их обосновывающие. Если изучается нужная, интересная публикация и требуется тща- тельная проработка текста, то при отсутствии возможности его скопиро- вать составляется конспект. Он представляет собой сжатое изложение су- щественных положений и выводов автора без излишних подробностей. Кратко и точно записываются определения, новые сведения, точки зрения автора публикации по спорным вопросам, приведенные им аргументы, цифровые данные, а также все то, что может быть использовано для науч- ной работы. При этом рекомендуется в конспекте указывать номера стра- ниц издания, на которых содержится необходимая вам информация, чтобы впоследствии при написании курсовой и дипломной работы, доклада или статьи можно было сделать ссылку на использованный источник. Чтобы на конспектирование затратить меньше времени, прибегают к различного рода сокращениям: стандартным (гос., ж.д., обл. и т.д.), аббре- виатурам (например, УК, УПК, ГПК и пр.), знакам-символам (например, к математическим: =, >, <, + и др.), указывают начальную букву слова (эн- циклопедический метод) либо вводят свои знаки. Выписки из книг должны быть точными. Если требуется без искаже- ний передать мысль автора, то прибегают к дословным выпискам- цитатам. В случае использования студентом в своей научной работе этих выписок необходимо точно записать источник заимствования, т.е. дать его библиографическое описание по ГОСТу и указать номера страниц, с кото- рых они сделаны. Если нет необходимости в тщательной проработке публикации, то можно составить ее план или реферат. Планом книги является ее оглавле- ние. При реферировании в малом по объему тексте кратко излагаются ос- новные положения и выводы, содержащиеся в публикации. Некоторые читатели при работе с книгой делают всякого рода по- 95 См.: Федотов В.В. Рациональная организация умственного труда. М., 1987. С. 33. метки на полях и выделения в тексте, обращая внимание на важные или спорные положения, выводы и аргументы. Однако «черкать» можно толь- ко свою книгу, а не библиотечную. Поэтому, работая с библиотечным из- данием, прибегают к закладкам с надписями, которые помогают быстро найти нужную информацию. Одним из способов сбора информации являются вырезки из газет и журналов. На каждой вырезке необходимо указать источник (название га- зеты или журнала, год, номер, дату выпуска), чтобы впоследствии можно было сделать ссылку на использованную публикацию. Для систематиза- ции вырезок можно составить картотеку, список или просто разложить их по тематическим папкам.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |