КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фракции 1 страница
Рост числа депутатов Контролирующие функции Парламент также осуществляет контроль над деятельностью Европейской комиссии. Пленум Парламента должен утвердить состав Комиссии. Парламент в праве принять либо отклонить Комиссию только в полном составе, а не отдельных её членов. Председателя Комиссии Парламент не назначает (в отличие от правил, действующих большинстве национальных парламентов стран-членов Евросоюза), он может лишь принимать либо отклонять кандидатуру, предложенную Советом Европейского Союза. Кроме того Парламент может через 2/3-большинство, выдвинуть вотум недоверия Комиссии, чем вызвать её отставку. Это право Европейский парламент использовал, например, в 2004 году, когда Комиссия свободных городов высказалась против оспариваемой кандидатуры Рокко Бутильоне на пост Комиссара по делам юстиции. Тогда Социал-Демократическая, Либеральная фракции, а также фракция Зеленых, высказали угрозу распустить Комиссию, после чего вместо Бутильоне на пост комиссара юстиции был назначен Франко Фраттини. Также Парламент может осуществлять контроль над Советом Европейского Союза и Европейской комиссией, учреждая комитет по расследованию. Это право особенно затрагивает те сферы политики, где исполнительные функции этих институтов велики, и где законодательные права парламента существенно ограничены (см. Три кита Европейского союза)
· Европейская народная партия — консерваторы и христианские демократы · Прогрессивный альянс социалистов и демократов — социал-демократы и социалисты · Альянс либералов и демократов Европы — либералы · Зелёные — Европейский свободный альянс — экологисты и регионалисты · Европейские объединённые левые/Лево-зелёные севера — левые социалисты и коммунисты · Европейские консерваторы и реформисты — консерваторы, выступающие против федерализации ЕС · Европа свободы и демократии — националисты и евроскептики
6. Европейская счётная палата — институт, осуществляющий аудиторскую проверку бюджета Cоюза и его учреждений. 7. Европейский центральный банк — центральный банк Евросоюза и зоны евро.
Европейский уполномоченный по правам человека (англ. European Ombudsman, фр. Médiateur européen, нем. Europäischer Bürgerbeauftragter, иногда называемый Европейский омбудсмен или Евроомбудсмен, англ. Euro-Ombudsman) — уполномоченный по правам человека Европейского союза; должность, введённая Маастрихтским договором в 1992 году. Он уполномочен принимать жалобы от граждан Союза, физических или юридических лиц, резидентов государств-членов на неудовлетворительной качество деятельности институтов или учреждений Союза. В ответ на жалобу, или по собственной инициативе, уполномоченный проводит расследование. Институты ЕС обязаны предоставлять ему любую информацию и доступ к соответствующим документам. Обнаружив факты нарушений, он извещает учреждение, о котором идёт речь, и посылает ему свои рекомендации. Учреждению-получателю даются три месяца на то, чтобы дать подробный ответ, после чего уполномоченный направляет окончательный отчёт в Европейский парламент или соответствующим учреждениям. Кроме того, он извещает заявителя о результатах своего расследования. Европейского омбудсмена назначает Европейский парламент сроком на пять лет. Ежегодно уполномоченный отчитывается в Европарламенте о результатах всех расследований, проведённых в течение года. Помимо этого также функционируют Европейский мониторинг центр по борьбе с расизмом и ксенофобией, Европол, Евроюст. На основании Лиссабонского договора, вступившего в силу в конце 2009 г. учрежден пост Постоянный председатель Европейского совета Основная статья: Председатель Европейского совета Вводится пост постоянного председателя Европейского совета, который будет избираться европейскими лидерами сроком на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. Постоянный председатель Европейского совета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Верховного представителя (Ст. 9b Договора о ЕС). 19 ноября 2009 года в ходе неформального саммита ЕС в Брюсселе на этот пост был назначен премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпёй.[97]
2. Источники, регулирующие статус личности в ЕС Источниками основ правового положения человека и гражданина, как и других норм права Европейского Союза, служат в первую очередь статьи «конституции» Союза, т.е. его учредительных документов. Однако в связи с тем, что договоры о Европейском Союзе и Европейских сообществах до сих пор не содержат полноценного «билля о правах», документы первичного права потребовалось дополнить иными видами нормативных актов и договоров, в том числе заимствованных из других правовых систем, а также актами прецедентного права. Договор о Европейском сообществе. Договор о Европейском сообществе является важнейшим источником первичного права Союза в целом[1]. Именно здесь содержатся нормы, вводящие институт гражданства Европейского Союза. Они составляют предмет отдельной части Договора — части второй «Гражданство Союза», закрепляющей также ряд основных прав личности (например, право петиций или свободу передвижения и выбора места проживания). Некоторые права личности, в основном в экономической сфере, содержатся и в других частях Договора о ЕС (особенно в третьей — «Политика Сообщества»). К ним относятся, в частности, «свободы» общего рынка (свобода передвижения работников, свобода учреждения и др.), принцип равенства женщин и мужчин в вопросах оплаты труда и некоторые другие. Договор о ЕС служит также главным источником полномочий институтов Союза по регулированию и защите основополагающих прав и свобод и демократических принципов правового статуса личности. Например, согласно ст. 12 и 13 первой части документа («Принципы») Совет и Европарламент уполномочены принимать законодательные акты и другие меры по борьбе с такими видами нарушений принципа равноправия, как дискриминация по национальному признаку, по признаку пола, расы, этнического происхождения и т.д. Наконец, в Договоре о Европейском сообществе установлены важнейшие гарантии зашиты прав и свобод человека и гражданина, особенно от посягательств со стороны наднациональных институтов: жалобы Омбудсмену, иски в Суд Европейских сообществ и Трибунал первой инстанции, в том числе о компенсации убытков, причиненных индивиду Сообществом и его должностными лицами, и др. Договор о Европейском Союзе. В отличие от учредительного договора ЕС, Договор о Европейском Союзе регулирует, главным образом, отношения между государствами-членами и наднациональными институтами в рамках второй и третьей опор[2]. В то же время именно в Договоре о Европейском Союзе закреплены общие принципы конституционного строя, обязательные для соблюдения на всех уровнях политической власти (ст. 6)[3]. Среди них один из важнейших — принцип уважения прав человека и основных свобод. Нарушение этого принципа институтами Союза может служить основанием для исков в Суд Европейских сообществ (ст. 46)[4], а если аналогичные нарушения систематического и устойчивого характера допускают государства-члены, то к ним могут быть применены санкции по решению Совета Европейского Союза. Прецедентное право судов Европейского Союза. Наднациональные органы правосудия ЕС, особенно Суд Европейских сообществ, сыграли ключевую роль в становлении и защите демократических основ правового статуса личности на уровне Европейского Союза, прежде всего, основных прав человека и гражданина[5]. Принцип верховенства основных прав и свобод, провозглашенный ныне в Договоре о Европейском Союзе, представляет собой кодификацию прецедентного права Суда, признавшего его обязательным для Европейских сообществ еще в 1960-е гг. В решениях судов Европейского Союза (эти решения выступают одновременно и как правоприменительные, и как правотворческие акты) впервые был установлен и юридически закреплен целый ряд отдельных прав и свобод личности по отношению к ЕС[6], в том числе право собственности, право на неприкосновенность частной жизни и др. Признавая конкретное право или принцип в качестве обязательного для Сообщества, его Суд, в свою очередь, отталкивается от других нормативных актов и договоров, на которые он ссылается в своих решениях[7]. К числу таких источников прецедентного права Суда относятся, прежде всего, общие конституционные традиции государств-членов; общепризнанные принципы международного права и международные документы о правах человека (Международный пакт об экономических и социальных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская социальная хартия 1961 г. и др.). Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Конвенция была подписана в рамках Совета Европы и в настоящее время играет роль общеевропейского билля о правах, обязательного и для России. Поскольку в Конвенции участвуют все государства — члены ЕС, Суд в 1970-е гг. признал Конвенцию в качестве источника коммунитарного права, который должны соблюдать не только страны Сообщества (как стороны, подписавшие Конвенцию), но и Сообщество в целом. Решения Суда были подтверждены Договором о Европейском Союзе. Согласно параграфу 2 его ст. 6 «Союз уважает основные права человека, как они гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, подписанной 4 ноября 1950 г. в Риме...»[8]. Рецепция Конвенции Совета Европы — в немалой степени вынужденный шаг, вызванный отсутствием у Европейского Союза собственного «билля о правах». Найденное решение, однако, является недостаточным выходом из ситуации, поскольку Конвенция вопреки своему названию закрепляет далеко не весь комплекс основополагающих прав и свобод личности[9]. В ее тексте почти отсутствуют права «третьего поколения» — социально-экономические и культурные. Защита их на уровне Союза не менее важна, чем охрана «классических» прав, восходящих еще к ранним этапам конституционализма, к доктрине государства как «ночного сторожа»[10]. Статья 1 фиксирует, что государства-участники Европейской конвенции обязуются обеспечить “каждому лицу, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в Разделе I настоящей Конвенции”. В той мере, в которой государства ратифицировали Первый, Четвертый, Шестой и Седьмой Протоколы к Европейской конвенции, данное обязательство применимо и к правам и свободам, зафиксированным в этих Протоколах, ибо формально они считаются дополнительными статьями Конвенции, в отношении которых действуют также все прочие положения Европейской конвенции. В Разделе I Европейской конвенции “Права и свободы” содержатся следующие права и свободы человека: право на жизнь (ст.1); свобода от пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ст.2.); свобода от рабства или подневольного состояния, а также от принудительного или обязательного труда (ст.4); право на свободу и личную неприкосновенность (ст.5); право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом (ст.6); свобода от обратного действия уголовного законодательства (ст.7); право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции (ст.8); свобода мысли, совести и религии (ст.9.); свобода выражения мнения (ст.10); свобода мирных собраний и ассоциаций (ст.11); право на вступление в брак и создание семьи (ст.12). Первый Протокол включил дополнительно следующие права в круг конвенционной защиты: право беспрепятственно пользоваться своим имуществом (ст.1.); право на образование и свободный выбор образования (ст.2.); право на свободные выборы путем тайного голосования (ст.3.). В Четвертый Протокол были включены следующие права и свободы: запрет на лишение свободы на основании невыполнения договорного обязательства (ст.1.); свобода передвижения и свобода выбора местожительства (ст.2.); запрет на высылку из государства гражданства и на лишение права на въезд в государство гражданства (ст.3.); запрет на коллективную высылку иностранцев (ст.4.). В соответствии с Шестым Протоколом его государства-участники приняли на себя обязательство отменить смертную казнь (статья 1). Седьмой Протокол содержит следующие права и свободы: предоставление гарантий процедурного порядка в случае высылки иностранцев, проживающих на территории государства на законных основаниях (ст.1.); право на пересмотр осуждения или приговора по уголовному делу вышестоящей судебной инстанцией (ст.2.); право на компенсацию лицу, ранее признанному виновным в совершении уголовного преступления, если вновь открывшееся обстоятельство убедительно доказывает наличие судебной ошибки (ст.3.); запрет на повторное уголовное осуждение или наказание за преступление, за которое лицо уже было окончательно оправдано или осуждено (принцип non bis in idem) (ст.4.); равенство прав и ответственности супругов (ст.5.). Все остальные статьи Раздела I содержат общие положения, относящиеся к пользованию, защите и ограничениям вышеупомянутых прав и свобод. В соответствии со статьей 13 всякое лицо, чьи права и свободы, изложенные в Конвенции, нарушены, должно располагать эффективными средствами правовой защиты перед национальными властями, даже если такое нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Статья 14 требует от государств-участников обеспечивать пользование конвенционными правами и свободами без какой-либо дискриминации по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или иным признакам. Статья 15 предоставляет государствам право принимать меры в отступление от своих обязательств по Конвенции во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации Деятельность Европейского Суда по правам человека регулируется Разделом II Европейской Конвенции. В Раздел III, озаглавленный “Прочие положения”, вошли все оставшиеся статьи Европейской конвенции. Статья 53 закрепила правило, ставшее уже общим правилом международного права прав человека, в соответствии с которым договор, устанавливающий большую защиту, имеет преимущество по отношению к договору, предусматривающему более слабую защиту. В свою очередь, Второй, Третий, Пятый, Восьмой, Девятый, Десятый и Одиннадцатый Протоколы касались изменения процедуры функционирования контрольных органов Европейской конвенции. Однако после того, как вступил в силу Протокол №11, предусмотревший достаточно всеобъемлющую реформу контрольного механизма, текст Конвенции приобрел его нынешний вид, а упомянутые протоколы утратили свое значение. В соответствии со статьей 1 государства-участники обязуются обеспечивать каждому лицу, «находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в Разделе I»[11] Европейской конвенции. Каждое государство-участник Конвенции должно обеспечить пользование гарантируемыми по ней правами и свободами не только своим гражданам, но и иностранцам и лицам без гражданства, если на этих лиц распространяется юрисдикция этого государства. Причем речь идет как о гражданах государств, участвующих в Европейской конвенции, так и о гражданах государств, не являющихся ее участниками. Кроме того, не имеет значения тот факт, находится ли данное лицо, которому должны быть обеспечены права и свободы, на территории соответствующего государства-участника, или же вне ее[12]. В соответствии со статьей 1 государство после того, как оно ратифицирует Европейскую конвенцию, принимает на себя обязательство двоякого характера. Прежде всего, оно обязано обеспечить соответствие своего национального законодательства нормам Конвенции. Данное обязательство следует рассматривать в совокупности с другим положением – статьей 57, которая содержит запрет на то, чтобы участвующие в Конвенции государства делали оговорки общего характера. Во-вторых, согласно статье 1, ратифицирующие Европейскую конвенцию государства должны ликвидировать какие бы то ни было имеющиеся у них нарушения прав и свобод, на которые распространяется режим конвенционной защиты[13]. Статья 56 Европейской конвенции устанавливает ограничение действия статьи 1, согласно которой Конвенция применима ко всем лицам, на которые распространяется юрисдикция того или иного государства-участника. В соответствии с общим принципом международного права, зафиксированным в статье 29 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, действие договора распространяется на всю территорию участвующего в нем государства, включая территории, за международные отношения которых это государство несет ответственность. Согласно пункту 3 статьи 56, положения Конвенции применяются на территориях, за международные отношения которых государства-участники несут ответственность, “с надлежащим учетом местных требований”[14]. В соответствии с общепринятым принципом международного права, получившим закрепление в статье 28 Венской конвенции о праве международных договоров, положения международного договора неприменимы к действиям или обстоятельствам, имевшим место до вступления в силу и ратификации государством договора, а также к ситуациям, прекратившим к тому моменту свое состояние. Данный принцип в равной степени применим и к действию Европейской конвенции по правам человека. Даже если государство решит воспользоваться своим правом в соответствии с пунктом 1 статьи 58 и денонсирует Конвенцию, она будет продолжать действовать в отношении этого государства еще в течение шести месяцев (согласно пункту 2 той же статьи). Таким образом, петиция, направленная в Европейский Суд по правам человека в период между датой денонсации и тем моментом, с которого денонсация начинает действовать, должна быть признана Судом приемлемой ratione temporis. Обеспечение гарантируемых по Европейской конвенции прав и свобод является в первую очередь обязанностью органов власти государств-участников Конвенции. Деятельность страсбургского контрольного механизма носит исключительно субсидиарный характер[15], что неоднократно подчеркивалось в решениях как Европейской Комиссии по правам человека, так и Европейского Суда по правам человека. То, в какой степени национальные суды государств-участников могут обеспечивать гарантируемые по Конвенции права и свободы, рассматривая дела о действии или бездействии упомянутых властей, во многом зависит от решения вопроса о том, могут ли суды напрямую применять положения международных договоров вообще и Европейской конвенции по правам человека в частности. В свою очередь, ответ на этот вопрос зависит от разрешения проблемы действия международного права в рамках национальной правовой системы того или иного государства-участника. Государства сами вправе решать, каким образом им выполнять свои международные обязательства и имплементировать соответствующие международно-правовые нормы в рамках собственных правовых систем. При этом государства несут ответственность только за конечный результат соблюдения своих обязательств. Данное утверждение со всей справедливостью применимо и в отношении Европейской конвенции о правах человека. В самом тексте Европейской конвенции имеются статьи, предоставляющие возможность государствам-участникам признавать вытекающие для них из Конвенции обязательства в ограниченном объеме[16]. Наиболее ярко это проявляется в случае со статьей 57, устанавливающей следующее: “1. Любое государство при подписании настоящей Конвенции или при сдаче на хранение ратификационной грамоты может сделать оговорку к любому конкретному положению Конвенции о том, что тот или иной закон, действующий в это время на его территории, не соответствует этому положению. Настоящая статья не предусматривает оговорок общего характера. 2.Любая оговорка, сделанная в соответствии с положениями настоящей статьи, должна содержать краткое изложение соответствующего закона”[17]. Потребность в признании и защите всех категорий основных прав и свобод на уровне современных стандартов собственно в рамках Европейских Сообществ и Европейского Союза заставила институты и государства — члены Союза вернуться к вопросу о разработке своего, союзного, «билля о правах» — сначала в виде деклараций, затем — полноценной Хартии основных прав[18]. Декларации о правах человека 1989 г. В 1989 г. в рамках Европейских сообществ (Союза тогда еще не существовало) были приняты два акта о правах человека с рекомендательной силой: Декларация основных прав и свобод и Хартия Сообщества об основных социальных правах работников[19]. Первый документ разработан Европейским парламентом, второй — результат коллективного правотворчества государств-членов (ее подписали 11 из 12 тогдашних стран ЕЭС — все, кроме Великобритании). Декларация основных прав и свобод — довольно краткий акт из 25 статей, в котором провозглашаются основные права всех категорий, в том числе социально-экономические, а также их гарантии и важнейшие принципы правового положения личности (принцип равенства перед законом — ст. 3) и политической системы в целом (принцип демократии — ст. 17)[20]. Хартия Сообщества об основных социальных правах работника, как видно из названия, закрепляет прежде всего социальные права и гарантии лиц наемного труда: право на занятость и вознаграждение, право на улучшение условий жизни и труда, право на социальную защиту и т.д. Ее основная часть включает 30 пунктов, многие из которых носят программный характер (например, согласно п. 17 «Информирование, консультация и участие работников в управлении должны развиваться по соответствующим направлениям, принимая во внимание действующую практику в различных государствах-членах»). Декларация Европарламента и Хартия социальных прав (согласно ее преамбуле также имеющая силу декларации) лишь с оговорками могут быть названы источниками основ правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе. Хотя оба документа имеют немалое политическое значение, ни один из них не получил силы юридически обязательного нормативного акта. В западной доктрине, как уже отмечалось, их обычно характеризуют как источники «мягкого права» — в отличие от «жесткого права» (права в традиционном смысле слова), нормы которого содержатся в регламентах, директивах, других стандартных формах правотворчества[21].
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |