Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фракции 1 страница




Рост числа депутатов

Контролирующие функции

Парламент также осуществляет контроль над деятельностью Европейской комиссии. Пленум Парламента должен утвердить состав Комиссии. Парламент в праве принять либо отклонить Комиссию только в полном составе, а не отдельных её членов. Председателя Комиссии Парламент не назначает (в отличие от правил, действующих большинстве национальных парламентов стран-членов Евросоюза), он может лишь принимать либо отклонять кандидатуру, предложенную Советом Европейского Союза. Кроме того Парламент может через 2/3-большинство, выдвинуть вотум недоверия Комиссии, чем вызвать её отставку.

Это право Европейский парламент использовал, например, в 2004 году, когда Комиссия свободных городов высказалась против оспариваемой кандидатуры Рокко Бутильоне на пост Комиссара по делам юстиции. Тогда Социал-Демократическая, Либеральная фракции, а также фракция Зеленых, высказали угрозу распустить Комиссию, после чего вместо Бутильоне на пост комиссара юстиции был назначен Франко Фраттини.

Также Парламент может осуществлять контроль над Советом Европейского Союза и Европейской комиссией, учреждая комитет по расследованию. Это право особенно затрагивает те сферы политики, где исполнительные функции этих институтов велики, и где законодательные права парламента существенно ограничены (см. Три кита Европейского союза)

  Сен 1952 Мар 1957 Янв 1973 Июн 1979 Янв 1981 Янв 1986 Июн 1994 Янв 1995 Май 2004 Июн 2004 Янв 2007 Июн 2008 Июл 2009 Лиссабонский договор
Германия                            
Франция                            
Италия                            
Бельгия                            
Нидерланды                            
Люксембург                            
Великобритания                            
Дания                            
Ирландия                            
Греция                            
Испания                            
Португалия                            
Швеция                            
Австрия                            
Финляндия                            
Польша                            
Чехия                            
Венгрия                            
Словакия                            
Литва                            
Латвия                            
Словения                            
Кипр                            
Эстония                            
Мальта                            
Румыния                            
Болгария                            
Всего                            

· Европейская народная партия — консерваторы и христианские демократы

· Прогрессивный альянс социалистов и демократов — социал-демократы и социалисты

· Альянс либералов и демократов Европы — либералы

· Зелёные — Европейский свободный альянс — экологисты и регионалисты

· Европейские объединённые левые/Лево-зелёные севера — левые социалисты и коммунисты

· Европейские консерваторы и реформисты — консерваторы, выступающие против федерализации ЕС

· Европа свободы и демократии — националисты и евроскептики

 

6. Европейская счётная палата — институт, осуществляющий аудиторскую проверку бюджета Cоюза и его учреждений.

7. Европейский центральный банк — центральный банк Евросоюза и зоны евро.

 

Европейский уполномоченный по правам человека (англ. European Ombudsman, фр. Médiateur européen, нем. Europäischer Bürgerbeauftragter, иногда называемый Европейский омбудсмен или Евроомбудсмен, англ. Euro-Ombudsman) — уполномоченный по правам человека Европейского союза; должность, введённая Маастрихтским договором в 1992 году. Он уполномочен принимать жалобы от граждан Союза, физических или юридических лиц, резидентов государств-членов на неудовлетворительной качество деятельности институтов или учреждений Союза.

В ответ на жалобу, или по собственной инициативе, уполномоченный проводит расследование. Институты ЕС обязаны предоставлять ему любую информацию и доступ к соответствующим документам. Обнаружив факты нарушений, он извещает учреждение, о котором идёт речь, и посылает ему свои рекомендации. Учреждению-получателю даются три месяца на то, чтобы дать подробный ответ, после чего уполномоченный направляет окончательный отчёт в Европейский парламент или соответствующим учреждениям. Кроме того, он извещает заявителя о результатах своего расследования.

Европейского омбудсмена назначает Европейский парламент сроком на пять лет. Ежегодно уполномоченный отчитывается в Европарламенте о результатах всех расследований, проведённых в течение года.

Помимо этого также функционируют Европейский мониторинг центр по борьбе с расизмом и ксенофобией, Европол, Евроюст.

На основании Лиссабонского договора, вступившего в силу в конце 2009 г. учрежден пост Постоянный председатель Европейского совета

Основная статья: Председатель Европейского совета

Вводится пост постоянного председателя Европейского совета, который будет избираться европейскими лидерами сроком на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. Постоянный председатель Европейского совета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам Общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Верховного представителя (Ст. 9b Договора о ЕС).

19 ноября 2009 года в ходе неформального саммита ЕС в Брюсселе на этот пост был назначен премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпёй.[97]

 

 

2. Источники, регулирующие статус личности в ЕС

Источниками основ правового положения человека и граждани­на, как и других норм права Европейского Союза, служат в первую очередь статьи «конституции» Союза, т.е. его учредительных доку­ментов. Однако в связи с тем, что договоры о Европейском Союзе и Европейских сообществах до сих пор не содержат полноценного «билля о правах», документы первичного права потребовалось до­полнить иными видами нормативных актов и договоров, в том числе заимствованных из других правовых систем, а также актами преце­дентного права.

Договор о Европейском сообществе. Договор о Европейском сооб­ществе является важнейшим источником первичного права Союза в целом[1]. Именно здесь содержатся нормы, вводящие институт граждан­ства Европейского Союза. Они составляют предмет отдельной части Договора — части второй «Гражданство Союза», закрепляющей также ряд основных прав личности (например, право петиций или свободу передвижения и выбора места проживания).

Некоторые права личности, в основном в экономической сфере, содержатся и в других частях Договора о ЕС (особенно в третьей — «Политика Сообщества»). К ним относятся, в частности, «свободы» общего рынка (свобода передвижения работников, свобода учрежде­ния и др.), принцип равенства женщин и мужчин в вопросах оплаты труда и некоторые другие.

Договор о ЕС служит также главным источником полномочий ин­ститутов Союза по регулированию и защите основополагающих прав и свобод и демократических принципов правового статуса личности. Например, согласно ст. 12 и 13 первой части документа («Принци­пы») Совет и Европарламент уполномочены принимать законодатель­ные акты и другие меры по борьбе с такими видами нарушений прин­ципа равноправия, как дискриминация по национальному признаку, по признаку пола, расы, этнического происхождения и т.д.

Наконец, в Договоре о Европейском сообществе установлены важ­нейшие гарантии зашиты прав и свобод человека и гражданина, осо­бенно от посягательств со стороны наднациональных институтов: жа­лобы Омбудсмену, иски в Суд Европейских сообществ и Трибунал первой инстанции, в том числе о компенсации убытков, причинен­ных индивиду Сообществом и его должностными лицами, и др.

Договор о Европейском Союзе. В отличие от учредительного догово­ра ЕС, Договор о Европейском Союзе регулирует, главным образом, отношения между государствами-членами и наднациональными ин­ститутами в рамках второй и третьей опор[2].

В то же время именно в Договоре о Европейском Союзе закрепле­ны общие принципы конституционного строя, обязательные для со­блюдения на всех уровнях политической власти (ст. 6)[3]. Среди них один из важнейших — принцип уважения прав человека и основных свобод.

Нарушение этого принципа институтами Союза может служить основанием для исков в Суд Европейских сообществ (ст. 46)[4], а если аналогичные нарушения систематического и устойчивого характера допускают государства-члены, то к ним могут быть применены санк­ции по решению Совета Европейского Союза.

Прецедентное право судов Европейского Союза. Наднациональные органы правосудия ЕС, особенно Суд Европейских сообществ, сыгра­ли ключевую роль в становлении и защите демократических основ правового статуса личности на уровне Европейского Союза, прежде всего, основных прав человека и гражданина[5].

Принцип верховенства основных прав и свобод, провозглашен­ный ныне в Договоре о Европейском Союзе, представляет собой ко­дификацию прецедентного права Суда, признавшего его обязатель­ным для Европейских сообществ еще в 1960-е гг.

В решениях судов Европейского Союза (эти решения выступают одновременно и как правоприменительные, и как правотворческие акты) впервые был установлен и юридически закреплен целый ряд от­дельных прав и свобод личности по отношению к ЕС[6], в том числе право собственности, право на неприкосновенность частной жизни и др.

Признавая конкретное право или принцип в качестве обязатель­ного для Сообщества, его Суд, в свою очередь, отталкивается от дру­гих нормативных актов и договоров, на которые он ссылается в своих решениях[7]. К числу таких источников прецедентного права Суда отно­сятся, прежде всего, общие конституционные традиции государств-членов; общепризнанные принципы международного права и между­народные документы о правах человека (Международный пакт об экономических и социальных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская социальная хартия 1961 г. и др.).

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Конвенция была подписана в рамках Совета Европы и в настоящее время играет роль общеевропейского билля о правах, обяза­тельного и для России.

Поскольку в Конвенции участвуют все государства — члены ЕС, Суд в 1970-е гг. признал Конвенцию в качестве источника коммунитарного права, который должны соблюдать не только страны Сообщества (как стороны, подписавшие Конвенцию), но и Сообщество в целом.

Решения Суда были подтверждены Договором о Европейском Союзе. Согласно параграфу 2 его ст. 6 «Союз уважает основные права человека, как они гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, подписанной 4 ноября 1950 г. в Риме...»[8].

Рецепция Конвенции Совета Европы — в немалой степени вы­нужденный шаг, вызванный отсутствием у Европейского Союза соб­ственного «билля о правах». Найденное решение, однако, является недостаточным выходом из ситуации, поскольку Конвенция вопреки своему названию закрепляет далеко не весь комплекс основополага­ющих прав и свобод личности[9].

В ее тексте почти отсутствуют права «третьего поколения» — со­циально-экономические и культурные. Защита их на уровне Союза не менее важна, чем охрана «классических» прав, восходящих еще к ран­ним этапам конституционализма, к доктрине государства как «ночно­го сторожа»[10].

Статья 1 фиксирует, что государства-участники Европейской конвенции обязуются обеспечить “каждому лицу, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в Разделе I настоящей Конвенции”. В той мере, в которой государства ратифицировали Первый, Четвертый, Шестой и Седьмой Протоколы к Европейской конвенции, данное обязательство применимо и к правам и свободам, зафиксированным в этих Протоколах, ибо формально они считаются дополнительными статьями Конвенции, в отношении которых действуют также все прочие положения Европейской конвенции. В Разделе I Европейской конвенции “Права и свободы” содержатся следующие права и свободы человека: право на жизнь (ст.1); свобода от пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ст.2.); свобода от рабства или подневольного состояния, а также от принудительного или обязательного труда (ст.4); право на свободу и личную неприкосновенность (ст.5); право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом (ст.6); свобода от обратного действия уголовного законодательства (ст.7); право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции (ст.8); свобода мысли, совести и религии (ст.9.); свобода выражения мнения (ст.10); свобода мирных собраний и ассоциаций (ст.11); право на вступление в брак и создание семьи (ст.12).

Первый Протокол включил дополнительно следующие права в круг конвенционной защиты: право беспрепятственно пользоваться своим имуществом (ст.1.); право на образование и свободный выбор образования (ст.2.); право на свободные выборы путем тайного голосования (ст.3.).

В Четвертый Протокол были включены следующие права и свободы: запрет на лишение свободы на основании невыполнения договорного обязательства (ст.1.); свобода передвижения и свобода выбора местожительства (ст.2.); запрет на высылку из государства гражданства и на лишение права на въезд в государство гражданства (ст.3.); запрет на коллективную высылку иностранцев (ст.4.).

В соответствии с Шестым Протоколом его государства-участники приняли на себя обязательство отменить смертную казнь (статья 1).

Седьмой Протокол содержит следующие права и свободы: предоставление гарантий процедурного порядка в случае высылки иностранцев, проживающих на территории государства на законных основаниях (ст.1.); право на пересмотр осуждения или приговора по уголовному делу вышестоящей судебной инстанцией (ст.2.); право на компенсацию лицу, ранее признанному виновным в совершении уголовного преступления, если вновь открывшееся обстоятельство убедительно доказывает наличие судебной ошибки (ст.3.); запрет на повторное уголовное осуждение или наказание за преступление, за которое лицо уже было окончательно оправдано или осуждено (принцип non bis in idem) (ст.4.); равенство прав и ответственности супругов (ст.5.).

Все остальные статьи Раздела I содержат общие положения, относящиеся к пользованию, защите и ограничениям вышеупомянутых прав и свобод. В соответствии со статьей 13 всякое лицо, чьи права и свободы, изложенные в Конвенции, нарушены, должно располагать эффективными средствами правовой защиты перед национальными властями, даже если такое нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Статья 14 требует от государств-участников обеспечивать пользование конвенционными правами и свободами без какой-либо дискриминации по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или иным признакам. Статья 15 предоставляет государствам право принимать меры в отступление от своих обязательств по Конвенции во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации

Деятельность Европейского Суда по правам человека регулируется Разделом II Европейской Конвенции.

В Раздел III, озаглавленный “Прочие положения”, вошли все оставшиеся статьи Европейской конвенции.

Статья 53 закрепила правило, ставшее уже общим правилом международного права прав человека, в соответствии с которым договор, устанавливающий большую защиту, имеет преимущество по отношению к договору, предусматривающему более слабую защиту.

В свою очередь, Второй, Третий, Пятый, Восьмой, Девятый, Десятый и Одиннадцатый Протоколы касались изменения процедуры функционирования контрольных органов Европейской конвенции. Однако после того, как вступил в силу Протокол №11, предусмотревший достаточно всеобъемлющую реформу контрольного механизма, текст Конвенции приобрел его нынешний вид, а упомянутые протоколы утратили свое значение.

В соответствии со статьей 1 государства-участники обязуются обеспечивать каждому лицу, «находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в Разделе I»[11] Европейской конвенции. Каждое государство-участник Конвенции должно обеспечить пользование гарантируемыми по ней правами и свободами не только своим гражданам, но и иностранцам и лицам без гражданства, если на этих лиц распространяется юрисдикция этого государства. Причем речь идет как о гражданах государств, участвующих в Европейской конвенции, так и о гражданах государств, не являющихся ее участниками. Кроме того, не имеет значения тот факт, находится ли данное лицо, которому должны быть обеспечены права и свободы, на территории соответствующего государства-участника, или же вне ее[12].

В соответствии со статьей 1 государство после того, как оно ратифицирует Европейскую конвенцию, принимает на себя обязательство двоякого характера. Прежде всего, оно обязано обеспечить соответствие своего национального законодательства нормам Конвенции. Данное обязательство следует рассматривать в совокупности с другим положением – статьей 57, которая содержит запрет на то, чтобы участвующие в Конвенции государства делали оговорки общего характера. Во-вторых, согласно статье 1, ратифицирующие Европейскую конвенцию государства должны ликвидировать какие бы то ни было имеющиеся у них нарушения прав и свобод, на которые распространяется режим конвенционной защиты[13].

Статья 56 Европейской конвенции устанавливает ограничение действия статьи 1, согласно которой Конвенция применима ко всем лицам, на которые распространяется юрисдикция того или иного государства-участника. В соответствии с общим принципом международного права, зафиксированным в статье 29 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, действие договора распространяется на всю территорию участвующего в нем государства, включая территории, за международные отношения которых это государство несет ответственность.

Согласно пункту 3 статьи 56, положения Конвенции применяются на территориях, за международные отношения которых государства-участники несут ответственность, “с надлежащим учетом местных требований”[14].

В соответствии с общепринятым принципом международного права, получившим закрепление в статье 28 Венской конвенции о праве международных договоров, положения международного договора неприменимы к действиям или обстоятельствам, имевшим место до вступления в силу и ратификации государством договора, а также к ситуациям, прекратившим к тому моменту свое состояние. Данный принцип в равной степени применим и к действию Европейской конвенции по правам человека.

Даже если государство решит воспользоваться своим правом в соответствии с пунктом 1 статьи 58 и денонсирует Конвенцию, она будет продолжать действовать в отношении этого государства еще в течение шести месяцев (согласно пункту 2 той же статьи). Таким образом, петиция, направленная в Европейский Суд по правам человека в период между датой денонсации и тем моментом, с которого денонсация начинает действовать, должна быть признана Судом приемлемой ratione temporis.

Обеспечение гарантируемых по Европейской конвенции прав и свобод является в первую очередь обязанностью органов власти государств-участников Конвенции. Деятельность страсбургского контрольного механизма носит исключительно субсидиарный характер[15], что неоднократно подчеркивалось в решениях как Европейской Комиссии по правам человека, так и Европейского Суда по правам человека. То, в какой степени национальные суды государств-участников могут обеспечивать гарантируемые по Конвенции права и свободы, рассматривая дела о действии или бездействии упомянутых властей, во многом зависит от решения вопроса о том, могут ли суды напрямую применять положения международных договоров вообще и Европейской конвенции по правам человека в частности. В свою очередь, ответ на этот вопрос зависит от разрешения проблемы действия международного права в рамках национальной правовой системы того или иного государства-участника.

Государства сами вправе решать, каким образом им выполнять свои международные обязательства и имплементировать соответствующие международно-правовые нормы в рамках собственных правовых систем. При этом государства несут ответственность только за конечный результат соблюдения своих обязательств. Данное утверждение со всей справедливостью применимо и в отношении Европейской конвенции о правах человека.

В самом тексте Европейской конвенции имеются статьи, предоставляющие возможность государствам-участникам признавать вытекающие для них из Конвенции обязательства в ограниченном объеме[16]. Наиболее ярко это проявляется в случае со статьей 57, устанавливающей следующее:

“1. Любое государство при подписании настоящей Конвенции или при сдаче на хранение ратификационной грамоты может сделать оговорку к любому конкретному положению Конвенции о том, что тот или иной закон, действующий в это время на его территории, не соответствует этому положению. Настоящая статья не предусматривает оговорок общего характера. 2.Любая оговорка, сделанная в соответствии с положениями настоящей статьи, должна содержать краткое изложение соответствующего закона”[17].

Потребность в признании и защите всех категорий основных прав и свобод на уровне современных стандартов собственно в рамках Европейских Сообществ и Европейского Союза заставила институты и государства — члены Союза вернуться к вопросу о разработке своего, союзного, «билля о правах» — сначала в виде деклараций, затем — полноценной Хартии основных прав[18].

Декларации о правах человека 1989 г. В 1989 г. в рамках Европей­ских сообществ (Союза тогда еще не существовало) были приняты два акта о правах человека с рекомендательной силой: Декларация основ­ных прав и свобод и Хартия Сообщества об основных социальных правах работников[19].

Первый документ разработан Европейским парламентом, вто­рой — результат коллективного правотворчества государств-членов (ее подписали 11 из 12 тогдашних стран ЕЭС — все, кроме Велико­британии).

Декларация основных прав и свобод — довольно краткий акт из 25 статей, в котором провозглашаются основные права всех катего­рий, в том числе социально-экономические, а также их гарантии и важнейшие принципы правового положения личности (принцип ра­венства перед законом — ст. 3) и политической системы в целом (принцип демократии — ст. 17)[20].

Хартия Сообщества об основных социальных правах работника, как видно из названия, закрепляет прежде всего социальные права и гарантии лиц наемного труда: право на занятость и вознаграждение, право на улучшение условий жизни и труда, право на социальную за­щиту и т.д.

Ее основная часть включает 30 пунктов, многие из которых носят программный характер (например, согласно п. 17 «Информирование, консультация и участие работников в управлении должны развиваться по соответствующим направлениям, принимая во внимание дейст­вующую практику в различных государствах-членах»).

Декларация Европарламента и Хартия социальных прав (согласно ее преамбуле также имеющая силу декларации) лишь с оговорками могут быть названы источниками основ правового положения челове­ка и гражданина в Европейском Союзе. Хотя оба документа имеют немалое политическое значение, ни один из них не получил силы юридически обязательного нормативного акта.

В западной доктрине, как уже отмечалось, их обычно характеризу­ют как источники «мягкого права» — в отличие от «жесткого права» (права в традиционном смысле слова), нормы которого содержатся в регламентах, директивах, других стандартных формах правотвор­чества[21].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.