КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Производство по делам несовершеннолетних 1 страница
В данном разделе будут рассмотрены наиболее важные из статей Уголовно-процессуального Кодекса, касающиеся производства по делам несовершеннолетних. Статья 391 УПК РСФСР определяет порядок производства по делам несовершеннолетних и гласит[9]: Судопроизводство по делам несовершеннолетних определяется общими правилами настоящего Кодекса и, кроме того, нижеследующими статьями. Положения настоящей главы применяются по делам лиц, не достигших к моменту совершения преступления восемнадцатилетнего возраста. Порядок судопроизводства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности обвиняемых и подозреваемых и их правовое положение, предусматривает ряд дополнительных гарантий установления истины, прав и законных интересов несовершеннолетних, предупредительного воздействия судопроизводства. Правила гл.32 УПК, если иное в них не установлено, не заменяют, а дополняют общие нормы, регламентирующие процессуальные действия. В частности, помимо дополнительных гарантий прав и законных интересов несовершеннолетних по этим делам в полном объеме применяется вся система процессуальных гарантий. Правила о производстве по делам несовершеннолетних не полностью сосредоточены в гл.32 УПК. К их числу относится также п.б ст.5, ст. ст.8, 10, ч.2 ст.18, п.8 ст.34, п.2 ст.47, п.2 ст.49, ч.2 ст.60, ч.3 ст.51, ст.55, ч.3 ст.72, п.4 ст.79, чч.2-4 ст.26, ст.138, ч.2 ст.234, ч.1 ст.325, ч.2 ст.363 и некоторые другие. Поэтому ссылку на “положения настоящей главы” (ч.2 ст.391) следует понимать как охватывающую всю совокупность норм об особенностях производства по этим делам. Порядок производства по делам несовершеннолетних применяется и в случаях, когда лицо, совершившее преступление до достижения 18 лет, к моменту соответствующего процессуального действия достигло этого возраста. Так, вопрос о предании обвиняемого суду за преступление, совершенное им до достижения 18 лет, разрешается судом независимо от того, достиг ли обвиняемый ко времени предания его суду совершеннолетия[10]. В соответствии со ст.22 Основ уголовного судопроизводства участие защитника по делу о преступлении несовершеннолетнего обязательно с момента предъявления обвинения и в судебном разбирательстве независимо от того, достиг ли обвиняемый этому времени совершеннолетия[11]. С момента совершеннолетия не применяются правила ст.ст.394, 395, 399, 4011, 4012, 402, поскольку на лиц, достигших 18 лет и обладающих полной гражданской дееспособностью, предусмотренные в этих случаях меры и гарантии не распространяются. Особого рассмотрения требуют случаи, когда: а) в одно производство объединены дела о нескольких преступлениях данного лица, часть из которых совершены после достижения 18 лет; б) когда обвиняемый обнаружен через несколько лет после совершения преступления и к моменту производства соответствующих процессуальных действий достиг, например, 20 лет. В этих случаях применение правил производства по делам несовершеннолетних утрачивает смысл. Лицо считается достигшим возраста 14, 16, 18 лет не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. со следующих суток[12]. При отсутствии документальных данных за день рождения принимается последний день года рождения, установленного экспертизой (ст.79). Если экспертиза определяет возраст максимальным и минимальным количеством лет, - то последний день года рождения, соответствующий минимальному возрасту. В соответствии со ст.126 все дела несовершеннолетних подследственны следователям органов внутренних дел. Это правило действует и в тех случаях, когда часть обвиняемых по делу - взрослые (если дело о несовершеннолетних не выделено - ст.396) или когда дело о преступлении несовершеннолетнего возбуждено после достижения обвиняемым 18 лет. Следователям органов внутренних дел подследственны и дела о вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность. В указаниях МВД СССР, Прокуратуры СССР и в постановлении Пленума Верховного Суда СССР “О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность” от 3 декабря 1976 года[13] предусмотрена специализация соответственно следователей и судей по делам несовершеннолетних (в том числе в кассационном и надзор ном производстве). По этим делам рекомендуется вызывать народных заседателей из числа педагогов или иных лиц, имеющих опыт в воспитании молодежи. Такая специализация создает условия для обеспечения единства практики; всестороннего учета особенностей таких дел; укрепления связей с органами, ведущими борьбу с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних; развертывания предупредительной работы. Органы дознания вправе возбуждать дела несовершеннолетних и производить по ним неотложные следственные действия. Однако их правомочия ограничены ст.ст.118, 119 и ч.1 ст.124. Органы дознания не вправе прекратить дело несовершеннолетнего, а обязаны передать для разрешения этого вопроса дело следователю. Процессуальные действия органов дознания по делам несовершеннолетних, не предусмотренные ст.ст.119, 124 (например, допрос в качестве обвиняемого), не заменяют соответствующие действия следователя. Следует считать нарушением закона случаи, когда орган дознания расследует дело несовершеннолетнего в полном объеме, оставляя следователю только выполнение требований ст.ст.143-150, 201. ПППН органов внутренних дел не вправе производить дознание. Статья 392. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам несовершеннолетних При производстве предварительного следствия и судебного разбирательства по делам несовершеннолетних необходимо обратить особое внимание на выяснение следующих обстоятельств: 1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);_ 2) условия жизни и воспитания; 3) причины и условия, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетним; 4) наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников. При наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должно быть выявлено также, мог ли он полностью сознавать значение своих действий. Для установления этих обстоятельств должны быть допрошены родители несовершеннолетнего, его учителя и воспитатели и другие лица, могущие дать нужные сведения, а равно истребованы необходимые документы и проведены иные следственные и судебные действия. Статья 392 детализирует некоторые общие правила ст.68, а не заменяет ее. Число, месяц, год рождения должны быть установлены копией свидетельства о рождении (приобщенной к делу после осмотра подлинника), либо паспортом, либо протоколом осмотра свидетельства о рождении (паспорта). При наличии противоречий между имеющимися в деле данными о возрасте необходим запрос по месту регистрации рождения. Выяснение условий жизни и воспитания включает сбор данных относительно: а) родителей (заменяющих их лиц): об образовании, профессии, месте работы; моральных качествах; отношении к детям; методах воспитания; отношении детей к родителям; б) материально-бытовых условий семьи, наличии у несовершеннолетнего имущества, самостоятельного заработка и в каком размере. Эти обстоятельства имеют существенное значение при разрешении гражданского иска[14]. в) условий учебы (работы) подростка: учится или работает, где именно и в качестве кого; успеваемость или производственные показатели; отношение к работе или учебе[15], поведение, отношение к старшим, к товарищам, участие в жизни коллектива; уделяли ли администрация и общественные организации внимание воспитанию данного подростка, его досугу, поддержанию связи с его семьей и т.д.; г) ближайшего бытового окружения, связей, времяпрепровождения и круга интересов подростка; его участия в различных формах организованного досуга. Выясняется, не имели ли место до совершения преступления иные правонарушения несовершеннолетнего. Если да, то был ли он поставлен на учет в ПППН, какие меры воздействия и устранения отрицательных влияний применялись и почему они не дали результатов[16], какие упущения в воспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями, требующие реагирования, имели место[17]. Если подросток, совершивший преступление, к этому моменту не учился и не работал, выясняется, когда и по каким причинам оставил учебу или работу, было ли известно об этом семье, ПППН и КДН. Выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления, включает также сбор данных относительно: а) источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек (плохой пример, неправильное воспитание в семье, влияние антиобщественных элементов и т. д.); б) обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и непосредственно толкнули на преступление (например, подстрекательство); в) обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления (непринятие мер по трудоустройству, недостатки воспитательной работы в учебном или трудовом коллективе, отсутствие надзора со стороны родителей, отсутствие внимания к организации досуга, недостатки работы органов милиции, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и т. д. Установив недостатки воспитания, необходимо выяснить, кто конкретно за них ответственен и в силу каких причин эти недостатки имели место (злостное нарушение родительских обязанностей или затруднительность их осуществления в силу, например, распада семьи и занятости матери на работе). Если преступление обусловлено воспитанием в неблагополучной семье или устойчивым отрицательным влияние в окружении подростка, выясняется, почему и по чьей вине не были приняты мер к оздоровлению условий его жизни. Устанавливаются источники приобретения спиртных напитков, приобретения или изготовления оружия и орудий взлома. Выясняются мотивы преступления, в том числе не было ли специфически “детских” мотивов. Следует иметь в виду, что некоторые действия подростка, внешне сходные с кражей или грабежом, по своей субъективной стороне (детское озорство) не содержат состава преступления[18]. В случае повторного совершения подростком преступления должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие рецидиву, в частности, недостатки в деятельности административных органов по его исправлению и перевоспитанию[19]. Так, если подросток, совершивший повторное преступление, вернулся на место жительства после отбытия наказания или пребывания в воспитательном учреждении, выясняется, были ли приняты меры по его трудоустройству и контролю за его поведением и почему они не дали результатов; если он был осужден условно или с отсрочкой исполнения приговора и т.п. - был ли установлен своевременный контроль за его поведением органами внутренних дел и комиссией по делам несовершеннолетних, принимались ли другие меры исправления и перевоспитания, причины ненадлежащего осуществления контроля[20]. Решая вопрос о предании несовершеннолетнего суду и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, необходимо проверять: а) выполнено ли следователем требование ст.392 об установлении причин и условий, способствовавших совершению им преступлений; б) что сделано адресатами представлений следователя для устранения этих причин и условий. Выясняется, нет ли других подростков, попавших под вредное влияние обвиняемого или находящихся под воздействием тех же причин и условий, которые способствовали совершению преступления обвиняемым; об этом должно быть сообщено ПППН или КДН для принятия необходимых мер. Проверка версии о подстрекательстве или соучастии со стороны взрослого обязательна в силу п.4 ст.392 по каждому делу несовершеннолетнего. Лица, непосредственно виновные в создании своим поведением или отношением к подростку условий, способствовавших возникновению у последнего антиобщественных привычек или совершению им преступления, в том числе должностные лица, не выполнившие своих обязанностей по профилактике или созданию надлежащих условий для воспитания, должны привлекаться к ответственности (дисциплинарной, административной, и т.д.). Установив, что родители уклонялись от выполнения своих обязанностей, злоупотребляли родительскими правами, оказывали на детей вредное влияние аморальным, антиобщественным поведением, необходимо (при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела) доводить об этом до сведения трудовых коллективов, органов опеки и попечительства либо прокурора для принятия соответствующих мер. Суд, прокурор обязаны реагировать на каждый случай непривлечения к ответственности взрослых лиц, виновных в вовлечении подростков в преступную и иную антиобщественную деятельность[21]. При проверке версии о подстрекательстве или соучастии со стороны взрослых необходимо выяснять роль последних, имели ли место с их стороны любые виды физического или психического воздействия, направленного на возбуждение у несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении преступления или нескольких преступлений[22]. Если такие обстоятельства не установлены, речь может идти лишь о совместном совершении преступления (соучастии), но не о вовлечении, подстрекательстве[23]. Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с душевным заболеванием, - это значительное отставание от нормального уровня развития данного возраста (развитие мыслительной, познавательной деятельности, запас знаний и представлений, развитие эмоционально-волевой сферы и т. д.). В случаях, когда имеются подобные данные, необходимо в целях полного установления обстоятельств, влияющих на характер ответственности, выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, “мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере руководить ими”[24]. В зависимости от уровня (степени) отсталости решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности (например, в случае, когда подросток, которому исполнилось 14(16) лет, фактически не достиг уровня развития этого возраста), либо о смягчении; наказания или применении принудительных мер воспитательного характера. Сведения о возможной умственной отсталости обвиняемого могут быть получены из показаний родителей, педагогов, сверстников, из характеристик, медицинских документов и т. д. Для решения вопроса о наличии такой отсталости назначается экспертиза. На разрешение эксперта ставятся вопросы: имеется ли отклонение от нормального для данного возраста уровня психического развития, влекущее умственную отсталость; если имеются, то в чем конкретно выражаются; нормальному уровню развития какого возраста соответствует психическое развитие данного лица; можно ли на основе данных психологии и педагогики сделать вывод, что несовершеннолетний не осознавал полностью общественной опасности своих действий, в какой мере мог руководить ими. Экспертами могут быть назначены специалисты в области детской и юношеской психологии: преподаватели психологии, научные работники, опытные педагоги. Если эксперты, производящие психиатрическую экспертизу по делу, обладают достаточными знаниями в области психологии, решение этих вопросов может быть поручено им. В этих случаях назначается комплексная судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертиза. Комплексную экспертизу целесообразно назначать и в случаях, когда умственная отсталость может быть связана с олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом, астеническим синдромом. Во всех этих случаях экспертиза устанавливает, прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием. Если нет, то, давая заключение о наличии и степени отставания в развитии, эксперты должны установить причину этого, не связанную с душевным заболеванием. Если да, то в установленном порядке решается вопрос о вменяемости. Следователь и суд должны выяснить основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья, степень проявления возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к фантазированию, импульсивность и т. д.). Эти обстоятельства имеют существенное значение при оценке степени и характера ответственности. Возрастные особенности должны учитываться при исследовании вопроса о превышении пределов необходимой обороны. Необходимо, в частности, выяснить, не объяснялось ли применение несовершеннолетним тех или иных орудий несоразмерность сил его и нападавших, не имела ли место неправильная оценка с его стороны сложившейся ситуации[25]. В ряде случаев специальному исследованию подлежит вопрос о том, то ли это лицо, за которое подросток себя выдает. В частности, при отсутствии документов необходима немедленная проверка данных, сообщаемых о себе задержанным. При утверждении обвинительного заключения, предании несовершеннолетнего суду и в ходе рассмотрения дела судом необходимо обращать особое внимание на соблюдение на предварительном следствии требований ст. 392. В случае установления существенной неполноты в этом отношении предварительного следствия, которая не может быть восполнена в судебном заседании, суд должен возвратить дело для производства дополнительного расследования[26]. Невыполнение требований ст.392 может быть основанием отмены приговора. Приведенный в ст.392 перечень следственных действий не исчерпывающий; несмотря на то, что этот перечень следует за п.4 ст.392, речь идет об использовании указанных следственных действий для выяснения всех обстоятельств предусмотренных пп.1-4 ст.392. По этим делам используются все возможности, предусмотренные ст.70. Помимо обязательного допроса родителей, учителей (в том числе классного руководителя), воспитателей (в том числе представителей администрации школы училища, предприятия и т.д.), следует допросить также соседей, товарищей по учебе, работе и т.д. В качестве свидетелей могут быть вызваны и лица, неправильные действия или бездействие которых способствовали совершению преступления подростком[27]. Участие родителей или заменяющих их лиц в качестве законных представителей не исключает их допрос. Характеристики истребуются из учебного заведения и с места работы (а при необходимости - и с места работы родителей). Истребуются также справки из ПППН, материалы комиссии по делам несовершеннолетних. В указанные учреждения должны быть направлены запросы с перечнем необходимые данных. В запросе обращается внимание на необходимость всесторонней характеристики, приведения данных не только о недостатках, но и о положительных качествах и поступках подростка, об условиях его жизни и воспитания. Правила ст.392 применяются и по групповым делам, по которым в качестве обвиняемых привлечены как взрослые, так и несовершеннолетние (ст.396), а также по делам, прекращаемым по ст.ст.7-9 или другим нереабилитирующим основаниям. Копии представлений и частных определений в необходимых случаях для контроля их исполнения направляются в комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства подростка или месту его работы, учебы. С учетом преимущественно группового характера преступлений несовершеннолетних необходимо обращать особое внимание на выяснение и отражение в процессуальных документах характера и степени участия в преступлении каждого участника преступной группы, не допуская обезличенных формулировок[28]. Специально должно быть выяснено поведение несовершеннолетнего после совершения преступления, отношение к содеянному, наличие чистосердечного раскаяния[29]. От этого во многом зависит применение отсрочки исполнения приговора или принудительных мер воспитательного характера (ст.ст.4011, 4012, 402). При изменении приговора в отношении несовершеннолетнего, в частности, при снижении наказания и применении отсрочки его исполнения, надзорная инстанция может запросить характеристику из воспитательно-трудового учреждения, в котором он отбывает наказание[30]. Статья 393. Задержание и заключение под стражу несовершеннолетних Задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения могут применяться к несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступления, при наличии оснований, указанных в статьях 91, 96 и 122 настоящего Кодекса. Статья 393 предусматривает совокупность условий, относящихся к тяжести содеянного и личности несовершеннолетнего. Поэтому задержание или заключение под стражу возможно и в случае совершения несовершеннолетними преступлений, не упомянутых в ч.2 ст.96 (например, хулиганство, побег из места заключения).Серьезное значение имеют, в частности, такие обстоятельства, как неоднократность совершения преступления; направленность умысла; последствия; дерзость и агрессивность преступных действий; отрицательное поведение после совершения преступления; длительное отсутствие определенных занятий; прочные связи с преступными элементами и т.д. При заключении несовершеннолетнего под стражу необходимо, чтобы по совокупности обстоятельств, характеризующих содеянное, условия жизни и воспитания, среду, особенности личности подростка, отношение к содеянному и последующее поведение, арест был единственно возможной в данных условиях мерой. Оценка данных о возрасте не должна производиться в отрыве от данных о личности и характера содеянного[31]. В постановлении о заключении под стражу излагаются дополнительные данные, необходимые для охраны законных интересов несовершеннолетнего: день и месяц рождения, с кем проживает и на чьем иждивении находится, где учится или работает, а также конкретные обстоятельства, делающие необходимым применение именно данной меры. В постановлении о заключении под стражу и протоколе задержания должно быть указано о необходимости содержать арестованного (задержанного) отдельно от взрослых, а также от осужденных несовершеннолетних. Помещение взрослых в камеру, где содержатся несовершеннолетние, возможно лишь в исключительных случаях с согласия прокурора. Последнему необходимо для этого выяснить мнение следователя. Задержание и арест несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляются в дневное время. Целесообразно разъяснить задержанному (арестованному) и его законному представителю, если он присутствует, порядок содержания под стражей и дальнейшего ведения следствия. Если при аресте или задержании не присутствуют родители или заменяющие их лица, они уведомляются о местопребывании несовершеннолетнего и органе, в производстве которого находится дело. Они вправе обжаловать прокурору арест или задержание несовершеннолетнего. В соответствии со ст.30 Закона о прокуратуре СССР прокурор при решении вопроса о санкции на арест несовершеннолетнего обязан лично допросить обвиняемого или подозреваемого с учетом исключительного характера избираемой меры. Таким образом, по делам несовершеннолетних введена дополнительная гарантия прав и законных интересов несовершеннолетних. Суды должны обращать особое внимание на обоснованность избрания на предварительном следствии в качестве меры пресечения содержания несовершеннолетних под стражей. Этот вопрос специально рассматривается в судебном заседании[32]. При предоставлении несовершеннолетнему отсрочки исполнения приговора к лишению свободы суд излагает в приговоре решение о мере пресечения до вступления приговора в законную силу. Если несовершеннолетний находится по стражей, то на основании ст.319 он подлежит немедленному освобождению в зал судебного заседания, а мера пресечения - изменению на более мягкую. Статья 395. Порядок вызова обвиняемого Вызов к следователю и в суд несовершеннолетнего производится, как правило, через его родителей или других законных представителей. Иной порядок допускается лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами дела. Несовершеннолетний, находящийся под стражей, вызывается через администрацию места заключения. Особый порядок вызова направлен на создание законному представителю возможности для осуществления его прав и обязанностей. Вызов должен, как правило, производиться на такое время, чтобы обеспечить изоляцию несовершеннолетнего от других обвиняемых. Повестка адресуется тому из родителей, который осуществляет функции законного представителя, и вручается ему по правилам чч.1, 2 ст.145. Кроме общих сведений повестка должна содержать указание на обязанность законного представителя обеспечить явку вызываемого. В необходимых случаях этой же повесткой вызывается и законный представитель. Правила ст.395 применяются и при вызове подозреваемого. Предусматривая возможность иного порядка вызова, закон имеет в виду, в частности, привод. Когда вызов через законного представителя может помешать установлению истины или необходима немедленная явка, несовершеннолетний вызывается через посыльного, телефонограммой по месту учебы или работы и т.д. Статья 396. Выделение дела о несовершеннолетнем в отдельное производство Если несовершеннолетний участвовал в совершении преступления вместе со взрослыми, дело о нем должно быть по возможности выделено в отдельное производство в стадии предварительного следствия. В случае когда выделение отдельного производства о несовершеннолетнем может создать существенные препятствия для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, к несовершеннолетнему обвиняемому, привлеченному по одному делу со взрослыми, подлежат применению правила настоящей главы. Правила ст.396 преследуют цель ускорить производство по делу, создать условия для выяснения обстоятельств, на которые закон предписывает обратить особое внимание, усилить воспитательное воздействие процесса и пресечь вредное влияние взрослых соучастников на подростка. Дело может быть выделено со стадии предварительного следствия. Орган дознания, возбудивший дело о преступлении, в котором участвовал несовершеннолетний, должен направить следователю все дело. Вопрос о выделении дела решается сразу же после того, как собраны достаточные данные о том, в каких преступлениях участвовал несовершеннолетний и какова его роль в каждом случае. Если по смешанному делу привлечено несколько несовершеннолетних, дело может быть выделено отдельно о каждом или о них совместно. В отношении обвиняемого, дело о котором еще не выделено или не представляется возможным выделить, применяются все правила судопроизводства по делам несовершеннолетних (ст.ст.391, 392). Особое внимание должно быть уделено изоляции несовершеннолетних от влияния взрослых обвиняемых, включая судебное заседание. Дела, по которым привлекаются взрослые и несовершеннолетние, расследуются и рассматриваются следователями и судьями, которые специализируются по делам несовершеннолетних. Как правило, можно выделить дело о несовершеннолетнем, участвовавшем лишь в некоторых эпизодах преступной деятельности взрослых или выступавшем в качестве пособника, укрывателя, недоносителя. Если же подросток непосредственно участвовал в большинстве преступлений взрослых обвиняемых, а равно в случае, когда взрослый был организатором, подстрекателем преступления подростка, вопрос о выделении дела решается с учетом необходимости всесторонне выяснить характер преступной деятельности и степень виновности каждого из обвиняемых. При утверждении обвинительного заключения по смешанному делу, а также при предании суду необходимо проверить, не было ли возможности выделить дело несовершеннолетнего, а по выделенному делу - не возникло ли серьезных препятствий для исследования существенных обстоятельств. Основания выделения дела излагаются в постановлении об этом, а основания, исключившие такую возможность, - в обвинительном заключении. При выделении дела о несовершеннолетнем все материалы о его личности, условиях жизни и воспитания (документы о возрасте, характеристики, протоколы допросов родителей и т. д.) необходимо приобщить в подлиннике. По мере появления в основном деле новых материалов, касающихся несовершеннолетнего, эти материалы дополнительно приобщаются к делу несовершеннолетнего. При рассмотрении в суде выделенного дела целесообразно истребовать для обозрения дело, из которого оно выделено. Статья 397. Участие педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по усмотрению следователя или прокурора либо по ходатайству защитника может участвовать педагог. Участие педагога возможно и при допросе несовершеннолетнего старше шестнадцати лет, если он признан умственно отсталым. Участвующий в допросе педагог вправе, с разрешения следователя, задавать вопросы обвиняемому. По окончании допроса участвовавший в нем педагог имеет право ознакомиться с протоколом допроса и сделать письменные замечания о правильности и полноте имеющихся в нем записей. До начала допроса несовершеннолетнего следователь обязан разъяснить педагогу его права, о чем делается отметка в протоколе допроса. Положения ст.397 применяются и при допросе подозреваемого. О вызове педагога вправе ходатайствовать и законный представитель. Участие законного представителя и защитника не исключает вызова педагога, так как основания участия этих лиц в допросе различны. Педагог выступает в качестве специалиста. В число обстоятельств, указывающих на возможность прямой или косвенной заинтересованности педагога в деле входят: ответственность за воспитание данного подростка (директор школы, классный руководитель), конфликт с подростком или его семьей. Перед началом допроса у педагога выясняется, нет ли обстоятельств, обусловливающих невозможность участия в допросе.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |