КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Монарх времен монаха
ВЕХИ ГОДЫ Великих людей надо помнить!
В Москве нет памятника Ивану III. Нет его нигде в России, если не считать скульптуры царя в многофигурном памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде Великом. Том самом городе, по которому Иван неплохо, скажем так, прошелся. Итак, памятника нет. А место для него есть. Страна нуждается в увековечении памяти первого из своих великих государей. Так и Лубянская площадь в Москве имеет потребность в монументальной доминанте. После того как оттуда убрали памятник Дзержинскому, весь архитектурный ансамбль знаменитой площади распался. Дзержинского, конечно, возвращать не надо, он свое отстоял. А вот Иван III – это просто идеальный кандидат на пустующее место. Прежде всего потому, что ни у кого из находящихся в здравом уме наш первый царь не вызовет отторжения – каких бы взглядов человек ни придерживался. Это консолидирующая общество фигура. Еще важнее то, что появление Ивана Васильевича в Москве станет актом по восстановлению исторической справедливости. Именно этот государственный деятель сделал Россию единой. Великих людей нужно помнить. И очень важно, чтобы скульптура была исполнена достойно! Художественно – лучше «железного Феликса».
«...БОЖИИМ СОИЗВОЛЕНИЕМ AЗ ЕСМЬ ЦАРЬ» (XVI – век Грозного)
Воздали мне злом за добро, ненавистию за любовь. Иван IV Грозный Так он, лукавый, презлым заплатил царю за предобрейшее!.. Повинен смерти! Иван Васильевич
1505‑1533 – Правление Василия III. 1523 – или 1524 – Послание Филофея «На звездочетцев». 1526 – Развод Василия III. Женитьба на Елене Глинской. 1547 – Венчание Грозного на царство. 1549‑1560 – «Избранная рада». 1552 – Взятие Казани, присоединение Казанского царства. 1556 – Присоединение Астраханского царства, овладение всем Северным Кавказом до Терека. 1558‑1583 – Ливонская война. 1561 – Константинопольский патриарх признал царский титул Ивана IV Грозного. 1564 – Отъезд Грозного из Москвы. 1565‑1572 – Опричнина. 1566‑1570 – Разгром Новгорода. 1575 – «Царь» Симеон Бикбулатович. 1584‑1598 – Правление Федора Иоанновича. 1589 – Учреждение патриаршества на Руси. 1591 – Смерть царевича Дмитрия в Угличе. 1598 – Избрание Бориса Годунова на царство.
Москва – третий Рим. Десять слов на 500 лет. Пересветовская футурология. Тонкие PR‑технологии на службе диктатуры. Между Толстым и Сталиным. «Отъезд» Грозного. Превращение в исчадие. Враждебный PR, пришедший с Запада.
Правление Василия III запомнилось на Руси, кажется, только скандалом вокруг государева развода. Василий III, послав к черту все нормы и приличия Святой Руси, взял да и развелся с бездетной супругой. Дабы заполучить наследника, он женился на племяннице беглого литовского боярина, родом из татар, – Елене Глинской. У них родился мальчик. Этот мальчик и стал Иваном Грозным. И еще во времена Василия III один псковский монах назвал Москву «Третьим Римом»... Это о царе в послании о «Звездочетцах» монах Филофей писал: «все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Краткое послание содержало имперский концепт «Москва – Третий Рим». Филофей (биографическихсведений о нем не сохранилось) продвигал именно формулу – краткую, как слоган. Прошло уже почти 500 лет. Другой такой же удачной формулы, как десять слов филофея (два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать) для PR России пока не придумано. Чеканная формулировка содержала любимую мысль русских патриотов о богоизбранности Руси. И вот монахи точно как накаркали – на Руси появился царь, у которого на этой самой богоизбранности был пунктик. К его масштабной фигуре, затмевающей горизонт, нависающей над русской историей, как грозовая туча, мы сразу, помолясь, и перейдем. О, из этой тучки били такие PR‑молнии! Но сначала – обещанная отгадка. В прошлой главе, рассказывая о духовных наследниках Филофея, я просил читателя угадать, кто из них сказал: «Что касается России, прочное иновластие здесь немыслимо. Маргинальные союзы бывших чиновников, действующих нацистов и беглых олигархов, взбадриваемые заезжими дипломатами и незатейливой мыслью о том, что заграница им поможет, могут пытаться разрушить, но никогда не смогут подчинить общество, для которого суверенитет – гражданская ценность». Это из напечатанной в журнале «Эксперт» статьи помощника Президента России Владислава Суркова. Правда, с тех пор он стал Первым заместителем Руководителя Администрации – так официально называется его нынешняя должность. Растут люди, вышедшие из PR‑среды. Тут целый список. Бывший пресс‑секретарь Путина Алексей Громов – уже замглавы Администрации, когда‑то сотрудник пресс‑службы Правительства Игорь Щеголев – министр, сотрудник пресс‑службы Кремля Дмитрий Песков – зам. руководителя аппарата Правительства РФ, бессменный советник по PR Грызлова Юрий Шувалов – заместитель руководителя аппарата парламента... И так далее. Этот список можно продолжать и продолжать... И в бизнесе, и на государственном уровне роль специалиста по PR признается и обретает все больший и больший вес. Но вернемся в XVI век. И присмотримся к тому, из каких исторических глубин могут черпать идеи нынешние кремлевские пиарщики. ФИЛОФЕЙ (ок. 1465‑1542) – монах, политолог. Автор по‑прежнему греющей национальное самолюбие идеологемы «Два Рима падоша, третий стоит, а четвертому не быти». В августе 2009 года в ходе плановых археологических работ в некрополе Спасо‑Елиазаровского монастыря были найдены мощи филофея. К чему бы это?
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |