КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Микродинамики средствами социологии 3 страница
странства, сформированная открытыми упорядоченными про- цессами целенаправленной трансляции социально значимой ин- формации; характеризуется следующими признаками: массовая дисперсная (рассредоточенная) аудитория; технические средства передачи информации; одновременная трансляция информации по различным каналам (печать, в том числе периодическая, радио, телевидение, интернет); доступность и понятность сообщений всем желающим. глоссар ий Коммуникация межгрупповая — идеально-типичное пред- ставление об обмене информацией между людьми, полностью де- терминированном их принадлежностью к разным социокультур- ным группам или категориям и независимом от их межличностных связей и индивидуальных характеристик. Коммуникация межличностная — идеально-типичное пред- ставление об обмене информацией между двумя и более людьми детерминированном их непосредственными контактами. личнос- тными характеристиками и независимом от их групп принадлеж- ности. Коммуникация социокультурная — обмен информацией, предваряющей, сопровождающий, завершающий процессы соци- ального взаимодействия, или безотносительный к ним и имеющий самодовлеющее значение. Компетентность коммуникативная — мера умения индивида выбирать из доступных ему совокупностей грамматически пра- вильных выражений те формы, которые соответствуют нормам оп- ределенной ситуации обмена информацией; свободное владение технологиями такого обмена. Компетентность социокультурная — мера умения индивида владеть артефактами (культурными объектами), используемыми в социально значимых ситуациях. Компетентность профессиональная — мера владения индиви- дом знаниями и навыками, связанными с выполнением определен- ных функций в системе общественного разделения труда в рутин- ных и проблемных ситуациях, включая этическую ответственность за свою деятельность. Конвенциональность — атрибут артефакта (культурного объ- екта), который приобретается в результате установления согласия между участниками социального взаимодействия и коммуникации относительно признания за ними устойчивого набора идентифика- ционных характеристик. Конструктивная модель социализации — партнерская форма отношений между агентом и субъектом социализации, при кото- рой агент транслирует, а субъект осваивает знания и навыки, необ- ходимые для социокультурной адаптации при условиях признания: взаимных различий в социокультурной компетентности как значи- мых; зоны пересекающихся интересов как области интенсивных взаимодействий и коммуникаций; наличия у каждой из сторон оп- ределенной степени функциональной автономности, с одной стороны, и взаимных прав и обязанностей — с другой. Конфигурация социокультурного пространства — форма рас- пределения членов общества, полученная в результате наложения социетально-институционального, социально-стратификацион- ного и территориального измерений этого пространства. глоссар ий Конфликт — форма или парадигма социального взаимодейс- твия, ориентированная на достижение цели каждой из сторон без учета интересов других; характеризуется представлениями участ- ников о несовместимости их интересов и позиций в определенной ситуации. Культура — обобщенное обозначение искусственного, создан- ного людьми окружения; содержания социальной жизни; органи- зованных совокупностей физических, символических объектов, технологий, нормативных и ценностных образований. Культурная (социокультурная) единица — концептуальная це- лостность, в рамках которой достоверным образом прослеживают- ся поддерживающие ее социальные и культурные закономерности (человечество в целом, отдельные общества и их объединения, со- циальные слои и группы, типы поселений). Культурная черта — аналитическая единица, обозначающая устойчивую совокупность разделяемых людьми представлений, паттернов действий и взаимодействий, организованную вокруг ре- шения определенной социально значимой проблемы (культурной темы) и передающуюся традиционным путем. Личность — обозначение социокультурной формы отдельного человека, интегрирующее совокупность его врожденных свойств, знаний и навыков, приобретаемых в процессах социализации, ис- полняемых им функциональных ролей. Макродинамический (исторический) масштаб времени — пе- риодизация социокультурных процессов, охватывающая время жизни многих поколений; другое обозначение — исторический масштаб времени. Методология научного познания — в узком смысле — теории построения способов и процедур научного познания; в более ши- роком смысле — изучение методов познания, структуры научного знания и форм его динамики. Можно говорить о методологии на- учного познания как такового, частных наук, отдельного исследо- вания. Микродинамический масштаб времени — периодизация соци- окультурных процессов, сопоставимая с жизненным циклом инди- вида как минимум и трех поколений — как максимум; соответству- ет примерно одному столетию. Мировоззрение — набор общих представлений человека об ок- ружении, объединяющий элементы знаний, оценок, верований и используемый в качестве критериев при построении отношений с ним. Мифологический тип познания — построение сверхъес- тественных концептуализаций непонятного или неизвестного; непознанных элементов окружения, необъяснимых событий. Предполагает определенную структуру трансформаций представ- глоссар ий лений, результатом которых становится наложение человеческой меры на подобные феномены. Мнение — утверждение о реальности, носящее недостовер- ный характер, не обоснованное практикой или экспериментом, включающее в себя оценочные элементы. Мнение со времен анти- чности противопоставляется достоверному знанию. Мобильность социальная — процесс перемещения индивида с одной социальной позиции на другую по вертикали и по горизонта- ли с последующей ресоциализацией. Модель — система логически взаимосвязанных теоретических категорий или переменных, представляющих предмет и объект ис- следования в ракурсе решаемой проблемы. Модернизация — название совокупности социокультурных преобразований, начавшихся примерно в середине XIX в. в ряде европейских стран и продолжающихся в мире до сих пор. Они ха- рактеризуются переходом от индустриализма к постиндустриализ- му в хозяйственной области; от авторитарного к демократическо- му режиму в политической; от обычного к юридическому праву в правовой; от мифологизации к рациональному построению отно- шений человека с окружением в мировоззренеческой; от доктри- нерства к конструктивному диалогу в области трансляции социо- культурного опыта. Мораль — совокупность норм, правил, ожиданий и санкций, регулирующая социальное взаимодействие и коммуникацию в ло- кальном сообществе; принимается его членами добровольно из-за желания принадлежать к нему или под давлением групповых сан- кций. Морфологическая модель социокультурного пространства — концептуализация социокультурного пространства как совокуп- ности функционально определенных областей, характеризующих- ся доминантой в отношениях человека с окружением, особым ко- дом, специфичными субъектами и формами взаимодействия и про- странственно-временными характеристиками его организации. Наука — специализированная область социокультурного про- странства с функциональной доминантой рационального познания окружения, осуществляемого по определенным правилам, контро- лирующим достоверность получаемых результатов, и направлен- ного на повышение степени контроля человека над его жизненной средой. Невербальная коммуникация — обмен информацией пос- редством жестов, мимики, телодвижений и других выразительных средств, кроме речевых. Норма социокультурная — механизм установления и контро- ля выполнения социально значимых функций или регулирования отношений в неразрешимых проблемных ситуациях. Границы глоссар ий нормы задаются позициями «требуется–запрещается», «позволи- тельно–нежелательно», «одобряемо–неодобряемо». Нарушение этих границ сопровождается негативными социальными санкция- ми. Ими определяется поле свободного индивидуального выбора в стандартных социально значимых ситуациях. Нормы коммуникативные — социально предписанные при- нципы организации обмена информацией, используемые и осваи- ваемые носителями определенной культуры для достижения взаи- мопонимания. Обмен социальный — трансляция действий/информации от одних участников социального взаимодействия/коммуникации к другим, осуществляемая и оцениваемая в соответствии с правила- ми соблюдения эквивалентности. Образ — тип представления, выделяющего из окружения кон- туры объекта внимания (внешние впечатления, внутриличностные переживания); отличается подвижностью, слабой структурирован- ностью, симультанностью; может рассматриваться как единица формообразования, намечающая расчленение потока ощущений и восприятий на имеющие индивидуальную значимость целостности. Образ жизни — распределение человеком фундаментальных ресурсов — времени и энергии — на протяжении жизненного цик- ла между основными формами социокультурной активности— жизнеобес- печением, социализацией, социальной коммуникацией, рекреаци- ей (восполнением энергетических затрат). Образец (стереотип, паттерн социокультурный) — устойчивое образование, состоящее из действий, представлений, оценок, объ- единенных в схему социального взаимодействия, коммуникации, поведения в стандартных (типичных) социально значимых ситуа- циях. Образование — специализированная область социокультур- ного пространства, предназначенная для трансляции и освое- ния знаний и навыков, считающихся в обществе обязательными. Компонента социализации, характеризующаяся приобретением социально необходимого уровня культурной компетентности. Обучение — искусственное изменение поведения индивидов, связанное с приобретением социально значимых знаний и навы- ков, с развитием умения использовать их в инструментальных це- лях. С помощью обучения достигаются такие изменения, которые не объясняются ни процессами развития организма, ни сенсорной адаптацией, ни утомлением. Общество —совокупность различных групп индивидов, социальное взаимодействие которых осуществляется в рамках установленных государственных границ, единой социетально-институциональной структуры: системы обще- ственного разделения труда, политической и правовой систем. глоссар ий Обыденный (повседневный) уровень культуры — характе- ристика совокупности артефактов (вещей, символов, технологий, нормативов, ценностных критериев), складывающихся в рамках сетевых взаимодействий, за пределами функций, выполняемых в системе общественного разделения труда. На этом уровне культур- ная компетентность приобретается через прямые контакты с окру- жением, а не за счет специализированного обучения. Объяснение — выявление закономерностей, причинных и (или) функциональных связей, обусловливающих существование и динамику изучаемого объекта. Организация социальная — процесс и результат взаимодейс- твия социокультурных феноменов, их координации (установление горизонтальных связей между равнозначными единицами, выпол- няющими различные функции) и субординации (установление вертикальных связей между единицами управления и исполнения). В социобиологии и этологии, установление и поддержание устой- чивых форм взаимодействия и коммуникации, обеспечивающих воспроизведение совместного существования индивидов за счет поддержания таких ключевых функций, как жизнеобеспечение, воспроизведение потомства, контроль над проявлениями агрессии, охрана территории. Основание (допущение) — достаточное условие для построе- ния суждения. В сфере теоретических построений основаниями являются принятые без доказательства априорные утверждения, доказанные положения, логические процедуры, позволяющие ор- ганизовать суждения в непротиворечивую систему, доступную для эмпирической и (или) логической проверки. Отклоняющееся поведение — характеристика актов поведе- ния, наносящих вред или угрожающих социальной безопасности путем нарушения общепринятых ожиданий, правил, норм в стан- дартных социокультурных ситуациях. Парадигма социального взаимодействия — совокупность фун- даментальных принципов организации взаимодействия между людьми, определяющих форму, стратегию и тактику, распределе- ние функций и результаты процессов обмена действиями и инфор- мацией. Парадигма научная — исходная совокупность теоретичес- ких оснований и методологических принципов, используемых для формулировки научных проблем и гипотез, отбора информации в процессе исследования, анализа собранных данных и построения достоверных выводов, значимых в познавательном и (или) соци- альном отношении. Партикуляризм — в культуре тип отношения к элементам социокультурной жизни как к ситуативным, своеобразным, уникальным. глоссар ий Первичная социализация — начальная стадия социализации, связанная с освоением первоначальных навыков построения отно- шений с окружением и осуществляемая в узком контексте первич- ных групп (семья, детские учреждения). Переживание — динамическая оценка индивидом собствен- ных настроений и внешних впечатлений в значимых для него жиз- ненных ситуациях. Пермиссивная модель социализации — горизонтальная форма отношений, при которой агент социализации следует за желания- ми и запросами субъекта социализации в стремлении заслужить его расположение, а субъект выполняет определенные требова- ния агента, чтобы не разрушить сложившиеся доверительные от- ношения. Познание — процесс установления специально обоснованных и символизированных отношений с окружением, характеризу- ющий освоенность его устойчивых и повторяющихся элементов. Результаты познания могут выражаться в образной и понятийной формах; в различных типах рациональности; в разных предметных кодах. Можно провести различие между специализированным и обыденным уровнями познания как между результатами специ- ального обучения и непосредственно приобретаемого жизненного опыта. Политическая область социокультурного пространства — об- ласть регулирования отношений между группами интересов в об- ществе, между гражданским обществом и государством; идеологии и технологии, связанные с реализацией группо- вых и общесоциальных интересов; на уровне государства такая ре- ализация подкрепляется правом использования мер принуждения. Понимание — восприятие внутренней формы и значения яв- ления, высказывания, образа, формулы и адекватная интерпрета- ция их в различных контекстах коммуникации. Порядок — атрибут социальных и культурных единиц, харак- теризующий их строение с точки зрения внутренней структуры, внешней формы, символической представленности. Потенциал культурный — сово- купность культурной информации, распределенной между областями специализированного и обыден- ного уровней социокультурного пространства, используемой членами общества и хранящейся в специальных институциональных формах. Потребность — состояние организма, обусловленное дефици- том чего-либо необходимого для поддержания его существования. Правило — способ организации действий, взаимодействия, коммуникации, устанавливающий последовательность актов и рас- пределение усилий в процессе реализации определенных социаль- но значимых функций или целедостижения. Правовая область социокультурного пространства — узако- ненные и общеобязательные нормы, регулирующие отношения глоссар ий между людьми (физические лица) и организациями (юридические лица) в проблемных ситуациях, а также гарантирующие исполне- ние ими своих прав и обязанностей; образуют нормативную мат- рицу для реализации хозяйственной и политической деятельности, а также повседневной жизни. Предсказание (прогноз) — вывод о существовании неизвест- ных ранее или предполагаемых в будущем фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями, сделанный на основе теорети- ческого знания. Представление — внутренний образ, концепт, определяемый как промежуточное звено между воспринимаемой реальностью и символом, обозначаемым и обозначающим, фиксирующий связи между ними. Представление функционирует как механизм иден- тификации и оценки переживаний и внешних воздействий с точки зрения индивидуальной или социальной значимости. Престиж — соотносительная оценка социальных позиций, групп, отдельных лиц в соответствии с разделяемой членами обще- ства или группы критериями ранжирования их значимости. Приватность — индивидуальное право, возможность человека или первичной группы (например, семьи) выборочно открываться или закрываться для внешних социальных контактов и контроля. Приспособление — активность организма, индивида, группы, направленная на приведение собственного состояния или составля- ющих в соответствие с давлением окружения, на подчинение ему. Пространство социализации (инкультурации) социокультур- ное — концептуальная модель, составленная из теоретических па- раметров, каждый из которых определяет одну из существенных сторон социализации (инкультурации). К ним относятся: агенты социализации, представленные в институциональной форме и в структурах межличностных отношений; каналы трансляции соци- ально значимой информации; субъекты социализации в их соци- альной дифференцированности; институциональные возможнос- ти использования освоенного опыта. Эти параметры рассматрива- ются в структурном и содержательном, количественном и качест- венном аспектах. Пространство социокультурное — многомерный познаватель- ный конструкт, объединяющий социальное и культурное, соци- ально-структурное, социально-стратификационное и территориальное измерения в изучение совместной жизни людей; обозначает устойчивое рас- пределение в этой системе координат специфичным образом орга- низованных и кодифицированных областей социального взаимо- действия и культурной коммуникации. Публика — совокупность людей, пользующихся средствами массовой информации или учреждениями культуры для получения социально значимой информации; то же, что и аудитория. глоссар ий Публичная идентичность — представления об определенном индивиде других людей. Развитие (эволюция) — форма динамики социокультурной системы, характеризующаяся количественным приращением в ее рамках разнокачественных элементов (дифференциация) с их последующим упорядочением (интеграция) и обобщением (повы- шение уровня организации) при условии, что система сохраняет самотождественность. Разделяемость — по отношению к представлениям, языкам, кодам, культурным паттернам согласие относительно их значе- ний и смыслов в типичных ситуациях взаимодействия и коммуникации. Реальность (действительность) — совокупность физических, социальных и символических единиц, составляющих окружение человека, на которое он может воздействовать и получать обрат- ную реакцию и которое может воздействовать на него, вызывая ответную активность; понятие подразумевает разделяемость людь- ми представлений о реальности, социальное санкционирование ее существования. Совокупность символических и коммуникатив- ных систем сегодня принято называть виртуальной реальностью. Индивидуально-специфичные виртуальные элементы — фанта- зии, сновидения, бредовые видения и т. п. — обозначаются как ил- люзорный мир и противопоставляются реальности. Реклама — класс сообщений средств массовой информации, направленных на то, чтобы побудить аудиторию к определенному потребительскому поведению. Религия — область социокультурного пространства, в преде- лах которой упорядочиваются и организуются верования людей; их системам придается сакральный характер и институциональ- ный статус; характерные для этой области упорядоченность и сим- волизация переживаний и представлений людей обозначаются как духовность. Реципиент — лицо, принимающее сообщение от его источника в ходе коммуникативного процесса. Речь — практика пользования языком в коммуникативных процессах. Роль социальная — устойчивый набор функционально обус- ловленных действий и ожиданий, связанный с конкретной соци- альной позицией. Ролевая активность регулируется социальными нормами и правилами. Рост — форма динамики социальной системы, обусловленная количественным приращением ее однокачественных элементов. Рубрика — классификационная единица, предназначенная для устойчивой дифференциации сообщений по общей тематике в средствах массовой информации. глоссар ий Связи социокультурные — направления взаимодействий и коммуникаций между представителями одной или различных со- циокультурных единиц; могут прослеживаться в синхронном и диахромном плане, в последнем случае — по следам, воплощенным в вещах и текстах. Священное (сакральное) — области социокультурного пространства — фи- зического или символического, — которые считаются обладающи- ми определенной сверхъестественной силой и наделенными свы- ше свойством и правом организовывать людей вокруг определен- ных нормативных доктрин. Секуляризация — процесс снижения социокультурной значи- мости священного обоснования мирового порядка и переориента- ция на рациональное объяснение событий и явлений. Семья — социокультурная единица, структура которой опре- деляется кровнородственными связями. Нуклеарной семьей назы- вается единица, состоящая из представителей двух поколений — родителей и детей. Расширенная семья — единица, включающая в себя наряду с нуклеарной семьей представителей разных поколе- ний, связанных отношениями родства и свойственничества. Сети социальные — конфигурация непосредственных меж- личностных связей, благодаря которым осуществляются взаимо- действие и коммуникация; представляют собой наборы перекры- вающихся межиндивидуальных связей, фокусирую- щихся на определенном лице или лицах. Символ — артефакт (вещь, стереотип поведения, изображе- ние, слово), указывающий на некоторую значимую для человека область реальности, на определенный порядок — природный, со- циальный, культурный — и имеющий особую, отличную от обы- денной, форму выраженности; знаковое замещение определенно- го культурного порядка (религиозного, научного, художественно- го, правового, политического и т. п.) или его составляющих. Синхронный анализ — исследовательский метод, в том числе срав- нительный, связанный с изучением объекта в выбранном кратком промежутке времени без обращения к исторической ретроспек- тиве, но с разных точек зрения. Примерами могут служить функционализм и структурализм. Система социальная — абстрактное понятие, обозначающее устойчивую во времени совокупность взаимосвязанных функци- ональных единиц (ролей, социальных позиций, институтов), от- ношения между которыми являются необходимыми для обеспе- чения удовлетворения определенных потребностей, интересов, запросов. Слой (страта) социальный — классификационная единица, ис- пользуемая для многомерной упорядоченности социокультурной дифференциации членов общества; указывает не столько на ста- глоссар ий тистические, сколько на «естественные» группы, связанные соци- альными сетями. Смысл — соответствие высказывания, значения, объекта, действия социокультурному контексту типичной социально значи- мой ситуации, разделяемым представлениям. Сообщение — информационная единица, содержащая органи- зованный и завершенный набор сведений о чем-либо, заслужива- ющих, по мнению коммуникатора, внимания реципиента; единица коммуникативного процесса. Социализация — процесс освоения знаний и навыков, необ- ходимых человеку, чтобы стать членом общества, адекватно участ- вовать в процессах социального взаимодействия и коммуникации, формировать свой образ жизни. Процесс может продолжаться на протяжении всего индивидуального жизненного цикла. Социализация (инкультурация) вторичная — процессы осво- ения взрослыми людьми новых знаний, навыков, ролевых функций и т. п., необходимых для полноценного участия в социокультур- ной жизни. Социализация (инкультурация) первичная — процессы осво- ения людьми в детском и подростковом возрасте общераспростра- ненных, жизненно необходимых элементов окружения, с которы- ми они встречаются впервые; обретение первоначального жизнен- ного опыта. Социальный контроль — использование санкций, принятых в обществе и принуждающих людей быть конформными к опреде- ленным нормам и правилам, которые могут фиксироваться в фор- ме законов либо обычаев. Социокультурная политика — система целей, ресурсов и тех- нологий, связанных с рациональной дифференциальной организа- цией социальных взаимодействий и коммуникации для решения социально значимых проблем социальными и культурными средс- твами; должна обеспечивать законные гарантии достойного качес- тва жизни членов общества. Специализированное знание — знание, относящееся к инсти- туционально выделенным областям социокультурного пространс- тва, передаваемое и осваиваемое в специфичных для них организационных единицах и кодах. Способности человека — обозначение природных (врожден- ных) свойств человека, характеризующих его фундаментальные связи с окружением с точки зрения их эффективности. Среда социализации (инкультурации) — элементы социокуль- турного пространства, непосредственно используемые участника- ми процессов социализации (инкультурации). Средства массовой информации — область социокультурно- го пространства, предназначенная для всеобщего ознакомления с повседневной динамикой социокультурной жизни; обеспечивает глоссар ий усредненный общедоступный язык (код) культурной коммуникации. Стандарт жизни — абстракция, обеспечивающая точку отсче- та для сравнительной оценки уровня и качества жизни представи- телей различных социокультурных слоев и групп. Статус социальный — положение личности в обществе, харак- теризуемое ее социальной позицией и престижностью этой пози- ции; отличается от личного статуса — положения человека в сети межличностных отношений в зависимости от его оценки другими в качестве партнера по взаимодействию и коммуникации. Стереотип — относительно устойчивая и воспроизводящая система образов, представлений, действий, складывающаяся как результат обобщения личного опыта социальных взаимодействий и коммуникаций. В более широком смысле — устойчивый комп- лекс действий, суждений, оценок, воспроизводящихся в типичных социокультурных ситуациях. Стиль жизни — обозначение характерных знаковых, символи- ческих способов самовыражения представителей социокультур- ных групп, демонстрируемые для самоидентификации и разграни- чения от других. Статус достигаемый — социальная позиция более высокого ранга, которую личность занимает благодаря восходящей мобиль- ности, осуществляемой ее собственными усилиями. Статус предписанный (аскриптивный) — социальная позиция
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |