КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обследование логопеда 14 страница
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПРИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ, НЕПОСЛУШАНИИ, НЕМОТИВИРОВАННОМ УПРЯМСТВЕ
Гиперактивность — это чрезмерная активность ребенка, возникающая в силу разных причин.
Существует ряд факторов, которые вызывают гиперактивность.
К ним относятся следующие причины:
1) гипогликемия (пониженное содержание сахара в крови) является основным фактором, способствующим развитию гиперактивности. Этим объясняется то, что она проявляется у детей чаще в течение часа после еды. Причиной является чрезмерное употребление углеводов;
2) также частой причиной плохого поведения ребенка может быть пищевая аллергия, вызванная различными веществами (пищевыми наполнителями, красящими веществами, консервантами, вкусовыми добавками, искусственными антиоксидантами). Поэтому родители могут понаблюдать за поведением ребенка и выяснить, какие именно продукты вызывают гиперактивность у ребенка. И соответственно этому произвести коррекцию диеты;
3) также причиной гиперактивности может служить отравление свинцом и другими тяжелыми металлами;
4) способствовать развитию гиперактивности может дефицит минеральных веществ (цинк, железо и др.), аминокислот (фенилаланин, тирозин, триптофан).
Гиперактивность, неусидчивость могут быть причинами неуспеваемости в школе.
Необходимо отличать природную повышенную активность ребенка, являющуюся особенностью его характера от патологической постоянной гиперактивности. Для этого необходима консультация специалиста. Американские исследователи выделяют такое заболевание, как БДВ (болезнь дефицита внимания).
К наиболее характерным симптомам этой патологии относятся: импульсивность движений, неспособность спокойно сидеть на месте, повышенная отвлекаемость, ребенок громко и часто разговаривает, постоянно совершает движения ногами и руками.
Для коррекции данного состояния необходимо комплексное воздействие различных средств. Во-первых, применяют организаторские методы: проверить возможные источники стрессового воздействия, повысить уровень развлекательных мероприятий, правильно расположить учебное место ребенка в доме, обеспечить крепкий ночной сон, правильно организовать выполнение заданий (например, составить список дел), установить определенный режим дня, хвалить ребенка за успехи.
Во-вторых, необходимо правильно организовать питание ребенка. Пища должна быть богата белком, не содержать пищевых добавок, красителей и повышенного количества сахара.
В-третьих, в тяжелых случаях возможно использование средств традиционной и нетрадиционной медицины.
К фармацевтическим лекарственным средствам следует прибегать только в крайнем случае и строго после консультации с врачом, так как препараты могут вызывать зависимость.
Рекомендовано применение альтернативных методов, таких как арттерапия (лечение искусством), точечный массаж.
Методика точечного массажа
Наиболее часто применяется точечный массаж по тонизирующей методике. Воздействуют на следующие точки:
1. Точка БАЙ-ХУЭЙ (20-VG), «точка сопряжения заднесрединного меридиана с шестью янскими меридианами» — располагается в области, где у детей находится малый родничок. В этом месте ощущается щелеобразное углубление черепа. Если отогнуть ушные раковины вперед и их вершины соединить линией, проходящей поперек теменной части головы под прямым углом к ее продольной осевой линии, то искомая точка будет лежать в месте их пересечении.
2. Точка ТЯНЬ-ЧЖУ (10-V) — располагается во впадине вплотную к затылочной кромке волос, на наружном крае сухожилия трапециевидной мышцы.
3. Точка ТАНЬ-ЧЖУН (17-VS) — находится в точке пересечения продольной осевой линии в центре грудины с горизонталью, проходящей через соски (у мужчин), либо с горизонталью, проходящей через 5 грудинореберные суставы (у женщин).
4. Точка ЦЮЙ-ЧИ (11-GI), «точка-устье, относится к категории земля» — находится симметрично справа и слева. Если согнуть руку в локтевом суставе так, чтобы ладонь легла на грудь, то ясно обозначится локтевая складка. Начало складки при таком положении руки и есть место расположения этой точки.
5. Точка ХЭ-ГУ (4-GI) — если развести большой и указательный пальцы одной руки и положить большой палец другой руки между ними на уровне складки между 1 и 2 фалангами, то искомая точка придется на промежуток между 1 и 2 пястными костями, в том месте, куда коснется конец большого пальца. Расположена на тыльной поверхности правой и левой кисти. Если свести вместе первый и второй пальцы, то образуется возвышение. Его вершина и будет соответствовать искомой точке. При надавливании на это место может возникать ощущение боли, которая иррадиирует в сторону мизинца.
6. Точка ЦЗУ-САНЬ-ЛИ (36-E), «точка-устье, относится к категории земля» — находится на уровне углубления в бугристости большеберцовой кости, на ширину пальца кнаружи от основания бугристости (на расстоянии 3 цуней ниже колена, на мышечном выступе кнаружи от большеберцовой окольной связки).
7. Точка ЧЖУ-БИНЬ (9-R), «точка-щель внутреннего пяточного меридиана» — находится в месте перехода внутреннего брюшка икроножной мышцы в сухожилие (на 5 цуней выше медиальной лодыжки, там, где раздваивается икроножная мышца).
8. Точка САНЬ-ИНЬ-ЦЗЯО (6-RP) — «перекресток трех ИНЬ» — располагается на 3 цуня выше медиальной лодыжки, в углублении вплотную к заднему внутреннему краю больше-берцовой кости.
9. Точка ЮН-ЦЮАНЬ (1-R), «точка-исток, относится к категории дерево» — на подошвенной поверхности стопы в промежутке между 2 и 3 плюсневыми костями проксимальнее их головок (в углублении, которое отчетливо появляется на подошве стопы, если поджать пальцы и стопу).
Также хороший эффект дает применение аурикулотерапии (массажа ушной раковины). Для этого выполняют последовательный массаж четырех зон:
1) противокозелок (представительство коры головного мозга);
2) треугольная ямка (зона гормональной активности органов малого таза). Массаж этой зоны проводят вторым пальцем;
3) зона перехода ножки завитка в восходящую часть. Эту зону легко определить на ощупь (ощущается в виде бороздки в хряще). В этой зоне находится представительство диафрагмы;
4) «воронка» (находится в самой глубокой части ушной раковины). Здесь располагается представительство легких. ЧАСТЬ IV НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ГЛАВА 1. ФИТОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Неисчерпаемая кладовая природного лекарственного сырья — растения. Фитотерапия — лечение с помощью лекарственных растений. С древнейших времен различные растения применяются людьми с терапевтической целью. Фитотерапия имеет глубокие корни в нашей стране, и за рубежом. Особенно сведущи в ней были египтяне. Сведения о растениях, использовавшихся египтянами, получены из обнаруженных в гробницах росписей, старейшая из которых относится приблизительно к 2800 г. до н. э. Древние греки также изучали целебные свойства растений. Гален, врач Марка Аврелия, очень много писал о теории лечения травами и даже разработал собственную классификацию растений, известную теперь под названием «галеновой классификации». После падения Западной Римской империи многие врачи перебрались в Константинополь. Труды их широко переводились на иностранные языки. Так античное знание попало в арабский мир. Знаменитый врач Абу Али ибн Сина, более известный как Авиценна, оставил после себя научные труды, в которых описал более 900 растений и их действие на человеческий организм. С изобретением книгопечатания рецепты были опубликованы в специальных книгах. Различные сборы трав можно было приобрести в аптеках. Первое упоминание об организации на Руси промышленных заготовок лекарственных растений относится к 1630 г. В Москве были организованы государственные плантации лекарственных растений, называемые «аптекарскими огородами». Многие лекарственные растения апробированы десятками поколений и до сих пор занимают достойное место в фармакопеях всех стран. Из известных на Земле 500 000 видов растений 12 000 обладают целебными свойствами и используются в научной и народной медицине.
В растениях может присутствовать множество веществ, оказывающих то или иное воздействие на человеческий организм. По количественному составу элементы, входящие в состав лекарственных растений, делят на три категории: макроэлементы, микроэлементы и ультраэлементы. Специфические вещества растительной клетки — биополимеры: белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды.
Кроме этого в растительных клетках в незначительных количествах содержатся углеводороды, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты и их производные, эфиры, фенольные соединения и другие. Их объединяют в биологически активные соединения. Они обладают мощным физиологическим действием и выполняют роль катализаторов или ингибиторов обменных процессов: витамины, алкалоиды, гликозиды, дубильные вещества, фитогормоны, антибиотики, ферменты и т. п. Лечебные свойства растений зависят от наличия и количества вышеперечисленных групп химических соединений.
Необходимо помнить, что присутствующие в растениях витамины и иные биологически активные вещества содержатся в определенных количественных отношениях и взаимодействуют между собой особым образом, сложившимся в ходе эволюционного процесса. По-видимому, в этом заключается преимущество растительных препаратов по сравнению с лекарственными веществами, полученными путем синтеза или изолированными из растений и применяемыми в отдельности от сопутствующих других веществ.
На настоящем этапе развития науки достоверно установлено, что в человеческом организме и организме животных витамины содержатся в строго определенном соотношении (в норме), оказывая взаимное влияние и способствуя реализации специфического действия каждого отдельно взятого компонента. Следовательно, наиболее оптимальным является применение витаминов в комплексе, взятых при этом в тех физиологических соотношениях, в каких они присутствуют в растениях. Это относится и к ряду других лекарственных веществ, содержащихся в растениях. Сочетание в лекарственном растении основных и сопутствующих биологически активных веществ в разных количествах обеспечивает успешное комплексное лечение.
Если вести разговор о лекарственных растениях, доступных каждому, особенно следует подчеркнуть, что успешное лечение травами возможно только по назначению врача и при наличии врачебного контроля. Многие растения содержат сильнодействующие вещества и могут нанести вред при неправильном использовании. Возможно, что жизненно важны традиционные лекарственные препараты, а фитотерапия лишь подспорье. Об этом тоже скажет врач.
В качестве лекарственного сырья используются различные части растений, которые собирают в определенный период года, очищают, высушивают, сохраняют в определенных условиях. Одна из наиболее сильных сторон лечения лекарственными травами — многосторонность их действия, нередко подкрепляемая неоднозначностью способа применения. Лекарственные растения применяют в виде различных форм: настои, отвары, порошки, мази, сборы.
На организм больных растительно-лекарственные смеси действуют более эффективно, чем отвары и настои отдельных лекарственных растений.
При лечении лекарственными травами полипрагмазия является большой редкостью. Каждое отдельно взятое растение содержит прекрасно сочетающиеся лекарственные компоненты, которые очень редко мешают друг другу при сочетании разных трав. Поэтому так много комбинированных препаратов из лекарственных трав: чаи, сборы и т. п. Сегодня известны сотни сочетаний трав — лекарственных сборов.
Основные принципы лечения лекарственными травами. Для определения стратегии лечения необходимо определить этап заболевания, степень его выраженности, стойкость, клинические особенности. Необходимо учитывать также пол и возраст больного и наличие сопутствующей патологии. При отсутствии эффекта от лечения лекарственными травами в течение 2–3 месяцев и особенно при усугублении болезненных расстройств, появлении новой симптоматики необходима консультация специалиста. Если отмечаются нежелательные (побочные) эффекты, то следует дозу приема растительного препарата сократить в 2–3 раза, а в случае, если побочные эффекты сохраняются, полностью отменить данный препарат и заменить его на фитопрепарат, обладающий сходным действием. Общая продолжительность применения одного растительного средства не должна превышать 1,5–2 месяца, при смене препаратов необходимо обеспечить непрерывность терапии. Проведение фитотерапии при отсутствии внимания к диете является делом заведомо бессмысленным: ошибочно выбранная диета может полностью нивелировать результаты лечения травами.
Деятельность нервной системы складывается из взаимодействия возбудительных и тормозных процессов. Нарушение физиологических соотношений между этими процессами приводит к развитию заболеваний. Растения, содержащие вещества, оказывающие успокаивающее действие, обладают свойством устранять явления чрезмерного возбуждения нервной системы, приближая уровень возбудительных процессов к физиологической норме. Препараты этих растений употребляются при возбуждении, бессоннице, неврозах.
Перечень лекарственных растений, используемых при патологии нервной системы в педагогике, логопедии, неврологии:
1) седативные: боярышник, валериана лекарственная, горицвет весенний, донник лекарственный, дурман, душица обыкновенная, ежевика, ландыш, морковь, омела белая, пустырник, рододендрон, ромашка аптечная, синюха лазурная, солянка, сушеница болотная, хмель обыкновенный, шлемник байкальский;
2) противосудорожные: липа мелколистная, мелисса лекарственная, мята перечная, ромашка аптечная, хмель обыкновенный, чернобыльник, чернокорень;
3) при психастении: женьшень, лимонник китайский, секуринега сибирская, элеутерококк. Парезы и параличи: секуринега сибирская;
4) при переутомлении: женьшень, заманиха, левзея сафлоровидная, лимонник китайский, секуринега сибирская, элеутерококк;
5) при неврастении: женьшень, лимонник китайский;
6) при депрессивных состояниях: аралия маньчжурская, заманиха, секуринега сибирская;
7) при вегетоневрозе: аралия маньчжурская, боярышник, валериана лекарственная, горицвет, заманиха, женьшень, лимонник китайский, ландыш, омела белая, пустырник, шлемник байкальский;
8) при спастической форме дизартрии: настои из скорлупы кедровых орешков, из цветков календулы, семян укропа, отвары из донника лекарственного; ванны из настоя чабреца, отвара свежих пихтовых веток;
9) при паретической форме дизартрии: настои из женьшеня обыкновенного, марьина корня, гречихи посевной, мордовника обыкновенного; ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки серебристой;
10) для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания: отвары зверобоя, ландыша, настойки женьшеня. РЕЦЕПТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФИТОТЕРАПЕВТАМИ
При повышенной возбудимости, бессоннице, раздражительности применяют следующие сборы лекарственных растений.
Сбор № 1
Требуется: листья мяты — 2 части, листья вахты — 2 части, корень валерианы — 1 часть, шишки хмеля — 1 часть.
Сбор № 2
Требуется: корень валерианы — 1 часть, трава пустырника —
1 часть, плоды тмина — 1 часть, плоды фенхеля — 1 часть.
Сбор № 3
Требуется: корень валерианы — 2 части, цветы ромашки — 3 части, плоды тмина — 5 частей.
Сбор № 4
Требуется: трава вереска — 2 части, трава сушеницы —
2 части, плоды тмина — 1 часть, трава пустырника — 2 части, шишки хмеля — 1 часть.
Приготовление: 1 ст. л. одной из четырех смесей залить стаканом кипящей воды, настаивать 30 мин.
Применение: принимать по полстакана 3 раза в день. При бессоннице можно рекомендовать, кроме перечисленных сборов, порошки из семян укропа (0,15 г 3 раза в день до еды), настой листьев полыни (1–2 ч. л. на 1 стакан кипятка — суточная доза).
Сбор № 5
Требуется: цветы ромашки — 1 часть, плоды фенхеля —
1 часть, корень алтея — 2 части, корень солодки — 2 части, корневище пырея — 2 части.
Приготовление: 1 ч. л. смеси залить стаканом кипящей воды, кипятить 10 мин.
Применение: принимать в теплом виде по 1 ст. л. 2–3 раза в день как успокаивающее средство для детей при неврозах.
Сбор № 6
Требуется: листья вереска — 2 части трава сушеницы —
2 части, трава тимьяна — 2 части, корень валерианы — 2 части, корень цикория — 1 часть.
При астено-невротических реакциях, астено-депрессив-ных состояниях применяют следующие сборы.
Сбор № 1
Требуется: листья мяты — 1 часть, листья мелиссы — 2 части, корень валерианы — 4 части, трава вереска — 2 части.
Сбор № 2
Требуется: цветы ромашки — 1 часть, плоды тмина — 2 части, цветки боярышника — 1 часть, солома зеленого овса — 2 части, листья татарника — 2 части.
Приготовление: 1 ст. л. смеси залить стаканом кипящей воды, настаивать 30 мин.
Применение: принимать по полстакана 3 раза в день.
Нормализация речевых нарушений невозможна без лечения сопутствующей неврологической патологии, в том числе неврозов и неврозоподобных состояний. Применение фитотерапии при этих заболеваниях особенно целесообразно, так как устойчивые, длительно протекающие астенические состояния требуют повторных курсов лечения. Настои и отвары трав, обладающих успокаивающим действием, можно приготовить из цветов и плодов боярышника, корней валерианы. Одну столовую ложку цветов боярышника настоять 10 мин в 1 стакане кипятка. Принимать по 1 стакану 3 раза в день. Одну столовую ложку корня валерианы залить стаканом кипятка и настоять в течение 8—10 ч. Выпить в течение дня в 3–4 приема. Рекомендуется лечение курсами по 2 недели № 3 с интервалом в 2 недели.
При неврастеническом синдроме (повышенной раздражительности, плохом сне, быстрой утомляемости, изменчивости настроения) в порядке чередования рекомендованы настои следующих трав: валериана лекарственная (корень 20 г), пустырник пятилопастный (трава 50 г), вероника лекарственная (корень 20 г), синюха голубая (корень 20 г), ежевика сизая (лист 20 г), арника горная (лист 20 г). Овес посевной (зерно 20 г), подорожник большой (лист 30 г), боярышник кроваво-красный (плоды 50 г), шиповник коричный (плоды 50 г), донник лекарственный (цветы 15 г), череда трехраздельная (трава 30 г), сушеница топяная (трава 60 г). В сборе перемешать. Две ст. л. смеси трав залить 500 мл крутого кипятка, томить 50 мин. Процедить.
Добавить мед, лимон по вкусу. Употреблять по полстакана 2–3 раза в день или выпить на ночь 150 мл теплого настоя. Настой обладает выраженным успокаивающим, поливитаминным, регулирующим общий обмен веществ.
При неврозоподобном заикании используются сборы лекарственных растений, обладающих противосудорожным и успокаивающим действием.
Сбор № 1
Требуется: вереск обыкновенный, трава — 40 г, сушеница топяная, трава — 40 г, пустырник пятилопастный, трава — 40 г, язвенник многолистный, трава — 40 г, валериана лекарственная, корни — 40 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 8 ч, процедить.
Применение: выпить за день в 4–5 приемов перед едой и перед сном.
Сбор № 2
Требуется: шиповник коричный, плоды — 60 г, чернобыльник, трава — 60 г, вереск обыкновенный, трава — 40 г, подмаренник настоящий, трава — 40 г, пшеница широколистная, трава — 40 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 30 мин, процедить и выпить за день в 4–5 приемов — за 10–15 мин до еды и перед сном.
Сбор № 3
Требуется: клевер горный, трава — 20 г, душица обыкновенная, трава — 20 г, буквица лекарственная, трава — 20 г, одуванчик лекарственный, трава — 20 г, череда трехраздельная — 20 г, мята перечная, лист — 20 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси заварить 0,5 л кипятка, настаивать 30 мин, процедить.
Применение: выпить за день в 4–5 приемов — за 10–15 мин до еды и перед сном.
Сбор № 4
Требуется: чернобыльник, корни — 20 г, мать-и-мачеха, лист — 20 г, синюха лазурная, корни — 10 г, донник лекарственный, трава — 10 г, сирень обыкновенная, цвет — 10 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси на 0,5 л воды, кипятить 5 мин, настоять 30 мин, процедить.
Применение: выпить за день в 4 приема — за 15–30 мин до еды и перед сном.
При паретической форме дизартрии рекомендуются следующие сборы.
Сбор № 1
Требуется: душица обыкновенная, трава — 40 г, зоря лекарственная, трава — 20 г, зверобой продырявленный, трава — 10 г, василек луговой розовый, соцветия — 20 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 10 мин, затем настаивать 20 мин, процедить.
Применение: выпить за день в 3–4 приема до еды.
Сбор № 2
Требуется: синюха лазурная, трава или корни — 10 г, чернобыльник, трава — 20 г, первоцвет весенний, цветы — 20 г, мята перечная, лист — 20 г, прострел раскрытый, трава — 10 г, донник лекарственный — 10 г, чернокорень, корни — 10 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 10 мин, затем настаивать 20 мин, процедить.
Применение: выпить за день в 3–4 приема до еды.
При спастической форме дизартрии эффективны следующие сборы.
Сбор № 1
Требуется: брусника, лист. — 50 г, зверобой продырявленный, трава — 50 г, клевер шуршащий, трава — 50 г, тысячелистник обыкновенный, трава — 50 г.
Приготовление: 1 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 5 мин, затем настоять 30 мин, процедить.
Применение: выпить в два приема за день — через час после еды (в обед) и перед сном.
Сбор № 2
Требуется: тмин обыкновенный, плоды — 100 г, ромашка аптечная, соцветия — 60 г, валериана лекарственная, корни — 40 г, пустырник пятилопастный, трава — 100 г, толокнянка обыкновенная, лист — 100 г.
Приготовление: 2 ст. л. смеси на стакан воды, кипятить 5 мин, настоять 30 мин, процедить.
Применение: выпить в два приема за день через час после еды (обеда) и перед сном.
Для пополнения запасов витаминов, которые необходимы в лечении многих заболеваний, нормализации всех процессов жизнедеятельности, улучшения психологического состояния можно широко рекомендовать фруктовые и ягодные соки, соки овощей (2 стакана свежеприготовленного сока в сутки). Особенно ценным источником витаминов являются лесные ягоды: земляника, черника, брусника, ежевика). Поливитаминный сбор, состоящий из боярышника кроваво-красного (плоды, 50 г), смородины черной (плоды, 50 г), черники обыкновенной (плоды, 50 г), шиповника коричного (плоды толченые, 50 г), рябины обыкновенной (плоды, 50 г). Сбор тщательно перемешивается. Берется 4–5 ст. л. смеси растений и заливается крутым кипятком. Настаивают в теплом месте в течение часа. Процеживают, добавляют мед или лимон по вкусу. Употребляют по полстакана 5–6 раз в сутки за 15–20 мин до еды в теплом виде. Употребление настоя ежедневно значительно повышает работоспособность, общую сопротивляемость организма, особенно у детей. Как показала практика, действующие вещества лекарственных растений благодаря наличию студенистых и слизистых веществ медленно всасываются в организм, действуют более длительно, постепенно, без резкого обрыва болезненного процесса.
Есть своя специфика лечения травами в детском возрасте.
По существу лечебные травы и продуманное питание, учитывающее потребности растущего организма, необходимы с окончания периода кормления.
Для адекватного умственного развития ребенка (при подозрении на его задержку) зарекомендовали себя следующие средства растительного происхождения:
1) морковный сок;
2) смесь из тертой моркови, меда и чеснока (1 ст. л. тертой моркови, ползубчика чеснока, 1 ч. л. меда) — 1 раз в день в течение месяца;
3) лимон по 2 дольки в день, курс 4 месяца;
4) лесная земляника и черника (плоды) — по 1 стакану в день и по 1 ч. л. кедровых орехов 1 раз в день в течение месяца;
5) витаминные сборы и травы.
Начиная с 3-х лет может быть назначен отвар крапивы двудомной: 11 дес. л. листьев заливают одним стаканом кипятка и кипятят 5 мин на медленном огне в посуде с закрытой крышкой. Отвар процеживают и принимают по 1/3 стакана 3 раза в день до еды в течение 1,5 месяца. Курс лечения можно повторить через 6 месяцев. Для укрепления памяти назначается чай из мелиссы с майораном. При повышенной возбудимости используются валериана, пустырник и другие фитотран-квилизаторы.
При вялости — (торпидности) — элеутерококк, с полутора лет по 1–2 капли элеутерококка на 1 год жизни (после ночного и дневного сна в течение 1 месяца). Курс лечения целесообразно повторить через 6 месяцев и 1 год. Кроме того, тонизирующее действие оказывают грейпфрут, черная смородина, березовый сок. Общеукрепляющим средством для нервных детей является следующий сбор трав: цветки ромашки — 1 часть, корни алтея аптечного — 2 части, корень лакричника — 2 части, пырей ползучий — 2 части, овес — 2 части. Две чайные ложки на 1 стакан кипятка, кипятить 10 мин, профильтровать. Отвар можно подсластить медом. Принимать по 1/2 ст. л. 2–3 раза в день.
Вследствие грамотно проведенной коррекционной работы происходит нормализация сна у детей, проходит усталость, раздражительность, существенно повышается работоспособность. У ребенка улучшается память, внимание, усидчивость; возможна некоторая коррекция ряда речевых патологий.
Разумное применение фитотерапии, основанное на народном опыте, учитывающее индивидуальные компенсаторные возможности организма каждого отдельно взятого ребенка, этиологию и патогенез конкретного дефекта речи, позволяет подготовить наиболее благоприятную почву для проведения комплексной работы, направленной на коррекцию тех или иных речевых нарушений.
Следует обратить внимание врачей, педагогов, дефектологов и родителей на необходимость применения лекарственных растений в качестве весьма эффективного средства лечения и профилактики при речевых аномалиях, для нормализации умственной и физической работоспособности, ликвидации чувства усталости, а также вялости, астенического синдрома, профилактики нарушений мозгового кровообращения, различных расстройств памяти, лечения бессонницы, нервозности, восстановления нормального мышечного тонуса.
К нашему великому сожалению, достоверных данных по применению различных нетрадиционных методов при исправлении речевых нарушений в лечебной педагогике явно не хватает. Данный вопрос требует более серьезного и глубокого изучения с целью последующего внедрения в медицинскую и педагогическую практику. ГЛАВА 2. АРОМАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Ароматерапией называют лечение болезней с помощью различных растительных эссенций, обладающих выраженным приятным запахом. Данный способ терапевтического воздействия именуют также терапией гармонии, потому что она направлена на исцеление не только тела, но и души больного.
Сведения о применении эфирных масел дошли до нас из глубины веков. Археологические находки свидетельствуют о том, что еще в VI тысячелетии до н. э. эфирномасличные растения использовались в медицинских целях. Еще за две тысячи лет до н. э. китайцам были известны лечебные свойства эфирных масел. Древние греки открыли, что растительные эссенции оказывают различное действие: возбуждают, освежают, расслабляют, усыпляют. Для того чтобы абсорбировать из цветов и трав их целительную силу, они использовали оливковое масло. Изобретение процесса перегонки эфирных масел приписывают Авиценне. В Европе эфирные масла стали известны в XII веке благодаря крестоносцам.
Химик Фридрих Хоффман (1660–1742) исследовал естественные структуры эфирных масел. В 20-е гг. XX в. парфюмер Морис Гаттефос занимался изучением медицинского действия эфирных масел.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |