Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Настоящая информационная война XI столетия




 

Конечно, и после избавления от «лишних» братьев не все на Руси было так благостно и гладко. Летопись неохотно дает подробности, но в XI веке распространение христианства вдруг встретило сопротивление язычества. Волхвы мутили народ, особенно в Новгороде.

«И бысть мятежь в граде велик, и все яша ему веру, и хотяху побити епископа Федора» – мол, волнение в Новгороде возникло серьезное.

Все верили какому‑то популярному волхву и даже собирались убить христианского епископа. Эффектную точку в сем религиозном диспуте поставил новгородский князь Глеб...

Согласно христианской летописной легенде, волхв делал предсказания, народ собрался, дивился и слушал. Князь Глеб залез на подиум, спрятав под одеждой топор и спросил волхва: «А что будет с тобой, человече, до захода солнца»? «Великие дела совершу!» – выкрикнул волхв. Молодец язычник! Отличный ход в диспуте... Ни в коем случае нельзя было говорить, какие именно великие дела он совершит: вдруг ошибется.

Но князь Глеб оказался малый не промах, а главное – лучше знал пиар‑средства воздействия на аудиторию. Достал он из‑под плаща топор и мгновенным ударом развалил голову волхва. Народ разбежался... Очень уж убедительным оказался аргумент князя. Сразу ясно стало, что врал волхв, если собственной судьбы не мог предвидеть...

Да и «аргумент» в руке князя, здоровенный окровавленный топор, выглядел очень уж веско.

О войне православия с язычеством нам известно мало. Прежде всего потому, что о ней могла рассказать только победившая сторона. Летописцы были в основном церковными иерархами (и уж точно – православными). Естественно, сообщали они только то, что считали нужным. И если бы не прорывавшиеся у них гневные филиппики в адрес язычников и их духовных вождей‑волхвов (довольно неуклюжий PR), могло бы показаться, что никакой информационной войны вообще не происходило. Кажется, наши летописцы сделали классическую ошибку пиарщиков: они прорекламировали конкурентов, вместо того чтобы их игнорировать.

 

Рябушкин А. П. (1861‑1904). Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжеский суд)

 

Примерно такую же ошибку делали и советские пропагандисты. В фильме «Адъютант его превосходительства» все вполне идейно – да и не мог бы выйти в 1970‑е годы на экраны фильм, в которых белогвардейцы не были бы заклеймены, как «исторически неправая» политическая сила. Но показаны они людьми большого мужества и чести. Показаны так, что мысль об их неизбежной гибели – и исторической и физической – заставляет больно сжиматься сердце. И неизвестно, кого больше пропагандировал этот фильм – советский строй или Белое движение. Правда, может, в этом тайная задумка режиссера и была...

 

– Скажите, Павел Андреевич, вы – шпион?

– Видите ли, Юра...

 

Или вспомним песню «Поле, русское поле...», наверное одну из самых лучших и самых проникновенных песен о России, которую исполняет в «Неуловимых мстителях» поручик белой армии. Разве всем сердцем после этой песни мы, зрители, были после этого не с ним, этой белокурой белогвардейской сволочью?

Вероятно, и волхвы неплохо владели приемами PR. Но они, несомненно, проигрывали потому, что не владели самыми современными на тот момент средствами коммуникации. Отсталые были. Ведь языческие жрецы, в отличие от православных монахов, не владели грамотой. А не уметь читать и писать на тот момент означало то же, что сейчас не уметь пользоваться компьютером, мобильным телефоном, интернетом и пультом от телевизора одновременно.

Но борьба велась, и еще какая борьба! Отзвуки этой борьбы мы видим в политических событиях века... Таких, например, как недолгое вокняжение князя Всеслава в Киеве.

 

Князь‑оборотень Всеслав

 

Этого князя числили колдуном на полном серьезе! Некоторые историки считают, что Всеслав сам распространял о себе всяческие истории: как он превращался в волка, в филина, в коршуна, например. То есть не сам, конечно, лично рассказывал, как бесшумно летал вокруг Киева филином и рыскал по лесам с волчьей стаей. Это рассказывали его доверенные люди, а сам князь просто не отрицал таких историй и делал загадочное лицо...

Рассказывали, например, что раз младшего брата Всеслава на охоте выбил из седла громадный тур – дикий бык. Совсем бы князю конец, да тут прыгнул на тура из чащи бурый волк, и бык вынуженно занялся уже новым противником. Тур зацепил рогом переднюю левую лапу волка, тот убежал на трех ногах, а брат Всеслава за это время успел подхватить новое копье...

Вечером князь увидел – у Всеслава замотана раненая левая рука.

– Ты ли это был, брат?!

– Не всякой раз я поспею... Будь осторожнее...

Уклончиво, умно отвечал Всеслав – в точности так, как советуют все современные «волхвы»: гадалки, астрологи, экстрасенсы и так далее. А мы знаем эту историю только по одной из летописей, остальные молчат. Такой глухой отзвук репутации Всеслава, не более.

Как все же ошибаются те, кто утверждает: ничего не изменилось за тысячу лет!!! Кое‑что все же изменилось.

Правда, и в наше время по телевизору рассказывают, какая сегодня неудача выпадет «овнам» и как повезет «ракам». И сегодня наивные девушки выясняют, «сочетается» их «знак зодиака» со «знаком зодиака» их потенциального возлюбленного. Но все же вряд ли сейчас политик сможет прийти к власти потому, что его считают колдуном и боятся.

Вряд ли выпишут ордер на арест Березовского лишь затем, чтобы он не мог никого заколдовать или превратиться в ворону и улететь в Англию. А Государственная Дума вряд ли посоветует прокурору стрелять в Березовского серебряными пулями, потому что иначе его не одолеть.

А в Киеве в 1068 году было именно так! «Колдун» Всеслав сидит в тюрьме... В городе бунт: киевляне требуют, чтобы правящий князь Изяслав вооружил их для борьбы с половцами. А бояре советуют князю: «Дело плохо. Пошли стражу к порубу Всеслава – пусть его обманом подзовут к оконцу и убьют, пронзив мечом».

Хорошо, что хоть не осиновым колом. Но тут виден страх не только перед опасным политическим соперником. Похоже, здесь опасения мистического свойства. Бояре, хоть и христиане, а в колдовство Всеслава, получается, верили...

Изяслав же предпочел на всякий случай бегство со всем своим двором, чтобы не воевать с колдуном... (Представьте себе Администрацию Президента, которая бежит, потому что Павел Глоба по приказу вия Березовского напускает на них коллективную порчу). А бунтовщики изрубили глухие стены тюрьмы и освободили Всеслава. Народ тут же его «прославиша и среде двора княжа», то есть провозгласил великим князем.

Так состоялись первые общенародные выборы высшей исполнительной власти на Руси. Они прошли практически бескровно.

Во всяком случае, сведений о жертвах в летопись не попало. Правда, когда их результаты были отменены (в Киев вернулся Изяслав), 70 наиболее активных агитаторов и пропагандистов были казнены, а некоторые ослеплены.

Но до того еще семь месяцев княжил народный избранник. Князь, которого считали кудесником, представитель дохристианских культов.

Автор «Слова о полку Игореве» сообщает, что уже добившись киевского престола, Всеслав днем «людям суд правил, князьям города рядил», ночью волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмутороканя, великому Хорсу волком путь перерыскивал.

Вышеупомянутый Хоре – славянский бог солнца. И вообще в «Слове» упоминается масса богов и божков языческого пантеона. Значит, еще через 100 лет после описываемых событий они продолжали жить в народном сознании, и были понятны читателям автора «Слова». Так что не так все просто и однозначно с той выигранной информационной войной против язычества.

Кстати, главный памятник древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве», дошел до нашего времени в единственном экземпляре. Наверное, это не случайно. Цитат из него разбросано по другим источникам довольно много, но полный список – только один. То, что был обнаружен единственный экземпляр «Слова», – отзвук информационной войны православия с язычеством. Слишком уж много языческих божеств было упомянуто в тексте этого христианского по духу произведения.

А цензура в Средние века осуществлялась просто. В топку!

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.