КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обследование логопеда
РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ ОБЩИЙ АНАМНЕЗ От какой беременности ребенок, характер беременности (болезни, падения, токсикозы, психозы, травмы и т. д.), как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение), вес и рост ребенка при рождении, вскармливание (грудное, искусственное, смешанное, как и сколько сосал), когда выписали из роддома (если задержали — почему). Раннее психомоторное развитие: 1) когда стал сидеть и ходить; 2) когда появились зубы; 3) перенесенные заболевания до года и после года; 4) поведение ребенка до года (спокойный, беспокойный). Речевой анамнез включает следующее: 1) гуление; 2) лепет; 3) первые слова, первая фраза; 4) как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно); 5) прерывалось ли речевое развитие ребенка (время, причина); 6) с какого возраста нарушение речи; 7) речь в настоящее время; 8) речевая среда; 9) занимался ли с логопедом (где, когда, сколько, результаты). Обследование логопеда включает следующие моменты. 1. Наблюдение за поведением и игрой (контактность, негативность, интерес к окружающему, к игрушкам, устойчивость интереса и внимания, неустойчивость, отвлекаемость и т. д.). 2. Состояние слуха и внимания: 1) дифференциация звучащих игрушек; 2) выполнение заданий, данных тихим голосом или шепотом (ребенок должен показать или дать соответствующую игрушку, картинку или выполнить поручение). 3. Зрительное внимание ребенка, наблюдательность: 1) подбор парных картинок или предметов; 2) подбор предметов к изображению; 3) подбор парных кружков или картинок, одинаковых по цвету; 4) узнавание цвета по названию. 4. Состояние интеллекта и уровень представления об окружающем: 1) счет и счетные операции в пределах 5—10; 2) дифференциация предметов по форме («почтовый ящик», геометрическое лото); 3) дифференциация предметов по величине (умение собрать пирамидку, полую горку, матрешек); 4) ориентировка по времени (серия сюжетных картинок (2–4) для установления причинно-следственных связей, узнавание и называние времен года); 5) ориентировка в пространстве (умение составить фигурки из палочек по подражанию, умение составить из 3–4 частей целую картинку, знание предлогов: «в», «на», «под», «над» («около», «с», «из», «со», «от» и др.)); 6) умение обобщать (подобрать картинки соответственно обобщающему понятию: грибы, ягоды, цветы, игрушки, посуда, мебель и т. д.; «четвертый лишний» (умение выделить картинку, не соответствующую данному обобщающему понятию)). 5. Строение органов речевого аппарата. 6. Состояние речевой моторики. 7. Состояние общей моторики. 8. Понимание речи: 1) выполнение простых поручений; 2) понимание распространенных предложений; 3) понимание соотношений между членами предложения; 4) понимание короткого рассказа. 9. Самостоятельная речь: 1) звукопроизношение; 2) воспроизведение слоговой структуры слов (многосложных), имеются ли пропуски, перестановки звуков, слогов; 3) повторение предложений, включающих многосложные слова со сложной слоговой структурой; 4) составление предложений по простым и сложным сюжетным картинкам. 10. Состояние грамматического строя. Словоизменение: род, число, падеж. Словообразование: суффиксальный, префиксальный (приставочные глаголы), суффиксально-префиксальный (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательных и др.). 11. Состояние словаря. 12. Фонематическое восприятие и различение звуков, состояние фонематического слуха: 1) дифференциация смешиваемых в произношении звуков («т» — «д», «к» — «г», «ш» — «с», «ж» — «з», «р» — «л», «п» — «б» и др.); 2) определение наличия звука в слове («р» — «м»). 13. Состояние общих речевых навыков. 14. Заключение врачей: окулиста, невропатолога, психиатра, отоларинголога. Диагноз: IV этап — коррекционный — также требует комплексного подхода, который обеспечивается интеграцией специалистов разного уровня, куда включается специалист-де-фектолог, психолог, физиотерапевт, инструктор ЛФК, педагог, родители. Коррекционная работа включает в себя: принцип генетического хода развития психической деятельности, как познавательной, так и практической; развивающий характер обучения, который должен быть согласован по возрасту и по особенностям структуры нарушения речи. Этот блок состоит из двух разделов: подготовительного, который создает установку на коррекционную работу, и основного, включающего в себя все методы и способы устранения речевого дефекта. Целью коррекционного воздействия является не только восстановление дефекта речевой функции, но и воспитание полноценной индивидуальной личности. Последний этап — прогностический этап. Это очень важное звено в системе логопедического обследования, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте. Выявление структуры дефекта, определение причин и механизмов отклонений в развитии речи ребенка — только первое звено в цепочке мероприятий. Выявление первичности и вторичности в структуре дефекта позволяет организовать коррекционно-развивающее обучение адекватно возможностям ребенка с целью его наиболее полной социализации. Часто в ходе обследования ребенка возникают определенные сомнения в правомочности того или иного вывода. Поэтому возможно решение логопеда о повторных обследованиях речи ребенка после некоторого периода обучения, с целью выявления динамики его развития и определения дальнейших перспектив. Кроме того, могут потребоваться дополнительные данные, которые логопед не может получить сам, поэтому можно рекомендовать родителям пройти обследование у других специалистов: врачей, психологов, учителей-дефектологов других специальностей и др. В этом случае окончательное заключение может быть сделано только после получения интересующих для специалиста данных. Выбор организационной формы обучения ребенка зависит от формы характера речевого дефекта, степени его выраженности, от психосоматического состояния ребенка, от социальных условий, в которых он находится или обучается, наличия необходимых специалистов в регионе проживания.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |