Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы воспитания в педагогической технологии и собственно технологические принципы 2 страница




К основным функциям классного руководителя относятся:

  • Организация деятельности классного коллектива.
  • Организация учебной работы классного коллектива.
  • Организация внеучебной жизни класса.
  • Изучение личности школьников.
  • Социальная защита школьников.
  • Работа с родителями.

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

  • Ведет журнал.
  • Ведет личные дела учащихся и следит за их состоянием.
  • Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, помогает учащимся выбрать учеников класса в Совет лицея, организует коллективное творчество, помогает в работе старшего дежурного.
  • Организует дежурство по классу, лицею, столовой.
  • Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета.
  • Заботится о внешнем виде воспитанников.
  • Организует питание. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросу бесплатного и платного питания и корректного отношения одноклассников к бесплатно питающимся детям.
  • Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель совместно с родителями контролирует учащихся, пропускающих уроки без уважительной причины.
  • Создает обстановку, благоприятствующую учебе.
  • Координирует деятельность учителей, работающих в классе.
  • Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости школьников.
  • Создает особые условия для развития наиболее одаренных детей, развития их познавательных интересов, расширения их кругозора (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок и т. д.).
  • Привлекает психолога для организации умственного труда учащихся (цикл бесед, индивидуальные рекомендации).
  • Создает благоприятный микроклимат в классе, формирует благожелательные межличностные отношения, корректирует и регулирует их.
  • Организует творческие дела в классе.
  • Организует охрану и укрепление здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в спортивную работу.
  • Помогает деятельности самоуправления.
  • Ищет интересные формы, глубокое содержание каждого организуемого дела, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи классного руководителя с классом.
  • Изучает личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, и родителей.
  • Работает с характеристиками учащихся.
  • Помогает учащимся в выборе профессии.
  • Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей, если такие есть в классе. Сотрудничает с социальным педагогом.
  • Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий.
  • Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей.
  • Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска» и состоящих на учете в ПДН.
  • Проводит тематические родительские собрания не реже одного раза в четверть.
  • Изучает условия воспитания в семье.
  • Работает с родителями индивидуально.
  • Привлекает родителей для организации внеучебной деятельности класса.
  • Влияет на общение ребят с родителями.

Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

  • Присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимые учителями-предметниками в классе (без права входить в класс вовремя урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение урока).
  • Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки.
  • Поощрять учащихся в порядке, установленном Уставом лицея и Правилами внутреннего распорядка.
  • Требовать от учителей-предметников информацию об организации доплнительного учебно-воспитательного процесса класса и отдельных учащихся.

Документация классного руководителя

  • Анализ и план воспитательной работы с классом на учебный год;
  • тетрадь (папка) классного руководителя;
  • протоколы заседаний родительского комитета и родительских собраний, материалы для их подготовки;
  • план-сетка работы на каждую четверть.

Формы работы классного руководителя с учащимися

Одним из средств воздействия на процесс формирования личности обучающихся является создание в классе ученического коллектива. Ученический коллектив – это союз, организация взрослых и детей. Воспитательный процесс это система психолого-педагогического взаимовоздействия в целях обеспечения приемлемых условий активной жизнедеятельности учащихся, развитие и формирование каждого школьника как личности.
Воспитательная работа ведется с учетом возрастной психологии и планируется по четырем направлениям:

  • здоровье,
  • учение,
  • общение,
  • досуг.


Эти разделы позволяют проводить работу по формированию адекватной реакции на окружающий мир.
Основной целью первого направления «За здоровый образ жизни» является воспитание у учащихся отрицательного отношения к антисоциальным привычкам. В выработке сознательной дисциплины. В рамках этого направления совместно с родителями проводятся круглые столы, беседы: такие как «Табакокурение и человек», «Пагубные привычки». Врач проводит цикл лекций о личной гигиене для мальчиков и девочек.
Второе направление в работе связано с формированием положительного отношения к обучению, повышением познавательной активности учащихся. В целях предупреждения неуспеваемости в классе силами ребят занимающихся на «4» и «5» организуем предметные консультации, цель которых: формирование приемов познавательной деятельности.
Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ нейтрализовать влияние низкой успеваемости на самооценку. Неверно поддерживать у школьников, у которых не проявляется большая способность к учебе, представление о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. Уверен, что у каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки. В результате в классе не должно быть разделения на неуспевающих и «ботаников».
Традиционными в классе должны стать мероприятия календарного цикла, направленные на формирование нравственных качеств (честность, порядочность, отзывчивость), развитие самостоятельности, инициативы и коммуникабельности.
Поскольку все дети очень разные, и каждый имеет свои индивидуальные особенности и интересы, работу по четвертому направлению «Досуг» нужно проводить таким образом, чтобы каждый занимался тем, что ему нравится, и что у него лучше получается. Кому-то трудно дается учебная деятельность, но они незаменимые помощники в трудовых десантах. Те, кто посещают кружки по своим интересам, имеют возможность показать достижения на выставках: это может быть выставка картин, фотографий, изделий из бисера, дипломы участников соревнований, конференций различного уровня.
Большое внимание необходимо уделять профориентационной работе. Родители могут организовывать экскурсии на свои рабочие места - это цеха и конторы градообразующих предприятий, лаборатории НИИ.
Воспитательная роль семьи как социального института всегда остается главным воспитательным фактором и задача взрослых предъявлять к нашим детям одинаковые требования. Мы, педагоги, призваны помочь родителям убедиться в достоинствах их ребенка и сформировать будущего гражданина. Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, поэтому вся воспитательная работа класса ведется совместными усилиями.

 

 

27.Роль школьного музея в становлении личности школьника

В современном обществе наблюдается рост интереса к историческому и культурному прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности. Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории и культуре России является краеведение.

Школьное краеведение переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы. Его развитие и жизнеспособность определяются особой ролью в учебно-воспитательном процессе. Прежде всего, школьное краеведение способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того, чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать.

Один из основных источников воспитания гражданственности - память о прошлом. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»,- говорил А.С.Пушкин. Знание исторического и культурного прошлого своей Родины делает человека духовно богаче, способствует выработке у него активной жизненной позиции. Главное - заинтересовать школьников процессом исторического познания. Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес, юношеский энтузиазм в нужное русло. Необходимо развернуть в каждой школе краеведческую деятельность в виде кружков, научных обществ, школьных музеев.

Музей – социальный институт исторической памяти. Однако, отражая историю культуры, события и ценности ушедших веков, он служит современникам, смотрит в завтра, ориентируется на требования развивающейся цивилизации. Отбирая, сохраняя, реставрируя и экспонируя образцы природной и культурной среды, предотвращая утрату реликтов истории и духовной жизни людей, музей обеспечивает связь веков, преемственность поколений, непрерывность общественного развития. Опираясь на подлинные памятники материальной и духовной культуры, музей гарантирует научную достоверность репрезентативность экспозиции, отражает и пропагандирует непреходящие ценности истории и культуры, превращает документы истории и творения культурной деятельности в эффективные средства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия. Как центры духовной жизни, интегрирующие прошлое и проясняющие настоящее, музеи помогают людям постичь свои истоки, идентифицировать себя с определёнными национально-культурными традициями, освоить новую информацию, осмыслить тенденции общественного развития, сформировать нравственную позицию и эстетическое отношение к действительности. В условиях глобализации музей призван осознать свою особую роль в формировании национального самосознания, в утверждении социальной идентификации, в воспитании у разных групп населения, и в первую очередь детей и молодёжи, чувства любви к человеку, к отечеству, к своему краю. Музей реализует методику обеспечения общения посетителей с «реальными вещами», с представителями различных культур и разных поколений; ориентирует на формирование у аудитории (особенно детской и подростковой) умений и навыков восприятия «языка вещей». Любое учебное заведение остро нуждается в музее, материалы и экспозиции которого дополняют, оживляют и обогащают вербальную информацию педагога.[Н.В.Буров.Музей и личность. – СПб.: Концерт, 2009г.].

В Концепции модернизации российского образования, утвержденной Правительством Российской Федерации, одним из приоритетных направлений развития всей системы российского образования является воспитание подрастающего поколения, ориентированного на нравственные ценности, позволяющие максимально реализоваться личности в современной культуре, социуме. Считается, что культурологический подход в воспитании школьников способствует проявлению у детей уважения к национальной культуре, возрождению народных традиций, восстанавливает прерванную связь времен, возрождает духовные ценности, воспитывает любовь к родной земле, своему краю, уважительное отношение к своим предкам, истории своего поселка и обычаям народов, населяющих его. Неоценимая помощь в этом принадлежит школьным музеям. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Задача учебных заведений – сохранить для завтрашних граждан России их самобытную, могучую и славную родину, имеющую свои устои, свой национальный колорит и характер, - может быть выполнена только в тесном взаимодействии с музеями.

Школьный музей призван не только закреплять программный материал, но и пробуждать у ребят стремление к познанию, способствовать воспитанию подрастающего поколения через походы и экскурсии по родным местам. На основе поискового материала дети, изучая фольклор, обряды, традиции, искусство своей малой родины, создают экспозиции, пишут исследовательские работы, сохраняя частицы прошлого.

А ещё чтобы уроки литературы проходили интересно, увлекательно, чтобы изучаемый материал имел конкретную основу, связанную с историческим и культурным наследием родного края, педагоги МОУ СОШ с.Чернуха и решили вовлечь детей в общественно полезную научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами литературного, исторического краеведения и музейного дела, развивать творческие способностей детей, формировать их гражданское сознание и патриотизм не только на произведениях классической литературы, но и на основе краеведения и музееведения.

Школьный литературно-краеведческий музей, организованный Кутяковой Е.Б. в МОУ СОШ с.Чернуха в далёком 1996 году, кружок «Юный краевед», поисково-исследовательская деятельность, изыскательские работы учащихся «История села Чернуха», «Загадки села Старые Ключищи», «Храмы Кстовского района», «Топонимика родного края», «Отражение исторических и культурных традиций малой родины, особенностей характеров земляков в творчестве В.С.Рыжакова», «Дворянских гнёзд заветные аллеи» стали большим подспорьем в проведении уроков русского языка и литературы, истории, краеведения, географии и биологии, интегрированных уроков.

Целью инновационной деятельности стало развитие ученика как исследователя, ответственного за сохранение исторического и культурного наследия малой родины, создание условий для установления у учащихся целостного восприятия в предметной области литературы и литературного краеведения.

Ребята занимаются в кружке «Юный краевед» по программе «Моя малая Родина»(Автор-составитель КутяковаЕ.Б.), имеют свой актив, проводят следующую работу в соответствии с данной программой:

  • изучают литературно-исторические и другие источники, соответствующие профилю музея, его тематике;
  • систематически пополняют фонды музея путем активного поиска в туристических походах, экскурсиях, экспедициях;
  • обеспечивают сохранность музейных предметов, организуют их учет в инвентарной книге музея;
  • создают и обновляют экспозиции, выставки;
  • проводят экскурсионно-лекторскую работу для учащихся и населения;
  • оказывают содействие в использовании экспозиций и фондов музея в учебно- воспитательном процессе;
  • организуют и проводят мероприятия, коллективно-творческие дела, акции, праздники;
  • участвуют в районных и областных творческих конкурсах.

На занятиях кружка ребята учатся работать с источниками и литературой, архивами, музейным материалом, обрабатывать полученную информацию, проводить исследовательскую работу, готовить компьютерный вариант презентации проекта. Знания и умения, приобретенные в кружке, а также материал, полученный в ходе исследования, учащиеся используют на уроках литературы, истории, проводя параллели между действительно произошедшими историческими событиями и теми, что описываются писателями в художественных произведениях, изучаемых по программе.

На уроках литературы и занятиях кружка «Юный краевед» Кутякова Е.Б. часто применяет элементы исследовательского метода обучения, направленного на формирование первоначальных навыков исследовательской деятельности учащихся: наблюдение, самостоятельный поиск и анализ фактов, формулирование выводов, анализ первоисточников, решение проблемы. В соответствии с учебной программой ежегодно педагогом проводятся нетрадиционные уроки: урок-исследование, урок-проект, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок-экспертиза.

Теперь в музее открыто восемь экспозиций:

«Наше село вчера и сегодня», «Седая старина», «Дело мастера боится», «Народная мудрость», «Из истории нашей школы», «Страницы судеб наших земляков», «Природа нашего края», «Промыслы нашего края».

Первая экспозиция «Наше село вчера и сегодня». Она рассказывает об истории села Чернуха, его возникновении и становлении, о близлежащих деревнях, об интересных людях родного села, о тех, кем гордятся земляки.

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» - эти замечательные слова А.С.Пушкина стали эпиграфом второй экспозиции музея «Седая старина». В нее вошли старинные предметы быта людей. Эти предметы были подарены литературно-краеведческому музею жителями окрестных деревень, когда ребята-краеведы ходили в походы. Уникальными в этой экспозиции являются Похвальный лист учащегося школы (конец 19 века), фотографии детей помещика Щеглова, жившего в деревне Ключищи, старинные книги и учебники, денежные знаки и записанная со слов местного краеведа Стенягина Н.К. летопись сел и деревнь Кстовского района.

В руках жителей нашего села вся работа спорилась. Недаром название следующей экспозиции «Дело мастера боится». В нашей местности нет народных промыслов, но издревле люди плели лапти, валяли валенки, вязали носочки и варежки, плели кузовки и корзиночки для ягод и грибов. Тонкие ниточки сплетались в руках у мастериц в узорчатые салфетки, накидушки. Краеведы учатся у односельчан декоративно-прикладному творчеству, организуют передвижные выставки работ.

На уроках литературы ребята часто слышат слово «фольклор». Слово это нерусское, в нем два английских корня. Буквально же оно переводится как «народная мудрость». Четвертую экспозицию, одну из главных в нашем литературно-краеведческом музее, мы так и назвали «Народная мудрость». Для ее создания ребята собрали богатейший фольклорный материал: пестушки и потешки, пословицы и поговорки, легенды и сказания, старинные народные песни, бытующие в нашем селе. Собранный материал - маленькая часть того устного народного творчества, которое сохранилось и живет в нашей местности, и ребята с большим желанием и интересом продолжают изучать фольклорные произведения, так как они несут из глубины веков сведения о жизни народа, о культуре, о вере, об общечеловеческих ценностях. Через родное слово учащиеся приобщаются к истокам и основам нашей культуры. Собирая и тем самым сохраняя местный фольклор, дети не ограничиваются записью текстов, а глубоко анализируют произведения устного народного творчества, разбирают, как в них живет слово, как оно со временем меняет смысл и оттенок. Поисковая работа помогает глубже и разностороннее изучать программный материал на уроках, многие из которых тесно связаны с деятельностью литературно-краеведческого музея, поэтому они проходят интересно и увлекательно, ведь дополнительный материал к ним отыскали и обработали сами ребята.

Совсем недавно в музее прошел открытый интегрированный урок литературы и кружка «Юный краевед» по теме «Это русская сторонка. Это родина моя. Народная песня нашего края», участниками которого стали учащиеся 6 «А» класса МОУ СОШ с.Чернуха, жители села, вокальная группа Дома культуры, фольклорно-этнографический ансамбль «Свети-цвет». Цель занятия - сохранение и пропаганда культурного наследия малой родины, формирование у школьников гражданского сознания и патриотизма на основе изучения местного фольклора.

Обаяние народного творчества очень велико. По записанным воспоминаниям местных жителей юные краеведы воссоздают фольклорные праздники, проводимые в былое время в селе, а помогают им в этом нелегком деле руководитель школьного музея и научные сотрудники Музея архитектуры и быта народов Поволжья (г. Нижний Новгород), фольклорно-этнографический ансамбль «Свети-цвет», сельская администрация.

К 135-летию Чернухинской школы в литературно-краеведческом музее открылась новая экспозиция «Из истории нашей школы». В ней собран богатейший материал по истории школы, начиная с первого дня ее открытия, а это было в 1864 году, до наших дней. Используя материалы Нижегородского областного архива, ребята установили год открытия родной школы, узнали как развивалось образование в течение 135 лет. МОУ СОШ с.Чернуха сегодня – это не только образовательный, но и культурный центр села.

Шестая экспозиция музея «Страницы судеб наших земляков» создана краеведами к 60-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В ней расположился поисковый материал, рассказывающий о земляках-участниках войны, тружениках тыла, творческие работы учащихся, личные вещи и письма фронтовиков. Материал собирался буквально по крупицам.

Следующая экспозиция «Природа нашего края». Повествует о разнообразии флоры и фауны малой родины. В этом разделе музея часто проходят не только экскурсии, но и уроки по природоведению, биологии и экологии, направленные на сохранение и приумножение природного наследия родного края.

Последняя экспозиция музея рассказывает об уникальных народных промыслах Нижегородского края.

Руководителем музея и ребятами старших классов разработаны и проводятся экскурсии разнообразной тематики. Например, «Мы славяне», «Учителя – участники Великой Отечественной войны», «Народные промыслы нашего края».

Материалы школьного литературно-краеведческого музея широко используются педагогами для проведения уроков и внеклассных мероприятий. На базе музея проходят школьные и районные семинары, методические объединения, конференции, встречи с интересными людьми. Организация музейно-образовательного процесса не подменяет, а дополняет школу; углубляет знания учащихся, повышает их интерес к учёбе.

Это позволяет дать учащимся знания, необходимые для:

  • реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения;
  • осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;
  • организации систематической деятельности школьного музея как учебно- воспитательного и досугового центра учреждения образования.

Ежегодно литературно-краеведческий музей МОУ СОШ с. Чернуха занимает призовое место в районном конкурсе школьных музеев. Ребята-краеведы – активные участники и призеры областных конкурсов и краеведческих смен, организованных ГОУ ДОД «Центром детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской области», Областным центром развития творчества детей и молодежи г.Нижнего Новгорода.

Вовлекая школьников в сознательную и личностно значимую, наукоёмкую и в то же время интересную учебно-познавательную и созидательно-творческую деятельность, музей обеспечивает связь учащихся с жизнью, стимулирует процесс формирования их креативных качеств. [Н.В.Буров.Музей и личность. – СПб.: Концерт, 2009г.].

Юные краеведы желают продолжать начатую работу, и это очень важно, потому что их идеи и начинания будут жить в них, в их детях, сохраняя историческое и культурное наследие малой родины.

28. культурологический подход в патриотическом воспитании личности(тетрадь)

 

29. Гуманистический подход в воспитании




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.